СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поволжье. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологичкая карта урока географии в 9 классе по теме "Поволжье. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала". 

Просмотр содержимого документа
«Поволжье. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала.»

Технологическая карта урока

Учитель: Жонусова А.К.

Школа: МОАУ «СОШ №23 г. Новотроицка»

Класс: 9

Предмет: география

Тема урока: Поволжье. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала.

Цель: начать формирование целостного представления о Поволжском экономическом районе посредством организация деятельность учащихся, направленной на определение состава и особенностей ЭГП и природно-ресурсного потенциала Поволжского экономического района; воспитание любви и чувства гордости к родной стране.

Задачи:

Образовательные: 

1. Познакомиться с составом Поволжского района.

2. Выявить специфические черты географического положения и оценить экономико-географическое положение (ЭГП) Поволжья.

3. Описать природные условия и ресурсы.

Развивающие :

1. Продолжить формирование элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового характера.

2. Создать условия для развития умения выделять главное, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы; развивать познавательный интерес к предмету.

3. Развивать навыки быстрого поиска нужной информации в учебнике и картах атласа.

Воспитательные :

1. Воспитывать гражданина, патриота своей страны, способного осознать себя ее часть; потребность в получении знаний об особенностях природы родной страны, бережное отношение к природным богатствам страны, осознание целостности географической среды;

2. Воспитывать чувство коллективизма, уважения к чужому мнению, ответственного отношения к учебе.


Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:­ географическое положение Поволжья; хозяйственное освоение территории; особенность природы Поволжья;

Учащиеся должны уметь: называть и показывать объекты номенклатуры по тематике урока; определять факторы, влияющие на развитие хозяйства в регионе; самостоятельно работать с картами, учебниками, дополнительным материалом; 

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма урока: урок-путешествие.

Методы обучения:

– Объяснительно-иллюстративный;

– репродуктивный;

– частично-поисковый.

Технология проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие, метапредметный подход, использование компетентностно-ориентированных заданий, активные формы обучения: спонтанных вопросов, приёмы «Стороны горизонта», «Расставь правильно», «Найди лишнее», «Я - капитан».

Оборудование: компьютер, мультимдийный проектор, экран, колонки, презентация, учебник, рабочие листы, настенная карта «Административно-территориальное деление России» физическаякарта Восточно – Европейская равнина настенная карта России, атлас «Население и хозяйство России» 9 класс.


Планируемые результаты

Предметные умения

УУД

Метапредметные

Личностные

Объяснять особенности ЭГП и природы Поволжья.

Определять специфику природных ресурсов по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Объяснять причины разнообразия природных ресурсов в районе, приводить примеры. Обозначать на контурной карте состав и природные географические объекты.

Умение работать с различными источниками информации.

Выделять главное в тексте.

Структурировать учебный

материал. Готовить выступление. Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи. Преобразовывать текстовую информацию в табличную. Умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Ориентация на применение знаний для решения задач в области окружающей среды в повседневной жизни, повышение уровня экологической культуры школьников



СТРУКТУРА УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

1. Орг. момент

1 мин.

Приветствие, знакомство, настрой обучающихся на продуктивную работу.

- Доброе утро, ребята! Сегодня урок географии проведу у вас я - Асылзат Кайрловна – учитель географии школы №23 г. Новотроицка. В процессе урока мы с вами познакомимся. И я надеюсь на плодотворное сотрудничество и положительный эмоциональный настрой во время урока!

Прежде чем начать наш урок, я бы хотела рассказать вам притчу:

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Это конечно же метафора – переносное значение выражения. Но всё зависит от вас самих! Все в наших руках!!! Только нужно приложить усилия, Для того, чтобы получить «5».

Эмоционально настроиться на работу на уроке



2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

2 мин.


- Ребята, а вы любите путешествовать? Где вы успели побывать на территории нашей огромной страны?

- Я очень люблю путешествовать. И этим летом запланировала путешествие на теплоходе по одной из самых крупных рек России с остановками в разных городах, где можно посмотреть столько достопримечательностей и привести огромное количество фотографий.

- Давайте посмотрим на экран, и попробуем определить, где находятся эти замечательные места? (слайды монументов и мемориалов)

- О какой реке идет речь? Правильно Волга. (СЛАЙД ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ВОЛГЕ)

- Мы сегодня будем говорить и о реке, и о городах, одним словом о Поволжье?

