ПоЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Радуга творчества » 1-4 класс составлена на основе авторской программы Просняковой Т.Н. (Программы внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова: сборник программ/ cост. Е.Н.Петрова. – 2-е изд.,испр. и доп.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012. – 176с.)
Цель: гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.
Задачи:
- развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
- формировать прикладные умения и навыки;
- воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Ожидаемые результаты (личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности)
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности
творческой деятельности.
Учащийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Учащийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо
признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Учащийся получит возможность научиться:
-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
- развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; - расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.
В авторскую программу первого года обучения внесены изменения. Авторская программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели). В соответствии с календарным учебным графиком в 1 классе учебный год рассчитан на 34часа, из расчёта 1час в неделю.
В авторскую программу второго года обучения изменения не внесены. Авторская программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели, из расчёта 2 часа в неделю).
В авторскую программу третьего года обучения изменения не внесены. Авторская программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели, из расчёта 2 часа в неделю).
В авторскую программу четвёртого года обучения изменения внесены. Авторская программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели, из расчёта 2 часа в неделю). ). В соответствии с календарным учебным графиком в 4-а классе учебный год рассчитан на 34часа, из расчёта 1час в неделю.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; фронтальные; работа в парах сменного состава; работа в парах постоянного состава.
Формами подведения итогов реализации программ внеурочной деятельности: выставки творческих работ учащихся.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(календарно-тематический план прилагается отдельными приложениями к Рабочей программе: приложение №1 – 1класс (первый год обучения), приложение № 2 – 2 класс (второй год обучения), приложение № 3 – 3 класс (третий год обучения), приложение № 4 – 4 класс (четвёртый год обучения)
Учебно-тематический план
1 класс (первый год обучения)
№ п/п | Наименование раздела программы, тема | Часы учебного времени | Дано часов |
По плану | фактически |
1 | Оригами. Складывание прямоугольника. Карандаши. (Раздел 3. Оригами и аппликация из деталей оригами). | 1 | | |
2 | Отпечатки на пластилине. Вспомним лето. (Раздел 2. Работа с пластическими материалами). | 1 | | |
3 | Аппликация из геометрических фигур. Бабочки из кругов. (Раздел 1. Аппликация и моделирование). | 1 | | |
| | | | |
4 | Аппликация из листьев и цветов. (Раздел 1. Аппликация и моделирование). | 1 | | |
5 | Аппликация из различных природных материалов. (Раздел 1. Аппликация и моделирование). | 1 | | |
6 | Обратная пластилиновая мозаика. Фрукты. (Раздел 2. Работа с пластическими материалами). | 1 | | |
7 | Гофрирование. Ежики. (Раздел 3. Оригами и аппликация из деталей оригами). | 1 | | |
8 | Аппликация из геометрических фигур (части круга и прямоугольники). (Раздел 1. Аппликация и моделирование). | 1 | | |
9 | Складывание из квадрата динамических игрушек. (Раздел 3. Оригами и аппликация из деталей оригами). | 1 | | |
10 | Разрезание смешанного пластилина. (Раздел 2. Работа с пластическими материалами). | 1 | | |
11 | Треугольный модуль оригами. (Раздел 4. Модульное оригами) | 1 | | |
12 | Соединение модулей на плоскости. Бабочки. (Раздел 4. Модульное оригами) | 1 | | |
13 | Аппликация из пуговиц. (Раздел 1. Аппликация и моделирование). | 1 | | |
14 | Динамическая открытка с аппликацией. (Раздел 1. Аппликация и моделирование). | 1 | | |
15 | Замыкание модулей в кольцо. Снежинки. (Раздел 4. Модульное оригами) | 1 | | |
16 | Аппликация из одинаковых деталей оригами. (Раздел 3. Оригами и аппликация из деталей оригами). | 1 | | |
17 | Аппликация из круглых салфеток. (Раздел 1. Аппликация и моделирование). | 1 | | |
18 | Композиция из выпуклых деталей оригами. Новогодняя веточка. (Раздел 3. Оригами и аппликация из деталей оригами). | 1 | | |
19 | Мозаика из блесток и бисера. (Раздел 1. Аппликация и моделирование). | 1 | | |
