СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование по дисциплине ОП.04 Материаловедение

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

поурочное планирование по дисциплине ОП.04 Материаловедение предназначено для практического применения

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по дисциплине ОП.04 Материаловедение»

План урока т/о по дисциплине «ОП.04. Основы материаловедения» для профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», шифр по перечню НПО 150709.02

Раздел №3: Понятие и общая характеристика сплавов.

Тема урока: Классификация сплавов.

Тип урока: Урок формирования новых знаний. Номер урока в разделе: 9

Цель урока: Организация работы учащихся по усвоению новых знаний, предусмотренных учебной программой.

Задачи:

Образовательная – изучение способов образования сплавов, краткая характеристика свойств основных групп сплавов.

Развивающая – развитие памяти и познавательных интересов учащихся.

Воспитательная – воспитание самодисциплины, чувства долга и ответственности.

Этапы урока

Цель этапа

Методы обучения

Содержание учебного материала

Средства обучения

Мин.

1. Организационный.

Обеспечить рабочую обстановку и психологически подготовить обучающихся к усвоению знаний.

Словесный, объяснительно-иллюстративный.

Приветствие, определение отсутствую-щих, проверка готовности к уроку, организация внимания обучающихся.



2 мин.

2. Постановка цели урока.

Организация работы обучающихся по формированию новых знаний о классификации сплавов.

Словесный, репродуктивный.

Тема урока: классификация сплавов.

Цель урока:

1) сформировать знания о классификации сплавов на основе меди, алюминия, железа;

Таблица классификации сплавов, таблица Д.И. Менделеева



3 мин.

3. Проверка домашнего задания.

Проверка правильности и полноты выполненного д/з. Выяснения причины невыполнения и устранение обнаруженных пробелов в ЗУН

Индивидуальный опрос обучающихся.

Виды кристаллических решёток у различных металлов: ОЦК – калий, натрий, вольфрам, хром, железо;

ГЦК – кальций, свинец, никель, золото, железо; ГПУ – марганец, цинк.

Схемы кристаллических решёток, учебник А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 2.



5 мин.

4. Актуализация знаний.

Глубоко и всесторонне проверить знания обучающихся, выявить причины обнаруженных недостатков в ЗУН

Словесный, репродуктивный, фронтальный опрос.

1. Какое строение имеют металлы?

2. Дать определение процесса кристаллизации металлов. 3. Перечислите этапы процесса кристаллизации. 4. От каких факторов зависит размер зёрен металла?

5. Как получить мелкозернистую структуру металла? 6. Что такое модификация?

Перечень вопросов и иллюстративный материал.





5 мин.

5. Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний.

Организовать и целенаправить познавательную деятельность обучающихся и подготовить их к усвоению нового материала.

Проблемное обучение, сообщение темы задания в виде эвристического вопроса.

Задание: какой материал выбрать для изготовления рессор – железо или сплав на основе железа; вкладыши подшипников – медь или сплав на основе меди; поршни цилиндров – алюминий или сплав на основе алюминия.

Иллюстративный материал по группам сплавов.



6 мин.

6. Усвоение новых знаний.

Дать обучающимся конкретное представление о сплавах, способах образования. Дать краткую характеристику сплавам на основе железа, меди и алюминия.

Продуктивный метод, сообщение новых знаний на основе опорных знаний обучающихся.

Опорные знания: кристаллическое строение металлов, свойство металлов, кристаллизация металлов.

Новые знания: определение сплавов, способы образования сплавов, понятие о легировании; группы сплавов, свойства и применение.

Учебник А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 2. Таблица по группам сплавов. Образцы деталей и сплавов.




16 мин.

7. Закрепление новых знаний.

Закрепить в памяти обучающихся знания, умения по новому материалу. Выработать навыки и умения по выбору материала.

Репродуктивный метод. Работа с таблицей.

Подобрать вид сплава для изготовления рессор, вкладышей подшипников и поршней цилиндров.

Таблица с характеристиками металлов и сплавов.



5 мин.

8. Подведение итогов, д/з.

Подведение итогов урока, сообщение обучающимся д/з.

Словесный метод.

Изучение таблицы с характеристиками металлов и сплавов. Объяснить причины по которым лопаются рессоры, амортизаторы не гасят удары.

Вопросы для д/з, справочная литература, учебник.


3 мин.














План урока т/о по дисциплине «ОП.04. Основы материаловедения» для профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», шифр по перечню НПО 150709.02

Раздел №1: Понятие о металлических материалах.

Тема урока: Металлические материалы.

Тип урока: Урок изучения нового материала. Номер урока в разделе: 2

Цель урока: На основе имеющихся знаний дать обучающимся конкретное представление о металлических материалах.

Задачи:

Образовательная – углубить знания обучающихся о чистых металлах и их применении.

Развивающая – развить у обучающихся умение выделять главное, обобщать новые знания.

Воспитательная – привить качество собранности, аккуратности, формирование экологической культуры.

Этапы урока

Цель этапа

Методы обучения

Содержание учебного материала

Средства обучения

Мин.

1. Организационный.

Обеспечить рабочую обстановку и психологически подготовить обучающихся к усвоению знаний.

Словесный.

Приветствие, определение отсутствую-щих, проверка готовности к уроку, организация внимания обучающихся.



2 мин.

2. Постановка цели урока.

Организация работы обучащихся по усвоению новых знаний: чистые металлы, их применение.

Словесный, репродуктивный.

Тема урока: металлические материалы.

Цель урока:

1) чистые металлы;

2) применение металлов.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 2.



3 мин.

3. Проверка домашнего задания.

Проверка правильности и полноты д/з, устранение обнаруженных пробелов в ЗУН

Фронтальный опрос.

Виды металлических материалов.

Вопросы к домашнему заданию

3 мин.

4. Подготовка к активному усвоению знаний.

Создание условий для высокой мыслительной активности обучающихся.

Репродуктивный.

Проблемное изложение с применением знаний обучающихся, полученных ранее.

Значение металлов в различных отраслях промышленности.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 2. Образцы металлов.



3 мин.

5. Усвоение новых знаний.

1. Обеспечить усвоение обучающимися новых знаний о группах металлов.

Продуктивный метод, сообщение новых знаний на основе опорных знаний обучающихся.

Опорные знания: металлы и их свойства.

Новые знания: чёрные металлы (свойства и применение).

цветные металлы: свойства и применение.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 2. Иллюстративный материал. Образцы металлов.





21 мин.

6. Закрепление новых знаний.

Организация работы по усвоению новых знаний под руководством преподавателя.

Репродуктивный метод.

Самостоятельная работа по учебнику.

Группы металлов. Области применения чёрных и цветных металлов. Индивидуальное задание по применению металлов.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 2. Таблица Менделеева Д.И.



10 мин.

7. Подведение итогов, д/з.

Подведение итогов урока, сообщение обучающимся д/з.

Самостоятельная работа обучающихся.

Заполнить таблицу: применение металлов.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 2 Таблица по группам свойств металлов.


3 мин.

























План урока т/о по дисциплине «ОП.04. Основы материаловедения» для профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», шифр по перечню НПО 150709.02

Раздел №1: Понятие о металлических материалах.

