СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение и обобщение темы «Лексикология. Фразеология

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  повторить и закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

Задачи урока: – знать определения синонимов, омонимов, антонимов, фразеологизмы; использовать их в речи; – развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся, логическое мышление, память, интерес к русскому языку, обогащать словарный запас пятиклассников; – воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову.

Планируемые результаты:

- Личностные: осознание лексического богатства русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логическое мышление.

- Метапредметные: осознавать роль слова для выражения мыслей; способность определять цель своей деятельности; оценивать достигнутые результаты

- Предметные: знать предмет изучения лексикологии; знать содержание понятий, изучаемых лексикологией; уметь находить понятия в тексте;  определять слово по лексическому значению, толковать лексическое значение слова; правильно писать слова с орфограммами, связанными с лексическим значением слова.

Тип урока:  повторение и обобщение пройденного материала.

Цель:  повторить и закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

Задачи урока: – знать определения синонимов, омонимов, антонимов, фразеологизмы; использовать их в речи; – развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся, логическое мышление, память, интерес к русскому языку, обогащать словарный запас пятиклассников; – воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову.

Планируемые результаты:

- Личностные: осознание лексического богатства русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логическое мышление.

- Метапредметные: осознавать роль слова для выражения мыслей; способность определять цель своей деятельности; оценивать достигнутые результаты

- Предметные: знать предмет изучения лексикологии; знать содержание понятий, изучаемых лексикологией; уметь находить понятия в тексте;  определять слово по лексическому значению, толковать лексическое значение слова; правильно писать слова с орфограммами, связанными с лексическим значением слова.

Тип урока:  повторение и обобщение пройденного материала.

Просмотр содержимого документа
«Повторение и обобщение темы «Лексикология. Фразеология»

Дата 18.12.2019 урок русского языка в 5 классе № 74

Учитель: Джелилова Ш.Ю.


Тема урока. Повторение и обобщение темы «Лексикология. Фразеология»». (§35) С.124-125

Цель: повторить и закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

Задачи урока:
– знать определения синонимов, омонимов, антонимов, фразеологизмы; использовать их в речи;
– развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся, логическое мышление, память, интерес к русскому языку, обогащать словарный запас пятиклассников;
– воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову.

Планируемые результаты:

- Личностные: осознание лексического богатства русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логическое мышление.

- Метапредметные: осознавать роль слова для выражения мыслей; способность определять цель своей деятельности; оценивать достигнутые результаты

- Предметные: знать предмет изучения лексикологии; знать содержание понятий, изучаемых лексикологией; уметь находить понятия в тексте;  определять слово по лексическому значению, толковать лексическое значение слова; правильно писать слова с орфограммами, связанными с лексическим значением слова.

Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала.

Оборудование: компьютер, карточки с дифференцированными заданиями, листы для самооценки, презентация.


Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие. Эмоциональный настрой учащихся.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Определение темы и постановка цели и задач урока.

- Мы с вами завершили изучение Лексики. На предыдущих уроках говорили о синонимах, антонимах, омонимах, однозначных и многозначных словах…
- Что же мы будем делать сегодня? Какова тема нашего урока?
Повторение по теме «Лексикология. Фразеология».

- А что же такое «Лексикология»?
А какую цель мы поставим перед собой? Чем мы будем заниматься на уроке?
Повторить и закрепить изученный ранее материал.
Сегодня мы отправимся в путешествие в страну «Лексикологию». Мы побываем… на острове Многозначных слов и Омонимов, в заливе Синонимов, в океане Антонимов, на полуострове ….., в бухте Фразеологизмов.
Учитель: Итак, в путь, друзья! ( плеск волн)

  1.  Повторение изученного материала

  1. Орфографическая минутка. Словарный диктант с самопроверкой и объяснением.

Кирпич, лыжи, желтый, шорох, выбирать, сердце, замирать, затереть, прикоснулся, резчик, гонщик, отыскать, межинститутский, сжигать, раздарить.

И вот перед нами остров! Что же это за остров? Предстоит угадать!
За столом сказала мать:
«Хватит языком болтать!»
А сынишка осторожно:
«А болтать ногами можно?»

Ребята, что интересного вы заметили? На что обратили внимание?
На каком же мы острове?
...
Давайте вспомним определение, что такое омонимы?
(Слова одинаковые по звучанию но разные по лексическому значению)

- Чем отличаются омонимы от многозначных слов? (У многозначных слов есть сходство в лексических значениях, у омонимов его нет)
Приведите свои примеры (брак, кран, лук)
Задание классу:

Работа с текстом. Прочитайте выразительно. (текст у каждого на парте)

Молоко убежало.