20 | Сказочные образы в технике оригами. Дед Мороз. (Раздел 3. Оригами и аппликация из деталей оригами). | 1 | | |
21 | Орнаменты из фантиков и чайных пакетиков. (Раздел 3. Оригами и аппликация из деталей оригами). | 1 | | |
22 | Лепка из соленого теста. (Раздел 2. Работа с пластическими материалами). | 1 | | |
23 | Объемные фигуры в технике модульного оригами на основе формы «чаша». Лебеди. (Раздел 4. Модульное оригами) | 1 | | |
24 | Объемные фигуры в технике модульного оригами на основе формы «чаша». Лебеди. (Раздел 4. Модульное оригами) | 1 | | |
25 | Рисование пластилином. (Раздел 2. Работа с пластическими материалами). | 1 | | |
26 | Оригами из кругов. (Раздел 3. Оригами и аппликация из деталей оригами). | 1 | | |
27 | Моделирование цветов из бумаги и проволоки. (Раздел 1. Аппликация и моделирование). | 1 | | |
28 | Выпуклая аппликация из кальки и цветной бумаги. Коллективная работа. (Раздел 3. Оригами и аппликация из деталей оригами). | 1 | | |
29 | Модульное оригами. Объемные игрушки. Птенчики. (Раздел 4. Модульное оригами) | 1 | | |
30 | Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе. Фисташковое дерево. (Раздел 2. Работа с пластическими материалами). | 1 | | |
31 | Архитектурные сооружения. Домики и деревья в технике оригами. (Раздел 3. Оригами и аппликация из деталей оригами). | 1 | | |
32 | Выпуклая аппликация из гофрированной бумаги. (Раздел 1. Аппликация и моделирование). | 1 | | |
33 | Моя улица. Панно из деталей оригами. Коллективная работа. (Раздел 1. Аппликация и моделирование). | 1 | | |
34 | Поделки по выбору. (Раздел 4. Модульное оригами) | 1 | | |
Учебно-тематический план
2-а класс (второй год обучения)
№ п/п | Наименование раздела программы, тема | Часы учебного времени | Дано часов |
По плану | фактически |
1 | Аппликация с элементами оригами «Вспомним лето». (Раздел 1.Аппликация и моделирование) Цветы (с. 4–7) | 1 | | |
2 | Мозаика из обрывных кусочков бумаги. (Раздел 1.Аппликация и моделирование) Бабочки (с. 10–11) | 1 | | |
3 | Мозаика из обрывных кусочков бумаги. (Раздел 1.Аппликация и моделирование) Бабочки (с. 10–11) | 1 | | |
4 | Обрывная аппликация. (Раздел3. Секреты бумажного творчества) Волшебные секреты (с. 6–9) | 1 | | |
5 | Обрывная аппликация. (Раздел3. Секреты бумажного творчества) Волшебные секреты (с. 6–9) | 1 | | |
6 | Аппликация из птичьих перьев. (Раздел 1.Аппликация и моделирование) Бабочки (с. 9) | 1 | | |
7 | Многослойное торцевание. Садовые цветы. (Раздел 1.Аппликация и моделирование) Цветы (с. 24–25) | 1 | | |
8 | Многослойное торцевание. Садовые цветы. (Раздел 1.Аппликация и моделирование) Цветы (с. 24–25) | 1 | | |
9 | Торцевание на пластилине. Времена года. (Раздел 2.Аппликация и моделирование) Деревья (с. 26–27) | 1 | | |
10 | Торцевание на пластилине. Времена года. (Раздел 2.Аппликация и моделирование) Деревья (с. 26–27) | 1 | | |
11 | Скручивание в жгут. Аппликация из гофрированной бумаги. (Раздел3. Секреты бумажного творчества) Волшебные секреты (с. 10–15) | 1 | | |
12 | Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу (листья, животные, цветы) (Раздел4. Модульное оригами) Забавные фигурки(с. 18–19) | 1 | | |
13 | Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу (листья, животные, цветы) (Раздел4. Модульное оригами) Забавные фигурки (с. 18–19) | 1 | | |
14 | Мозаика из комочков гофрированной бумаги. (Раздел3. Секреты бумажного творчества) Волшебные секреты (с. 16–17) | 1 | | |
15 | Мозаика из комочков гофрированной бумаги. (Раздел3. Секреты бумажного творчества) Волшебные секреты (с. 16–17) | 1 | | |
16 | Складывание гармошкой. Объемные игрушки. (Раздел 1.Аппликация и моделирование) Бабочки (с. 20) | 1 | | |
17 | Гофрированный конструктор. (Раздел3. Секреты бумажного творчества) Волшебные секреты (с. 18–21) | 1 | | |
18 | Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «чаша». Жар-птица. (Раздел4. Модульное оригами) Забавные фигурки (с. 38–40) | 1 | | |
19 | Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «чаша». Жар-птица. (Раздел4. Модульное оригами) Забавные фигурки (с. 38–40) | 1 | | |
20 | Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «чаша». Жар-птица. (Раздел4. Модульное оригами) Забавные фигурки (с. 38–40) | 1 | | |
21 | Разрезание слоеного пластилина. (Раздел 2.Аппликация и моделирование) Бабочки (с. 32) | 1 | | |
22 | Разрезание слоеного пластилина. (Раздел 2.Аппликация и моделирование) Бабочки (с. 32) | 1 | | |
23 | Аппликация из кружев. (Раздел 1.Аппликация и моделирование) Бабочки (с. 37) | 1 | | |
24 | Аппликация из ткани. (Раздел 1.Аппликация и моделирование) Бабочки (с. 43) | 1 | | |