Тема урока: Кристаллическое строение металлов.

Тип урока: Комбинированный урок. Номер урока в разделе: 3

Цель урока: Дать обучающимся конкретное представление о кристаллическом строении металлов.

Задачи:

Образовательная – сформировать знания о кристаллическом строении металлов.

Развивающая – продолжить развитие умения анализировать полученные результаты, формировать умение работать с учебником, развитие технической речи.

Воспитательная – воспитание самодисциплины, чувства долга, ответственности и самооценки.

Этапы урока

Цель этапа

Методы обучения

Содержание учебного материала

Средства обучения

Мин.

1. Организационный.

Обеспечить рабочую обстановку и психологически подготовить обучающихся к усвоению знаний.

Словесный.

Приветствие, определение отсутствую-щих, проверка готовности к уроку, организация внимания обучающихся.



2 мин.

2. Постановка цели урока.

Организация работы обучащихся по усвоению новых знаний: кристаллическое строение металлов.

Словесный, репродуктивный.

Тема урока: кристаллическое строение металлов.

Цель урока:

1) усвоение обучающимися новых знаний о кристаллическом строении металлов и видах кристаллических решёток;

2) осознание практической значимости изученного материала.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 2. Знания, полученные в школе.



3 мин.

3. Проверка домашнего задания.

Проверка правильности и полноты д/з, устранение обнаруженных пробелов в ЗУН

Фронтальный опрос.

Таблица применения металлов.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 2. Знания, полученные в школе.

5мин.

4. Актуализация знаний.

Глубоко и всесторонне проверить знания обучающихся, выявить причины обнаруженных недостатков в ЗУН

Индивидуальный опрос обучающихся с привлечением группы.

1) Перечислить виды твёрдых тел.

2) Назовите кристаллические тела.

3) Назовите аморфные тела.

4) Назвать отличие в свойствах аморфных и кристаллических тел.

5) Основы электронной теории строения вещества.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 2.


5 мин.

5. Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний.

Организовать и целенаправить познавательную деятельность обучающихся и подготовить их к усвоению нового материала.

Словесный, объяснительно-репродуктивный.

1. Строение кристаллических и аморфных тел.

2. Электронная теория строения вещества.

Демонстрация кристаллических решёток.



3 мин.

6. Усвоение новых знаний.

1. Обеспечить усвоение обучающимися новых знаний о кристаллическом строении металлов.

Репродуктивный метод, работа с учебником.

Опорные знания: металлы, структура металлов.

Новые знания.

1) Кристаллизация металлов, анизотропность.


Видеосюжет по этапам кристаллизации металлов.




14 мин.

7. Закрепление новых знаний.

1. Закрепить в памяти обучающихся знания, умения по новому материалу. 2. Выработать навыки и умения по анализу свойств аморфных и кристаллических тел.

Репродуктивный метод. Работа с учебником. Практическая работа.

1) Определить вид кристаллической решётки у различных металлов.

2) Дать характеристику этапам процесса кристаллизации.


Задания для выполнения самостоятельной работы. Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 2



10 мин.

8. Подведение итогов, д/з.

Подведение итогов урока, сообщение обучающимся д/з.

Самостоятельная работа обучающихся.

1) Дать сравнительную характеристику этапам процесса кисталлизации чистого металла и металла с примесями.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 2 Схема этапов процесса кристаллизации


3 мин.











План урока т/о по дисциплине «ОП.04. Основы материаловедения» для профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», шифр по перечню НПО 150709.02

Раздел №2: Свойства металлов. Методы их изучения.

Тема урока: Механические свойства металлов.

Тип урока: Комбинированный урок. Номер урока в разделе: 4

Цель урока: Организация работы обучающихся по усвоению новых знаний, предусмотренных учебной программой.

Задачи:

Образовательная – дать обучающимся конкретное представление о механических свойствах металлов и методах их испытания.

Развивающая – развить умения обучающихся по усвоению новых знаний, умение анализировать и выделять главное.

Воспитательная – воспитание самодисциплины, чувства долга, ответственности и самооценки.

Этапы урока

Цель этапа

Методы обучения

Содержание учебного материала

Средства обучения

Мин.

1. Организационный.

Обеспечить рабочую обстановку и психологически подготовить обучающихся к усвоению знаний.

Словесный.

Приветствие, определение отсутствую-щих, проверка готовности к уроку, организация внимания обучающихся.



2 мин.

2. Постановка цели урока.

Организация работы обучащихся по усвоению новых знаний: механические свойства металлов.

Словесный, репродуктивный.

Тема урока: механические свойства металлов.

Цель урока:

1) усвоение обучающимися новых знаний о механических свойствах металлов и методах их испытаний.

2) осознание практической значимости изученного материала.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 2. Знания, полученные в школе.



3 мин.

3. Проверка домашнего задания.

Проверка правильности и полноты д/з, устранение обнаруженных пробелов в ЗУН

Фронтальный опрос.

1) Дать сравнительную характеристику этапам процесса кисталлизации чистого металла и металла с примесями.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 2 Схема этапов процесса кристаллизации

3мин.

4. Актуализация знаний.

Закрепление, уточнение и систематизация знаний обучающихся о кристаллизации металлов.

Индивидуальный опрос обучающихся с привлечением группы.

1)Дать определение процесса кристаллизации металлов.

2) Перечислить этапы кристаллизации.

3) Что такое изотропность?

4) Что такое анизотропность?

5) Чем отличается процесс кристаллизации чистого металла от металла с примесями.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 2. Опорный конспект.


8 мин.

5. Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний.

Подготовить обучающихся к усвоению нового материала о механических свойствах и методах их испытаний.

Словесный, объяснительно-репродуктивный.

Цель урока: усвоение обучающимися новых понятий о механических свойствах и методах их испытаний.

Механические свойства (определение, виды); значение механических испытаний.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 2. Таблица №1 Свойства металлов.



5 мин.

6. Усвоение новых знаний.

1. Обеспечить усвоение обучающимися новых знаний о механических свойствах и методах их испытаний.

Репродуктивный метод, работа с учебником.

Опорные знания: металлы, свойства металлов.

Новые знания: механические свойства (твёрдость, прочность, упругость, ударная вязкость); виды деформаций; методы испытаний.

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 2. Таблица №2 Механические свойства металлов.

Образцы деталей.




13 мин.

7. Закрепление новых знаний.

1. Закрепить в памяти обучающихся знания, умения по новому материалу. 2. Выработать навыки и умения по анализу свойств аморфных и кристаллических тел.

Репродуктивный метод. Работа с учебником. Практическая работа.

Подобрать метод испытания для определения твёрдости и ударной вязкости металла.

Таблица №2 Механические свойства металлов.



8 мин.

8. Подведение итогов, д/з.

Подведение итогов урока, сообщение обучающимся д/з.

Самостоятельная работа обучающихся.

Подобрать средства испытания для оценки механических свойств металлов и занести их в таблицу №2

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 3. Таблица №2 «Механические свойства металлов».


3 мин.










