№ урока | Тема урока |
1 | Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс. |
2 | Периоды создания русских исторических песен. Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в песне. |
3 | Исторические песни: «Возвращение Филарета». Песни-плачи, нравственная проблематика в песне-плаче. |
4 | Исторические песни: «Разин и девка - астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска…»). Средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне. |
5 | «Житие Сергия Радонежского», Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагмент). Благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы. |
6 | «Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. |
7 | «Житие Александра Невского» (фрагмент). Глубина нравственных представлений о человеке; тематическое и жанровое многообразие древнерусской литературы. |
8 | Г.Р. Державин - поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и взглядов поэта. Стихотворение «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). |
9 | Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник». Тема отношений поэта и власти; поэт и поэзия. |
10 | Н. М. Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. |
11 | Н.Г. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы. |
12 | В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое». Краткие сведения о поэте. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе. |
13 | К. Ф. Рылеев. «Иван Сусанин», «Смерть Ермака ». Краткие сведения о поэте. Основные темы, мотивы. Художественное богатство поэтических произведений. |
14 | А.С. Пушкин. Тематическое богатство поэзии Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «Бесы». |
15 | А.С. Пушкин. «Маленькие трагедии». |
16 | Внеклассное чтение. А.С. Пушкин. Повесть «Пиковая дама» (обзор). |
17 | А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие). |
18 | А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (осознание предначертанья, провидение, случай и судьба, независимость, ответственность, литература и история). |
19 | А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Система образов романа. |
20 | А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Отношение писателя к событиям и героям. |
21 | А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Новый тип исторической прозы. |
22 | Р/р Составление сложного плана. Тестирование по роману Пушкина «Капитанская дочка». |
23 | М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, гордость, сила духа – основные мотивы поэмы. |
24 | М.Ю. Лермонтов. Художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (Белинский). |
25 | Особенности композиции поэмы. Смысл эпиграфа к поэме. |
26 | Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии писателя. Пушкин и Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. |
27 | Н.В. Гоголь. Русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности. |
28 | Н.В. Гоголь. Русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя: разоблачение взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. |
29 | Н.В. Гоголь. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. |
30 | Речь как средство создания образов героев комедии. |
31 | Р/р. Сочинение по комедии Гоголя «Ревизор». |
32 | И.С. Тургенев. Основные вехи биографии Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». |
33 | И.С.Тургенев. Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. |
34 | И.С Тургенев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; постоянство, противоречивость характера. |
35 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по повести Тургенева «Ася». Составление сложного плана. |
36 | ПР Проверочная работа за 1 полугодие. |
37 | Н.А. Некрасов. Основные вехи биографии Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...». |
38 | Н.А. Некрасов. «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении. |
39 | А.А. Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии Фета: «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты...». Р/р. Анализ стихотворения. |
40 | А.А. Фет. «Учись у них: у дуба, у березы...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики Фета. |
41 | Внеклассное чтение. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века. |
42 | А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» (фрагмент): связь с мифологическими и сказочными сюжетами. |
43 | А.Н. Островский. Пьеса-сказка «Снегурочка». Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Творческая и сценическая история пьесы. |
44 | Л.Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (обзор, главы из повести). |
45 | Л.Н. Толстой. Становление личности в борьбе против жестокости и произвола – рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви – основные мотивы рассказа. |
46 | Л.Н. Толстой. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. |
47 | Р/р. Сочинение-рассуждение по рассказу Толстого «После бала». |
48 | М. Горький. Основные вехи биографии писателя. Рассказ «Мой спутник» (обзор). |
49 | М. Горький. Рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы Горького. |
50 | В. В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям». |
51 | О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века) Н. А. Тэффи «Свои и чужие». |
52 | М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу. |
53 | Н.А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» . |
54 | Н.А. Заболоцкий. Поэт труда, духовной красоты. Тема творчества в лирике Заболоцкого 1950—60-х годов. |
55 | М.В. Исаковский. Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату…», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». |
56 | М.В. Исаковский. Продолжение в творчестве Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века. |
57 | В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». |
58 | В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика. |
59 | Резервный урок |
60 | Внеклассное чтение. «Музы не молчали». Р/р. Анализ стихотворений (по выбору учащихся). |
61 | А.Т. Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии Твардовского: «За далью - даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. |
62 | Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. |
63 | В.Г. Распутин. Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детства на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. |
64 | В.Г. Распутин. Сострадание, справедливость, границы дозволенного. Милосердие, готовность прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества. |
65 | У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта » (фрагменты). Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). |
66 | Проблематика трагедии |
67 | Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене. |
68 | М. Сервантес. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. |
69 | Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. |
70 | Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения. |