Услышала Нина, как мама г..в..рит старшей сестре: «Последи, пожалуйста, за м..локом, как бы оно не уб..жало»,- и стала думать, как м..локо уб..жать может. Суп в кастрюле варит..ся и не уб..гает, чай в чайнике кипятит..ся и не уб..гает, только булькает, когда вскипает. «Нет, и м..локо не может уб..жать», -решила она.
И захотелось ей проверить, верно ли она решила. Пошла Нина в кухню. Кастрюлька с горячим м..локом на краю плиты ст..яла. Девочка взяла и ..двинула ее на огонь.
Пост..яла она, посм..трела: ноги у м..лока не выр..стают, значит, не бежит оно. Отвернулась Нина и стала с кошкой играть.
А м..локо тем временем начало п..тихоньку п..дниматься, добралось да края к..стрюли, выгл..нуло, не наблюдает ли кто за ним, поколебалось немножко и… поб..жало, полилось через край. Бежит, шипит на горячей плите. Бросилась Нина к плите, а в кастрюльке пусто, на п..лу лужа молочная. Вот как оно убегает, без всяких ног.

- Что означает выражение молоко убежало?
- В прямом смысле употребляется слово «убежало»?

А мы отправляемся дальше! И прямо по курсу Полуостров Фразеологизмов!

- Что такое фразеологизм?


Проекты – продукт. Три группы: художники (группа представляет нарисованные фразеологизмы), поэты (поют частушки), пиарменеджеры (реклама фразеологического словаря).


  1. И вот перед нами Залив Синонимов


Дифференцированное задание. (карточки) у доски


Вариант 1. Работа по карточкам «Помоги найти мне друга»
К словам левой колонки надо подобрать синонимы из правой:
Алфавит Аккуратный
Огонь Алый
Опрятный Скакать
Прыгать Азбука
Бросать Пламя
Красный Кидать

Вариант 2. Работа по карточкам «Помоги найти мне друга»
Подберите синонимы к следующим словам:
Доктор – врач 
Педагог – учитель
Грязный –  неопрятный
Красивый – прекрасный

Веселый – радостный

Смелый – храбрый


Игра «Переводчик» (работа с синонимами)

Что такое синонимы? Переведите предложение с «русского на русский», заменив синонимами все слова – самостоятельные части речи.

Водитель сосредоточенно вглядывался во мрак. (Шофер внимательно всматривался в темноту)
Работа с классом:
Вспомним, что такое синонимы?


  1. Физкультминутка

Учащиеся выходят из-за парт. Если учитель называет выражение, где слова употреблены в прямом значении, учащиеся выполняют поворот направо, если в переносном значении – налево.

Бархатный занавес, бархатный лужок; золотое кольцо, золотая рожь; светлая комната, светлое будущее; разгорелась ссора, разгорелось пламя; пустой карман, пустой разговор; грязное ведро, грязное дело; кислое лицо, кислая ягода; горячая пища, горячая голова; теплая встреча, теплая одежда; воет собака, воет вьюга.


6) Самостоятельная работа.

Отправляемся дальше! И вот мы уже в Океане! В каком?
Вот и подсказка!
Слова-неприятели спорят весь день
Один скажет: «Солнце»,
Другой скажет: «Тень».
Один скажет: «Близко»,
Другой: «Далеко».
Один скажет: «Низко»,
Другой: «Высоко».

О каких неприятелях идет речь? И в каком океане мы находимся?
А что такое антонимы?

Устная работа


Подберите антонимы к словам:

далеко (близко), узкий (широкий), богатый (бедный), любовь (ненависть), ленивый (трудолюбивый), расческа (?), велосипед (?).


Взаимопроверка. Я бросаю мяч и называю слово, а ученик называет антоним. Так несколько раз. А затем ученики бросают друг другу…
Веселиться - …
Встречать
День
Добрый
Дорогой
Друг
Жарко
Забыть
Легкий
Медленно
Мягкий
Правда

Самостоятельная работа.  (самостоятельно) (слабому разрезанные пословицы собрать)

Дополни пословицу. Что интересного в этих пословицах?
Ученье – свет, а неученье – ... тьма
Любишь брать, люби и ...отдавать
Сытый... не разумеет голодного
Иди вперед, а оглядывайся... назад
Корень учения горек, да плод его...
Знай больше, говори...
Не бойся врага умного, бойся друга...глупого
Лучшая вещь – новая, лучший друг - ...старый


7) РЕЗЕРВ. Поразмышляем…

-  Прочитаем выразительно стихотворение. Выпишите самостоятельно антонимы. Один человек на обратной стороне доски. 
Яблоко.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал,
Что низко
А мышонок-
Высоко,
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко,
А теленок – озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А цыпленок – тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно:
-Кислое – зачем оно?
-Что вы! –
Шепчет червячок.-
Сладкий у него бочок. 

Г. Сапгир

- Почему одно и то же яблоко породило такие разные мнения? Кто из них прав? Почему?...

