СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование уроков русского языка и литературы в 9 классе вечерней школы с использованием ЭОР

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая разработка представляет из себя поурочное планирование по русскому языку и литературе в 9 классе казённого образовательного учреждения (с использованием электронных образовательных ресурсов).  Поскольку обучающиеся лишены работы в Интернете, учителю приходится использовать ЭОР практически на каждом уроке и часто в "повышенном" объёме, по сравнению с боюджетными образовательными уреждениями, находящимися в ведении департамента/управления образования того или иного города.

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование уроков русского языка и литературы в 9 классе вечерней школы с использованием ЭОР»

ЧТО ТАКОЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ?


Федеральные электронные образовательные ресурсы - это учебные материалы, которые воспроизводятся с помощью электронных устройств. В общем случае к ЭОР приравнивают звукозаписи и видеофильмы, воспроизводить которые можно с помощью плеера или магнитофона. Самые эффективные и современные записи именуют цифровыми ресурсами, подразумевая, что воспроизводить их можно будет с помощью цифровых устройств.

В переводе с английского языка слово «мультимедиа» означает «много способов». И подобный образовательный электронный ресурс – это представление изучаемых объектов с помощью графики, звука, видео, фото, анимации. Говоря другими словами, образовательный электронный ресурс – это все то, что будет воспринимать человек с помощью органов слуха и зрения.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сети.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) авторы нацпроекта “Образование” называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера.


Классификация ЭОР.

Существует определенная классификация электронных образовательных ресурсов. Их делят на несколько групп:

  1. Текстографические. Материал появляется в виде иллюстраций либо текста на мониторе компьютера, не на бумаге. При желании в любое время можно распечатать нужную статью или изображение.

  2. Текстовые ЭОР с навигацией по материалу. В данном случае к электронным образовательным ресурсам относятся такие книги, читать которые можно на ПК, переходя в любой момент на требуемую страницу. Указывая нужный термин, можно в дополнительном небольшом окне прочитать его характеристику (определение) либо сменить мгновенно содержимое экрана, указав словосочетание (ключевую фразу). Навигация по тексту происходит нелинейно, а текстографический продукт именуют гипертекстом.

  3. Третий образовательный электронный ресурс - это визуальный либо звуковой фрагмент. Анимация, звук делают обучающий процесс интересным и увлекательным для школьников.


Особенности ЭОР.

В зависимости от использования в образовательном процессе, принято разделять все ЭОР на несколько видов:

  1. Распределенные ресурсы, которые размещены в ИОС. Например, электронные образовательные ресурсы по информатике могут размещаться в электронных библиотеках, хранилищах, на образовательных порталах. Они необходимы для дистанционного обучения, предполагающего режим удаленного доступа на базе ИКТ технологий.

  2. ЭОР для использования в локальных сетях образовательных организаций и учреждений.

  3. Однопользовательские ресурсы, которые предназначены в основном для применения на персональных компьютерах. Эта группа предполагает использование носителей CD или DVD.








ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

№п/п

№ ур.

Раздел и тема урока

Электронные образовательные ресурсы.

Время демонстрации

I.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ (5 Ч)

1

1

Фонетика. Графика. Орфография. Устная и письменная речь. Монолог и диалог.

Ассоциативный орфографический словарь. Язык и речь: словарные слова сентябрь, абажур, автобус, вместе.*

CD-диск: 5-10 мин.

2

2

Лексика. Фразеология.

Видеофильмы «Происхождение фразеологизмов» (с творческими заданиями); «Устаревшие слова»

12 мин.

3

3

Синтаксис и морфология. Простое предложение. Предложения с обособленными членами.

Видеофильмы «Причастный оборот»; «Употребление в речи деепричастий»

16 мин.

4

4

Простое предложение. Обращение, вводные слова и вставные конструкции.

Видеофильм «Обращения и вводные слова»

10 мин.

5

5

Контрольная работа (вход) по итогам повторения



II.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (34 ЧАС.)

6

1

Союзные и бессоюзные сложные предложения. Основные группы ССП

Видеофильм «Основные группы ССП»

14 мин.

7

2

Сложносочинённые предложения с противительными союзами.

Видеофильм «Сочинительные союзы и значения ССП»

12 мин.

8

3

Сложносочинённые предложения и знаки препинания в них.

Видеофильм «Знаки препинания в ССП»

8 мин.

