В переводе с английского языка слово «мультимедиа» означает «много способов». И подобный образовательный электронный ресурс – это представление изучаемых объектов с помощью графики, звука, видео, фото, анимации. Говоря другими словами, образовательный электронный ресурс – это все то, что будет воспринимать человек с помощью органов слуха и зрения.
Существует определенная классификация электронных образовательных ресурсов. Их делят на несколько групп:
В зависимости от использования в образовательном процессе, принято разделять все ЭОР на несколько видов:
№п/п | № ур. | Раздел и тема урока | Электронные образовательные ресурсы. | Время демонстрации |
I. | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ (5 Ч) |
1 | 1 | Фонетика. Графика. Орфография. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. | Ассоциативный орфографический словарь. Язык и речь: словарные слова сентябрь, абажур, автобус, вместе.* | CD-диск: 5-10 мин. |
2 | 2 | Лексика. Фразеология. | Видеофильмы «Происхождение фразеологизмов» (с творческими заданиями); «Устаревшие слова» | 12 мин. |
3 | 3 | Синтаксис и морфология. Простое предложение. Предложения с обособленными членами. | Видеофильмы «Причастный оборот»; «Употребление в речи деепричастий» | 16 мин. |
4 | 4 | Простое предложение. Обращение, вводные слова и вставные конструкции. | Видеофильм «Обращения и вводные слова» | 10 мин. |
5 | 5 | Контрольная работа (вход) по итогам повторения | | |
II. | СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (34 ЧАС.) |
6 | 1 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. Основные группы ССП | Видеофильм «Основные группы ССП» | 14 мин. |
7 | 2 | Сложносочинённые предложения с противительными союзами. | Видеофильм «Сочинительные союзы и значения ССП» | 12 мин. |
8 | 3 | Сложносочинённые предложения и знаки препинания в них. | Видеофильм «Знаки препинания в ССП» | 8 мин. |
9 | 4 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. | Работа с Ассоциативным орфографическим словарём: человечный-человеческий (паронимы) | 10 мин. |
10 | 5 | Систематизация и обобщение по теме «Сложносочинённые предложения» | Работа с Ассоциативным орфографическим словарём: Гигант-гигантский, колосс-колоссальный. | 10 мин. |
11 | 6 | Строение сложноподчинённого предложения и пунктуация в нём | Видеофильм « Строение сложноподчинённого предложения» (в т.ч. указат. слова) | 12 мин. |
12 | 7 | Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. | Видеофильм «Союзы и союзные слова в СПП» (с практическими заданиями). | 15 мин. |
13 | 8 | Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. | См. урок № 14. Работа с Ассоциативным орфографическим словарём: ориентация, ориентироваться. | 7 мин. |
14 | 9 | Виды сложноподчинённых предложений. | Видеофильм «Сложноподчинённые предложения и их виды» (фрагмент). | 5 мин. |
15 | 10 | СПП с придаточными определительными | Видеофильм «Сложноподчинённые предложения и их виды» (фрагменты). Презентации по каждому из видов СПП с различными видами придаточных в соответствии с темой урока. Работа с Ассоциативным орфографическим словарём: тревога, гирлянда, ожерелье, колонна. | по 5 мин. на уроке |
16 | 11 | СПП с местоимённо-определительными придаточными | по 7-9 мин. на уроке |
17 | 12 | СПП с придаточными изъяснительными | . |
18 | 13 | СПП с придаточными обстоятельственными. | по 5 мин. на уроке |
19 | 14 | Придаточные места и времени | |
20 | 15 | Придаточные образа действия, степени и сравнительные | |
21 | 16 | Придаточные образа действия, степени и сравнительные | |
22 | 17 | Подготовка к контрольному сочинению по прочитанному тексту | Видеофильм «Типы текстов, Текст-рассуждение» | 12 мин. |
