МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
БРЯНСКАЯ ГОРОДСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32» г. Брянска
«Согласовано» Руководитель ШМО МБОУ СОШ №32 ______________/______________/ Подпись Ф.И.О. Протокол №1 «28» августа 2018г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ СОШ №32 _______________/О.А Сахарова/ Подпись Ф.И.О. Протокол №1 «29» августа 2018г. | «Согласовано» Директор МБОУ СОШ №32 _______________/М.В. Васекина/ Подпись Ф.И.О. Приказ №108 от «30» августа 2018г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
ДЛЯ 6-Х КЛАССОВ
на 2020-2021 учебный год
Программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
Авторской программы: Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
Учебник: География. Начальный курс. 6 кл.: учебник/ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова– М.: Дрофа, 2016.
Количество часов в неделю – 1 час.
Количество часов в учебном году –35 часов.
Количество контрольных работ – 6
Пояснительная записка
Цель изучения географии в 6 классе - развитие географических знаний,
умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении учебного предмета решаются следующие задачи:
- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
- развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
- развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;
- развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
- развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;
- развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы, ответственного поведения в ней, а также здоровья учащихся.
Общая характеристика предмета
При изучении географии в 6 классе начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, учащиеся овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебник «География. Начальный курс. 6 класс» продолжает классическую линию учебников, выпускаемых издательством «Дрофа». Начальному курсу географии предшествуют пропедевтические курсы «Природоведение» («Окружающий мир») в начальной школе и «География. Начальный курс. 5 класс», поэтому при разработке рабочей программы курса авторами учебника была учтена сформированность у учащихся некоторых базовых понятий и умений. Данный курс, как и вся предметная линия, был разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебник рассчитан на 1 час в неделю. С учетом добавления 0,5 часа регионального компонента и 0,5 час школьного компонента, программа рассчитана на 2 часа в неделю. Курс разработан с учетом:
— требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
— планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
— положений Фундаментального ядра содержания основного общего образования; — примерной программы по географии;
— авторской рабочей программы, составленной в соответствии с требованиями ФГОС ООО к структуре рабочих программ.
Начальный курс географии формирует у учащихся первоначальные знания из таких наук о Земле, как картография, геология, климатология, почвоведение, биогеография и др. Это ведет к пониманию сложной системы взаимосвязей компонентов природы.
Цель начального курса географии — развитие географических знаний и умений, приобретение опыта творческой деятельности (в том числе в коллективе), формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.
Основными задачами начального курса географии являются:
— формирование представлений о единстве компонентов природы, объяснение их взаимосвязей;
— формирование представлений о строении и развитии основных оболочек Земли, об особенностях их взаимосвязей;
— развитие знаний о разнообразии природы, о размещении природных и антропогенных объектов, о географических закономерностях протекающих в природе процессов;
— формирование практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, необходимыми для получения географической информации;
— развитие знаний о степени воздействия человека на состояние природы и о возможных последствиях такого взаимодействия;
— воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.
На изучение географии в 6 классе отводится 1 час в неделю. Всего 35 часов.
Результаты освоения учебного предмета
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
-ставить учебную задачу под руководством учителя;
-планировать свою деятельность под руководством учителя;
-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
-работать в соответствии с предложенным планом;
-участвовать в совместной деятельности;
-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
-оценивать работу одноклассников;
-выделять главное, существенные признаки понятий;
-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
-сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
-высказывать суждения, подтверждая их фактами;
-классифицировать информацию по заданным признакам;
-искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
-работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
-классифицировать информацию;
-создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
-ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-опытом участия в социально значимом труде;
-осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,
-общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
-пониманием ценности здорового образа жизни;
-основами экологической культуры.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения практических работ.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
-называть методы изучения Земли;
-называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
-объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
-приводить примеры географических следствий движения Земли;
-объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;
-называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;
-приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;
-находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
-читать план местности и карту;
-определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;
-производить простейшую съемку местности;
-классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
-ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
-определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
-называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;
-объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;
-называть и показывать основные географические объекты;
работать с контурной картой;
-называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
-приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
-определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
-классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;
-объяснять особенности движения вод в Мировом океане,
особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана,
-особенности циркуляции атмосферы;
-измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
-составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;
-описывать погоду и климат своей местности;
-называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
называть меры по охране природ;
-рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;
-приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;
-составлять описание природного комплекса;
-приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
С учетом выходных и праздничных дней программа для 6А класса составлена на 34 часа.