План урока т/о по дисциплине «ОП.04. Основы материаловедения» для профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», шифр по перечню НПО 150709.02

Раздел №2: Свойства металлов. Методы их изучения.

Тема урока: Методы изучения структур металлов.

Тип урока: Урок изучения нового материала. Номер урока в разделе: 6

Цель урока: Дать обучающимся конкретное представление о методах изучения структур металлов (микро- и макроанализ).

Задачи:

Образовательная – дать обучающимся конкретное представление о структуре металлов, микро- и макроанализе.

Развивающая – развить у обучающихся умение выделять главное, обобщать новые знания.

Воспитательная – привить качество собранности, аккуратности, формирование экологической культуры.

Этапы урока

Цель этапа

Методы обучения

Содержание учебного материала

Средства обучения

Мин.

1. Организационный.

Обеспечить рабочую обстановку и психологически подготовить обучающихся к усвоению знаний.

Словесный.

Приветствие, определение отсутствую-щих, проверка готовности к уроку, организация внимания обучающихся.



2 мин.

2. Постановка цели урока.

Организация работы обучащихся по усвоению новых знаний: методы изучения структур металлов, микро- и макро-анализ.

Словесный, репродуктивный.

Тема урока: методы изучения структур металлов.

Цель урока:

1) методы изучения структур металлов, 2) микро- и макро-анализ.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 3



3 мин.

3. Проверка домашнего задания.

Проверка правильности и полноты д/з, устранение обнаруженных пробелов в ЗУН

Фронтальный опрос.

Подобрать технологическое свойство и вид технологической пробы для исследования заготовки, предназначенной для определённого метода обработки.

Бланк заданий.

3 мин.

4. Подготовка к активному усвоению знаний.

Первичное введение материала, создание условий для высокой мыслительной активности обучающихся

Репродуктивный.

Проблемное изложение с применением знаний обучающихся, полученных ранее.

Цель урока:

усвоение новых знаний о методах изучения структур металлов,

2) усвоение обучающимися практической значимости микро- и макро-анализа структурного состава металла.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 3.



3 мин.

5. Усвоение новых знаний.

1. Обеспечить усвоение обучающимися новых знаний о методах изучения структур металлов.

Продуктивный метод, сообщение новых знаний на основе опорных знаний обучающихся. Самостоятельная работа обучающихся.

Опорные знания: структура металлов.

Новые знания: методы изучения структур металлов, микро- и макро-анализ.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 3 Образцы микрошлифов металлов. Фотографии микрошлифов.




19 мин.

6. Закрепление новых знаний.

Закрепить знания обучающихся о методах изучения структур металлов.

Репродуктивный метод.

1) технология приготовления шлифов,

2) анализ микрошлифа сварного соединения.

Образцы микрошлифов.


10 мин.

7. Подведение итогов, д/з.

Подведение итогов урока, сообщение обучающимся д/з.

Самостоятельная работа обучающихся.

1) Перечислить методы исследования структур металлов.

2) Дать характеристику макроскопическому анализу.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 3 Опорный конспект.


5 мин.





















План урока т/о по дисциплине «ОП.04. Основы материаловедения» для профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», шифр по перечню НПО 150709.02

Раздел №2: Свойства металлов. Методы их изучения.

Тема урока: Измерение твёрдости металлов при помощи твердомера ТЭМП-3.

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков (урок – лабораторно-практическая работа). Номер урока в разделе: 7

Цель урока: Измерение твёрдости материалов методом Бринелля.

Задачи:

Образовательная – изучение методов определения твёрдости металлов.

Развивающая – приобретение навыков в определении твёрдости материалов.

Воспитательная – воспитание аккуратности, взаимопомощи, внимательности.

Этапы урока

Цель этапа

Методы обучения

Содержание учебного материала

Средства обучения

Мин.

1. Организационный.

Обеспечить рабочую обстановку и психологически подготовить обучающихся к усвоению знаний.

Словесный.

Приветствие, определение отсутствую-щих, проверка готовности к уроку, организация внимания обучающихся.



2 мин.

2. Постановка цели урока.

Организация работы обучающихся по измерению твёрдости металлов.

Словесный, репродуктивный.

Тема урока: Измерение твёрдости металлов при помощи твердомера ТЭМП-3.

Цель урока:

1) научить обучающихся измерять твёрдость металлов методом Бринелля.

Твердомер ТЭМП-3,

образцы металлов.

Методические указания к работе.



3 мин.

3. Проверка домашнего задания.

Проверка правильности и полноты д/з, устранение обнаруженных пробелов в ЗУН

Фронтальный опрос.

1) Перечислить методы исследования структур металлов.

2) Дать характеристику макроскопическому анализу.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 3 Опорный конспект.

3 мин.

4. Актуализация знаний.

Глубоко и всесторонне проверить знания обучающихся, выявить причины обнаруженных недостатков в ЗУН

Словесный, репродуктивный, фронтальный опрос.

1) К какой группе свойств относится твёрдость металлов?

2) Дать определение твёрдости металлов.

3) Назвать методы измерения твёрдости

4) Назвать единицы измерения твёрдости.

5) Характеристика методов испытания.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 3.



5мин.

5. Подготовка обучающихся к проведению лабораторно-практической работы.

Организовать и целенаправить деятельность обучающихся на выполнение работы по измерению твёрдости.

Объяснительно-демонстрационный.

1) Инструктаж по выполнению задания

2) Провести испытания и занести результаты в протокол.

Твердомер ТЭМП-3,

образцы металлов.

Методические указания к работе.




6мин.

6. Выполнение ЛПР.

Приобретение практических навыков работы с твердомером.

Продуктивный метод. Самостоятельная работа обучающихся с твердомером.

Опорные знания: механические свойства металлов.

Новые знания: испытание твёрдости по методу Бринелля.

Выполнение работы:

1) изучить принцип работы твердомера

2) ознакомиться с правилами ОТ и ТБ

3) Подготовить образцы к испытаниям.

4) В зависимости от испытуемого материала выбрать индентор для измерения твёрдости.

5) Провести по три испытания каждого образца и занести результаты в протокол.

6) Сделать перевод полученных чисел твёрдости НRС на числа твёрдости НБ.

Твердомер ТЭМП-3,

образцы металлов.

Методические указания к работе.


21мин.

7. Подведение итогов, д/з.

Подведение итогов урока, сообщение обучающимся д/з.

Самостоятельная работа обучающихся.

Оформить отчёт по ЛПР №1.

Методические указания к работе.


5 мин.













План урока т/о по дисциплине «ОП.04. Основы материаловедения» для профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», шифр по перечню НПО 150709.02

Раздел №2: Свойства металлов. Методы их изучения.

Тема урока: Исследование макроструктуры металлов.

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков (урок – лабораторно-практическая работа). Номер урока в разделе: 8

Цель урока: Исследовать макроструктуру металлических образцов.

Задачи:

Образовательная – изучение макроструктуры металлических образцов на изломах макрошлифов с помощью макроструктурного анализа.

Развивающая – приобретение навыков об исследовании макрошлифов.

Воспитательная – воспитание аккуратности, взаимопомощи, внимательности.