9

4

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

Работа с Ассоциативным орфографическим словарём: человечный-человеческий (паронимы)

10 мин.

10

5

Систематизация и обобщение по теме «Сложносочинённые предложения»

Работа с Ассоциативным орфографическим словарём: Гигант-гигантский, колосс-колоссальный.

10 мин.

11

6

Строение сложноподчинённого предложения и пунктуация в нём

Видеофильм « Строение сложноподчинённого предложения» (в т.ч. указат. слова)

12 мин.

12

7

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.

Видеофильм «Союзы и союзные слова в СПП» (с практическими заданиями).

15 мин.

13

8

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.

См. урок № 14. Работа с Ассоциативным орфографическим словарём: ориентация, ориентироваться.

7 мин.

14

9

Виды сложноподчинённых предложений.

Видеофильм «Сложноподчинённые предложения и их виды» (фрагмент).

5 мин.

15

10

СПП с придаточными определительными

Видеофильм «Сложноподчинённые предложения и их виды» (фрагменты).

Презентации по каждому из видов СПП с различными видами придаточных в соответствии с темой урока.



Работа с Ассоциативным орфографическим словарём: тревога, гирлянда, ожерелье, колонна.

по 5 мин. на уроке

16

11

СПП с местоимённо-определительными придаточными

по 7-9 мин. на уроке

17

12

СПП с придаточными изъяснительными

.

18

13

СПП с придаточными обстоятельственными.

по 5 мин. на уроке

19

14

Придаточные места и времени


20

15

Придаточные образа действия, степени и сравнительные


21

16

Придаточные образа действия, степени и сравнительные


22

17

Подготовка к контрольному сочинению по прочитанному тексту

Видеофильм «Типы текстов, Текст-рассуждение»

12 мин.

23

18

Контрольно-диагностическая работа за I полугодие: сочинение по прочитанному тексту



24

19

Придаточные предложения причины и следствия.

1.Видеофильм «Сложноподчинённые предложения и их виды» (фрагменты). 2.Презентациии по каждому из видов СПП с различными видами придаточных в соответствии с темой урока. 3.Работа с Ассоциативным орфографическим словарём: калитка, пакет, силуэт.

по 5 мин. на уроке

25

20

Придаточные предложения цели и условия

по 7-9 мин. на уроке

26

21

Придаточные уступительные

по 5 мин. на уроке

27

22

Обобщение по теме «Сложноподчинённые предложения»

Ассоциативный орфографический словарь: нежданный, желанный.

8 мин.

28

23

СПП с несколькими придаточными

Видеофильм « СПП с несколькими придаточными» (однородное и неоднородное подчинение).

18 мин.

29

24

СПП с несколькими придаточными

30

25

Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения

Работа с Ассоциативным орфографическим словарём: Жёваный, кованый, выровненный.

9 мин.

31

26

Диагностическая работа по теме «Сложноподчиненное предложение»



32

27

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

Презентация «Бессоюзное сложное предложение» (фрагменты)

6 мин.

33

28

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

5 мин.

34

29

РР. Публицистический стиль. Сочинение-рассуждение на морально-нравственную тему

Видеофильм «Стили речи. Публицистический стиль и его особенности» (фрагменты)

10 мин.

35

30

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Презентация «Бессоюзное сложное предложение» (фрагменты)

7 мин.

36

31

Тире в бессоюзном сложном предложении.

8 мин.

37

32

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.

Тестовые задания в электронном виде: разбор и самостоятельная работа.

12 мин.

38

33

Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение».



39

34

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

Презентация «Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью» (с практическими заданиями)

15 мин.

III.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (13 Ч.)

40

1

Фонетика. Графика. Орфография

Презентация «Звуки и буквы» (с практическими заданиями).

15 мин.

41

2

Лексика. Фразеология. Орфография



42

3

Состав слова и словообразование. Орфография

Презентация «Морфема. Виды морфем»

10 мин.

43

4

Итоговая работа. Сочинение в формате ГВЭ.



44

5

Итоговая работа. Сочинение в формате ГВЭ.



45

6

Состав слова и словообразование. Орфография.

Работа с Ассоциативным орфографическим словарём. Словообразование и орфография «Морфемный и словообразовательный разбор»: слова «артиллерия», «артиллерист».

16 мин.

46

7

Морфология

Видеофильм «самостоятельные части речи» (фрагменты)

7-8 мин.

47

8

Морфология

7-8 мин.

