Конспект урока по теме: Повседневная и духовная жизнь общества
Тип урока: комбинированный
Цель урока: раскрыть содержание и основные направления развития российского общества в 2000—2007 гг.; показать достижения и противоречия отечественной культуры и спорта на этом этапе.
Задачи урока:
Образовательные: охарактеризовать основные направления развития культурной жизни страны
Развивающие: продолжать формировать у учащихся умение давать описание исторических событий на основе текста учебника, продолжать формировать умение работать с документами
Воспитательная: продолжать формировать чувство гордости и уважения к людям, внесшим свой вклад в развитие российской культуры, науки и спорта
Планируемые результаты:
Предметные: знают основные направления развития культурной жизни страны, дают четкое определение понятиям информационное общество и гражданское общество
Метапредметные: умеют выбирать нужную информацию, анализировать её, умеют выделять главное в документе
Личностные: понимают и осознают значимость достижений российской культуры в мировом пространстве
Ключевые понятия: информационное общество, гражданское общество
Оборудование: учебники, мультимедийный проектор, экран, видеоматериал, иллюстрации
Структура урока:
Развитие элементов гражданского общества
Власть и СМИ
Развитие образования, науки, культуры
Достижения российского спорта
Власть и церковь
Ход урока:
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания и выполнения тестового задания по пройденным темам. Далее учитель предлагает вопросы для обсуждения: каково было положение дел в духовной сфере к началу 2000 г.?
После беседы с учащимися, все вместе даем определение понятиям гражданское общество и информационное общество:
Гражданское общество - общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между гражданами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, сообщность граждан высокого социального, экономического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Современное понимание гражданского общества — это общий интерес и общая воля, которые концентрируются в таком институте, как государство
Информационное общество - общество, основой развития которого становится не материальное производство, а производство знаний и информации на базе передовой информационной технологии, т. е. информативность.
После этого учитель предлагает работу в группах. Учащиеся делятся на 5 групп и получают индивидуальные карточки с заданием. 1 группа - Развитие элементов гражданского общества - задание: Кем и когда была поставлена задача развития элементов гражданского общества в современной России? Как вы понимаете суть и основные направления решения этой задачи? Какую политику государство проводило в 2000—2007 гг. по развитию элементов гражданского общества? 2 группа - Власть и СМИ - задание: Какую роль в общественной жизни страны играли в это время средства массовой информации? Какую политику проводило государство в отношении СМИ? 3 группа - Развитие образования, науки, культуры - задание: Каких успехов добились в эти годы образование, наука и культура России? Приведите наиболее яркие примеры. 4 группа - Достижения российского спорта - задание: В чём вы видите причины достижений российских спортсменов на международных соревнованиях 2000— 2007 гг.? Кого из выдающихся спортсменов этого времени вы знаете? Чем они знамениты? 5 группа - Власть и церковь - задание: Чем были отмечены отношения государства и основных традиционных конфессий в 2000—2007 гг.? Какую роль в жизни российского общества играла в эти годы Русская православная церковь? Для выполнения задания учащиеся работают с текстом учебника на страницах 379-383. После выполнения задания от каждой группы выступает спикер и презентует получившийся ответ.
Для закрепления знаний учащиеся отвечают на вопросы из рубрики проверим свои знания
Параграф 58 - учить, вопросы в конце параграфа