23 | 18 | Контрольно-диагностическая работа за I полугодие: сочинение по прочитанному тексту | | |
24 | 19 | Придаточные предложения причины и следствия. | 1.Видеофильм «Сложноподчинённые предложения и их виды» (фрагменты). 2.Презентациии по каждому из видов СПП с различными видами придаточных в соответствии с темой урока. 3.Работа с Ассоциативным орфографическим словарём: калитка, пакет, силуэт. | по 5 мин. на уроке |
25 | 20 | Придаточные предложения цели и условия | по 7-9 мин. на уроке |
26 | 21 | Придаточные уступительные | по 5 мин. на уроке |
27 | 22 | Обобщение по теме «Сложноподчинённые предложения» | Ассоциативный орфографический словарь: нежданный, желанный. | 8 мин. |
28 | 23 | СПП с несколькими придаточными | Видеофильм « СПП с несколькими придаточными» (однородное и неоднородное подчинение). | 18 мин. |
29 | 24 | СПП с несколькими придаточными |
30 | 25 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения | Работа с Ассоциативным орфографическим словарём: Жёваный, кованый, выровненный. | 9 мин. |
31 | 26 | Диагностическая работа по теме «Сложноподчиненное предложение» | | |
32 | 27 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. | Презентация «Бессоюзное сложное предложение» (фрагменты) | 6 мин. |
33 | 28 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | 5 мин. |
34 | 29 | РР. Публицистический стиль. Сочинение-рассуждение на морально-нравственную тему | Видеофильм «Стили речи. Публицистический стиль и его особенности» (фрагменты) | 10 мин. |
35 | 30 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | Презентация «Бессоюзное сложное предложение» (фрагменты) | 7 мин. |
36 | 31 | Тире в бессоюзном сложном предложении. | 8 мин. |
37 | 32 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. | Тестовые задания в электронном виде: разбор и самостоятельная работа. | 12 мин. |
38 | 33 | Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение». | | |
39 | 34 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи | Презентация «Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью» (с практическими заданиями) | 15 мин. |
III. | СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (13 Ч.) |
40 | 1 | Фонетика. Графика. Орфография | Презентация «Звуки и буквы» (с практическими заданиями). | 15 мин. |
41 | 2 | Лексика. Фразеология. Орфография | | |
42 | 3 | Состав слова и словообразование. Орфография | Презентация «Морфема. Виды морфем» | 10 мин. |
43 | 4 | Итоговая работа. Сочинение в формате ГВЭ. | | |
44 | 5 | Итоговая работа. Сочинение в формате ГВЭ. | | |
45 | 6 | Состав слова и словообразование. Орфография. | Работа с Ассоциативным орфографическим словарём. Словообразование и орфография «Морфемный и словообразовательный разбор»: слова «артиллерия», «артиллерист». | 16 мин. |
46 | 7 | Морфология | Видеофильм «самостоятельные части речи» (фрагменты) | 7-8 мин. |
47 | 8 | Морфология | 7-8 мин. |
48 | 9 | Предлог. Союз. Частица | Презентация «Предлоги. Союзы. Частицы» | 15 мин. |
49 | 10 | Синтаксис. Пунктуация. Знаки завершения предложения и их функции | Презентация «Знаки завершения в предложениях» | 9 мин. |
50 | 11 | Запятая и её функции. Двоеточие и тире и их функции. | Видеофильм «Разделительные знаки препинания» (с практ. зад.) | 8 мин. |
51 | 12 | Способы введения чужой речи (цитирование). | Видеофильм «Предложения с прямой речью и знаки препинания в них» (в т.ч. способы цитирования) | 12 мин. |
52 | 13 | Скобки и кавычки, их функции и правила постановки. | Презентация «Вводные и вставные конструкции» | 14 мин. |
* Ассоциативный орфографический словарь. Практикум по русскому языку в 5, 6, 7, 8, 9 классах. Электронное приложение. Сост. Т.А. Захарова. – М.: Планета, 2012 и др. г.г. (Современная школа).