Этапы урока

Цель этапа

Методы обучения

Содержание учебного материала

Средства обучения

Мин.

1. Организационный.

Обеспечить рабочую обстановку и психологически подготовить обучающихся к усвоению знаний.

Словесный.

Приветствие, определение отсутствую-щих, проверка готовности к уроку, организация внимания обучающихся.



2 мин.

2. Постановка цели урока.

Организация работы обучающихся по исследованию макроструктуры металлических образцов.

Словесный, репродуктивный.

Тема урока: исследование макроструктуры металлов.

Цель урока:

1) исследование макроструктуры металлических образцов на изломах макрошлифов.

Образцы макрошлифов, методические указания к работе.



3 мин.

3. Проверка домашнего задания.

Проверка правильности оформления отчётов по

ЛПР №1

Репродуктивный. Самопроверка.

Оформить отчёт по ЛПР №1.

Эталон оформления ЛПР №1

3 мин.

4. Актуализация знаний.

Глубоко и всесторонне проверить знания обучающихся, выявить причины обнаруженных недостатков в ЗУН

Словесный, репродуктивный, фронтальный опрос.

1) Понятие структуры металлов.

2) Виды изломов металлов.

3) Виды брака на изломах металлов.

4) Причины повышенной хрупкости металлов.

5) Характеристика изломов сварного шва.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 2.



5мин.

5. Подготовка обучающихся к проведению ЛПР.

Организовать и целенаправить деятельность обучающихся на выполнение работы по анализу макрошлифов.

Объяснительно-демонстрационный.

1) Инструктаж по выполнению задания

2) Провести анализ изломов макрошлифов

3) Составить отчёт о выполненной работе.

Образцы макрошлифов,

лупа, методические указания к работе.




6мин.

6. Выполнение ЛПР.

Приобретение практических навыков работы по анализу структуры металлов по макрошлифам.

Продуктивный метод. Самостоятельная работа обучающихся с макрошлифами.

Опорные знания: макро- и микроанализ.

Новые знания: строение литого металла и химическая неоднородность сплавов.

Выполнение работы:

1) назначение макроструктурного анализа и методика его проведения

2) технология приготовления макрошлифов

3) вывод о предполагаемых свойствах по видам излома

Образцы макрошлифов,

лупа, методические указания к работе.


21мин.

7. Подведение итогов, д/з.

Подведение итогов урока, сообщение обучающимся д/з.

Самостоятельная работа обучающихся.

Оформить отчёт по ЛПР №2.

Методические указания к работе.


5 мин.




















План урока т/о по дисциплине «ОП.04. Основы материаловедения» для профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», шифр по перечню НПО 150709.02

Раздел №3: Понятие и общая характеристика сплавов.

Тема урока: Основные понятия о диаграммах состояния.

Тип урока: Урок изучения нового материала. Номер урока в разделе: 10

Цель урока: Дать обучающимся конкретное представление о диаграммах состояния и их практической значимости.

Задачи:

Образовательная – изучение новых понятий: диаграмма состояния, железоуглеродистые сплавы.

Развивающая – развитие памяти и познавательных интересов учащихся.

Воспитательная – воспитание самодисциплины, чувства долга и ответственности.

Этапы урока

Цель этапа

Методы обучения

Содержание учебного материала

Средства обучения

Мин.

1. Организационный.

Обеспечить рабочую обстановку и психологически подготовить обучающихся к усвоению знаний.

Словесный, объяснительно-иллюстративный.

Приветствие, определение отсутствую-щих, проверка готовности к уроку, организация внимания обучающихся.



2 мин.

2. Постановка цели урока.

Организация работы обучающихся по усвоению новых знаний о диаграммах состояния.

Словесный, репродуктивный.

Тема урока: основные понятия о диаграммах состояния.

Цель урока:

1) значение диаграмм состояния

2) методы их построения

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 4



3 мин.

3. Проверка домашнего задания.

Проверка правильности и полноты выполненного д/з. Выяснения причины невыполнения и устранение обнаруженных пробелов в ЗУН

Индивидуальный опрос обучающихся.

Изучение таблицы с характеристиками металлов и сплавов. Объяснить причины по которым лопаются рессоры, амортизаторы не гасят удары.

Вопросы для д/з, справочная литература, учебник.



3 мин.

4. Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний.

Организовать и целенаправить познавательную деятельность обучающихся и подготовить их к усвоению нового материала.

Словесный, объяснительно-репродуктивный.

Практическая значимость диаграмм состояния.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 4 Диаграмма состояния железо-карбид железа.



3 мин.

5. Усвоение новых знаний.

Дать обучающимся конкретное представление о диаграммах состояния и методах их построения.

Проблемное изложение материала. Работа с учебником.

Опорные знания: структура металлов.

Новые знания: диаграмма состояния, принцип построения диаграмм состояния. Структурный состав стали и чугуна.

Учебник А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 4 Диаграмма состояния железо-карбид железа.




21 мин.

6. Закрепление новых знаний.

Научить обучающихся работать с диаграммами состояния.

Закрепить знания о диаграммах состояния и их практическом назначении.

Репродуктивный метод. Самостоятельная работа с диаграммой состояния.

Самостоятельная работа с диаграммой состояния железо-карбид железа: дать характеристику структурам сплава при различных температурах и содержании углерода.

Диаграмма состояния железо-карбид железа.

Видео сюжеты о структурных превращениях.



8 мин.

7. Подведение итогов, д/з.

Подведение итогов урока, сообщение обучающимся д/з.

Словесный метод.

Определить структуру сплава при содержании углерода: 0,02%; 1,5%; 2,14%; 3,2%; 4,8%

Учебник А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 4 Диаграмма состояния железо-карбид железа.


5 мин.















План урока т/о по дисциплине «ОП.04. Основы материаловедения» для профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», шифр по перечню НПО 150709.02

Раздел №3: Понятие и общая характеристика сплавов.

Тема урока: Железоуглеродистые сплавы.

Тип урока: Урок формирования новых знаний. Номер урока в разделе: 11

Цель урока: Организация работы обучающихся по формированию новых знаний о железоуглеродистых сплавах.

Задачи:

Образовательная – научить обучающихся давать характеристику железоуглеродистым сплавам по диаграмме состояния железо-карбид железа.

Развивающая – продолжить развитие умения анализировать структурный состав и свойства чугуна по диаграмме железо-карбид железа.

Воспитательная – формирование экологической культуры, самодисциплины и работоспособности.

Этапы урока

Цель этапа

Методы обучения

Содержание учебного материала

Средства обучения

Мин.

1. Организационный.

Обеспечить рабочую обстановку и психологически подготовить обучающихся к усвоению знаний.

Словесный, объяснительно-иллюстративный.

Приветствие, определение отсутствую-щих, проверка готовности к уроку, организация внимания обучающихся.



2 мин.

2. Постановка цели урока.

Организация работы обучающихся по усвоению новых знаний о железоуглеродистых сплавах .

Словесный, репродуктивный.

Тема урока: железоуглеродистые сплавы.

Цель урока:

1) железоуглеродистые сплавы на диаграмме состояния

2) характеристика стали и чугуна по диаграмме состояния.

