І. Организационный момент. Целеполагание. Изучение нового материала. 1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач. 2.Анализ содержания сказки. Слово учителя об истории создания сказки. В статье «Возражение на статью «Атенея» А.С.Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка». Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремился проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. И это ему удалось настолько, что некоторые его произведения в народном духе (например, «Песни о Стеньке Разине») принимали за подлинно народные. Со слов Арины Родионовны А.С.Пушкин сделал следующую запись: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, - говорят, - тут был кто-то – али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра»… Сии братья враждуют с другими двенадцатью богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапоги и шапку. «Если кровию нальются, то не жди нас». – Первый раз – 12 дней, второй – 24, третий – 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель. Мачеха приходит в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в её труп и проч.» Эта запись стала основой «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», созданной осенью 1833 г. ЗАДАНИЕ: Беседа по первичному восприятию «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. - Какое настроение вызвала у вас сказка А.С.Пушкина? - Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно? - Составьте цитатный план. «Царь с царицею простился..» «Царь женился на другой..» «Но царевна молодая тихомолком расцветая..» «А царевна все ж милее..» «Вот Чернавка в лес пошла..» «Будь нам милая сестрица» «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить» «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..» «В руки яблочко взяла» «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..» «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет» «Гроб разбился. Дева вдруг ожила» «Свадьбу тотчас учинили» В сказке А.С.Пушкина встречаются слова, которые были широко распространены в народной речи первой половины XIX в. Объясните значение слов и выражений: приданое, терем, кручиниться, трезвонить, подворье, лежанка, клюка, рогатка, всем взяла. Выразительное чтение отрывка из сказки от слов «Царь с царицею простился…» до слов «И к обедне умерла». - Назовите слова и выражения, свойственные народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька, издалече, тяжелёшенько). Данному отрывку свойственна особая интонация. Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая няня. – Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы? (Ожидание царицы томительно: она «ждёт-пождёт», «Очи разболелись глядючи». Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение героини.) - Какие слова передают отношение автора к героине? (Ласково звучащие слова «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла» проникнуты искренней симпатией к кроткой и милой царице). П Ф «Словесная похвала» Выразительное чтение отрывка от слов «Правду молвить, молодица…» до слов «Гордо в зеркальце глядясь». - Какие слова передают отношение автора к другой царице? (Горда, ломлива, своенравна, ревнива). - Объясните лексическое значение слова «ломлива»? (Капризная, кривляющаяся). - Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркалу? Почему? («Ты, царица, всех милее…» Царица тщеславна, она считает себя самой красивой и постоянно хочет слышать подтверждение этому. Однако при всей своей красоте она не уверена в себе. Зеркальце необходимо ей для самоутверждения. Таким образом, автор показывает внутреннюю несостоятельность и обречённость зла). - Какова роль повторов в данном фрагменте сказки? И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищёлкивать перстами, И вертеться подбочась. (Слова, соединённые повторяющимся союзом «и», раскрывают самые разные значения слова «ломлива». Царица любуется собой, она подвижна и весела). - В глаголах из приведённого отрывка определите значение суффиксов. Какой суффикс обозначает многократность действия? (Суффикс «-а-»). - Какие приставки усиливают эти значения, делают описания действия более яркими и выразительными? (Приставки «под-», «по-», «при-»). Ф. Словесная похвала Слово учителя. Образы царицы-матери и царицы-мачехи контрастны. Царица-мать сидит у окна, ожидая царя, она видит огромный мир за окном; царица-мачеха глядится в зеркало и видит только себя, думает только о себе. В образах героинь противопоставлены мягкость и надменность, любовь и эгоизм. Выразительное чтение отрывка от слов «Но царевна молодая…» до слов «Да сто сорок теремов». - Почему повествование о царевне поэт начинает с противительного союза «но»? (Своенравию царицы-мачехи противопоставлена кротость царевны). - Объясните лексическое значение слова «кротость». (Спокойствие, доброта, незлобливость). - С кем сравнивает поэт царевну? - Назовите слова, с помощью которых можно воссоздать характер и портрет царевны. - Почему мачеха решила расправиться с царевной? Выразительное чтение отрывка от слов «На девичник собираясь…» до слов «Всё ж румяней и белее». - Как меняется настроение царицы в разговоре с зеркальцем? Найдите обращения, которые выражают изменения настроения царицы. Какие слова появляются в её речи? Как это характеризует героиню? - Какие приставки помогают А.С.Пушкину передать гнев и возмущение царицы? Выразительное чтение эпизода от слов «Чёрт ли сладит с бабой гневной?» до слов «За невестой молодой». - Что в сказке противопоставлено злобе царицы? - В каких словах проявляется отношение автора к царице? Выразительное чтение фрагмента от слов «И царевна очутилась…» до слов «И тихонько улеглась». - О каких качествах героини рассказывает этот эпизод? Слово учителя. Царевна в сказке больше всего похожа на крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо воспитанную и, главное, любящую и умеющую трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, «дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку…». Пушкин, перевоплотившись в народного рассказчика, уверенного, что именно так ведут себя «хорошие» царевны, продолжает: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…». Подробно развивается эпизод пребывания красавицы царевны в доме семи богатырей, «румяных усачей», которые скоро полюбили её. - Каково лексическое значение слова «богатырь»? - Какими мы видим богатырей? Что можно о них рассказать? Выразительное чтение отрывка от слов «Братья милую девицу полюбили…» до слов «Стали жить да поживать». - Какие идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая нравственность, чистота). - Как злой царице удалось узнать о том, что царевна жива? Выразительное чтение эпизода от слов «Между тем царица злая…» до слов «Иль царевну погубить». - Почему в данном эпизоде дважды повторяются слова «царица злая»? Выразительное чтение по ролям эпизода от слов «Раз царевна молодая…» до слов «И тиха, недвижна стала». - Почему автор называет черницу «старушонкой», «старушоночкой», а царевна – «бабушкой»? (Автор знает о намерениях черницы и презирает её. Царевна не подозревает о намерениях гости и относится к ней с почтением, как к любому старому человеку). - Почему так подробно описывает автор яблочко? - Определите роль повторов в фрагменте сказки. (Повторы подчёркивают привлекательность спелого яблочка. Царевна не может удержаться от искушения попробовать его. Автор показывает, как беззащитны бывают доверчивость и доброта перед жестокостью и коварством). - Почему автор так внимательно следит за каждым движением героини? В каких строчках проявляется отношение автора к героине? - Найдите в указанном отрывке существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте? Выразительное чтение фрагмента сказки от слов «Братья в ту пору домой…» до слов «Только гробу одному». - Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей? - Почему царевна даже мёртвая так прекрасна? Ф. Две звезды. Одно пожелание IV. Подведение итогов урока. - В сказке царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления? (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны. Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего. Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней. Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено). |