СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предназначена для педагога и учеников 7 класса.

Просмотр содержимого документа
«"Повесть о Петре и Февронии Муромских"»



Конспект урока по теме «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Класс: 7

Тема урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Тип урока: открытие нового знания

Цели: показать жанровое своеобразие Повести…» как одного из средств создания образов Петра и Февронии; раскрыть образы святых Петра и Февронии; помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков; показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.



  • Знаток древнерусской литературы Д.С. Лихачев говорил:

Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

  • Как вы понимаете это высказываниекоторое является эпиграфом к нашему уроку и что такое нравственность?

(Нравственность - 1. Внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе. Человек высокой, безупречной нравственности. Развитие нравственности. Требования нравственности. Слабые, жалкие представления о нравственности. Упадок нравственности. 2. Совокупность норм, правил поведения человека в



обществе и природе, определяемые этими качествами. Законы, кодекс, нормы нравственности.)

  • Мы с вами вернемся к нашему эпиграфу в конце урока. А сейчас перенесемся в древнерусское государство, в далекий ХVI век и узнаем, кто же написал это замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии», какова его предыстория?

Слово двум ученикам, заранее подготовленнымкоторые подготовили историческую справку.

    1. Справка

ХVI век… - время образования единого Русского государства. За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария по порядку месяцев и дней составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов. Он назывался "Великие Четьи - Минеи" (В переводе с греческого – ежемесячные чтения). И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.

С тарый г. Муром славился легендами. Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире.) Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских.

Петр и Феврония – реальные исторические личности. Князь Петр правил в Муроме в начале 13 века. Он женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в один день и час 25 июня 1228 года. «Повесть о Петре и



Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.

    1. Беседа.

  • Ребята, какие слова вам были непонятны, мешали восприятию текста? (митрополит, «Великие Четьи – Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация).

  • Давайте прочитаем, что они означают?

Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).

«Великие Четьи – Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви.

Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди. Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.

Иночество - буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.

Канонизация – причисление к лику святых.

  1. Открытие нового знания.



1.Жанровое своеобразие повести. Работа над таблицей.

Чем интересна повесть? Что она напоминает?

  • Найдите в изучаемом произведении черты сказки, жития, повести (заполняется по ходу обсуждения)

  • Итак, каков жанр у этого произведения? Можно ли назвать это произведение житием?

Работа в группах. Самостоятельная исследовательская работа. Учащиеся заполняют таблицу, затем зачитывают. В этом произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести.



Сказка

Житие

Повесть

Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных

событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Житие (в переводе с церковно-славянского

– «жизнь») – описание жизни святых,

их деяний.

Жития имели определенную структуру.

По́весть — прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету,

воспроизводящему естественное течение жизни.

- Сказочный зачин:

«Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»

- Первая часть

«Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая

– на сказку о мудрой деве.

  • Есть волшебные вещи: агриков меч.

  • Добро побеждает зло (Пётр победил змия).

  • Загадки и

хитроумные испытания.

Например: «Плохо,

когда дом без ушей, а горница без очей».

  • Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для

житийного жанра построения произведения (начало не соответствует

житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития).

  • Автор прославляет святых, создавая идеальные образы.

  • Герои живут по

-Достоверность

«Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).

  • Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).

  • В центре произведения

  • образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.

  • В повести отражен один из острейших

конфликтов XVI века -



Хитроумные задания- испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

- Постоянные эпитеты (лукавый змей,

блаженный князь, мудрая дева); повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью).

«заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу.

  • Необычная смерть и посмертные чудеса (умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

  • Чудеса, которые творят герои (исцеление больных, по благословению Февронии сломанные ветки за ночь превращаются в

большие деревья).

история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.



Это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.

  • Обратимся к композиции:

  • Как построена повесть?

  • Сколько частей можно выделить?

  • Составляем коллективно план повести, запишем его на доске и в тетради.

3. Составление плана. 1.Подвиг князя Петра 2.Мудрая дева Феврония



3.Поединок Петра и Февронии с боярами 4.Кончина святых и посмертные чудеса 4.Характеристика образов главных героев. Духовный портрет Петра и Февронии.

Характеристика Петра

-Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть.

Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения?

(В нем есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово, стал ее испытывать, когда жены бояр стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает)

- Что мешает ему поступить иначе?

(Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Он считает себя выше простой крестьянской девушки)

Так почему же автор делает Петра главным героем?

(Петр раскаялся, исправил свои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, но тверд в вере)

  • Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга?

(Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии)

  • Теперь поговорим о Февронии. Найдите подтверждение из текста следующим характеристикам.

Характеристика Февронии

Подтверждение из текста

Благочестивость (верность

заповедям божьим,

Успокаивает Петра. Укрепляет в нем веру. «Не

скорби, князь, милостивый Бог не оставит нас в



религиозность, вера в Бога)

нужде».





Чудесный дар

Дар исцеления больных и дар чудотворения. Чудеса: Крошки превращаются в ладан. Мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями



Верность

Уходя из Мурома Берет с собой не золото, а

мужа своего Петра. «Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра»

Кротость, смирение

Прощает бояр, изгнавших их из Мурома.



  1. Подведение итогов урока



  • Ребята, о каком жанре мы узнали сегодня? К какому жанру относится

«Повесть о Петре и Февронии»?

  • Какова основная идея произведения?

  1. Домашнее задание



Подготовить пересказ (инсценировку, киносценарий) эпизодов повести. Творческая работа: какие жизненные ценности утверждаются в повести? Оформить в виде презентации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!