25 | Моделирование из полос. (Раздел3. Секреты бумажного творчества) Волшебные секреты (с. 22–25) | 1 | | |
26 | Мозаика из ватных комочков.(Раздел 1.Аппликация и моделирование) Собачки (с. 18–19) | 1 | | |
27 | Мозаика из ватных комочков. (Раздел 1.Аппликация и моделирование) Собачки (с. 18–19) | 1 | | |
28 | Плетение из бумаги. (Раздел3. Секреты бумажного творчества) Волшебные секреты (с. 26–31) | 1 | | |
29 | Плетение из бумаги. (Раздел3. Секреты бумажного творчества) Волшебные секреты (с. 26–31) | 1 | | |
30 | Модульное оригами. Елочные игрушки. (Раздел4. Модульное оригами) Забавные фигурки (с. 50–52) | 1 | | |
31 | Модульное оригами. Елочные игрушки. (Раздел4. Модульное оригами) Забавные фигурки (с. 50–52) | 1 | | |
32 | Мозаика из объемных деталей оригами. Коллективная работа. (Раздел3. Секреты бумажного творчества) Волшебные секреты (с. 34–35) | 1 | | |
33 | Модульное оригами. Художественные образы объемной формы. Дед Мороз. (Раздел4. Модульное оригами) Забавные фигурки (с. 77–78) | 1 | | |
34 | Модульное оригами. Художественные образы объемной формы. Дед Мороз. (Раздел4. Модульное оригами) Забавные фигурки (с. 77–78) | 1 | | |
35 | Сборка изделия из модулей на каркасе. Коллективная работа. Новогодняя елочка. (Раздел4. Модульное оригами) Забавные фигурки (с. 73–76) | 1 | | |
36 | Сборка изделия из модулей на каркасе. Коллективная работа. Новогодняя елочка. (Раздел4. Модульное оригами) Забавные фигурки (с. 73–76) | 1 | | |
37 | Сборка изделия из модулей на каркасе. Коллективная работа. Новогодняя елочка. (Раздел4. Модульное оригами) Забавные фигурки (с. 73–76) | 1 | | |
38 | Лепка из соленого теста. (Раздел 2.Аппликация и моделирование) Собачки (с. 28–31) | 1 | | |
39 | Лепка из соленого теста. (Раздел 2.Аппликация и моделирование) Собачки (с. 28–31) | 1 | | |
40 | Портреты кошек из деталей оригами. (Раздел 1.Аппликация и моделирование) Кошки (с. 22–25) | 1 | | |
41 | Прорезная аппликация с использованием различных материалов. (Раздел 1.Аппликация и моделирование) Кошки (с. 28–29) | 1 | | |
42 | Прорезная аппликация с использованием различных материалов. (Раздел 1.Аппликация и моделирование) Кошки (с. 28–29) | 1 | | |
43 | Выпуклая аппликация из пластилина. (Раздел 2.Аппликация и моделирование) Кошки (с. 39) | 1 | | |
44 | Выпуклая аппликация из пластилина. (Раздел 2.Аппликация и моделирование) Кошки (с. 39) | 1 | | |
45 | Мозаика из плоских деталей оригами. (Раздел3. Секреты бумажного творчества) Волшебные секреты (с. 36–37) | 1 | | |
46 | Мозаика из плоских деталей оригами. (Раздел3. Секреты бумажного творчества) Волшебные секреты (с. 36–37) | 1 | | |
47 | Моделирование из картона. Рамочка для фотографии. (Раздел 1.Аппликация и моделирование) Собачки (с. 42) | 1 | | |
48 | Моделирование из картона. Рамочка для фотографии. (Раздел 1.Аппликация и моделирование) Собачки (с. 42) | 1 | | |
49 | Моделирование объемных форм из гофрокартона. (Раздел 1.Аппликация и моделирование) Кошки (с. 15) | 1 | | |
50 | Моделирование объемных форм из гофрокартона. (Раздел 1.Аппликация и моделирование) Кошки (с. 15) | 1 | | |
51 | Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости. (Раздел3. Секреты бумажного творчества) Волшебные секреты (с. 38–41) | 1 | | |
52 | Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости. (Раздел3. Секреты бумажного творчества) Волшебные секреты (с. 38–41) | 1 | | |
53 | Гофрированные цепочки. (Раздел 1.Аппликация и моделирование) Цветы (с. 18–19) | 1 | | |
54 | Гофрированные цепочки. (Раздел 1.Аппликация и моделирование) Цветы (с. 18–19) | 1 | | |
55 | Объемная композиция из деталей оригами. Коллективная работа. (Раздел3. Секреты бумажного творчества) Волшебные секреты (с. 42–43) | 1 | | |
56 | Объемное изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля оригами. Подснежники в вазе. (Раздел4. Модульное оригами) Забавные фигурки (с. 52–55) | 1 | | |
57 | Объемное изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля оригами. Подснежники в вазе. (Раздел4. Модульное оригами) Забавные фигурки (с. 52–55) | 1 | | |
58 | Объемное изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля оригами. Подснежники в вазе. (Раздел4. Модульное оригами) Забавные фигурки (с. 52–55) | 1 | | |
59 | Моделирование из гофрированной бумаги. (Раздел 1.Аппликация и моделирование) Цветы (с. 20–21) | 1 | | |
60 | Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки. (Раздел 1.Аппликация и моделирование) Цветы (с. 22–23) | 1 | | |
61 | Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки. (Раздел 1.Аппликация и моделирование) Цветы (с. 22–23) | 1 | | |
62 | Выпуклая мозаика из плотной бумаги. (Раздел 1.Аппликация и моделирование) Цветы (с. 38) | 1 | | |