48

9

Предлог. Союз. Частица

Презентация «Предлоги. Союзы. Частицы»

15 мин.

49

10

Синтаксис. Пунктуация. Знаки завершения предложения и их функции

Презентация «Знаки завершения в предложениях»

9 мин.

50

11

Запятая и её функции. Двоеточие и тире и их функции.

Видеофильм «Разделительные знаки препинания» (с практ. зад.)

8 мин.

51

12

Способы введения чужой речи (цитирование).

Видеофильм «Предложения с прямой речью и знаки препинания в них» (в т.ч. способы цитирования)

12 мин.

52

13

Скобки и кавычки, их функции и правила постановки.

Презентация «Вводные и вставные конструкции»

14 мин.





* Ассоциативный орфографический словарь. Практикум по русскому языку в 5, 6, 7, 8, 9 классах. Электронное приложение. Сост. Т.А. Захарова. – М.: Планета, 2012 и др. г.г. (Современная школа).

























ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ



№ п/п

№ уро-ка

Раздел и тема урока

Электронные образовательные ресурсы.

Время демонстрации

I.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (1 Ч.)

1

1

«Слово о полку Игореве»: основная идея, образы русских князей.

Презентация «Историческая основа «Слова…»

8 мин.

II.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII В. (2 Ч.)

2

1

Одическая поэзия М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.

Презентация «Литература 18 века. Классицизм»

12 мин.

3

2

Подвиг А.Н. Радищева

«Путешествие из Петербурга в Москву».

Презентация «Путешествие…»

10 мин.

III.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА (33 Ч.)

4

1

В.А. Жуковский. Стихотворение «Невыразимое». Баллада «Лесной царь».

Презентация «Баллады В.А. Жуковского»

14 мин.

5

2

А.С. Грибоедов. История создания пьесы «Горе от ума». Герои комедии.

Видеофильм «А.С. Грибоедов»

9 мин.

6

3

Фамусов и фамусовское общество в пьесе. Анализ монолога героя.

Видеофрагменты «Монологи Фамусова и Чацкого»

12 мин.

7

4

Молчалин в пьесе. Кульминация конфликта.

Видеофрагменты из спектакля «Горе от ума»: монолог французика из Бордо

8 мин.

8

5

Трагедия Чацкого. Смысл названия пьесы.

Видео: «Развязка любовного конфликта», «Последний монолог Чацкого».

9 мин.+4 мин.

9

6

Р.Р. Входная диагностика: сочинение по комедии «Горе от ума».



10

7

А.С. Пушкин. Вольнолюбивая лирика. Тема любви и дружбы.

Видео «Адресаты любовной лирики Пушкина»

10 мин.

11

8

Южная ссылка, Михайловское: тематика лирики Пушкина.

Презентация «А.С. Пушкин: жизнь и творчество» (фрагменты)

7 мин.

12

9

А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии.

Презентация «А.С. Пушкин: жизнь и творчество» (фрагменты)

5 мнн.

13

10

А.С. Пушкин «Маленькие трагедии»: «Моцарт и Сальери»

Презентация «Пушкин. Маленькие трагедии»

12 мин.

14

11

«Евгений Онегин»: композиция. Онегин и Ленский.

Видео «Евгений Онегин» (фрагменты)

9 мин.

15

12

Сестры Ларины. Онегин и Татьяна.

Видео «Евгений Онегин» (фрагменты)

4 мин +5 мин.

16

13

Образы провинциального и столичного дворянства.

Видео «Евгений Онегин» (фрагменты)

6 мин.

17

14

Р.Р. Образ автора в поэме. Сочинение по творчеству Пушкина.



18

15

М.Ю. Лермонтов и Дж. Байрон Мотивы вольности и гордого одиночества в творчестве.

Презентация учителя «Лермонтов и Байрон»

12 мин.

19

16

«Герой нашего времени»: композиция, сюжет. Характер и личность Печорина.

Аудиозапись «Максим Максимыч». Видео «Портрет Печорина»

5 мин+4 мин.

20

17

«Княжна Мери». Конфликты повести. Главные и второстепенные герои.

Фрагменты худ. фильма «Герой нашего времени»

8 мин

21

18

«Фаталист» - психологическая кульминация романа.

Фрагменты худ. фильма «Герой нашего времени»

11 мин.

22

19

Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель». Образ «маленького человека».


Фрагменты худ. фильма «Шинель»

14 мин.

