У р о к 64
ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЛА 1
Цели: рассмотреть случаи вычитания вида – 1; закреплять знание компонентов вычитания; совершенствовать умения составлять разности; развивать внимание и умение сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. З а д а ч а в с т и х а х.
На коньках катались дети,
Всех их вместе было десять.
Семь мальчишек среди них.
А девчонок? Сколько их?
Р е ш е н и е: 10 – 7 = 3 (д.).
Две большие галки
Шли домой с рыбалки.
В сумке каждая из них
Пять лещей несла больших.
Рыбок засолили,
Сосчитать забыли.
Сколько рыбок галки
Принесли с рыбалки?
Р е ш е н и е: 5 + 5 = 10 (р.).
2. З а д а н и е.
Космонавтом хочешь стать? Научись писать, решать. Кто примеры все решит – На ракете улетит. | |
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите рисунки на доске и составьте по ним математические записи.
| | З а п и с ь: |
| – | 5 – 1 |
| – | 7 – 1 |
| – | 4 – 1 |
– Как называются составленные математические записи? (Разности.)
– Сравните данные разности. Чем они похожи? (В этих разностях вычитаемое – число 1.)
– Сегодня на уроке будем находить значение разностей, в которых вычитаемое равно 1.
IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 4).
З а д а н и е № 1.
– Прочитайте математические записи.
– Как они называются?
– Как называются числа при вычитании?
– Выберите (подчеркните) разности, у которых вычитаемое равно 1.
– Вычислите значения этих разностей.
– Запишите разности с их значениями, расположив по порядку от меньшего значения к большему (в порядке возрастания).
З а п и с ь: 1 – 1 = 0
2 – 1 = 1
3 – 1 = 2
4 – 1 = 3
5 – 1 = 4
6 – 1 = 5
– В каждой разности подчеркните ее значение.
– Сравните значение разности с уменьшаемым.
– Какой вывод вы можете сделать?
Учитель может продемонстрировать натуральный ряд чисел (или линейку).
В ы в о д: результатом вычитания числа 1 из данного числа будет число, которое предшествует данному.
З а д а н и е № 2.
При выполнении этого задания учащиеся знакомятся со смыслом понятия «уменьшить на некоторое число» на примере «уменьшения данного числа на 1».
– Рассмотрите первый рисунок. Что здесь изображено?
– Как вы понимаете задание: «Уменьши данное число на 1»?
– На каком рисунке показано уменьшение числа предметов на 1? (На первом рисунке.)
– Сколько было сначала морковок?
– Сколько заяц съел морковок?
– Выполните к данному рисунку соответствующую запись. (6 – 1 = 5.)
– Как называется данная запись?
– На сколько вы уменьшили число 6?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Учащиеся выполняют упражнение.
Три гуся летят над нами,
Три других за облаками,
Два спустились на ручей,
Сколько было всех гусей? (8)
V. Работа в печатной тетради № 2 (с. 3–4).
Учащиеся выполняют задания по выбору учителя.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
VI. Фронтальная работа.
– Выберите числа, которые можно вставить в «окошко», чтобы получились верные неравенства.
а) | 3, 1, | 4, 9, | 6, 8, | 7 5 | | | 5 |
б) | 3, 4, | 8, 7, | 6, 5, | 2 9 | | | |
в) | 2, 4, | 6, 7, | 9, 6, | 3 1 | | | 8 |
VII. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Как выполнить вычитание числа 1?
Д о п о л н и т е л ь н ы й м а т е р и а л
к уроку 64
И г р а «Считалочка».
Д и д а к т и ч е с к а я ц е л ь: закрепление приемов образования чисел первого десятка путем прибавления и вычитания 1.
О б о р у д о в а н и е: рисунки с изображением Пеструшки, Хохлатки и цыплят.
С о д е р ж а н и е и г р ы.
Учитель на магнитном моделеграфе размещает рисунок с изображением Пеструшки и начинает рассказывать считалочку А. и П. Барто:
«Сидит Пеструшка на яйцах, сидит, удивляется:
– Сколько времени сижу, ничего не получается. Как это так? Вдруг под ней яйцо – крак! Словно из пеленочек, выскочил цыпленочек. Сидит один, озирается, других дожидается.
Тут и второе яйцо треснуло. Из домика темного еще один цыпленок – цвок! Один да один, стало их два. Сидят вдвоем, озираются, других дожидаются.
Из третьего яичка вышла сестричка. Два да один, стало их три.
Сидят втроем, озираются, других дожидаются.
Еще яйцо – кок! Еще цыпленок – скок!
Три да один, стало их четыре. Сидят вчетвером, озираются, последнего дожидаются.
А из последнего яичка – опять сестричка.
Четыре да один – пять. Попробуй сосчитать!
Стала Пеструшка с цыплятами ходить, стала их по улице водить. Ходит, не зевает, им корм добывает.
А на соседнем дворе у Хохлатки тоже вывелись цыплятки.
Из пяти яичек пять пушистых птичек.
Стала и Хохлатка с цыплятами ходить, стала их на улицу водить. Только зевает она по сторонам: то тут постоит, то там, то назад побежит, то вперед, а цыплята за ней вразброд. Вот и случилась беда: пропал цыпленок без следа. Один, два, три, четыре... А было пять! Нет одного. Где искать?
А Пеструшка-то удивляется, что у нее семья прибавляется.
Пять да один – шесть. Наперебой просят есть.
Пока искала Хохлатка сыночка, пропала у нее и дочка.
Теперь, сколько ни смотри, осталось их три. А у Пеструшки между тем стало их семь.
Какая, однако, Хохлатка зевака! Закружилась у нее голова. Осталось цыплят только два, один да один – дочка и сын. А сколько у Пеструшки, спросим? Семь да один – восемь.
Сбежала у Хохлатки и дочка. Не прозевать бы теперь сыночка.
Сидит он один, озирается, видно, тоже удрать собирается.
У Пеструшки цыплят – целый отряд.
Восемь да один – девять.
Да это еще не все ведь!
Плохо Хохлаткино дело: последнего она проглядела. То тут пошарит, то там, а все зевает по сторонам.
И последний цыпленок к Пеструшке перешел. Видно, у нее хорошо!
Собралось цыпляток... ровно десяток.
Кто книжку прочитал, всех сам пересчитал: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10».
По ходу рассказа учитель иллюстрирует убегающих и прибегающих цыплят, а учащиеся на основе иллюстраций составляют выражения на прибавление и вычитание.