63 | Выпуклая мозаика из плотной бумаги. (Раздел 1.Аппликация и моделирование) Цветы (с. 38) | 1 | | |
64 | Оригами из кругов. (Раздел3. Секреты бумажного творчества) Волшебные секреты (с. 44–47) | 1 | | |
65 | Раскатывание и обрубовка пластилина. (Раздел 2.Аппликация и моделирование) Цветы (с. 44–45) | 1 | | |
66 | Раскатывание и обрубовка пластилина. (Раздел 2.Аппликация и моделирование) Цветы (с. 44–45) | 1 | | |
67 | Соединение различных техник в одной работе. (Раздел3. Секреты бумажного творчества) Волшебные секреты (с. 48–49) | 1 | | |
68 | Дополнительные материалы по выбору (Раздел4. Модульное оригами) Сайт Страна Мастеров (http:// stranamasterov.ru) | 1 | | |
Учебно-тематический план
3-а класс (третий год обучения)
№ п/п | Наименование раздела программы, тема | Часы учебного времени | Дано часов |
по плану | фактически |
1 | Объемные изделия в технике оригами (Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.) | 1 | | |
2 | Объемное конструирование из деталей оригами(Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.) | 1 | | |
3 | Объемное конструирование из деталей оригами(Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.) | 1 | | |
4 | Симметричное вырезание(Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.) | 1 | | |
5 | Игрушки из картона с подвижными деталями(Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.) | 1 | | |
6 | Моделирование из конусов(Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.) | 1 | | |
7 | Художественные образы из треугольных модулей(Раздел 4 Модульное оригами) | 1 | | |
8 | Моделирование из бумаги и салфеток(Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.) | 1 | | |
9 | Моделирование из бумаги и салфеток(Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.) | 1 | | |
10 | Моделирование из бумаги и салфеток(Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.) | 1 | | |
11 | Моделирование из бумаги и салфеток(Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.) | 1 | | |
12 | Квиллинг из салфеток (Раздел 4 Модульное оригами) | 1 | | |
13 | Квиллинг из салфеток (Раздел 4 Модульное оригами) | 1 | | |
14 | Квиллинг из салфеток (Раздел 4 Модульное оригами) | 1 | | |
15 | Многослойное торцевание. Коллективная работа(Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.) | 1 | | |
16 | Многослойное торцевание. Коллективная работа(Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.) | 1 | | |
17 | Надрезание бахромой, скручивание в жгут(Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.) | 1 | | |
18 | Рисование ватой по бархатной бумаге(Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.) | 1 | | |
19 | Изонить на картонной основе (Раздел 2.Текстильные материалы) | 1 | | |
20 | Аппликация из резаных нитей(Раздел 2.Текстильные материалы) | 1 | | |
21 | Нитяная бахрома(Раздел 2.Текстильные материалы) | 1 | | |
22 | Нитяная бахрома(Раздел 2.Текстильные материалы) | 1 | | |
23 | Аппликация из распущенного трикотажа(Раздел 2.Текстильные материалы) | 1 | | |
24 | Мозаика из нитяных валиков(Раздел 2.Текстильные материалы) | 1 | | |
25 | Аппликация из нитяных валиков(Раздел 2.Текстильные материалы) | 1 | | |
26 | Аппликация из нитяных валиков(Раздел 2.Текстильные материалы) | 1 | | |
27 | Моделирование из проволоки и помпонов(Раздел 2.Текстильные материалы) | 1 | | |
28 | Моделирование из проволоки и помпонов(Раздел 2.Текстильные материалы) | 1 | | |
29 | Моделирование из проволоки и помпонов(Раздел 2.Текстильные материалы) | 1 | | |
30 | Украшения для костюма из бумаги(Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.) | 1 | | |
31 | Модульное оригами. Объемные изделия. Снеговик(Раздел 4 Модульное оригами) | 1 | | |
32 | Модульное оригами. Объемные изделия. Снеговик(Раздел 4 Модульное оригами) | 1 | | |
33 | Моделирование из фольги(Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.) | 1 | | |
34 | Приклеивание ниток по спирали(Раздел 2.Текстильные материалы) | 1 | | |
35 | Аппликация из жатой ткани(Раздел 2.Текстильные материалы) | 1 | | |
36 | Аппликация из ткани и ниток(Раздел 2.Текстильные материалы) | 1 | | |
37 | Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу(Раздел 2.Текстильные материалы) | 1 | | |
38 | Вышивание. Стебельчатый и тамбурный швы(Раздел 2.Текстильные материалы) | 1 | | |
39 | Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля(Раздел 4 Модульное оригами) | 1 | | |
40 | Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля(Раздел 4 Модульное оригами) | 1 | | |
41 | Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля(Раздел 4 Модульное оригами) | 1 | | |