- И итогом, надеюсь, станет составление маршрута путешествия по данной реке.

- Какие чувства у вас вызывают эти иллюстрации?

- Являясь гражданами страны, о какой ответственности мы не должны забывать? (беречь, хранить, преумножать)

Фронтальная беседа – дети отвечают на вопросы учителя.



- слушают и формулируют тему урока


Выражают восхищение красотам Поволжья, говорят о необходимости это сохранить для потомков

Сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы

3. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации

2 мин.

Давайте вспомним, с чего начинается изучение любого экономического района, и определим этапы нашего урока.

Для работы на уроке мы используем рабочие листы, учебник, карты атласа, а также контурные карты

формулируют этапы урока:

- состав ЭР

- ГП и ЭГП

- природные ресурсы и условия

Сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы

4. Открытие новых знаний

15 мин.


























Динамическая пауза

1 мин







1.Обучающимся предлагается определить, какие субъекты РФ составляют ПЭР (используя материал учебника стр. 255), отметить их в контурной карте.

Прием «Стороны горизонта»: перечислите субъекты, входящие в состав ПЭР, по мере продвижения с юга на север.

Несколько учащихся (по очереди) работают у доски, проговаривая и обозначая границу и центр каждого субъекта ПЭР

Прием «Расставь правильно»:

подпишите центры каждого субъекта ПЭР

(7 минут).

Параллельно просматривает слайды с красивейшими местами России.


2. Оцените экономико-географическое положение Поволжья по плану, выделите выгодные и невыгодные черты ЭГП района

- В чем вы видите уникальность ЭГП Поволжья?

(5 мин + проверка 3мин)





Предлагает уч-ся встать выполнить гимнастику для глаз:

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд  направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

1.Работа с картами учебника. Выделяют субъекты, относящиеся к Поволжью.



Работа в контурных картах – обозначение географических объектов на карте.

(некоторые ребята, по очереди, выходят к доске и работаю с контурной картой у доски)







2. Работа в парах с планом-характеристикой ЭГП, обсуждают, делают вывод.


Отвечают на вопрос:

р. Волга является экономической осью.



Выполняют



Анализ карт учебника, индивидуальная работа



Работа с информационными картами (индивидуальная и фронтальная форма работы)









Парная работа, метод исследования













5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

5 мин

3. Сейчас предлагаю вам разделиться на пары и используя текст учебника, заполнить таблицу «Природные ресурсы Поволжья» (3 мин)


- Изучите каждый свой вопрос так, чтобы суметь его объяснить другим.


- Сделайте вывод.

3. Делятся на группы и работают с текстом, используя также карты атласа.


Выступают с вопросом



Делают вывод об обеспеченности Поволжья всеми видами природных ресурсов.

Работа в группах.

Организация информации с помощью текста, карт атласа, выявление причинно-следственных связей.

5 . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

5 мин.

- Ребята, мы очень плодотворно с вами поработали. Вы молодцы!

А теперь посмотрите на экран и определите лишний географический объект и объясните почему

(прием «Найди лишнее»).

1) Татарстан, Калмыкия, Карелия

2) Ульяновская обл., Саратовская, обл., р. Татарстан

3) Астраханская обл., р. Калмыкия, р. Татарстан

4) Волгоградская обл., Самарская обл., Пензенская обл.

5) г. Самара, г. Элиста, г. Астрахань

Выполняют задание с экрана – находят лишнее, логически объясняя - почему?





Индивидуальная и фронтальная работа


Беседа

6. Домашнее задание

1 мин.

Дифференцированное домашнее задание. (1 мин)

Базовый уровень - Параграф 42, вопросы 2 письменно

Повышенный уровень - Параграф 42, вопросы 2 письменно, рубрика «От теории к практике»

Творческое задание - разработать маршрут путешествия по р. Волга в ПЭР, записав все увиденные географические объекты и достопримечательности

(прием «Я - капитан»)

Определяют для себя д/з.

Знакомятся с домашним заданием



7. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

3 мин.

- Ребята что мы сегодня узнали?

- Что мы использовали для того чтобы это узнать?

- Для чего мы это узнали?


- Ребята, в начале урока я рассказала вам притчу. И она закончилась словами «Все в твоих руках».

- Как вы считаете, прав ли был мудрец? Справились ли мы с заданием?

Проводят рефлексию, отвечая на вопросы










Фронтальная работа



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!