Просмотр содержимого документа
«Повторение и обобщение пройденного материала по теме «Количество теплоты. Удельная теплоемкость». Самостоятельная работа.»
Урок № Повторение и обобщение пройденного материала по теме
«Количество теплоты. Удельная теплоемкость». Самостоятельная работа.
Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся о количестве теплоты и удельной теплоемкости вещества.
Ход урока
Повторение и обобщение изученного материала
Особое внимание следует обратить на то, что в известном выражении U = Q + А, в зависимости от соотношения знаков Q и А, внутренняя энергия может меняться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. В качестве примера можно привести следующую задачу.
Задача 1
Определить изменение внутренней энергии тела, если над ним была совершена работа 400 Дж, а при теплообмене тело отдало другим телам 500 Дж.
Решение: так как U = + А, то с учетом, что = -Q, получим: U = А - Q = - 100 Дж.
Внутренняя энергия, таким образом, уменьшилась на 100 Дж.
Далее нужно показать, что расчет количества теплоты, которое тело получает или отдает при теплообмене, можно определить либо по формуле
Q = cm( - ) = cmt.
либо по формуле: Q = c*( - ) = c*t,
где с* - теплоемкость тела.
Ясно, что для тела данной массы полученное и отданное количество теплоты будет одинаковым, если изменение температуры произошло в одинаковом диапазоне = . Значит, = -. Знак « - » указывает на то, что тело отдает тепло.
Задача 2
Теплоемкость тела равна 400 . При нагревании оно получило 8 кДж тепла. Определить изменение температуры тела.
Решение:t = = = С.
Самостоятельная работа
Уровень 1
Что потребует большего количества теплоты для нагревания на 1°С: стакан воды или бидон воды?
Чугунную деталь массой 1 кг нагрели на 1°С. На сколько увеличилась при этом внутренняя энергия детали?
Уровень 2
Каким количеством теплоты можно нагреть 0,3 кг воды от 12°С до 20°С?
Слиток серебра массой 120 г при остывании от 66°С до С передал окружающей среде 1,5 кДж теплоты. Как велика удельная теплоемкость серебра?
Уровень 3
В каком случае горячая вода в стакане охладится больше: если в него опустить серебряную или алюминиевую ложку той же массы? Ответ обоснуйте.
Кусок льда был нагрет от -40°С до -10°С. При этом было затрачено 21 кДж тепла. Определите массу льда.
Уровень 4
Определите массу свинцовой болванки, если она при охлаждении от 200С до 10°С отдала 26 кДж.
Внутренняя энергия тела увеличилась на 40 кДж. При этом тело получило 50 кДж тепла. Какую работу совершили в этом процессе?
Домашнее задание: повторить §7 - 9 учебника; № 1009, 1013, 1019.