42 | Шитье и аппликация. Коллективная работа(Раздел 2.Текстильные материалы) | 1 | | |
43 | Шитье по выкройкам(Раздел 2.Текстильные материалы) | 1 | | |
44 | Шитье по выкройкам(Раздел 2.Текстильные материалы) | 1 | | |
45 | Шитье по выкройкам(Раздел 2.Текстильные материалы) | 1 | | |
46 | Шитье по выкройкам(Раздел 2.Текстильные материалы) | 1 | | |
47 | Раскатывание пластилина (Раздел 3. Пластические материалы) | 1 | | |
48 | Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе(Раздел 3. Пластические материалы) | 1 | | |
49 | Пластилиновые нити, продавливание через сито(Раздел 3. Пластические материалы) | 1 | | |
50 | Пластилиновые нити, продавливание через сито(Раздел 3. Пластические материалы) | 1 | | |
51 | Пластилиновые нити, продавливание через сито(Раздел 3. Пластические материалы) | 1 | | |
52 | Разрезание пластилина. Аппликация(Раздел 3. Пластические материалы) | 1 | | |
53 | Разрезание пластилина. Мозаика(Раздел 3. Пластические материалы) | 1 | | |
54 | Разрезание пластилина. Мозаика(Раздел 3. Пластические материалы) | 1 | | |
55 | Лепка из соленого теста на основе из фольги(Раздел 3. Пластические материалы) | 1 | | |
56 | Торцевание на бумаге(Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.) | 1 | | |
57 | Торцевание на бумаге(Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.) | 1 | | |
58 | Многослойное торцевание(Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.) | 1 | | |
59 | Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе(Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.) | 1 | | |
60 | Изонить на картонных шаблонах(Раздел 2.Текстильные материалы) | 1 | | |
61 | Изонить на картонных шаблонах(Раздел 2.Текстильные материалы) | 1 | | |
62 | Соединение модуля «Супершар» и треугольного модуля. Нарциссы (Раздел 4 Модульное оригами) | 1 | | |
63 | Соединение модуля «Супершар» и треугольного модуля. Нарциссы(Раздел 4 Модульное оригами) | 1 | | |
64 | Объемные изделия из треугольных модулей. Тюльпаны(Раздел 4 Модульное оригами) | 1 | | |
65 | Объемные изделия из треугольных модулей. Тюльпаны(Раздел 4 Модульное оригами) | 1 | | |
66 | Изделия с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля(Раздел 4 Модульное оригами) | 1 | | |
67 | Изделия с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля(Раздел 4 Модульное оригами) | 1 | | |
68 | Дополнительные материалы по выбору(Раздел 4 Модульное оригами) | 1 | | |
Учебно-тематический план
4 –а класс (четвёртый год обучения)
№ п/п | Наименование раздела программы, тема | Часы учебного времени | Дано часов |
по плану | фактически |
1 | Аппликация с раздвижкой (Раздел 1. Работа с бумагой) | 1 | | |
2 | Веерное гофрирование, аппликация(Раздел 1. Работа с бумагой) | 1 | | |
3 | Оригами из окрашенной бумаги(Раздел 1. Работа с бумагой) | 1 | | |
4 | Объемное моделирование из бумаги(Раздел 1. Работа с бумагой) | 1 | | |
5 | Трубочки из гофрированной бумаги(Раздел 1. Работа с бумагой) | 1 | | |
6 | Аппликация из рельефной бумаги(Раздел 1. Работа с бумагой) | 1 | | |
7 | Коллаж из разных материалов(Раздел 1. Работа с бумагой) | 1 | | |
8 | Вязание крючком. Воздушные цепочки(Раздел 2. Текстильные материалы) | 1 | | |
9 | Разрезание пластилиновой заготовки сложной формы (Раздел 3. Пластические материалы) | 1 | | |
10 | Разрезание пластилиновой заготовки сложной формы(Раздел 3. Пластические материалы) | 1 | | |
11 | Модульное оригами. Конструирование птиц сложной формы(Раздел 4. Модульное оригами) | 1 | | |
12 | Транспарантное вырезание(Раздел 1. Работа с бумагой) | 1 | | |
13 | Симметричное силуэтное вырезание(Раздел 1. Работа с бумагой) | 1 | | |
14 | Модульное оригами. Изделия с деталями круглой формы(Раздел 4. Модульное оригами) | 1 | | |
15 | Аппликация из синтепона со сдвижкой(Раздел 2. Текстильные материалы) | 1 | | |
16 | Конструирование игрушки с подвижными деталями(Раздел 1. Работа с бумагой) | 1 | | |
17 | Прорезание канцелярским ножом(Раздел 1. Работа с бумагой) | 1 | | |
18 | Моделирование из фольги(Раздел 1. Работа с бумагой) | 1 | | |
19 | Аппликация из ткани. Петельный шов(Раздел 2. Текстильные материалы) | 1 | | |
20 | Шитье мягкой игрушки(Раздел 2. Текстильные материалы) | 1 | | |
21 | Шитье мягкой игрушки(Раздел 2. Текстильные материалы) | 1 | | |
22 | Вязание крючком. Объемные цветы(Раздел 2. Текстильные материалы) | 1 | | |
23 | Модульное оригами. Соединение модулей разного размера(Раздел 4. Модульное оригами) | 1 | | |
24 | Папье-маше. Карнавальные маски(Раздел 4. Модульное оригами) | 1 | | |
25 | Модульное оригами. Транспортные средства(Раздел 4. Модульное оригами) | 1 | | |
26 | Пластилиновые нити. Аппликации(Раздел 3. Пластические материалы) | 1 | | |
