СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование по литературе для 8 класса (автор Г.Меркин)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал позволит спланировать уроки по учебному пособию Г. Меркина.

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по литературе для 8 класса (автор Г.Меркин)»

Поурочное планирование по учебному предмету «Литература»

8 класс

Учитель Запольских Людмила Александровна

урока

Тема урока

1

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

2

Периоды создания русских исторических песен. Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в песне.

3

Исторические песни: «Возвращение Филарета».  Песни-плачи, нравственная проблематика в песне-плаче.

4

Исторические песни: «Разин и девка - астраханка»«Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска…»). Средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне.

5

«Житие Сергия Радонежского», Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагмент).  Благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы.

6

«Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях русской литературы.

7

«Житие Александра Невского» (фрагмент).  Глубина нравственных представлений о человеке; тематическое  и жанровое многообразие древнерусской литературы. 

8

Г.Р. Державин - поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и взглядов поэта. Стихотворение «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений).

9

Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»Тема отношений поэта и власти; поэт и поэзия.

10

Н. М. Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.

Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность.

11

Н.Г. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

12

В.А. Жуковский. «Лесной царь»,  «Море»,  «Невыразимое». Краткие сведения о поэте. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе.

13

К. Ф. Рылеев. «Иван Сусанин»,  «Смерть Ермака ». Краткие сведения о поэте. Основные темы, мотивы. Художественное богатство поэтических произведений.

14

А.С. Пушкин. Тематическое богатство поэзии Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «Бесы».

15

А.С. Пушкин. «Маленькие трагедии».

16

Внеклассное  чтение.  А.С. Пушкин. Повесть «Пиковая дама» (обзор).

17

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие).

18

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»проблематика (осознание предначертанья, провидение, случай и судьба, независимость, ответственность, литература и история).

19

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»Система образов романа.

20

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Отношение писателя к событиям и героям.

21

А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»Новый тип исторической прозы.

22

Р/р  Составление сложного плана. Тестирование  по роману Пушкина «Капитанская дочка».

23

М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, гордость, сила духа – основные мотивы поэмы.

24

М.Ю. Лермонтов. Художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (Белинский).

25

Особенности композиции поэмы. Смысл эпиграфа к поэме.

26

Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии писателя. Пушкин и Гоголь. Комедия «Ревизор»творческая и сценическая история пьесы.


27

Н.В. Гоголь. Русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности.

28

Н.В. Гоголь. Русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя: разоблачение взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу.

29

Н.В. Гоголь. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

30

Речь как средство создания образов героев комедии.

31

Р/р.  Сочинение по комедии Гоголя «Ревизор».

32

И.С. Тургенев. Основные вехи биографии Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася».

33

И.С.Тургенев. Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев.

34

И.С Тургенев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; постоянство, противоречивость характера.

35

Р/р.  Подготовка  к домашнему сочинению по повести Тургенева «Ася». Составление сложного плана.

36

ПР Проверочная работа за 1 полугодие.

37

Н.А. Некрасов. Основные вехи биографии Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...».

38

Н.А. Некрасов«Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

39

А.А. Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии Фета: «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты...». Р/р. Анализ стихотворения.

40

А.А. Фет. «Учись у них: у дуба, у березы...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики Фета.

41

Внеклассное  чтение.  Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века.

42

А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» (фрагмент): связь с мифологическими и сказочными сюжетами.

43

А.Н. Островский. Пьеса-сказка «Снегурочка». Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Творческая и сценическая история пьесы.

44

Л.Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (обзор, главы из повести).

45

Л.Н. Толстой. Становление личности в борьбе против жестокости и произвола – рассказ  «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви – основные мотивы рассказа.

46

Л.Н. Толстой. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

47

Р/р.  Сочинение-рассуждение по рассказу Толстого «После бала».

48

М. Горький. Основные вехи биографии писателя. Рассказ «Мой спутник» (обзор).

49

М. Горький. Рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы Горького.

50

В. В. Маяковский. Краткие сведения о поэте.

«Я» и «вы», поэт и толпа в стихах Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

51

О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)

Н. А. Тэффи  «Свои и чужие».

52

М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

53

Н.А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» .

54

Н.А. Заболоцкий. Поэт труда, духовной красоты. Тема творчества в лирике Заболоцкого 1950—60-х годов.

55

М.В. Исаковский. Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату…», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша».

56

М.В. Исаковский. Продолжение в творчестве Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.


57

В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет».

58

В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет»Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

59

Резервный урок

60

Внеклассное чтение. «Музы не молчали».

Р/р. Анализ стихотворений (по выбору учащихся).

61

А.Т. Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии Твардовского: «За далью - даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы.

62

Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

63

В.Г. Распутин. Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского»Новое раскрытие темы детства на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования.

64

В.Г. Распутин. Сострадание, справедливость, границы дозволенного. Милосердие, готовность прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

65

У. ШекспирКраткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта » (фрагменты). Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей).

66

Проблематика трагедии

67

Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.

68

М. Сервантес. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя.

69

Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

70

Итоговый урок.  Рекомендации для летнего чтения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!