Тематическое планирование.
Разделы и темы уроков | Количество часов |
Введение. | 1 |
Виды изображений поверхности Земли. | 10 |
Строение Земли. Земные оболочки | 22 |
Население Земли | 1 |
Итого. | 34 |
С учетом выходных и праздничных дней программа для 6Б класса составлена на 35 часов.
Тематическое планирование.
Разделы и темы уроков | Количество часов |
Введение. | 1 |
Виды изображений поверхности Земли. | 10 |
Строение Земли. Земные оболочки | 23 |
Население Земли | 1 |
Итого. | 35 |
Поурочное тематическое планирование
6А класс
Дата по плану | Дата факти-чески | № урока по прогр. | № урока в чет-верти | Тема |
I четверть (8часов). |
Введение (1 часа). |
04.09 | | 1 | 1 | Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля — планета Солнечной системы. |
Виды изображений поверхности Земли (10 часов). |
План местности (4 часа). |
18.09 | | 2 | 2 | Понятие о плане местности. Масштаб. Практическая работа №1. «Изображение здания школы в масштабе». |
25.09 | | 3 | 3 | Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа №2. Определение направлений и азимутов по плану местности. |
02.10 | | 4 | 4 | Изображение на плане неровностей земной поверхности. |
09.10 | | 5 | 5 | Составление простейших планов местности. Практическая работа №3. Составление плана местности методом маршрутной съемки. |
Географическая карта (6 часов). |
16.10 | | 6 | 6 | Форма и размеры Земли. Глобус. Географическая карта. |
23.10 | | 7 | 7 | Градусная сеть на глобусе и картах. |
24.10 | | 8 | 8 | Географическая широта. |
II четверть (7 часов). |
13.11 | | 9 | 1 | Географическая долгота. .Географические координаты. Практическая работа №4. «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам». |
20.11 | | 10 | 2 | Изображение на физических картах высот и глубин. |
27.11 | | 11 | 3 | Контрольная работа по теме: «Виды изображений поверхности Земли». |
Строение Земли. Земные оболочки (22 часа). |
Литосфера (6 часов). |
04.12 | | 12 | 4 | Земля и ее внутреннее строение. |
11.12 | | 13 | 5 | Движение земной коры.Вулканизм. |
18.12 | | 14 | 6 | Рельеф суши. Горы. |
25.12 | | 15 | 7 | Равнины суши. Практическая работа №5. «Составление описания форм рельефа». |
III четверть (11 часов). |
15.01 | | 16 | 1 | Рельеф дна Мирового океана. |
22.01 | | 17 | 2 | Контрольная работа по теме: «Литосфера». |
Гидросфера (6 часов) |
29.01 | | 18 | 3 | Вода на Земле. Части Мирового океана. |
05.02 | | 19 | 4 | Свойства вод океана. Движение воды в океане. |
12.02 | | 20 | 5 | Подземные воды. |
19.02 | | 21 | 6 | Реки. |
26.02 | | 22 | 7 | Озера. Ледники. Практическая работа №6. «Составление описания внутренних вод». |
05.03 | | 23 | 8 | Контрольная работа по теме: «Гидросфера». |
Атмосфера.(8 часов). |
12.03 | | 24 | 9 | Атмосфера: строение, значение, изучение. |
19.03 | | 25 | 10 | Температура воздуха. Практическая работа №7. «Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры». |
02.04 | | 26 | 11 | Атмосферное давление. Ветер. |
IV четверть (9 часов). |
09.04 | | 27 | 1 | Ветер. Практическая работа №8. «Построение розы ветров». |
16.04 | | 28 | 2 | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Практическая работа №9. «Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным». |
23.04 | | 29 | 3 | Погода. |
30.04 | | 30 | 4 | Климат. Причины, влияющие на климат |
07.05 | | 31 | 5 | Контрольная работа по теме: «Атмосфера». |
Биосфера. Географическая оболочка. (2 часа). |
