№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Основные виды деятельности обучающихся |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ | |
Раздел 1. Музыка моего края | |
1.1 | Наш край сегодня | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6 РЭШ 6 класс https://resh.edu.ru/subject/6/6/ МЭШ 6 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Разучивание и исполнение гимна республики, города, песен местных композиторов; знакомство с творческой биографией, деятельностью местных мастеров культуры и искусства; вариативно: посещение местных музыкальных театров, музеев, концертов, написание отзыва с анализом спектакля, концерта, экскурсии; исследовательские проекты, посвященные деятелям музыкальной культуры своей малой родины (композиторам, исполнителям, творческим коллективам) творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных мелодий; съемка, монтаж и озвучивание любительского фильма), направленные на сохранение и продолжение музыкальных традиций своего края |
Итого по разделу | 2 | | |
Раздел 2. Народное музыкальное творчество России | |
2.1 | Фольклорные жанры | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6 РЭШ 6 класс https://resh.edu.ru/subject/6/6/ МЭШ 6 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство со звучанием фольклора разных регионов России в аудио- и видеозаписи; аутентичная манера исполнения; выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки разных народов; выявление общего и особенного при сравнении танцевальных, лирических и эпических песенных образцов фольклора разных народов России; разучивание и исполнение народных песен, танцев, эпических сказаний; двигательная, ритмическая, интонационная импровизация в характере изученных народных танцев и песен |
2.2 | На рубежах культур | 2 | | | Знакомство с примерами смешения культурных традиций в пограничных территориях (например, казачья лезгинка, калмыцкая гармошка), выявление причинно-следственных связей такого смешения; изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этно-исполнителей, исследователей традиционного фольклора; вариативно: участие в этнографической экспедиции; посещение (участие) в фестивале традиционной культуры |
Итого по разделу | 3 | | |
Раздел 3. Русская классическая музыка | |
3.1 | Образы родной земли | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6 РЭШ 6 класс https://resh.edu.ru/subject/6/6/ МЭШ 6 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Повторение, обобщение опыта слушания, проживания, анализа музыки русских композиторов, полученного на уровне начального общего образования; выявление мелодичности, широты дыхания, интонационной близости русскому фольклору; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного русским композитором-классиком; музыкальная викторина на знание музыки, названий авторов изученных произведений; вариативно: рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений; посещение концерта классической музыки, в программу которого входят произведения русских композиторов |
3.2 | Русская исполнительская школа | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6 РЭШ 6 класс https://resh.edu.ru/subject/6/6/ МЭШ 6 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Слушание одних и тех же произведений в исполнении разных музыкантов, оценка особенностей интерпретации; создание домашней фоно- и видеотеки из понравившихся произведений; дискуссия на тему «Исполнитель – соавтор композитора»; вариативно: исследовательские проекты, посвященные биографиям известных отечественных исполнителей классической музыки |
3.3 | Русская музыка – взгляд в будущее | 1 | | | Знакомство с музыкой отечественных композиторов XX века, эстетическими и технологическими идеями по расширению возможностей и средств музыкального искусства; слушание образцов электронной музыки, дискуссия о значении технических средств в создании современной музыки; вариативно: исследовательские проекты, посвященные развитию музыкальной электроники в России |
3.4 | История страны и народа в музыке русских композиторов | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6 РЭШ 6 класс https://resh.edu.ru/subject/6/6/ МЭШ 6 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с шедеврами русской музыки XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного русским композитором-классиком; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; просмотр видеозаписи оперы одного из русских композиторов (или посещение театра) или фильма, основанного на музыкальных сочинениях русских композиторов |
3.5 | Русский балет | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6 РЭШ 6 класс https://resh.edu.ru/subject/6/6/ МЭШ 6 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с шедеврами русской балетной музыки; поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупп за рубежом; посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи); характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом; вариативно: исследовательские проекты, посвященные истории создания знаменитых балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров; съемки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра, мультипликации) на музыку какого-либо балета (фрагменты) |
Итого по разделу | 7 | | |
Раздел 4. Жанры музыкального искусства | |
4.1 | Театральные жанры | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6 РЭШ 6 класс https://resh.edu.ru/subject/6/6/ МЭШ 6 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов; разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы, слушание данного хора в аудио- или видеозаписи, сравнение собственного и профессионального исполнений; музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей; различение, определение на слух: тембров голосов оперных певцов; оркестровых групп, тембров инструментов; типа номера (соло, дуэт, хор); вариативно: посещение театра оперы и балета (в том числе виртуального); предварительное изучение информации о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и исполнители, наиболее яркие музыкальные номера); последующее составление рецензии на спектакль |
