СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочная разработка по обществознанию в 11 классе на тему "Экономика: наука и хозяйство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочная разработка по обществознанию в 11 классе на тему "Экономика: наука и хозяйство" по Боголюбову

Просмотр содержимого документа
«Поурочная разработка по обществознанию в 11 классе на тему "Экономика: наука и хозяйство"»

Дата ________ 11 класс. Обществознание. Урок ___ Экономика: наука и хозяйство

Цели урока:

  1. Раскрыть существенные признаки понятия « экономическая наука»

  2. Обобщить и систематизировать представления об экономике как важной сфере жизни общества и ее основных проявлениях

  3. Раскрыть содержание основных комплексных измерителей экономики страны- ВВП и ВНП как целого

План изучения нового материала:

  1. Что изучает экономическая наука.

  2. Экономика и экономическая деятельность.

  3. Измерители экономической деятельности.

Основные понятия и термины: Экономика, микроэкономика, макроэкономика, производство, распределение, обмен, потребление, ресурсы, товарное хозяйство.



Ход урока:

  1. Что изучает экономическая наука.

Организация беседы по вопросам:

- Зачем необходимо изучать экономику?

- Какая связь между жизнью общества в целом и его экономическим положением?

- Почему страны различаются по уровням и темпам экономического развития?

- Какое влияние оказывают на политику социальная и политическая структуры общества?

- В чем проявляется экономическая культура общества?

- Нужно ли ограничивать экономическую свободу?

Обобщение результатов беседы:

выводы о роли и месте экономики в жизни общества

сравнение различных определений слова «экономика»

Экономика - это умение…….

Экономика - это знание о……

Теперь, для характеристики основных составляющих разделов экономической науки- макро и микроэкономики, рассмотрим их через такой вид экономической деятельности как производство.

- Деятельность индивида, фирмы - микроэкономика

- Функционирование национального хозяйства в целом - макроэкономика

Обратим внимание на то, что экономическая деятельность участников производства на этих уровнях, различающаяся в деталях, в основном подчинена общим законом.

Для закрепления материала выполним задание 2. Заполните таблицу «Разделы экономической науки» к параграфу, требующего соотнести перечисленные экономические проблемы с конкретными разделами экономической теории.

  1. Экономика и экономическая деятельность.

Для успешного освоения вопроса «Экономика и экономическая деятельность» выполним упражнения с некоторыми понятиями:

  1. Познакомьтесь с понятиями, найдите главный смысловой ряд. Определите «выпадающее понятие», относящееся к другому смысловому ряду: ресурсы, производство, обмен, налоги, товар, рынок, потребитель.

  2. Назовите 3-4 термина, наиболее близко связанные с понятиями обмена, производства.

Варианты ответа: обмен- товар, цена, ярмарка, деньги, предложение; производство- прибыль, технология, фирма, квалификация, производительность труда.

  1. Расположите слова в последовательности, отражающей преобразования объектов природы в предметы потребления: обмен, ресурсы, распределение, производство, потребление, товар.

Как увеличить объем производства при имеющихся ограниченных ресурсах? Каждый из названных в учебном тексте путей решения этой проблемы желательно конкретизировать.

Например, первый путь - расширение объемов производства продукции за счет количественных изменений ресурсов- может включать: увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых в производстве работников. Второй путь увеличения объемов производства- увеличение эффективности использования экономических ресурсов- предполагает увеличение качественных характеристик ресурсов и повышение их производительности ( например, качества трудовых ресурсов за счет повышения квалификации и профессиональной подготовки, качества капитальных ресурсов за счет совершенствования используемых технологий производства и т.д.)

В завершение, чтобы подчеркнуть взаимосвязь материала первых двух разделов параграфа, обсудим высказывание американского писателя Л. Питера: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».

  1. Измерители экономической деятельности.

Содержание последнего раздела сосредоточим на раскрытии двух основных комплексных измерителей экономики страны как целого - валового национального продукта (ВНП) и валового внутреннего продукта (ВВП).

Выпишем определение данных понятий. Важно усвоить существующую разницу между ними:

ВНП- это рыночная стоимость всех товаров и услуг, осуществленных отечественными производителями как внутри страны, так и за ее пределами.

ВВП - это рыночная стоимость всех товаров и услуг, осуществленных внутри страны как отечественными, так и зарубежными производителями.

Сделаем акцент на том, что в мировом масштабе совокупный показатель ВВП имеет устойчивую тенденцию к постоянному росту. В России, начиная с 1990 года, прослеживалась устойчивая тенденция к снижению ВВП. В период с 1991 по 1996 год он сократился более чем наполовину. Однако, с конца 90-х годов, в России наблюдается положительная динамика роста ВВП. Это позволило российскому правительству в 2004 г. прогнозировать удвоение этого показателя в последующие 10 лет.

Проанализируем данную информацию и обсудим, опираясь на знания из курса истории, обществоведческого курса за 10 класс, причины изменений в объеме и динамике ВВП России в рассматриваемые периоды.

Домашнее задание - §1 учебника, конспект. Подготовить ответы на поставленные вопросы.

Творческие задания по выбору:

а) написать эссе на тему «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» Л.Питер, американский писатель

б) составить тестовые задания части А по теме «Экономика».

Дополнительная литература: «Энциклопедия для детей» (гл. ред. В.А. Володин,- М., 2002.- Т.21.-Ч.1- С. 360-380, 99-406).





3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!