Учебник А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 4 Диаграмма состояния железо-карбид железа.



3 мин.

3. Проверка домашнего задания.

Проверка правильности и полноты выполненного д/з. Выяснения причины невыполнения и устранение обнаруженных пробелов в ЗУН

Индивидуальный опрос обучающихся.

Определить структуру сплава при содержании углерода: 0,02%; 1,5%; 2,14%; 3,2%; 4,8%

Учебник А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 4 Диаграмма состояния железо-карбид железа.



3 мин.

4. Актуализация знаний.

Глубоко и всесторонне проверить знания обучающихся, выявить причины обнаруженных недостатков в ЗУН

Словесный, репродуктивный, фронтальный опрос.

1) Перечислить структурные составляющие стали.

2) Перечислить структурные составляющие чугуна.

3) Назвать причину хрупкости чугуна.

4) Назвать самое твёрдое зерно стали.

5) Назовите структурное зерно, существующее только при t выше 727º

Перечень вопросов и иллюстративный материал.



6 мин.

5. Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний.

Организовать и целенаправить познавательную деятельность обучающихся и подготовить их к усвоению нового материала.

Словесный, объяснительно-репродуктивный.

Значение железоуглеродистых сплавов, как конструкционный и инструментальный материал.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 4 Диаграмма состояния железо-карбид железа.



3 мин.

6. Усвоение новых знаний.

Обеспечить усвоение обучающимися новых знаний о железоуглеродистых сплавах. Объяснить необходимость применения стали и чугуна в промышленности.

Словесный, объяснительно-репродуктивный. Работа с учебником.

Опорные знания: диаграмма состояния железо-карбид железа.

Новые знания: железоуглеродистые сплавы на диаграмме состояния железо-карбид железа.

Учебник А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 4 Диаграмма состояния железо-карбид железа.




15 мин.

7. Закрепление новых знаний.

Сформировать у обучающихся знания о железоуглеродистых сплавах, добиться воспроизведения полученных знаний.

Репродуктивный метод. Самостоятельная работа с диаграммой состояния. Ответы на вопросы.

1) По диаграмме состояния дать характеристику структурного состава стали и чугуна.

2) По характеру деформации стали и чугуна определить более пластичный сплав, дать характеристику изломов.

Учебник А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 4 Диаграмма состояния железо-карбид железа. Фото микрошлифов



8 мин.

8. Подведение итогов, д/з.

Подведение итогов урока, сообщение обучающимся д/з.

Словесный метод.

Ответить на вопросы:

1) в чём причина хрупкости чугуна?

2) как влияет структурный состав сплава на его свойства?

Учебник А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 4


5 мин.








План урока т/о по дисциплине «ОП.04. Основы материаловедения» для профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», шифр по перечню НПО 150709.02

Раздел №3: Понятие и общая характеристика сплавов.

Тема урока: Чугуны, классификация чугунов.

Тип урока: Урок формирования новых знаний. Номер урока в разделе: 12

Цель урока: Организация работы обучающихся по формированию новых знаний о чугунах.

Задачи:

Образовательная – научить обучающихся давать характеристику чугунам по его виду.

Развивающая – развивать умения подбирать марку чугуна для конкретных изделий.

Воспитательная – формирование самостоятельности, работоспособности.

Этапы урока

Цель этапа

Методы обучения

Содержание учебного материала

Средства обучения

Мин.

1. Организационный.

Обеспечить рабочую обстановку и психологически подготовить обучающихся к усвоению знаний.

Словесный, объяснительно-иллюстративный.

Приветствие, определение отсутствую-щих, проверка готовности к уроку, организация внимания обучающихся.



2 мин.

2. Постановка цели урока.

Организация работы обучающихся по усвоению новых знаний о железоуглеродистых сплавах .

Словесный, репродуктивный.

Тема урока: чугуны, классификация чугунов.

Цель урока:

Формирование новых знаний о чугунах, практическое значение чугунов.

Учебник А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 4 Учебный элемент «чугуны и их свойства»



3 мин.

3. Проверка домашнего задания.

Проверка правильности и полноты выполненного д/з. Выяснения причины невыполнения и устранение обнаруженных пробелов в ЗУН

Индивидуальный опрос обучающихся.

Ответить на вопросы:

1) в чём причина хрупкости чугуна?

2) как влияет структурный состав сплава на его свойства?

Учебник А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 4



3 мин.

4. Актуализация знаний.

Глубоко и всесторонне проверить знания обучающихся, выявить причины обнаруженных недостатков в ЗУН

Словесный, репродуктивный, фронтальный опрос.

1) Дать определение стали.

2) Дать определение чугуна.

3) Практическое значение диаграммы состояния железо-карбид железа.

4) Структурный состав стали, чугуна.

Перечень вопросов и иллюстративный материал.



6 мин.

5. Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний.

Напомнить обучающимся о способах производства чугуна, стали.

Словесный, объяснительно-репродуктивный.

Практическое значение чугунов.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 4



3 мин.

6. Усвоение новых знаний.

Сформировать новые знания о видах, маркировке и применении чугунов.

Словесный, объяснительно-репродуктивный. Работа с учебником.

Опорные знания: чугуны.

Новые знания: виды чугунов (белые, серые, высокопрочные, ковкие)

Учебник А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 4 Учебный элемент «чугуны и их свойства»




15 мин.

7. Закрепление новых знаний.

Закрепить знания о видах чугунов, их свойствах и применении.

Репродуктивный метод. Самостоятельная работа.

Выполнить тестовое задание по Учебному элементу «чугуны и их свойства»

Учебный элемент «чугуны и их свойства»



8 мин.

8. Подведение итогов, д/з.

Подведение итогов урока, сообщение обучающимся д/з.

Словесный метод.

Ответить на вопрос:

1) влияние свободного графита на свойства чугуна.

Учебник А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 4 стр. 102


5 мин.
















План урока т/о по дисциплине «ОП.04. Основы материаловедения» для профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», шифр по перечню НПО 150709.02

Раздел №3: Понятие и общая характеристика сплавов.

Тема урока: Углеродистые инструментальные стали.

Тип урока: Урок формирования новых знаний. Номер урока в разделе: 13

Цель урока: Организация работы обучающихся по формированию новых знаний об углеродистых инструментальных сталях.

Задачи:

Образовательная – раскрыть типичные свойства углеродистых инструментальных сталей и области их применения.

Развивающая – сформировать умение учащихся работать со справочной литературой, учебником и таблицами.

Воспитательная – формирование самостоятельности, работоспособности.

Этапы урока

Цель этапа

Методы обучения

Содержание учебного материала

Средства обучения

Мин.

1. Организационный.

Обеспечить рабочую обстановку и психологически подготовить обучающихся к усвоению знаний.

Словесный, объяснительно-иллюстративный.

Приветствие, определение отсутствую-щих, проверка готовности к уроку, организация внимания обучающихся.



2 мин.

2. Постановка цели урока.

Организация работы обучающихся по усвоению новых знаний об углеродистых инструментальных сталях.

Словесный, репродуктивный.

Тема урока: об углеродистых инструментальных сталях.