27 | Лепка из пластилина на проволочном каркасе. Животные(Раздел 3. Пластические материалы) | 1 | | |
28 | Резьба по пластилину(Раздел 3. Пластические материалы) | 1 | | |
29 | Пластилиновые цветы на проволочном каркасе(Раздел 3. Пластические материалы) | 1 | | |
30 | Надрезание пластилина проволокой(Раздел 3. Пластические материалы) | 1 | | |
31 | Модульное оригами. Объемные цветы(Раздел 4. Модульное оригами) | 1 | | |
32 | Объемные цветы в технике многослойного торцевания (Раздел 1. Работа с бумагой) | 1 | | |
33 | Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе(Раздел 1. Работа с бумагой) | 1 | | |
34 | Модульное оригами. Архитектурные сооружения. Коллективная работа(Раздел 4. Модульное оригами) | 1 | | |
| Дополнительные материалы по выбору(Раздел 3. Пластические материалы) | | | |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(66 часов)
№ темы п/п | Кол-во часов | Название темы/раздела | Материалы |
Раздел 1. Аппликация и моделирование (по книгам серии «Любимый образ») – 22 часа |
1 | 4 | Аппликация из природных материалов на картоне | Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка |
2 | 4 | Аппликация из геометрических фигур | Цветная, журнальная, тетрадная бумага, картон |
3 | 2 | Аппликация из пуговиц | Пуговицы, картон |
4 | 2 | Мозаика из бисера и пайеток | Картон, бисер, блестки, бусины, пайетки |
5 | 2 | Аппликация из круглых салфеток | Салфетки для торта, картон |
6 | 2 | Динамическая открытка с аппликацией | Картон, цветная бумага |
7 | 2 | Моделирование из бумаги и проволоки | Белая бумага, гофрированная бумага, проволока |
8 | 4 | Выпуклая аппликация. Коллективная работа | Калька, гофрированная бумага, цветная бумага |
Раздел 2. Работа с пластическими материалами (по книгам серии «Любимый образ») – 12 часов |
1 | 2 | Отпечатки на пластилине | Пластилин, картон |
2 | 2 | Рисование пластилином | Пластилин, картон |
3 | 2 | Обратная мозаика на прозрачной основе | Пластилин, прозрачные крышки |
4 | 2 | Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе | Скорлупа фисташек, пластилин, веточки |
5 | 2 | Разрезание смешанного пластилина проволокой | Пластилин, тонкая проволока |
6 | 2 | Лепка из теста | Соленое тесто |
Раздел 3. Оригами и аппликация из деталей оригами (по рабочей тетради «Школа волшебников») – 16 часов |
1 | 1 | Складывание из прямоугольника | Цветная бумага |
2 | 1 | Складывание из квадрата динамических игрушек | Цветная бумага |
3 | 2 | Складывание гармошкой | Цветная бумага |
4 | 2 | Аппликация из одинаковых деталей оригами | Цветная бумага |
5 | 1 | Оригами из фантиков и чайных пакетиков | Бросовый материал |
6 | 2 | Композиция из выпуклых деталей оригами | Цветная и белая бумага |
7 | 1 | Сказочные образы в технике оригами | Цветная бумага |
8 | 2 | Оригами из кругов | Цветная бумага |
9 | 2 | Архитектурные сооружения в технике оригами | Цветная бумага |
10 | 2 | Коллективные композиции в технике оригами | Цветная бумага |
Раздел 4. Модульное оригами (по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») – 18 часов |
1 | 1 | Треугольный модуль оригами | Бумага цветная |
2 | 3 | Соединение модулей на плоскости | Бумага цветная и журнальная |
3 | 2 | Замыкание модулей в кольцо | Бумага белая |
4 | 4 | Объемные фигуры на основе формы «чаша» | Бумага цветная |
5 | 5 | Объемные игрушки | Бумага цветная |
6 | 1 | Дополнительные материалы на выбор с сайта Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru) | Различная бумага |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (68 часов)
№ темы п/п | Кол-во часов | Название темы/раздела | Материалы |
Раздел 1. Аппликация и моделирование (по книгам серии «Любимый образ») – 24 часа |
1 | 2 | Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги | Журнальная бумага, картон |
2 | 1 | Аппликация из птичьих перьев | Перья, картон |
3 | 1 | Аппликация из кружев | Кружева, картон |
4 | 1 | Аппликация из ткани | Накрахмаленная ткань, картон |
5 | 2 | Аппликация из деталей оригами | Бумага, картон |
6 | 2 | Мозаика из ватных комочков | Вата, бумага, картон |
7 | 2 | Прорезная аппликация | Картон, различные материалы |
8 | 2 | Гофрированные цепочки | Гофрированная бумага, картон |
9 | 1 | Складывание гармошкой | Журнальная бумага |
10 | 2 | Выпуклая мозаика из плотной бумаги | Цветная бумага, картон |
11 | 2 | Моделирование из картона. Рамочка | Картон, цветная бумага |
12 | 2 | Моделирование объемного изделия из гофрокартона | Гофрированный картон |
13 | 1 | Моделирование из гофрированной бумаги | Гофрированная бумага |
14 | 2 | Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки | Гофрированная бумага, цветная бумага, проволока |