14.05 | | 32 | 6 | Разнообразие и распространение организмов на Земле. |
21.05 | | 33 | 7 | Природный комплекс. Практическая работа №10. «Составление характеристики природного комплекса (ПК)». |
Население Земли (1 час). |
28.05 | | 34 | 8 | Население Земли. |
Поурочное тематическое планирование
6Б класс
Дата по плану | Дата факти-чески | № урока по прогр. | № урока в чет-верти | Тема |
I четверть (8 часов). |
Введение (1 часа). |
03.09 | | 1 | 1 | Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля — планета Солнечной системы. |
Виды изображений поверхности Земли (10 часов). |
План местности (4 часа). |
10.09 | | 2 | 2 | Понятие о плане местности. Масштаб. Практическая работа №1. «Изображение здания школы в масштабе». |
17.09 | | 3 | 3 | Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа №2. Определение направлений и азимутов по плану местности. |
24.09 | | 4 | 4 | Изображение на плане неровностей земной поверхности. |
01.10 | | 5 | 5 | Составление простейших планов местности. Практическая работа №3. Составление плана местности методом маршрутной съемки. |
Географическая карта (6 часов). |
08.10 | | 6 | 6 | Форма и размеры Земли. Глобус. Географическая карта. |
15.10 | | 7 | 7 | Градусная сеть на глобусе и картах. |
22.10 | | 8 | 8 | Географическая широта. |
II четверть (8 часов). |
12.11 | | 9 | 1 | Географическая долгота Географические координаты. Практическая работа №4. «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам». |
19.11 | | 10 | 2 | Изображение на физических картах высот и глубин. |
26.11 | | 11 | 3 | Контрольная работа по теме: «Виды изображений поверхности Земли». |
Строение Земли. Земные оболочки (22 час). |
Литосфера (6 часов). |
03.12 | | 12 | 4 | Земля и ее внутреннее строение. |
10.12 | | 13 | 5 | Движение земной коры. Вулканизм. |
17.12 | | 14 | 6 | Рельеф суши. Горы. |
24.12 | | 15 | 7 | Равнины суши. |
31.12 | | 16 | 8 | Практическая работа №5. «Составление описания форм рельефа». |
III четверть (10 часов). |
14.01 | | 17 | 1 | Рельеф дна Мирового океана. |
21.01 | | 18 | 2 | Контрольная работа по теме: «Литосфера». |
Гидросфера (6 часов) |
28.01 | | 19 | 3 | Вода на Земле. Части Мирового океана. |
04.02 | | 20 | 4 | Свойства вод океана. Движение воды в океане. |
11.02 | | 21 | 5 | Подземные воды. |
18.02 | | 22 | 6 | Реки. |
25.02 | | 23 | 7 | Озера. Ледники. Практическая работа №6. «Составление описания внутренних вод». |
04.03 | | 24 | 8 | Контрольная работа по теме: «Гидросфера». |
Атмосфера.(8 часов). |
11.03 | | 25 | 9 | Атмосфера: строение, значение, изучение. |
18.03 | | 26 | 10 | Температура воздуха. Практическая работа №7. «Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры». |
IV четверть (9 часов). |
01.04 | | 27 | 1 | Атмосферное давление. Ветер. |
08.04 | | 28 | 2 | Ветер. Практическая работа №8. «Построение розы ветров». |
15.04 | | 29 | 3 | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Практическая работа №9. «Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным». |
22.04 | | 30 | 4 | Погода. |
29.04 | | 31 | 5 | Климат. Причины, влияющие на климат |
06.05 | | 32 | 6 | Контрольная работа по теме: «Атмосфера». |
Биосфера. Географическая оболочка. (2 часа). |
13.05 | | 33 | 7 | Разнообразие и распространение организмов на Земле. |
20.05 | | 34 | 8 | Природный комплекс. Практическая работа №10. «Составление характеристики природного комплекса (ПК)». |
Население Земли (1 час). |
27.05 | | 35 | 9 | Население Земли. |