Цель урока:

углеродистые инструментальные стали, область их применения.


Учебник А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 6



3 мин.

3. Проверка домашнего задания.

Проверка правильности и полноты выполненного д/з. Выяснения причины невыполнения и устранение обнаруженных пробелов в ЗУН

Индивидуальный опрос обучающихся.

Ответить на вопрос:

1) влияние свободного графита на свойства чугуна.

Учебник А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 4 стр. 102



3 мин.

4. Актуализация знаний.

Глубоко и всесторонне проверить знания обучающихся, выявить причины обнаруженных недостатков в ЗУН

Словесный, репродуктивный, фронтальный опрос.

1) Дать определение стали.

2) Структурный состав стали.

3) Почему стали более пластичны чем чугуны.

4) Область существования стали на диаграмме состояния.

5) Недостатки углеродистой стали.


Таблица классификации сталей.

Учебный элемент «стали и их свойства»



6 мин.

5. Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний.

Организовать и целенаправить познавательную деятельность обучающихся и подготовить их к усвоению нового материала.

Словесный, объяснительно-репродуктивный.

Практическое значение углеродистых инструментальных сталей в машиностроении.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 5 Таблица классификации сталей.



3 мин.

6. Усвоение новых знаний.

Сформировать новые знания о видах, свойствах, марках и применении углеродистых инструментальных сталях.

Словесный, объяснительно-репродуктивный. Работа с учебником.

Опорные знания: сталь.

Новые знания: углеродистые инструментальные стали (виды, маркировка).

Учебник А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 5 Учебный элемент «стали и их свойства»




15 мин.

7. Закрепление новых знаний.

Закрепить знания об углеродистых инструментальных сталях, их свойствах и применении.

Репродуктивный метод. Самостоятельная работа.

Расшифровать марку стали, дать характеристику и область применения.

Таблица классификации сталей.



8 мин.

8. Подведение итогов, д/з.

Подведение итогов урока, сообщение обучающимся д/з.

Словесный метод.

Выучить таблицу классификации сталей.

Таблица классификации сталей.


5 мин.












План урока т/о по дисциплине «ОП.04. Основы материаловедения» для профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», шифр по перечню НПО 150709.02

Раздел №3: Понятие и общая характеристика сплавов.

Тема урока: Углеродистые конструкционные стали.

Тип урока: Урок формирования новых знаний. Номер урока в разделе: 15

Цель урока: Организация работы обучающихся по формированию новых знаний об углеродистых конструкционных сталях.

Задачи:

Образовательная – раскрыть типичные свойства углеродистых конструкционных сталей и области их применения.

Развивающая – сформировать умение учащихся работать со справочной литературой, учебником и таблицами.

Воспитательная – формирование самостоятельности, работоспособности.

Этапы урока

Цель этапа

Методы обучения

Содержание учебного материала

Средства обучения

Мин.

1. Организационный.

Обеспечить рабочую обстановку и психологически подготовить обучающихся к усвоению знаний.

Словесный, объяснительно-иллюстративный.

Приветствие, определение отсутствую-щих, проверка готовности к уроку, организация внимания обучающихся.



2 мин.

2. Постановка цели урока.

Организация работы обучающихся по усвоению новых знаний об углеродистых конструкционных сталях.

Словесный, репродуктивный.

Тема урока: об углеродистых конструкционных сталях.

Цель урока:

углеродистые конструкционные стали, область их применения.


Учебник А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 5



3 мин.

3. Проверка домашнего задания.

Проверка правильности и полноты выполненного д/з. Выяснения причины невыполнения и устранение обнаруженных пробелов в ЗУН

Индивидуальный опрос обучающихся.

Ответить на вопросы:

1) дать характеристику группам сталей: быстрорежущие, для измерительного инструмента.


Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 6 стр.122



3 мин.

4. Актуализация знаний.

Глубоко и всесторонне проверить знания обучающихся, выявить причины обнаруженных недостатков в ЗУН

Словесный, репродуктивный, фронтальный опрос.

Тестовое задание из учебного элемента «стали и их свойства»


Таблица классификации сталей.

Учебный элемент «стали и их свойства»



6 мин.

5. Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний.

Организовать и целенаправить познавательную деятельность обучающихся и подготовить их к усвоению нового материала.

Словесный, объяснительно-репродуктивный.

Практическое значение углеродистых конструкционных сталей в машиностроении.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 5 Таблица классификации сталей.



3 мин.

6. Усвоение новых знаний.

Сформировать новые знания о видах, свойствах, марках и применении углеродистых конструкционных сталях.

Словесный, объяснительно-репродуктивный. Работа с учебником.

Опорные знания: сталь.

Новые знания: углеродистые конструкционные стали (виды, маркировка).

Учебник А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 5 Учебный элемент «стали и их свойства»




15 мин.

7. Закрепление новых знаний.

Закрепить знания об углеродистых конструкционных сталях, их свойствах и применении.

Репродуктивный метод. Самостоятельная работа.

Расшифровать марку стали, дать характеристику и область применения.

Таблица классификации сталей.



8 мин.

8. Подведение итогов, д/з.

Подведение итогов урока, сообщение обучающимся д/з.

Словесный метод.

Ответить на вопросы:

1) каким образом классифицируются стали,

2) как подразделяются стали по назначению,

3) расшифровать марку стали ст65 и дать её характеристику.

Таблица классификации сталей.


5 мин.











План урока т/о по дисциплине «ОП.04. Основы материаловедения» для профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», шифр по перечню НПО 150709.02

Раздел №3: Понятие и общая характеристика сплавов.

Тема урока: Легированные инструментальные стали.

Тип урока: Урок формирования новых знаний. Номер урока в разделе: 14

Цель урока: Организация работы обучающихся по формированию новых знаний о легированных инструментальных сталях.

Задачи:

Образовательная – раскрыть типичные свойства легированных инструментальных сталей и области их применения.

Развивающая – сформировать умение учащихся работать со справочной литературой, учебником и таблицами.

Воспитательная – формирование самостоятельности, работоспособности.

Этапы урока

Цель этапа

Методы обучения

Содержание учебного материала

Средства обучения

Мин.

1. Организационный.

Обеспечить рабочую обстановку и психологически подготовить обучающихся к усвоению знаний.

Словесный, объяснительно-иллюстративный.

Приветствие, определение отсутствую-щих, проверка готовности к уроку, организация внимания обучающихся.



2 мин.

2. Постановка цели урока.

Организация работы обучающихся по усвоению новых знаний о легированных инструментальных сталях.

Словесный, репродуктивный.

Тема урока: о легированных инструментальных сталях.

Цель урока:

легированные инструментальные стали, область их применения.


Учебник А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 6



3 мин.

3. Проверка домашнего задания.

Проверка правильности и полноты выполненного д/з. Выяснения причины невыполнения и устранение обнаруженных пробелов в ЗУН

Индивидуальный опрос обучающихся.

Выучить таблицу классификации сталей.

Таблица классификации сталей.



3 мин.

4. Актуализация знаний.

Глубоко и всесторонне проверить знания обучающихся, выявить причины обнаруженных недостатков в ЗУН

Словесный, репродуктивный, фронтальный опрос.

