СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование»

Открытый урок русского языка в 8 классе




ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ГРУППЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ







Учитель русского языка и литературы

Велиева Р.И



2018 г.

Тип урока: урок знакомства с новым материалом.

Место урока в теме: первый урок в теме «Односоставные предложения». На данном уроке происходит знакомство с группами односоставных предложений, их отличительными особенностями.

Цели:

образовательная: познакомить учащихся с группами односоставных предложений.

Развивающая: развивать умение определять вид односоставного предложения, доказывать свое предположение.

Воспитательная: воспитывать любознательность, интерес к творчеству А.С.Пушкина, воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы.




Структура урока.

Методы:

  • Словесные, наглядные

  • Проблемно-поисковые

  • Взаимоконтроль, самопроверка.

Приемы: беседа, самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный опрос, дифференцированный подход.

Формы работ: индивидуальная, парная, фронтальная, самостоятельная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, портрет А.С.Пушкина, раздаточный материал (лабораторные листы).

План урока:

  1. Орг.момент.

  2. Постановка проблемы.

  3. Лингвистическая разминка.

  4. Объяснение нового материала (работа с опорными конспектами).

  5. Закрепление.

  • Выборочный диктант.

  • Работа в парах по карточкам.

  1. Домашнее задание.

  2. Рефлексия.







Ход урока

  1. Организационный момент. (Слайд№1)

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

Девиз урока. (Слайд №2)

«Не стыдно не знать,

Стыдно не учиться».

(Пословица)

- Как вы понимаете данное высказывание?

-Вы с ним согласны?

- Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом. Начинаем работать.



  1. Постановка проблемы.

- Для того, чтобы вспомнить прошлую тему урока и определить сегодняшнюю, япредлагаю вам решить кроссворд, а для этого нужно быть внимательными и активными.

- Работать мы сегодня будем в лабораторных листах. Заполните лабораторные листы. Запишите число.

  1. Разминка. ( Слайд №3)

В качестве разминки вам следует разгадать кроссворд. Примеры для анализа я взяла из произведений русского поэта, гордости нашей литературы. Его имя необходимо узнать – это будет сделать нетрудно.

Если кроссворд заполните правильно, то в выделенных клеточках вы сможете прочитать название вида предложения по наличию главных членов. Это и будет темой нашего урока.

(Слайд№4)

Работа с предложением Мороз и солнце; день чудесный! («Зимнее утро»)

- Знакомо ли это предложение? Откуда оно? Кто автор стихотворения?

- Назовите вид этого предложения по интонации. Выразительно прочитайте, соблюдая правильную интонацию.(восклицательное)



Запись под диктовку:

Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня.(«Няне»)

- Подчеркните как члены предложения слова меня (№1), сосновых(№2), ты (№6), давно (№10), занесите в кроссворд под соответствующим номером названия этих членов предложения.

- Какие члены предложения вы знаете? (главные и второстепенные)

- Назовите их.



- Определите на слух вид предложения по наличию второстепенных членов предложения. Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился. Запишите вид предложения в кроссворд под (№3).

- Какие виды предложений по наличию второстепенных членов вы знаете?

(распространённое и нераспространённое)



(Слайд №5)

Работа с предложением Зимы ждалаждала природа.

- В клеточки кроссворда под ( №4) запишите термин, которым обозначается подчеркнутая часть предложения.(основа предложения)



- Определите, к какой части речи относится слово бег в предложении

Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. (записаны в листах)

- Запишите название этой части речи в клеточки под(№5).(существительное)



- Запишите по диктовку предложение (один ученик у доски):

В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.

Поясните графически постановку знаков препинания. (схема на доске)

Запишите под (№7) название части речи, перед которой поставили запятую. (союз)



- Определите на слух вид предложения по цели высказывания, запишите под (№8):

Караул, лови, лови, да дави его, дави!

- Какие еще виды предложений по цели высказывания вы знаете?

(повествовательное, вопросительное, побудительное)



(Слайд №6)

Работа с предложениемУдивился старик, испугался.