Мы, люди, тоже все разные, не бывает двух одинаковых, и порой мы тоже имеем разные мнение, и прежде чем спорить, задумайтесь: может быть, каждый из вас прав по-своему, у каждого может быть своя правда. 

- Какую роль выполняют антонимы? (противопоставляют)

- Антонимы используются даже в названиях произведений. 
Можете привести примеры?
«Белый Бим – черное ухо» Троепольский, «Принц и нищий» М. Твен, «Война и мир» Л. Н. Толстой, «Толстый и тонкий» А. П. Чехов, «Что такое хорошо и что такое плохо» Маяковский В. 


Творческая письменная работа (по вариантам)

Вставьте в пословицы пропущенные слова-антонимы.

1. … птичка носик прочищает, а … глаза продирает. (ранняя, поздняя)

поддакивает, а … спорит. (враг, друг)

Лучше воду пить в …, чем мед в … . (радости, кручине)

Одежда лучше …, а друзья … . (новая, старые)

2. На … собака лает, а … кусает. (смелого, трусливого)

ищет место, а … и в углу видно. (глупый, разумного)

земля … рук не любит. (черная, белых)

Готовь сани ... , а телегу … . (летом, зимой)



Конкурс «Актерское мастерство».

Учащиеся по очереди с помощью жестов изображают то, что написано на карточке. Задания на карточках:

Водить за нос.

Ломать голову.

Прикусить язык

Кот наплакал.


5. Подведение итогов.

Вот и подошло к концу наше путешествие! Мы разворачиваем наш корабль и возвращаемся домой!

Подведем итоги:

- О каких разделах русского языка сегодня шла речь? О лексике и о фразеологии.

- О каких понятиях из лексикологии мы сегодня с вами говорили? (На доске)


Словарный состав языка; слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению; слова одной и той же части речи, близкие по лексическому значению; слова, противоположные по лексическому значению; старый, опытный воин; человек, совершающий поездку в поезде или другом виде транспорта; слова, имеющие несколько лексических значений.

Проверка работы, объяснение некоторых орфограмм.

(Лексика, омонимы, синонимы, антонимы, ветеран, пассажир,, многозначные).

- Откуда мы можем узнать лексическое значение слова? Назовите автора.

- Ребята, после нашего урока-игры, как вы думаете – для чего нам нужно изучать лексику русского языка? Для того, чтобы обогащать словарный запас языка, для того, чтобы красиво и правильно говорить.


6. Рефлексия (Значки морские)

Прием «Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. сегодня я узнал...
2. было интересно...
3. я выполнял задания...
4. я понял, что...
5. теперь я могу...
6. я почувствовал, что...
7. я приобрел...
8. я научился...
9. у меня получилось ...
10. меня удивило...

7. Домашнее задание

1) Нарисовать фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы (по выбору)

2) Придумать карточку для соседа с заданием (тесты) по теме «Лексикология. Фразеология»















Приложение 1

1 Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно.

Мы частушки-фразеушки

Пропоём старательно.


2 На скакалке я скакала
Победить никто не смог.
Так я к вечеру устала:
Спать легла без задних ног.


3 Неприятно на уроке
Двоечников слушать:
Ерунду несут такую,

Сразу вянут уши.


4 Землянику собирал я

На красивенький поднос.

Почему - то мне сказали,

Что её там с гулькин нос.


5 На уроке наш Андрюша

Ничего не слушал.

Он бездельничал,

а значит Всё же бил баклуши.


6 В одно ухо у ребят

Тема залетает,

Не проходит двух минут

В другое вылетает.


7 До ушей краснеет Даня –

Петь не получается,

Уши вянут у других –

А он во всю старается


8 Мы пропели фразеушки,

Верьте вы своим ушам,

Не ушами надо хлопать,

А учиться лучше нам

















Приложение 2

РЕКЛАМА

Доброго времени суток, дорогие дамы и господа! С вами телемагазин «На диване» и сегодня мы представляем вашему вниманию «Словарь фразеологизмов». В этом словаре содержится большое количество фразеологических оборотов. Купив данный словарь, вы станете разговаривать, как настоящий ученый и научитесь понимать о чем говорят другие люди. Только сегодня при покупке одного словаря, вы получаете второй словарь совершенно бесплатно. Получается, что вы платите за один словарь, а получаете два. Такое бывает один раз в жизни. Торопись – это ограниченное предложение.



Чебурашка

- Мне сказали, что я бью баклуши.

Девочка

- Зачем вы это делали?

Чебурашка

- Я не знаю. А это что, что-то плохое? Я просто лежал на диване.

Крокодил Гена

- Сейчас посмотрим…. Таааак бить баклуши. Сейчас найдем..би..би – бить баклуши – это бездельничать. Ты бездельничал.

Чебурашка

- Значит вы не будете со мной дружить?