23

20

«Мертвые души»: особенности сюжета, система образов. Манилов в поэме.

Фрагменты художеств. Фильма «Мёртвые души»

10 мин.

24

21

Коробочка и Ноздрев в поэме «Мертвые души».

Фрагменты художеств. Фильма «Мёртвые души»

10 мин.

25

22

Промежуточная аттестация за 1 полугодие в форме сочинения.



26

23

Собакевич и Плюшкин в поэме «Мертвые души».

Фрагменты художеств. фильма «Мёртвые души»

10 мин.

27

24

Чичиков. Образы чиновников в поэме Гоголя.

Фрагменты художеств. Фильма «Мёртвые души»

10 мин.

28

25

Народ в поэме. Роль лирических отступлений.

Фрагменты художеств. фильма «Мёртвые души»

10 мин.

29

26

Ф.И. Тютчев. Философская тематика стихотворений.

Аудиозапись стихов поэта

6 мин.

30

27

А. А. Фет. Лирика любви. Любовь, природа и человек в творчестве поэта.

Аудиозапись стихов поэта

5 мин.

31

28

Н. А. Некрасов. «Памяти Добролюбова».

Презентация «Н.А. Добролюбов»

7 мин.

32

29

Ф. М. Достоевский. «Бедные люди». Тема «маленького человека».

Презентация «Образ «маленького человека» в литературе 19 века»

12 мин.

33

30

Л. Н. Толстой. «Юность»: нравственные идеалы, становление личности героя

Презентация «Л.Н. Толстой» (фрагменты)

5 мин.

34

31

А. П. Чехов. Трилогия о футлярной жизни. Комическое и трагическое в рассказах..

Презентация «Трилогия А.П. Чехова»

5 мин.

35

32

«Человек в футляре». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

Фрагменты художествен-ного фильма по рассказу Чехова

12 мин.

36

33

Р.Р. Контрольное сочинение по теме «Литература 19 века».



IV.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА (ОБЗОР) (14 Ч.)

37

1

М. Горький. Ранняя проза.

«Песня о Буревестнике».

Аудиозапись «Песни…»

6 мин.

38

2

Основной конфликт в рассказе «Челкаш».

Презентация «Романтические и реалистические рассказы М. Горького» (фрагменты)

8 мин.

39

3

Поэты Серебряного века. Гумилёв, Маяковский, Есенин, Ахматова, Цветаева.

Презентация «Серебряный век русской поэзии» (фрагменты)

9 мин.

40

4

А.А. Блок. Стихотворения Блока, их тематика и интерпретация.

Аудиозаписи стихов А.А. Блока

12 мин.

41

5

Р.Р. Сочинение по литературе первой четверти 20-го века.



42

6

М. А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце».

Фрагменты художествен-ного фильма «Собачье сердце»

10 мин.

43

7

«Собачье сердце»: нарица­тельные персонажи повести (Шариков, Швондер).

Фрагменты художествен-ного фильма «Собачье сердце»

10 мин.

44

8

М. А. Шолохов. «Судьба человека»: образы, роль сюжета.

Фрагменты художествен-ного фильма «Судьба человека»

8 мин.

45

9

В.В. Быков. «Альпийская баллада». Проблематика повести.

Фрагменты художествен-ного фильма по книге В. Быкова

10 мин.

46

10

А. Т. Твардовский. Военная тема в творчестве поэта.

Презентация «Тематика лирики А. Твардовского»

11 мин.

47

11

Мотивы исторической памяти в послевоенной лирике Твардовского.

Презентация «Тематика лирики А. Твардовского»

7 мин.

48

12

А. И. Солженицын. «Матренин двор». Творческая история рассказа.

Фрагменты художествен-ного фильма «Матрёнин двор»

10 мин.

49

13

Итоговая работа в форме теста



50

14

А. И. Солженицын. «Матренин двор». Реалии и обобщение в рассказе. Образы Матрены и рассказчика.

Фрагменты художествен-ного фильма «Матрёнин двор»

7 мин.

V.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (ОБЗОР) (2 Ч.)

51

15

И.В. Гёте «Фауст». Отражение «вечных» проблем бытия

Презентация «Трагедия «Фауст» Гёте»

9 мин.

52

16

Дж. Гордон Байрон Стихотворения, «Паломничество Чайльд Гарольда»

Презентация «Д.-Г. Байрон» (фрагменты)

12 мин.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!