№ п/п | № уро-ка | Раздел и тема урока | Электронные образовательные ресурсы. | Время демонстрации |
I. | ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (1 Ч.) |
1 | 1 | «Слово о полку Игореве»: основная идея, образы русских князей. | Презентация «Историческая основа «Слова…» | 8 мин. |
II. | РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII В. (2 Ч.) |
2 | 1 | Одическая поэзия М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина. | Презентация «Литература 18 века. Классицизм» | 12 мин. |
3 | 2 | Подвиг А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». | Презентация «Путешествие…» | 10 мин. |
III. | РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА (33 Ч.) |
4 | 1 | В.А. Жуковский. Стихотворение «Невыразимое». Баллада «Лесной царь». | Презентация «Баллады В.А. Жуковского» | 14 мин. |
5 | 2 | А.С. Грибоедов. История создания пьесы «Горе от ума». Герои комедии. | Видеофильм «А.С. Грибоедов» | 9 мин. |
6 | 3 | Фамусов и фамусовское общество в пьесе. Анализ монолога героя. | Видеофрагменты «Монологи Фамусова и Чацкого» | 12 мин. |
7 | 4 | Молчалин в пьесе. Кульминация конфликта. | Видеофрагменты из спектакля «Горе от ума»: монолог французика из Бордо | 8 мин. |
8 | 5 | Трагедия Чацкого. Смысл названия пьесы. | Видео: «Развязка любовного конфликта», «Последний монолог Чацкого». | 9 мин.+4 мин. |
9 | 6 | Р.Р. Входная диагностика: сочинение по комедии «Горе от ума». | | |
10 | 7 | А.С. Пушкин. Вольнолюбивая лирика. Тема любви и дружбы. | Видео «Адресаты любовной лирики Пушкина» | 10 мин. |
11 | 8 | Южная ссылка, Михайловское: тематика лирики Пушкина. | Презентация «А.С. Пушкин: жизнь и творчество» (фрагменты) | 7 мин. |
12 | 9 | А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии. | Презентация «А.С. Пушкин: жизнь и творчество» (фрагменты) | 5 мнн. |
13 | 10 | А.С. Пушкин «Маленькие трагедии»: «Моцарт и Сальери» | Презентация «Пушкин. Маленькие трагедии» | 12 мин. |
14 | 11 | «Евгений Онегин»: композиция. Онегин и Ленский. | Видео «Евгений Онегин» (фрагменты) | 9 мин. |
15 | 12 | Сестры Ларины. Онегин и Татьяна. | Видео «Евгений Онегин» (фрагменты) | 4 мин +5 мин. |
16 | 13 | Образы провинциального и столичного дворянства. | Видео «Евгений Онегин» (фрагменты) | 6 мин. |
17 | 14 | Р.Р. Образ автора в поэме. Сочинение по творчеству Пушкина. | | |
18 | 15 | М.Ю. Лермонтов и Дж. Байрон Мотивы вольности и гордого одиночества в творчестве. | Презентация учителя «Лермонтов и Байрон» | 12 мин. |
19 | 16 | «Герой нашего времени»: композиция, сюжет. Характер и личность Печорина. | Аудиозапись «Максим Максимыч». Видео «Портрет Печорина» | 5 мин+4 мин. |
20 | 17 | «Княжна Мери». Конфликты повести. Главные и второстепенные герои. | Фрагменты худ. фильма «Герой нашего времени» | 8 мин |
21 | 18 | «Фаталист» - психологическая кульминация романа. | Фрагменты худ. фильма «Герой нашего времени» | 11 мин. |
22 | 19 | Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель». Образ «маленького человека». | Фрагменты худ. фильма «Шинель» | 14 мин. |
23 | 20 | «Мертвые души»: особенности сюжета, система образов. Манилов в поэме. | Фрагменты художеств. Фильма «Мёртвые души» | 10 мин. |
24 | 21 | Коробочка и Ноздрев в поэме «Мертвые души». | Фрагменты художеств. Фильма «Мёртвые души» | 10 мин. |
25 | 22 | Промежуточная аттестация за 1 полугодие в форме сочинения. | | |