15 | 1 | Многослойное торцевание на плоскости | Гофрированная бумага, картон |
Раздел 2. Работа с пластическими материалами (по книгам серии «Любимый образ») – 10 часов |
1 | 2 | Раскатывание и обрубовка пластилина | Пластилин |
2 | 2 | Выпуклая аппликация из пластилина | Пластилин |
3 | 2 | Торцевание на пластилине | Пластилин, гофрированная бумага |
4 | 2 | Разрезание слоеного пластилина | Пластилин, проволока |
5 | 2 | Лепка из теста | Соленое тесто |
Раздел 3. Секреты бумажного творчества (по рабочей тетради «Волшебные секреты») – 18 часов |
1 | 2 | Обрывная аппликация | Бумага различная |
2 | 1 | Скручивание в жгут. Аппликации | Бумага гофрированная |
3 | 2 | Скатывание в комок. Мозаика | Бумага гофрированная и цветная |
4 | 1 | Гофрированный конструктор | Бумага цветная |
5 | 1 | Моделирование из полос | Бумага цветная |
6 | 2 | Плетение из бумаги. Аппликация | Бумага цветная |
7 | 1 | Мозаика из объемных деталей оригами. Коллективная работа | Бумага белая и цветная |
8 | 2 | Мозаика из плоских деталей оригами | Фантики, цветная бумага |
9 | 2 | Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости | Картон, цветная бумага |
10 | 1 | Объемная композиция из деталей оригами. Коллективная работа | Бумага различная |
11 | 1 | Оригами из кругов | Бумага различная |
12 | 2 | Соединение различных техник в одной работе | Бумага цветная |
Раздел 4. Модульное оригами (по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») – 16 часов |
1 | 2 | Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу | Бумага белая, цветная, журнальная |
2 | 2 | Объемные цветы из модуля «Трилистник» | Бумага белая, цветная, гофрированная |
3 | 3 | Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «чаша» | Бумага цветная |
4 | 2 | Игрушки объемной формы | Бумага цветная |
5 | 2 | Художественные образы объемной формы | Бумага белая и цветная |
6 | 3 | Сборка изделия из модулей на каркасе. Коллективная работа | Бумага цветная |
7 | 2 | Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru) | Бумага различная |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (68 часов)
№ темы п/п | Кол-во часов | Название темы/раздела | Материалы |
Раздел 1. Работа с бумагой и картоном. (по книгам серии «Любимый образ») – 20 часов |
1 | 1 | Объемные изделия в технике оригами | Цветная бумага |
2 | 1 | Симметричное вырезание | Цветная и белая бумага |
3 | 1 | Игрушки из картона с подвижными деталями | Картон, проволока |
4 | 1 | Рисование ватой по бархатной бумаге | Бархатная бумага, вата |
5 | 1 | Моделирование из конусов | Цветная бумага |
6 | 1 | Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе | Гофрированная бумага, проволока |
7 | 1 | Надрезание бахромой, скручивание в жгут | Гофрированная бумага |
8 | 2 | Объемное конструирование из деталей оригами | Цветная бумага |
9 | 5 | Моделирование из бумажных салфеток | Цветная бумага, салфетки |
10 | 2 | Простое торцевание на бумажной основе | Гофрированная бумага, картон |
11 | 2 | Многослойное торцевание | Гофрированная бумага, цветная бумага, картон |
12 | 1 | Моделирование из фольги | Фольга, проволока |
13 | 1 | Объемные украшения для костюма из бумаги | Гофрированная бумага, цветная бумага |
Раздел 2. Текстильные материалы (по книгам серии «Любимый образ») – 23 часа |
1 | 1 | Аппликация из резаных нитей | Шерсть, картон |
2 | 2 | Нитяная бахрома | Шерсть, тесьма |
3 | 3 | Моделирование из помпонов | Шерсть, картон, проволока |
4 | 3 | Изонить | Картон, мулине |
5 | 3 | Аппликация из нитяных валиков | Шерсть, картон |
6 | 1 | Приклеивание ниток по спирали | Шерсть, картон |
7 | 1 | Аппликация из распущенного трикотажа | Трикотаж, картон |
8 | 1 | Вышивание по ткани | Ткань, мулине |
9 | 1 | Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу | Ткань, бумага, тесьма |
10 | 1 | Аппликация из жатой ткани | Ткань, бумага, картон |
11 | 1 | Аппликация из ткани и ниток | Ткань, шерсть, картон |
12 | 5 | Шитье по выкройкам | Ткань, шерсть, тесьма |
Раздел 3. Пластические материалы (по книгам серии «Любимый образ») – 8 часов |
1 | 1 | Раскатывание пластилина, получение плоских изображений | Пластилин, картон |
2 | 2 | Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных деталей | Пластилин, картон |
3 | 1 | Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе | Пластилин, прозрачные крышки |
4 | 2 | Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито | Пластилин, металлическое сито, картон |
5 | 1 | Разрезание пластилина, аппликация | Пластилин, картон |
6 | 1 | Лепка из теста на каркасе | Соленое тесто, фольга |