1) Состав легированной стали.

2) Что такое легирование?

3) Классификация легированных сталей по назначению.

4) Марки легированных сталей.

5) Влияние легирующих добавок на свойство сталей.

Таблица классификации сталей.




6 мин.

5. Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний.

Организовать и целенаправить познавательную деятельность обучающихся и подготовить их к усвоению нового материала.

Словесный, объяснительно-репродуктивный.

Практическое значение легированных инструментальных сталей в машиностроении.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 6 Таблица классификации сталей.



3 мин.

6. Усвоение новых знаний.

Сформировать новые знания о видах, свойствах, марках и применении легированных инструментальных сталях.

Словесный, объяснительно-репродуктивный. Работа с учебником.

Опорные знания: сталь легированная.

Новые знания: легированные инструментальные стали (виды, маркировка).

Учебник А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 6 Учебный элемент «стали и их свойства»




17 мин.

7. Закрепление новых знаний.

Закрепить знания о легированных инструментальных сталях, их свойствах и применении.

Репродуктивный метод. Самостоятельная работа.

Расшифровать марку стали, дать характеристику и область применения.

Таблица классификации сталей.



6 мин.

8. Подведение итогов, д/з.

Подведение итогов урока, сообщение обучающимся д/з.

Словесный метод.

Ответить на вопросы:

1) дать характеристику группам сталей: быстрорежущие, для измерительного инструмента.


Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 6 стр.122


5 мин.












План урока т/о по дисциплине «ОП.04. Основы материаловедения» для профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», шифр по перечню НПО 150709.02

Раздел №3: Понятие и общая характеристика сплавов.

Тема урока: Легированные конструкционные стали.

Тип урока: Урок формирования новых знаний. Номер урока в разделе: 16

Цель урока: Организация работы обучающихся по формированию новых знаний о легированных конструкционных сталях.

Задачи:

Образовательная – раскрыть типичные свойства легированных конструкционных сталей и области их применения.

Развивающая – сформировать умение учащихся работать со справочной литературой, учебником и таблицами.

Воспитательная – формирование самостоятельности, работоспособности.

Этапы урока

Цель этапа

Методы обучения

Содержание учебного материала

Средства обучения

Мин.

1. Организационный.

Обеспечить рабочую обстановку и психологически подготовить обучающихся к усвоению знаний.

Словесный, объяснительно-иллюстративный.

Приветствие, определение отсутствую-щих, проверка готовности к уроку, организация внимания обучающихся.



2 мин.

2. Постановка цели урока.

Организация работы обучающихся по усвоению новых знаний о легированных конструкционных сталях.

Словесный, репродуктивный.

Тема урока: о легированных конструкционных сталях.

Цель урока:

легированные конструкционные стали, область их применения.


Учебник А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 5



3 мин.

3. Проверка домашнего задания.

Проверка правильности и полноты выполненного д/з. Выяснения причины невыполнения и устранение обнаруженных пробелов в ЗУН

Индивидуальный опрос обучающихся.

Ответить на вопросы:

1) каким образом классифицируются стали,

2) как подразделяются стали по назначению,

3) расшифровать марку стали ст65 и дать её характеристику.

Таблица классификации сталей.



3 мин.

4. Актуализация знаний.

Глубоко и всесторонне проверить знания обучающихся, выявить причины обнаруженных недостатков в ЗУН

Словесный, репродуктивный, фронтальный опрос.

1) Назвать категории углеродистых конструкционных сталей.

2) Дать характеристику автоматным сталям.

3) Дать характеристику ст45.

4) Характеристика штампуемых сталей

5) Применение стали обыкновенного качества.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 5 стр.109



6 мин.

5. Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний.

Организовать и целенаправить познавательную деятельность обучающихся и подготовить их к усвоению нового материала.

Словесный, объяснительно-репродуктивный.

Практическое значение легированных конструкционных сталей в машиностроении.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 5 Таблица классификации сталей.



3 мин.

6. Усвоение новых знаний.

Сформировать новые знания о видах, свойствах, марках и применении легированных конструкционных сталях.

Словесный, объяснительно-репродуктивный. Работа с учебником.

Опорные знания: сталь легированная.

Новые знания: легированные конструкционные стали (виды, маркировка).

Учебник А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 5 Учебный элемент «классификация сталей»




17 мин.

7. Закрепление новых знаний.

Закрепить знания о легированных конструкционных сталях, их свойствах и применении.

Репродуктивный метод. Самостоятельная работа.

Тестовое задание по учебному элементу «классификация сталей»

Учебный элемент «классификация сталей»



6 мин.

8. Подведение итогов, д/з.

Подведение итогов урока, сообщение обучающимся д/з.

Словесный метод.

Ответить на вопросы:

1) дать характеристику сталям для сварных конструкций.


Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 5 стр.117


5 мин.











План урока т/о по дисциплине «ОП.04. Основы материаловедения» для профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», шифр по перечню НПО 150709.02

Раздел №3: Понятие и общая характеристика сплавов.

Тема урока: Выбор марки легированной стали.

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков (урок – лабораторно-практическая работа). Номер урока в разделе: 17

Цель урока: Научить обучающихся подбирать марку легированной стали для конкретных условий работы.

Задачи:

Образовательная – изучение условий работы деталей.

Развивающая – приобретение навыков выбора марки легированной стали.

Воспитательная – воспитание аккуратности, взаимопомощи, внимательности.

Этапы урока

Цель этапа

Методы обучения

Содержание учебного материала

Средства обучения

Мин.

1. Организационный.

Обеспечить рабочую обстановку и психологически подготовить обучающихся к усвоению знаний.

Словесный.

Приветствие, определение отсутствую-щих, проверка готовности к уроку, организация внимания обучающихся.



2 мин.

2. Постановка цели урока.

Организация работы обучающихся по выбору марки легированной стали.

Словесный, репродуктивный.

Тема урока: выбор марки легированной стали.

Цель урока:

1) приобрести навыки в работе со справочной литературой по выбору легированной стали для деталей в зависимости от условий их работы

Образцы легированных сталей. Таблица классификации и свойств легированных сталей.



3 мин.

3. Проверка домашнего задания.

Проверка правильности и полноты выполненного д/з. Выяснения причины невыполнения и устранение обнаруженных пробелов в ЗУН

Репродуктивный. Самопроверка.

Ответить на вопросы:

1) дать характеристику сталям для сварных конструкций.


Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл. 5 стр.117

3 мин.

4. Актуализация знаний.

Глубоко и всесторонне проверить знания обучающихся, выявить причины обнаруженных недостатков в ЗУН

Словесный, репродуктивный, фронтальный опрос.

1) Что такое легированная сталь?

2) Преимущества легированных сталей

3) Недостатки легированных сталей.

4) Классификация легированных сталей по качеству.

5) Химический состав высоколегированных сталей.

Учебный элемент «классификация сталей» и «стали и их свойства».



5мин.

5. Подготовка обучающихся к проведению ЛПР.

Организовать и целенаправить деятельность обучающихся на выполнение работы по анализу макрошлифов.

Объяснительно-демонстрационный.