- Название подчеркнутой группы членов предложения запишите в клеточки под (№11).



- Запишите под диктовку предложение Пора, красавица, проснись! (у доски)

Определите синтаксическую роль существительного красавица и запишите в клеточки под (№9).(обращение)

- Почему в этом предложении две запятые?



- Запишите предложение: Я помню чудное мгновенье…

- Определите вид предложения по наличию основ, запишите в кроссворд под (№12).(простое)

(Слайд №7)

Сегодня мы вспоминали любимые произведения: стихи,сказки ,поэмы Пушкина.

- Расставьте знаки препинания, вспомните, как называется выделенное слово с точки зрения его синтаксической роли, и запишите под (№13).(обобщающее)



(Слайд №8)

- Кроссворд разгадан, читаем, что получилось в выделенных клетках.

(односоставное)

  1. Объяснение нового материала.

Об односоставных предложениях мы и будем говорить сегодня. Запишите тему урока: ”Односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений”.

(Слайд№9)

- Какие цели поставим на урок, чему мы должны сегодня научиться?

(читают цель на слайде)

Цели урока:

1.Познакомиться с односоставными предложениями.

2. Научиться отличать односоставные предложений от двусоставных.

3. Познакомиться с видами односоставных предложений.



- Вы получите общее представление о видах односоставных предложений и будете учиться их различать.



(Слайд№10)

-Чтобы решить первую задачу, я предлагаю вам поработать со следующими предложениями, в которых необходимо выделить грамматическую основу

Люблю грозу в начале мая.За рекой поют. Я помню чудное мгновенье.Зима.

- Какой вывод вы можете сделать?

- Скажите ,какие предложения мы уже изучали? (двусоставные)

- Ас какими предложениями мы ещё не знакомы?

- Какие предложения мы называем односоставными?

ОДНОСОСТАВНЫЕ предложения, т.е. такие предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена – подлежащего или

сказуемого.

(Слайд№11)

- А теперь обратите внимание на второстепенные члены в этих предложениях.

- Какой можно сделать вывод? (Как и двусоставные предложения односоставные могут быть распространёнными и нераспространёнными)



Итак, вы уже знаете, что по своим грамматическим основам простые предложения бывают двусоставными и односоставными. В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов- подлежащего и сказуемого, причем оба эти члена необходимы для понимания смысла предложения. В односоставных же предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена, причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения или его вообще не может быть. Поэтому по форме главного члена односоставные предложения делятся на группы, а какие мы сейчас узнаем.





Работа с учебником. Чтение правила (стр.105)(Слайд №12)

Односоставные предложения делятся на две основные группы: 1) с главным членом подлежащим: 2) с главным членом сказуемым.

- Прочитайте в учебнике названия параграфов 21-23, на какие группы делятся односоставные предложения с главным членом сказуемым?

Группа односоставного предложения определяется тем, чем выражен главный член предложения. Прочитайте в указанных параграфах, какой частью речи выражается главный член предложения определенно-личного, неопределенно-личного, безличного.

- На какие группы делятся односоставные предложения с главным членом подлежащим?(параграф 24)

-Перед вами лежат карточки,на которых представлены группы односоставных предложений, вы можете ими пользоваться

- Всё, о чём мы говорили, я объединила в схему. Давайте ещё раз закрепим, читая схему. (Слайд№ 13)

- Сегодня мы с вами только перечислили виды односоставных предложений, а на следующих уроках мы более подробно познакомимся с каждым из них.



- Давайте на минуту отвлечёмся перед тем, как приступить к выполнению заданий на закрепление нового материала.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.

И.П сидя на стуле, руки на поясе. На счёт «раз» - повернуть голову направо. На счёт «два» - и.п. На счёт «три» - повторить то же налево. Повторим 3 раза в медленном темпе.

Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти.

И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулаках, 2 - разжать кисти. Повторить 5раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.

Гимнастика для глаз.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

5 Закрепление.

