СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм".»

"Повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм". 9-й класс

Мы изучили творчество Фонвизина, Ломоносова, Державина. Что объединяет этих писателей?

(принадлежность к классицизму)

Вспомните черты классицизма.

НА доске:

КЛАССИЦИЗМ

- Культ разума, долга

- Общественная и гражданская тематика

- Соблюдение литературных норм и правил

Дома вы читали повесть Карамзина «Бедная Лиза». Отвечает ли это произведение требованиям классицизма? Докажем это во время беседы.

III. Беседа по содержанию повести.

1. Кто герои произведения?

(Главная героиня – Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой. Отец ее был очень трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро он умер. Мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15- летней Лизе взять все хлопоты о себе и матери на себя. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве.

Эраст – довольно богатый дворянин, вполне умный и с добрым от природы сердцем, но слабый и ветреный. Вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах. Скучал и жаловался на судьбу. Он читал романы, идиллии, был мечтательным. Когда Эраст встретил Лизу, он решил оставить «свет».)

2. Как развивались их отношения?

(Лизе исполнилось 17 лет, когда она однажды встретилась с Эрастом. Он купил у нее цветы. На другой день он пришел к Лизе в дом и заверил старушку – мать, что будет сам покупать все, что продает Лиза. Мать была рада, так как это избавляло ее от волнения за Лизу, когда та уходила в город продавать.

На следующий день Лиза мечтала о новой встрече с Эрастом, сидя на берегу. Вдруг, как в сказке, действительно перед ней появился он. В этот день они признались друг другу в любви и стали встречаться всякий день. Любовь их разгоралась день ото дня.)

3.Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему?

(Однажды Эраст объявил Лизе, что едет в поход. Через 2 месяца, Лиза неожиданно встретила его в Москве, куда приехала за лекарством для мамы. Она бросилась к нему. Он привел девушку в свой дом, в кабинет и сказал ей, что он должен жениться на другой, а она должна его забыть. Дал ей 100 рублей и велел слугам выпроводить.)

4. Как разрешается конфликт в повести?

(Лиза, потрясенная обманом Эраста, бросилась в озеро и утонула)

IV. Знакомство с литературным направлением «сентиментализм»

- Итак, можно ли считать, что в этом произведении присутствует культ разума? А что? (чувство) Подберем однокоренные слова (чувствительный). Синонимы к этому слову? (эмоциональный, сентиментальный)

- Какая тематика произведения? (любовная)

- Соблюдены ли литературные нормы? (нет)

- Таким образом, речь идет о литературном направлении – сентиментализм.

Заполняется вторая половина доски:

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

- Культ чувства

- Любовная тематика

- Нарушение литературных норм и правил классицизма

- Итак, на примере повести Карамзина мы можем говорить о новом литературном направлении – сентиментализме. Запишите вторую тему урока.

Откройте учебник на стр. 62 (Работа с учебником)

VI Вывод учителя

Да, ребята, демократичность (от «демос» – народ - слово на доске) сентиментализма проявилась не только в том, что героями становятся люди из народа, а в том, что они являются носителями положительных качеств, нравственной чистоты. Те, кто огражден богатством и знатностью от труда, обязанностей, быстро утрачивают природную чувствительность, становятся грубыми и жестокими. Люди, привыкшие заботиться и думать не только о себе, сохраняют и развивают заложенную от природы доброту и чувствительность. В этом заключался прогрессивный характер сентиментализма

V. Работа в группе.

Инструкция-схема для группы №1. Лиза:(ландыш)
1. Как зарождается и развивается любовь Лизы?

2. Какие чувства переполняют ее душу?

3. Помогают ли ей доводы рассудка?

4.Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?

5. Какими чертами характера автор наделил Лизу?

6. Следует ли Лиза советам матери: «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром».

7. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?

8. Лиза полюбила Эраста всею душой. Но почему в глубине сердца Лизы живет предчувствие боли, беды? Докажите, что эта любовь обречена

9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста?



Художник пишет свою «Бедную Лизу» в 1827 г. Многие отмечали, что он в этой работе милосердием своим превзошел Н.М. Карамзина. Если писатель сентиментален в изображении своей бедной Лизы, то Кипренский романтичен. Работая над портретом, он скорее всего вспоминал крепостную мать, ее судьбу, любовь которой была разбита, жизнь исковеркана. 
Кипренский и изобразил Лизу в тоске и печали. Юная миловидная девушка с мольбой смотрит на того, с кем ей суждено расстаться. В ее дрожащей руке красный цветок — символ любви, у которой нет будущего. 


Латинское название «ландыш» в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».
Прекрасный весенний цветок издавна привлекал внимание людей и о его происхождении сложено множество поэтических легенд.
В христианской мифологии ландыш – это слезы Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слезы эти, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, которые, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами.
Любовь к ландышу осветила творчество многих поэтов и писателей. Как о самом любимом цветке отзывались о нем А.И.Куприн, С.Ковалевская, П.И.Чайковский, А.А.Фет и другие.
В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли чистоту, нежность, любовь, верность, невинность.


Инструкция-схема для группы №2. Эраст: (деньги)
1. Каким предстал Эраст перед матерью Лизы?.

2. Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

3. Что привлекло Эраста в Лизе?