4.2 | Камерная музыка | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6 РЭШ 6 класс https://resh.edu.ru/subject/6/6/ МЭШ 6 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных и русских композиторов), анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа; определение на слух музыкальной формы и составление ее буквенной наглядной схемы; разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров; вариативно: импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ пение без слов, вальс – трехдольный метр); индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме; выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд |
4.3 | Циклические формы и жанры | 1 | | | Знакомство с циклом миниатюр, определение принципа, основного художественного замысла цикла; разучивание и исполнение небольшого вокального цикла; знакомство со строением сонатной формы; определение на слух основных партий-тем в одной из классических сонат; вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального); предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты); последующее составление рецензии на концерт |
4.4 | Симфоническая музыка | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6 РЭШ 6 класс https://resh.edu.ru/subject/6/6/ МЭШ 6 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4-частной симфонии; освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом развертывания музыкального повествования; образно-тематический конспект; исполнение фрагментов симфонической музыки; слушание целиком не менее одного симфонического произведения; вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки; предварительное изучение информации о произведениях концерта; последующее составление рецензии на концерт |
Итого по разделу | 5 | | |
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ | |
Раздел 1. Музыка народов мира | |
1.1 | Музыкальный фольклор народов Европы | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6 РЭШ 6 класс https://resh.edu.ru/subject/6/6/ МЭШ 6 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Европы; выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России; разучивание и исполнение народных песен, танцев; двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных традиций народов Европы (в том числе в форме рондо) |
1.2 | Народная музыка американского континента | 2 | | | Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании американского, латиноамериканского фольклора, прослеживание их национальных истоков; разучивание и исполнение народных песен, танцев; индивидуальные и коллективные ритмические и мелодические импровизации в стиле (жанре) изучаемой традиции |
Итого по разделу | 4 | | |
Раздел 2. Европейская классическая музыка | |
2.1 | Музыкальный образ | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6 РЭШ 6 класс https://resh.edu.ru/subject/6/6/ МЭШ 6 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с произведениями композиторов – венских классиков, композиторов-романтиков, сравнение образов их произведений, сопереживание музыкальному образу, идентификация с лирическим героем произведения; узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмоинтонации; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком, художественная интерпретация его музыкального образа; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; вариативно: сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное творчество, созвучное кругу образов изучаемого композитора; составление сравнительной таблицы стилей классицизм и романтизм (только на примере музыки, либо в музыке и живописи, в музыке и литературе) |
Итого по разделу | 3 | | |
Раздел 3. Духовная музыкаа | |
3.1 | Храмовый синтез искусств | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6 РЭШ 6 класс https://resh.edu.ru/subject/6/6/ МЭШ 6 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции русского православия, полученных на уроках музыки и основ религиозных культур и светской этики на уровне начального общего образования; осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства; исполнение вокальных произведений, связанных с религиозной традицией, перекликающихся с ней по тематике; определение сходства и различия элементов разных видов искусства (музыки, живописи, архитектуры), относящихся: к русской православной традиции; западноевропейской христианской традиции; другим конфессиям (по выбору учителя) |
Итого по разделу | 2 | | |
Раздел 4. Современная музыка: основные жанры и направления | |
4.1 | Молодежная музыкальная культура | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6 РЭШ 6 класс https://resh.edu.ru/subject/6/6/ МЭШ 6 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с музыкальными произведениями, ставшими «классикой жанра» молодежной культуры; разучивание и исполнение песни, относящейся к одному из молодежных музыкальных течений; дискуссия на тему «Современная музыка»; вариативно: презентация альбома своей любимой группы |
4.2 | Музыка цифрового мира | 1 | | | Просмотр музыкального клипа популярного исполнителя, анализ его художественного образа, стиля, выразительных средств |
4.3 | Мюзикл | 1 | | | Знакомство с музыкальными произведениями, сочиненными зарубежными и отечественными композиторами в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль); анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных средствах массовой информации; просмотр видеозаписи одного из мюзиклов, написание собственного рекламного текста для данной постановки; разучивание и исполнение отдельных номеров из мюзиклов |
Итого по разделу | 4 | | |
Раздел 5. Связь музыки с другими видами искусства | |
5.1 | Музыка и живопись | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6 РЭШ 6 класс https://resh.edu.ru/subject/6/6/ МЭШ 6 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки, выявление интонаций изобразительного характера; вариативно: рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера |
5.2 | Музыка кино и телевидения | 2 | | | Знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов; просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой; разучивание, исполнение песни из фильма; вариативно: создание любительского музыкального фильма |
Итого по разделу | 4 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 | | |
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | «Подожди, не спеши, у берез посиди…» | 1 | | | Урок "Поэтика образов природы в музыке русских композиторов " (РЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/32623?menuReferrer=catalogue |
2 | Современная музыкальная культура родного края | 1 | | | Урок "Образ Родины в современном музыкальном искусстве" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/4398?menuReferrer=catalogue |
3 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea0734 https://m.edsoo.ru/f5ea0d06 https://m.edsoo.ru/f5ea09fa |
4 | Народное искусство Древней Руси | 1 | | | Урок "Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7163/start/254346/ |
5 | Фольклорные традиции родного края и соседних регионов | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6 |
6 | Мир чарующих звуков: романс | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea05b8 https://m.edsoo.ru/f5ea0b80 Урок "Старинный русский романс. Два музыкальных посвящения" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7167/start/254442/ |
7 | Два музыкальных посвящения | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea1c60 |
8 | Портреты великих исполнителей | 1 | | | Урок "Портрет в музыке и живописи. Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Картинная галерея" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7166/start/254667/ |
9 | «Мозаика» | 1 | | | Урок "Драматургия симфонической музыки русских композиторов" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/39231?menuReferrer=catalogue |
10 | Образы симфонической музыки | 1 | | |
11 | Патриотические чувства народов России | 1 | | | Урок "Тема Родины в народной и композиторской музыке" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2489?menuReferrer=catalogue |
12 | Мир музыкального театра | 1 | | | Урок "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/11338873?menuReferrer=catalogue |
13 | Фортуна правит миром | 1 | | | Видео "К. Орф. Сценическая кантата "Кармина Бурана". "О, фортуна"" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7559676?menuReferrer=catalogue |
14 | Образы камерной музыки | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea25c0 https://m.edsoo.ru/f5ea30ec |
15 | Инструментальный концерт | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea2746 Урок "Жанр инструментального концерта в музыке А. Вивальди, И. С. Баха, Э. Н. Артемьева" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7174/start/315914/ |
16 | Вечные темы искусства и жизни | 1 | | | Урок "Музыка как вид искусства" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2049?menuReferrer=catalogue |
17 | Программная увертюра. Увертюра-фантазия | 1 | | | Урок "Увертюра «Эгмонт», канон «Скорбь и Радость» Л. Бетховена" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7171/start/292008/ |
18 | По странам и континентам | 1 | | | Урок "По странам и континентам. Жанровое и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов мира" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/3457?menuReferrer=catalogue |
19 | По странам и континентам | 1 | | |
20 | Народная музыка американского континента | 1 | | | Видео "Леонард Бернстайн. Песня "Америка" из мюзикла "Вестсайдская история"" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/11575099?menuReferrer=catalogue |
21 | Народная музыка американского континента | 1 | | |
22 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 1 | | | Урок "Искусство пения. Песни Франца Шуберта. Старинной песни мир. Картинная галерея" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7164/start/315677/ |
23 | Симфоническое развитие музыкальных образов | 1 | | | Урок "Два музыкальных посвящения. М.И. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье». «Вальс-фантазия»" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1886917?menuReferrer=catalogue |
24 | Симфоническое развитие музыкальных образов | 1 | | |
25 | Духовный концерт | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea17f6 |
26 | Духовный концерт | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea195e |
27 | Авторская песня: прошлое и настоящее | 1 | | | Урок "Прошлое и настоящее авторской песни" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2419159?menuReferrer=catalogue |
28 | Давайте понимать друг друга с полуслова: песни Булата Окуджавы | 1 | | | Урок "Авторская песня сегодня. Песни Б. Ш. Окуджавы. Спиричуэл и блюз. Джаз — музыка лёгкая или серьёзная?" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7162/start/254378/ |
29 | Космический пейзаж | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea36fa |
30 | Мюзикл. Особенности жанра | 1 | | | Видео "Оперетта и мюзикл: сходства и различия музыкальных жанров " (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10740370?menuReferrer=catalogue |
31 | Портрет в музыке и живописи | 1 | | | Видео "Женский портрет в изобразительном искусстве" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10412541?menuReferrer=catalogue |
32 | Ночной пейзаж | 1 | | | Видео "Чарльз Айвз. "Космический пейзаж"" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10513860?menuReferrer=catalogue |
33 | Музыка в отечественном кино | 1 | | | Урок "Образы киномузыки" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7178/start/254731/ |
34 | Музыка в отечественном кино | 1 | | | Урок "Музыка в отечественном кино" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2175332?menuReferrer=catalogue |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 | |