26 | 23 | Собакевич и Плюшкин в поэме «Мертвые души». | Фрагменты художеств. фильма «Мёртвые души» | 10 мин. |
27 | 24 | Чичиков. Образы чиновников в поэме Гоголя. | Фрагменты художеств. Фильма «Мёртвые души» | 10 мин. |
28 | 25 | Народ в поэме. Роль лирических отступлений. | Фрагменты художеств. фильма «Мёртвые души» | 10 мин. |
29 | 26 | Ф.И. Тютчев. Философская тематика стихотворений. | Аудиозапись стихов поэта | 6 мин. |
30 | 27 | А. А. Фет. Лирика любви. Любовь, природа и человек в творчестве поэта. | Аудиозапись стихов поэта | 5 мин. |
31 | 28 | Н. А. Некрасов. «Памяти Добролюбова». | Презентация «Н.А. Добролюбов» | 7 мин. |
32 | 29 | Ф. М. Достоевский. «Бедные люди». Тема «маленького человека». | Презентация «Образ «маленького человека» в литературе 19 века» | 12 мин. |
33 | 30 | Л. Н. Толстой. «Юность»: нравственные идеалы, становление личности героя | Презентация «Л.Н. Толстой» (фрагменты) | 5 мин. |
34 | 31 | А. П. Чехов. Трилогия о футлярной жизни. Комическое и трагическое в рассказах.. | Презентация «Трилогия А.П. Чехова» | 5 мин. |
35 | 32 | «Человек в футляре». Истинные и ложные ценности героев рассказа. | Фрагменты художествен-ного фильма по рассказу Чехова | 12 мин. |
36 | 33 | Р.Р. Контрольное сочинение по теме «Литература 19 века». | | |
IV. | РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА (ОБЗОР) (14 Ч.) |
37 | 1 | М. Горький. Ранняя проза. «Песня о Буревестнике». | Аудиозапись «Песни…» | 6 мин. |
38 | 2 | Основной конфликт в рассказе «Челкаш». | Презентация «Романтические и реалистические рассказы М. Горького» (фрагменты) | 8 мин. |
39 | 3 | Поэты Серебряного века. Гумилёв, Маяковский, Есенин, Ахматова, Цветаева. | Презентация «Серебряный век русской поэзии» (фрагменты) | 9 мин. |
40 | 4 | А.А. Блок. Стихотворения Блока, их тематика и интерпретация. | Аудиозаписи стихов А.А. Блока | 12 мин. |
41 | 5 | Р.Р. Сочинение по литературе первой четверти 20-го века. | | |
42 | 6 | М. А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце». | Фрагменты художествен-ного фильма «Собачье сердце» | 10 мин. |
43 | 7 | «Собачье сердце»: нарицательные персонажи повести (Шариков, Швондер). | Фрагменты художествен-ного фильма «Собачье сердце» | 10 мин. |
44 | 8 | М. А. Шолохов. «Судьба человека»: образы, роль сюжета. | Фрагменты художествен-ного фильма «Судьба человека» | 8 мин. |
45 | 9 | В.В. Быков. «Альпийская баллада». Проблематика повести. | Фрагменты художествен-ного фильма по книге В. Быкова | 10 мин. |
46 | 10 | А. Т. Твардовский. Военная тема в творчестве поэта. | Презентация «Тематика лирики А. Твардовского» | 11 мин. |
47 | 11 | Мотивы исторической памяти в послевоенной лирике Твардовского. | Презентация «Тематика лирики А. Твардовского» | 7 мин. |
48 | 12 | А. И. Солженицын. «Матренин двор». Творческая история рассказа. | Фрагменты художествен-ного фильма «Матрёнин двор» | 10 мин. |
49 | 13 | Итоговая работа в форме теста | | |
50 | 14 | А. И. Солженицын. «Матренин двор». Реалии и обобщение в рассказе. Образы Матрены и рассказчика. | Фрагменты художествен-ного фильма «Матрёнин двор» | 7 мин. |
V. | ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (ОБЗОР) (2 Ч.) |
51 | 15 | И.В. Гёте «Фауст». Отражение «вечных» проблем бытия | Презентация «Трагедия «Фауст» Гёте» | 9 мин. |
52 | 16 | Дж. Гордон Байрон Стихотворения, «Паломничество Чайльд Гарольда» | Презентация «Д.-Г. Байрон» (фрагменты) | 12 мин. |