1.Выборочный диктант.(Слайд 14)

- Итак, перед вами предложения, выпишите в ваши лабораторные листы через точку с запятой только грамматическую основу, определяя, чем выражены главные члены. (подлежащее или сказуемое).

Вижу горы и долины.(вижу-сказ.) о/л

Кому-то принесли от мастера ларец.( сказ.) н/л

Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы. ( сказ.) н/л

Одной рукой и узла не развяжешь.(сказ.)о/л

К вечеру похолодало.(сказ.)б/л

Летнее утро.(подл.)наз.

Рассвет.(подл.) наз.

-Проверка. (устно)



2. Укажите вид односоставных предложений:(Слайд№15)

а) определенно-личное;

б) неопределенно-личное;

в) безличное;

г) обобщенно-личное;

д) назывное.

1. После драки кулаками не машут.(ОБОБЩ-ЛИЧН.)
2. Ярмарка. Крещенский мороз.(НАЗ.)
3. От пруда потянуло холодом.(БЕЗ.)
4. Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда.(О/Л)
5. Под вечер подморозило.(БЕЗ.)

6. На обломках самовластья напишут наши имена.(Н/Л)



3.Работа в парах по карточкам.

Карточка №1.

Определите вид односоставного предложения, докажите.

Что же говорят об этом удальце?

Не отходи от меня, друг мой

Карточка №2.

Определите вид односоставного предложения, докажите.

Люблю дымок спалённой жнивы.

Непредвиденный дождь.





Карточка №3.

Определите вид односоставного предложения, докажите.

Сегодня уже прохладно.



Карточка №4.

Определите вид односоставного предложения, докажите.

За лето небольшую сельскую школу отремонтировали.

Славная осень.

- Представитель от каждой пары дает четкий ответ.



(Слайд №16)

  1. Домашнее задание.

  1. П.20,упр.203.

  2. Выписать из произведений А.С.Пушкина односоставные предложения (не менее десяти), определить их вид.



(Слайд №17)

7.Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Мы сегодня познакомились с односоставными предложениями. Несколько следующих уроков мы посвятим более подробному изучению видов односоставных предложений, посмотрим, как и для чего они используются в разных стилях речи.

  • Что нового узнали на уроке?

  • Чему научились?

  • Какой этап урока показался самым интересным?

  • Что было трудно?



Выставление оценок.

(Слайд№18)



















































Карточка №1.

Определите вид односоставного предложения, докажите.



Что же говорят об этом удальце?

Не отходи от меня, друг мой.







Карточка №2.

Определите вид односоставного предложения, докажите.

Люблю дымок спалённой жнивы.

Непредвиденный дождь.



Карточка №3.

Определите вид односоставного предложения, докажите.

Сегодня уже прохладно.



Карточка №4.

Определите вид односоставного предложения, докажите.

За лето небольшую сельскую школу отремонтировали.

Славная осень.










Группы односоставных предложений:

1.Определенно – личные предложения – это предложения без подлежащего, в которых форма глагола – сказуемого и смысл предложения подсказывают, что действие совершается определенным лицом 1 –м или 2-м (Люблю музыку – ясно, что люблю Я)

2.Неопределенно – личные предложения - это предложения без подлежащего, с таким глаголом – сказуемым, который имеет форму 3-го лица мн.ч или форму прошедшего времени мн.ч(По радио объявляют посадку – ясно ,что ОНИ)

3.Обобщенно – личные предложения - это предложения без подлежащего с таким глаголом – сказуемым, который называет действие, относящееся к любому лицу (Добра на худо не меняют – понятно, что никто не меняет)

4.Безличное - это предложения без подлежащего, в которых сказуемое не указывает и не может указывать на действующее лицо (Под вечер подморозило – это категория состояния природы, человека и т.д)

5.Назывное предложение – предложение с главным членом подлежащим, подлежащее выражено существительным в именительном падеже (Переправа, переправа!Берег левый, берег правый)

6.Если в предложении и подлежащее, и сказуемое – оно двусоставное




Памятка по основным группам односоставных предложений












Скачать

© 2019, 506 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!