Поурочные разработки по Физике 8 класс к УМК А.В. Перышкина - 2017 год
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Сборка электромагнита и испытание его действия - ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Тип урока: урок развивающего контроля и рефлексии.
Используемые технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, групповые, развития исследовательских навыков.
Цель: закрепить и углубить теоретические и практические навыки учащихся по теме “Сборка электромагнита и испытание его действия”.
Формируемые УУД: предметные: научиться использовать приобретенные умения экспериментатора на практике; метапредметные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; контролировать, корректировать и оценивать действия партнера; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; составлять план и последовательность действий; сравнивать результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; формулировать выводы, адекватные полученным результатам; личностные: формирование самостоятельности в приобретении практических умений; усвоение правил поведения в школе; формирование бережного отношения к школьному оборудованию.
Приборы и материалы: источник питания, проволочная катушка, железный сердечник, реостаты, ключи, металлические предметы, железные опилки, лист бумаги, соединительные провода, модель телеграфа, дугообразный электромагнит с якорем, грузы, компас, детали для сборки электромагнита, электронное приложение к учебнику.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие. Учитель проводит инструктаж по технике безопасности при работе с электрическими приборами.)
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
(Учитель проводит опрос-беседу по вопросам и заданиям учебника, задает дополнительные вопросы.)
Дополнительные вопросы
— Какая связь существует между электрическим током и магнитным полем?
— Вокруг каких частиц или тел существует электрическое поле?
— Вокруг каких частиц или тел существует магнитное поле?
— Отклонится ли магнитная стрелка, если ее разместить вблизи пучка движущихся частиц: а) электронов; б) атомов; в) положительных ионов?
— Что называют магнитной линией магнитного поля?
— На полу лаборатории под слоем линолеума проложен прямой изолированный провод. Как определить местонахождение провода и направления тока в нем, не вскрывая линолеума?
(Учитель разбирает решение домашних задач, вызвавших затруднение.
III. Изучение нового материала. Выполнение лабораторной работы
(Учитель проводит демонстрацию опыта.)
Демонстрация. Катушка, подключенная к источнику тока последовательно с реостатом, притягивает к себе различные железные предметы — скрепки, гвоздики и пр. При этом уменьшение сопротивления реостата, а значит, увеличение силы тока в катушке, приводит к увеличению ее магнитных свойств. То же происходит и при введении в катушку железного сердечника.
Катушка, по которой течет электрический ток, является магнитом и имеет два полюса — северный и южный. Убедиться в этом можно, поднеся к катушке магнитную стрелку.
(Учитель демонстрирует учащимся анимационный ролик 118 “Магнитное поле катушки с током” из электронного приложения к учебнику.)
При увеличении силы тока магнитное поле катушки усиливается, также магнитное поле усиливает железный сердечник. Катушку с железным сердечником можно назвать электромагнитом. Электромагнит — одна из основных деталей многих технических приборов: телеграф, телефон, микрофон, электромагнитное реле и др.
(Лабораторная работа выполняется согласно инструкции учебника.)
1. Собрать простейший электромагнит.
2. Определить его полюсы с помощью компаса.
3. Исследовать зависимость величины магнитного поля от силы тока в цепи и наличия железного сердечника внутри катушки.
IV. Подведение итогов
(Учитель демонстрирует учащимся анимационные ролики 120 “Электромагнитное реле” и 121 “Магнитный сепаратор” из электронного приложения к учебнику.)
V. Рефлексия
(Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала, продолжив фразы.)
1. Мне больше всего удалось...
2. Для меня было открытием, что...
3. Сегодня я научился...
4. Мне было трудно...
5. Мне было интересно...
6. Я почувствовал, что...
7. Я понял, что...
8. Своей работой на уроке я доволен (не доволен), потому что...
Домашнее задание
1. § 59 учебника, вопросы к параграфу.
2. Выполнить задание на с. 172, 173 учебника.
3. Сборник задач В.И. Лукашика, Е.В. Ивановой: № 1463, 1464, 1466.