4.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
5. Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?
6. Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?
7. Какими чертами характера автор наделил Эраста?

8. Чем было вспыхнувшее чувство для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста?

Рассказать о губительной силе денег. 

Домашнее задание

  1. Написать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении Карамзина

  2. Советы девушкам нашего времени. Какими качествами должна обладать современная девушка?Что бы вы посоветовали девушкам в наше время? Могут ли современные молодые люди извлечь из повести нравственные уроки. Если да, то какие?



Говоря о Карамзине, как правило, вспоминают четыре строчки из эпиграммы Пушкина о Карамзине:

«В его «Истории» изящность, простота

Доказывают нам, без всякого пристрастья,

Необходимость самовластья

И прелести кнута».

Что же несет в себе эта эпиграмма Пушкина: над чем он смеется, по поводу чего он негодует, или это что-то другое? Почему Пушкин говорит о Карамзине как об историке? Почему ни слова о стихах Карамзина? Почему ни слова о его журналистской деятельности? Ведь Карамзин издавал журналы, в том числе и тот журнал, в котором Пушкин напечатал свое первое стихотворение. Почему Пушкин ни слова не говорит в своей эпиграмме о прозе Карамзина, о его замечательных письмах русского путешественника? Почему история? Еще Пушкин говорит об изящности и простоте. Изящность и простота – это свойство той истории, которую написал Карамзин. Также Пушкин говорит об отсутствии всякого пристрастия, умении беспристрастно излагать факты, и, наконец, о самовластии и прелестях кнута. И вот еще один парадокс: противопоставление изящества и простоты прелестям кнута, которые при помощи изящества и простоты пропагандируются. Это то, что задевает Пушкина, и то, что, вероятно, послужило охлаждению отношений между Пушкиным и Карамзиным.

Загадка, с которой мы начали, которую задал Пушкин своей эпиграммой, оказывается, может быть разгадана.  Естественно, это не окончательное, не бесповоротное решение, ведь загадка Пушкина не из тех, которые можно свести к формуле 2х2=4. Загадка в эпиграмме Пушкина – это на самом деле повод для размышления о том, что сделал Карамзин и о том, что он оставил потомкам для продолжения их работ. Карамзин написал свое предисловие к «Истории государства Российского» в 1815 году. В тот самый момент Карамзин жил в Царском Селе, рядом располагался лицей, и шестнадцатилетний Пушкин прибегал к Карамзину всякий раз, когда ему удавалось покинуть Царскосельский лицей. Карамзин (который был главным редактором журнала) как раз в это время публикует первое стихотворение Пушкина. И публикует его за подписью НКШП. Без его совета Пушкин не мог поставить эту подпись. Эта подпись представляет собой согласные буквы фамилии Пушкин, поставленные в обратном порядке. Это одновременно и псевдоним, и криптоним, и палиноним, то есть скрытая обратная запись. Зачем это нужно было Пушкину? Зачем это нужно было Карамзину? И почему пушкинская эпиграмма в связи с этим оказывается нам нужна?

А все дело в том, что и издатели, и авторы журнала «Вестник Европы» составляли одну очень тесную и очень дружную компанию. Это были люди, хорошо друг другу известные, знакомые. И, якобы скрывая свое имя от читателя, Пушкин на самом деле его подсказывал знакомым. Это было своего рода загадкой (в общем-то, детской игрой), которая гласила: вместо фамилии я помещаю согласные буквы своей фамилии, а потом переворачиваю их в обратном порядке.

И в результате оказывается, что и Карамзин, и Пушкин, и читатели, и все, кто был причастен к этому литературному делу во времена Пушкина, составляли очень тесный круг. Они все играли в одни и те же игры. И Пушкин в своей эпиграмме, где он изящество и простоту противопоставляет прелестям кнута, продолжает эту самую игру. Что касается эпиграммы Пушкина, то она не публиковалась и не была предназначена для печати. Это была эпиграмма, которую распространяли устно люди близкого круга, и это было то, что мы сейчас называем дружеской подначкой. Это была попытка втянуть старшего товарища, годившегося в отцы и заменявшего отца, в литературную игру. Так вот: всё то, что происходило в узком кругу тех людей, которые составляли литературу на рубеже XVIII-XIX веков, было игрой, но эта игра привела к тому, что стало великой русской литературой XIX века.

Что такое палиноним и криптоним? Приведите примеры псевдонимов- палинонимов и псевдонимов-криптонимов.














Инструкция-схема для группы №1. Лиза:(ландыш)


1. Как зарождается и развивается любовь Лизы?

2. Какие чувства переполняют ее душу?

3. Помогают ли ей доводы рассудка?

4.Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?

5. Какими чертами характера автор наделил Лизу?

6. Следует ли Лиза советам матери: «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром».

7. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?

8. Лиза полюбила Эраста всею душой. Но почему в глубине сердца Лизы живет предчувствие боли, беды? Докажите, что эта любовь обречена

9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста?








Инструкция-схема для группы №2. Эраст: (деньги)


1. Каким предстал Эраст перед матерью Лизы?.

2. Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

3. Что привлекло Эраста в Лизе?

4.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
5. Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?
6. Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?
7. Какими чертами характера автор наделил Эраста?

8. Чем было вспыхнувшее чувство для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!