Раздел 4. Модульное оригами (по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») – 17 часов |
1 | 3 | Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля | Цветная, белая, упаковочная бумага |
2 | 2 | Соединение в изделии модуля «Супершар» и треугольного модуля | Цветная и белая бумага |
3 | 2 | Изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля | Цветная, гофрированная бумага |
4 | 2 | Объемные изделия из треугольных модулей | Цветная бумага |
5 | 6 | Художественные образы из треугольных модулей | Цветная и белая бумага |
6 | 2 | Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров (http://stranamasterov .ru) | Различные виды бумаги |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (68 часов)
№ темы п/п | Кол-во часов | Название темы/раздела | Материалы |
Раздел 1. Работа с бумагой (по книгам серии «Любимый образ») – 23 часа |
1 | 1 | Аппликация с раздвижкой | Журнальная бумага |
2 | 2 | Оригами из окрашенной бумаги | Белая бумага, краски |
3 | 2 | Симметричное силуэтное вырезание | Цветная бумага |
4 | 2 | Транспарантное вырезание | Цветная бумага |
5 | 1 | Аппликация из рельефной бумаги | Цветная бумага |
6 | 1 | Коллаж из различных материалов | Разные виды бумаги, картон, тесьма |
7 | 2 | Объемное моделирование из бумаги | Цветная бумага |
8 | 1 | Объемные изделия в технике многослойного торцевания | Гофрированная бумага, проволока |
9 | 2 | Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе | Гофрированная бумага, проволока |
10 | 2 | Моделирование из фольги | Фольга, проволока |
11 | 2 | Веерное гофрирование | Цветная бумага, картон |
12 | 2 | Трубочки из гофрированной бумаги | Гофрированная бумага |
13 | 1 | Прорезание канцелярским ножом | Плотная бумага |
14 | 2 | Конструирование игрушки с подвижными деталями | Бумага, картон |
Раздел 2. Текстильные материалы (по книгам серии «Любимый образ») – 13 часов |
1 | 2 | Аппликация из ткани. Петельный шов | Ткань |
2 | 1 | Аппликация из синтепона со сдвижкой | Синтепон, бумага, картон |
3 | 6 | Вязание крючком | Пряжа |
4 | 4 | Шитье мягкой игрушки | Ткань, синтепон |
Раздел 3. Пластические материалы (по книгам серии «Любимый образ») – 15 часов |
1 | 3 | Разрезание многослойной пластилиновой заготовки сложной формы | Пластилин, картон, проволока |
2 | 2 | Папье-маше на пластилиновой форме | Пластилин, бумага |
3 | 4 | Техника «пластилиновые нити» в сочетании с другими техниками | Пластилин, картон, сито |
4 | 3 | Лепка из пластилина на проволочном каркасе | Пластилин, проволока |
5 | 2 | Резьба по пластилину | Пластилин, картон |
6 | 1 | Надрезание пластилина проволокой | Пластилин, проволока |
Раздел 4. Модульное оригами (по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») – 17 часов |
1 | 4 | Конструирование цветов | Цветная бумага |
2 | 2 | Конструирование птиц сложной формы | Цветная бумага |
3 | 2 | Изделия с деталями круглой формы | Цветная бумага |
4 | 2 | Соединение модулей разного размера в одном изделии | Белая и цветная бумага |
5 | 2 | Конструирование средств транспорта | Белая и цветная бумага |
6 | 3 | Конструирование архитектурных сооружений | Цветная и журнальная бумага |
7 | 2 | Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров (http://stranamasterov .ru) | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература:
1.Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: сборник программ/сост. Е.Н. Петрова.-2 –е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. – 176с
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Проснякова Т.Н. Школа волшебников: рабочая тетрадь по технологии для 1 класса. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература, 2011. - 64 с.
4. Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: Рабочая тетрадь по технологии для 2 класса. – 6-е изд.- Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература, 2011. - 64 с.: ил. 5. Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». - Самара: Издательский дом «Федоров», 2006. 48 с.
6. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. - 104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений). 7.Интернет-сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru
Оборудование и приборы:
индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами, линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, нитковдеватель, крючок для вязания, спицы, пяльцы, дощечки для работы шилом и лепки, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками;
инструменты для работы с проволокой - материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя), картон, гофрированная бумага.
Технические средства обучения
1. Мультимедиа проектор
2. Экран.
3. Магнитофон