Дата ________ 11 класс. Обществознание. Урок ___ Экономика: наука и хозяйство
Цели урока:
Раскрыть существенные признаки понятия « экономическая наука»
Обобщить и систематизировать представления об экономике как важной сфере жизни общества и ее основных проявлениях
Раскрыть содержание основных комплексных измерителей экономики страны- ВВП и ВНП как целого
План изучения нового материала:
Что изучает экономическая наука.
Экономика и экономическая деятельность.
Измерители экономической деятельности.
Основные понятия и термины: Экономика, микроэкономика, макроэкономика, производство, распределение, обмен, потребление, ресурсы, товарное хозяйство.
Ход урока:
Что изучает экономическая наука.
Организация беседы по вопросам:
- Зачем необходимо изучать экономику?
- Какая связь между жизнью общества в целом и его экономическим положением?
- Почему страны различаются по уровням и темпам экономического развития?
- Какое влияние оказывают на политику социальная и политическая структуры общества?
- В чем проявляется экономическая культура общества?
- Нужно ли ограничивать экономическую свободу?
Обобщение результатов беседы:
выводы о роли и месте экономики в жизни общества
сравнение различных определений слова «экономика»
Экономика - это умение…….
Экономика - это знание о……
Теперь, для характеристики основных составляющих разделов экономической науки- макро и микроэкономики, рассмотрим их через такой вид экономической деятельности как производство.
- Деятельность индивида, фирмы - микроэкономика
- Функционирование национального хозяйства в целом - макроэкономика
Обратим внимание на то, что экономическая деятельность участников производства на этих уровнях, различающаяся в деталях, в основном подчинена общим законом.
Для закрепления материала выполним задание 2. Заполните таблицу «Разделы экономической науки» к параграфу, требующего соотнести перечисленные экономические проблемы с конкретными разделами экономической теории.
Экономика и экономическая деятельность.
Для успешного освоения вопроса «Экономика и экономическая деятельность» выполним упражнения с некоторыми понятиями:
Познакомьтесь с понятиями, найдите главный смысловой ряд. Определите «выпадающее понятие», относящееся к другому смысловому ряду: ресурсы, производство, обмен, налоги, товар, рынок, потребитель.
Назовите 3-4 термина, наиболее близко связанные с понятиями обмена, производства.
Варианты ответа: обмен- товар, цена, ярмарка, деньги, предложение; производство- прибыль, технология, фирма, квалификация, производительность труда.
Расположите слова в последовательности, отражающей преобразования объектов природы в предметы потребления: обмен, ресурсы, распределение, производство, потребление, товар.
Как увеличить объем производства при имеющихся ограниченных ресурсах? Каждый из названных в учебном тексте путей решения этой проблемы желательно конкретизировать.
Например, первый путь - расширение объемов производства продукции за счет количественных изменений ресурсов- может включать: увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых в производстве работников. Второй путь увеличения объемов производства- увеличение эффективности использования экономических ресурсов- предполагает увеличение качественных характеристик ресурсов и повышение их производительности ( например, качества трудовых ресурсов за счет повышения квалификации и профессиональной подготовки, качества капитальных ресурсов за счет совершенствования используемых технологий производства и т.д.)
В завершение, чтобы подчеркнуть взаимосвязь материала первых двух разделов параграфа, обсудим высказывание американского писателя Л. Питера: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».
Измерители экономической деятельности.
Содержание последнего раздела сосредоточим на раскрытии двух основных комплексных измерителей экономики страны как целого - валового национального продукта (ВНП) и валового внутреннего продукта (ВВП).
Выпишем определение данных понятий. Важно усвоить существующую разницу между ними:
ВНП- это рыночная стоимость всех товаров и услуг, осуществленных отечественными производителями как внутри страны, так и за ее пределами.
ВВП - это рыночная стоимость всех товаров и услуг, осуществленных внутри страны как отечественными, так и зарубежными производителями.
Сделаем акцент на том, что в мировом масштабе совокупный показатель ВВП имеет устойчивую тенденцию к постоянному росту. В России, начиная с 1990 года, прослеживалась устойчивая тенденция к снижению ВВП. В период с 1991 по 1996 год он сократился более чем наполовину. Однако, с конца 90-х годов, в России наблюдается положительная динамика роста ВВП. Это позволило российскому правительству в 2004 г. прогнозировать удвоение этого показателя в последующие 10 лет.
Проанализируем данную информацию и обсудим, опираясь на знания из курса истории, обществоведческого курса за 10 класс, причины изменений в объеме и динамике ВВП России в рассматриваемые периоды.
Домашнее задание - §1 учебника, конспект. Подготовить ответы на поставленные вопросы.
Творческие задания по выбору:
а) написать эссе на тему «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» Л.Питер, американский писатель
б) составить тестовые задания части А по теме «Экономика».
Дополнительная литература: «Энциклопедия для детей» (гл. ред. В.А. Володин,- М., 2002.- Т.21.-Ч.1- С. 360-380, 99-406).
3