Девочка

- Почему? Будем! Будем! Только купи словарь фразеологизмов!

Крокодил Гена

- Я купил и очень доволен.









Карточка

Работа с текстом. Прочитайте выразительно. (текст у каждого на парте)

Молоко убежало.


Услышала Нина, как мама г..в..рит старшей сестре: «Последи, пожалуйста, за м..локом, как бы оно не уб..жало»,- и стала думать, как м..локо уб..жать может. Суп в кастрюле варит..ся и не уб..гает, чай в чайнике кипятит..ся и не уб..гает, только булькает, когда вскипает. «Нет, и м..локо не может уб..жать», -решила она.
И захотелось ей проверить, верно ли она решила. Пошла Нина в кухню. Кастрюлька с горячим м..локом на краю плиты ст..яла. Девочка взяла и ..двинула ее на огонь.
Пост..яла она, посм..трела: ноги у м..лока не выр..стают, значит, не бежит оно. Отвернулась Нина и стала с кошкой играть.
А м..локо тем временем начало п..тихоньку п..дниматься, добралось да края к..стрюли, выгл..нуло, не наблюдает ли кто за ним, поколебалось немножко и… поб..жало, полилось через край. Бежит, шипит на горячей плите. Бросилась Нина к плите, а в кастрюльке пусто, на п..лу лужа молочная. Вот как оно убегает, без всяких ног.

- Что означает выражение молоко убежало?
- В прямом смысле употребляется слово «убежало»?

_________________________________________________________________________________

И вот перед нами Залив Синонимов


Дифференцированное задание.


Вариант 1. Работа по карточкам «Помоги найти мне друга»
К словам левой колонки надо подобрать синонимы из правой:
Алфавит Аккуратный
Огонь Алый
Опрятный Скакать
Прыгать Азбука
Бросать Пламя
Красный Кидать


Вариант 2. Работа по карточкам «Помоги найти мне друга»
Подберите синонимы к следующим словам:
Доктор –
Педагог – 
Грязный – 
Красивый – 

Веселый –

Смелый –

Самостоятельная работа.

  • Отправляемся дальше! И вот мы уже в Океане! В каком?
    Вот и подсказка!
    Слова-неприятели спорят весь день
    Один скажет: «Солнце»,
    Другой скажет: «Тень».
    Один скажет: «Близко»,
    Другой: «Далеко».
    Один скажет: «Низко»,
    Другой: «Высоко»

________________________________________________________________________

Самостоятельная работа.  (самостоятельно)


Дополни пословицу. Что интересного в этих пословицах?
Ученье – свет, а неученье – ...
Любишь брать, люби и ...
Сытый... не разумеет
Иди вперед, а оглядывайся...
Корень учения горек, да плод его...
Знай больше, говори...
Не бойся врага умного, бойся друга...
Лучшая вещь – новая, лучший друг - ...

_______________________________________________________________________________

-  Прочитаем выразительно стихотворение. Выпишите самостоятельно антонимы.

Яблоко.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал,
Что низко
А мышонок-
Высоко,
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко,
А теленок – озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А цыпленок – тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно:
-Кислое – зачем оно?
-Что вы! –
Шепчет червячок.-
Сладкий у него бочок. 
____________________________________________________________________



Творческая письменная работа (по вариантам)

Вставьте в пословицы пропущенные слова-антонимы.

1. … птичка носик прочищает, а … глаза продирает.

поддакивает, а … спорит.

Лучше воду пить в …, чем мед в … .

Одежда лучше …, а друзья … .

Творческая письменная работа (по вариантам)

Вставьте в пословицы пропущенные слова-антонимы.


2. На … собака лает, а … кусает.

ищет место, а … и в углу видно.

земля … рук не любит.

Готовь сани ... , а телегу … .

______________________________________________________________________________



Конкурс «Актерское мастерство».

Учащиеся по очереди с помощью жестов изображают то, что написано на карточке.



Водить за нос.

Ломать голову.

Прикусить язык

Кот наплакал.


Подведем итоги

Ответьте на вопросы устно


Словарный состав языка;

слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению;

слова одной и той же части речи, близкие по лексическому значению;

слова, противоположные по лексическому значению;

старый, опытный воин;

человек, совершающий поездку в поезде или другом виде транспорта;

слова, имеющие несколько лексических значений.

__________________________________________________________________________________

6. Рефлексия

Прием «Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:


1. сегодня я узнал...
2. было интересно...
3. я выполнял задания...
4. я понял, что...
5. теперь я могу...
6. я почувствовал, что...
7. я приобрел...
8. я научился...
9. у меня получилось ...
10. меня удивило...

_________________________________________________________________________________

7. Домашнее задание

1) Нарисовать фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы (по выбору)

2) Придумать карточку для соседа с заданием (тесты) по теме «Лексикология. Фразеология»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!