1) Инструктаж по выполнению задания

Задание: выбрать марку легированной стали.

Методические указания к работе.




6мин.

6. Выполнение ЛПР.

Приобретение практических навыков работы по выбору марки легированной стали.

Продуктивный метод. Самостоятельная работа обучающихся.

Опорные знания: легированная сталь (свойства, применение).

Новые знания: выбор марки сплава.

Выполнение работы:

2) Изучить условия работы заданной детали или инструмента.

3) Выбрать марку легированной стали.

4) Составить отчёт

Методические указания к работе.


21мин.

7. Подведение итогов, д/з.

Подведение итогов урока, сообщение обучающимся д/з.

Самостоятельная работа обучающихся.

Оформить отчёт по ЛПР №3.

Подготовиться к к/р.

Методические указания к работе.

Опорный конспект.


5 мин.















План урока т/о по дисциплине «ОП.04. Основы материаловедения» для профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», шифр по перечню НПО 150709.02

Тема урока: Понятие о металлических материалах. Свойства металлов. Понятие и общая характеристика сплавов.

Тип урока: Урок контроля и оценки ЗУН. Номер урока в разделе: 18

Цель урока: Проверка и оценка качества усвоения ЗУН.

Задачи:

Образовательная – выявления качества обобщений и систематизации ЗУН.

Развивающая – закрепить умения обучающихся воспроизводить формулировку понятий и объяснять их сущность. Проверка умения обучающихся применять ЗУН в заданной ситуации.

Воспитательная – воспитание аккуратности, взаимопомощи, внимательности.

Этапы урока

Цель этапа

Методы обучения

Содержание учебного материала

Средства обучения

Мин.

1. Организационный.

Обеспечить рабочую обстановку и психологически подготовить обучающихся к усвоению знаний.

Словесный.

Приветствие, определение отсутствую-щих, проверка готовности к уроку, организация внимания обучающихся.



2 мин.

2. Постановка цели урока.

Проверка и оценка качества усвоения ЗУН

Репродуктивный.

Контрольная работа.

Тема к/р: понятие о металлических материалах. Свойства металлов. Понятие и общая характеристика сплавов.

Цель урока:

1) выявления качества обобщений и систематизации ЗУН

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл.1-6, опорный конспект.



3 мин.

3. Подготовка к активному усвоению знаний.

Научить обучающихся выбирать конкретные средства для решения поставленных задач.

Словесный.

Сообщение темы к/р.

Мотивация обучающихся к выполнению к/р.

Учебник

А.М. Адаскин Материаловедение, гл.1-6, опорный конспект

3 мин.

4. Всесторонняя проверка ЗУН.

Проверка и оценка качества усвоения ЗУН.

Репродуктивный метод. Выполнение контрольной работы.

Вопросы к к/р по разделам №1,2,3.

Текст к/р


21мин.

5. Подведение итогов, .

Подведение итогов урока.

Самостоятельная работа обучающихся.

Выяснение преподавателем факта выполнения обучающимися к/р.

Тексты выполненных к/р.


5 мин.



Характеристика металлов и сплавов

Группа сплавов

Наим-ние

сплава

Состав

Свойства

Применение

Выбор детали

Fe

мягкое, пластичное, подвержено коррозии


сталь

Fe + C до

2,16% + легирую-щие

добавки

В зависимости от легирующих добавок

Углеродистые стали – для конструкций; штампованные детали кузовов автом., резервуары; детали, испытыв. цикли-ческие нагрузки; для изгот. реж. инстр.

Легированные стали: с Si, Mn, Cr, Ni – рессорно-пружинные; с Cr и Ni – поршневые кольца; с Cr Ni и Mo – компрессоры, резервуары.

рессоры

чугун

Fe + C от 2,16 до 6,67%

Повышенная прочность и твёрдость из-за высокого содержания C

Для изготовления износостойких деталей, эксплуатируемых при больших нагрузках.

коленвал

Cu

мягкая, пластичная, коррозийно-стойкая, высокая электропровод-ность, достаточно дорогая

латунь

Cu + Zn

Коррозийная стойкость, пластичность, хорошая обрабатываемость давлением и резанием.

Как конструкц. материал, где требуется высокая прочность и коррозийная стойкость: в трубопроводной арматуре, в машиностроении и судостроении.

трубки малого диаметра

бронза

Cu + Sn и

др. металлы

Коррозийная стойкость, прочность, высокие антифрикционные свойства.

Трубопроводная арматура, обшивка и детали судов, подшипники скольжения, зубчатые передачи и т.д.

зубчатые колеса, судовой винт

Al

лёгкий, пластичный, коррозийно-стойкий, высокая электропровод-ность, низкая прочность

дюралюми-ний

Al + Cu + Mn + Mg

Повышенная прочность коррозийная стойкость, лёгкость, высокая твёрдость и вязкость.

Широко используется в авиастроении (несущие конструктивные элементы самолётов), заклёпочный материал, прутки, профиль и т.д.

Лопасти винтов самол., заклёпки

силумин

Al + Si

Лёгкость, высокая жидкотекучесть, достаточная прочность, хорошая обрабатываемость резанием, коррозийная стойкость

Тонкостенные детали сложной формы, высоконагруженные детали;

детали, подвергающиеся сварке.

Корпуса компрессоров, поршни цилиндров


Группы сплавов.

Группа сплавов

Наименование

сплава

Состав

Свойства

Применение

Выбор детали





Fe

сталь

Fe + Cдо2,16% + легирующие

добавки

В зависимости от легирующих добавок.

Углеродистые стали – для конструкций; штампованные детали кузовов автомобилей, резервуары; детали, испытывающие циклические нагрузки; для изготовления режущего и измерительного инструмента.

Легированные стали: с Si, Mn, Cr, Ni – рессорно-пружинные; с Cr и Ni – поршневые кольца; с Cr Ni и Mo – компрессоры, резервуары.

чугун

Fe + Cот 2,16 до 6,67%

Повышенная прочность и твёрдость из-за высокого содержания C

Для изготовления износостойких деталей, эксплуатируемых при больших нагрузках.





Cu

латунь

Cu + Zn

Коррозийная стойкость, пластичность, хорошая обрабатываемость давлением и резанием.

Как конструкционный материал, где требуется высокая прочность и коррозийная стойкость: в трубопроводной арматуре, в машиностроении и судостроении.


бронза

Cu + Sn и др. металлы

Коррозийная стойкость, прочность, высокие антифрикционные свойства.

Трубопроводная арматура, обшивка и детали судов, подшипники скольжения, зубчатые передачи и т.д.






Al

дюралюминий

Al + Cu + Mn + Mg

Повышенная прочность, коррозийная стойкость, лёгкость, достаточно высокая твёрдость и вязкость.

Широко используется в авиастроении (несущие конструктивные элементы самолётов), заклёпочный материал, прутки, профиль и т.д.


силумин

Al + Si

Высокая жидкотекучесть, достаточная прочность, хорошая обрабатывае-

мость резанием, коррозийная стойкость, лёгкость.

Тонкостенные детали сложной формы, высоконагруженные детали; детали, подвергающиеся сварке.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!