СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочная разработка по МХК - "Жанры живописи".

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет охарактеризовать особенности и разнообразие основных жанров живописи и понять, что плоскость, объем и пространство являются выразительным языком многих видов искусства.

Просмотр содержимого документа
«Поурочная разработка по МХК - "Жанры живописи".»

Мировая художественная культура. 11- класс.

Тема: Жанры русской живописи.

Урок 17. § 18. С. 191-196. Данилова Г.И.


«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».

Пабло Пикассо


Цели: 1. Дать понятие живопись – это русское слово – «живо писать», «живо» не означает «как в жизни». Охарактеризовать особенности и разнообразие жанров русской живописи. Определить, почему цвет в живописи имеет главное и решающее значение? Определить, как плоскость, объем и пространство являются выразительным языком многих видов искусства.

2. Привить умения приобретать и постоянно обновлять знания, применять их в различных ситуациях. Проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность в принятии и выполнении решений. Уметь распознавать жанры живописи, изучать русскую и зарубежную живопись и ее творцов-художников.

3. Воспитывать взаимопонимание в общении, готовности к самостоятельному творчеству, формировать художественно-эстетические взгляды.

Урок комбинированный


I.ПЗУ Вспомните стилевые направления художественной культуры XIX века (Таблица №1).

Первая треть XIX века

КЛАССИЦИЗМ

Первая половина XIX века

РОМАНТИЗМ

Середина XIX века

РЕАЛИЗМ

70-80-е гг XIX века

ИМПРЕССИОНИЗМ

Конец XIX - начало XX века

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ


Назовите художников импрессионистов – Поль Гоген, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог…

Искусство – это сложный сплав жизненных наблюдений, личности художника, общественного сознания.

Чего мы ждем от картины написанной художником? Чего такого «живого»?

Картина должна трогать наши чувства, эмоции, волновать и радовать, будить нашу мысль, участвовать в нашей жизни, вести нас к свершениям.


II. МОТИВАЦИЯ УПДУ: Определить суть различий между стилевыми направлениями художественной культуры романтизмом, реализмом и импрессионизмом. Какие картины, принадлежащие к стилю и художников вы можете вспомнить и назвать. Какие жанры живописи вы знаете, назовите их? В тетради, по ходу урока, записываем план ответа: «Жанры живописи».

Посмотрите произведения живописи: «Гладиаторские бои» - (римская мозаика – «ВПИ, с. 17) , деталь фрески собора в Ареццо «Встреча царицы Савской с царем Соломоном» Пьеро дела Франческа, мозаика Софийского собора – «Оранта» («Великие произведения искусства», с. 22), картина Айвазовского «Девятый вал», Владимирская икона Божией Матери – бесценный шедевр средневековой живописи (XII век Константинополь) и величайшая святыня Православной церкви («ВПИ, с.86), «Последний день Помпеи» Карл Брюллов («ВПИ», с.126), витраж Шартрского собора…

Учащиеся слышат только имена авторов и названия произведений.

Ответьте, что объединяет эти произведения? Они созданы цветом, красками…

Все в них изображено цветом на плоскости. Цвет и плоскость – первые и самые необходимые «слова» в языке живописи.

По законам искусства, художник не создает реальную жизнь, а создает красками на плоскости «живую жизнь картины».


Как вы думаете, почему художники пишут, а не рисуют?

Когда мы употребляем слово «РИСОВАТЬ»? Когда речь идет о работе карандашом, углем, мелом, т.е. сухим материалом, а «ПИШЕМ» жидкими чернилами, красками.


Чтобы лучше понять живопись, рассмотрим и сравним памятник архитектуры – Собор Покрова, что на Рву в Москве («ВПИ», с. 42) и картину Василия Сурикова «Боярыня Морозова» («ВПИ», с. 140).

Можно ли сравнивать их между собой?

Что представляют собой здание и картина? – Произведение искусства – архитектура, и живопись – искусства пространственные. Что представляет собой Собор Покрова?

Девять церквей на одном основании и оригинальность внешнего убранства, делают его узнаваемым во всем мире. Главная площадь страны называется Красной (красивой) после возведения этого храма.

Что представляют собой стены Собора? – Плоскости, из плоскостей стен создан кубический объем Собора, который не взирая на его сложность сохраняет геометрический порядок и внутреннее пространство. Он расположен у рва, входившего в оборонительные сооружения Кремля, в реальном пространстве.

Что мы имеем? ПЛОСКОСТЬ, ОБЪЕМ, ПРОСТРАНСТВО.

Имеет ли картина, как и храм плоскость, объем и пространство?

ПЛОСКОСТЬ – имеет, это холст на котором она написана.

ОБЪЕМ – имеет, только он не реальный, а изображенный художником. Обратите внимание на фигуры людей, они объемны.

ПРОСТРАНСТВО – имеет, фигуры людей мы воспринимаем в пространстве картины.

Следует вывод, что и архитектура и живопись имеют дело с плоскостью, объемом и пространством, только у архитектуры все они реальны, а живопись имеет реальным только плоскость, объем и пространство изображенные, иллюзорные.

Подумайте, где (архитектура, скульптура, живопись) цвет имеет первостепенное значение, определяющее особенность всего вида искусства? ЖИВОПИСЬ


III. АКТУАЛИЗАЦИЯ УПДУ: ЖАНРЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Произведения изобразительного искусства, главным образом живопись, делятся по жанрам. 
В зависимости от предмета изображения в XVII в. жанры делили на "высокий" (grand genre) и "низкий" жанр (petit genre). К "высокому" жанру относили исторический жанр: батальный, аллегорический, религиозный и мифологический; к "низким" - сцены из повседневной жизни: портрет, пейзаж, натюрморт, анимализм. 
Став формой отображения жизни, жанры живописи не являются неизменными, они развиваются вместе с жизнью, меняясь по мере развития искусства. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (например ванитас, каприччо и ведута), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (например, внутри пейзажного жанра появились городской пейзаж, морской пейзаж и интерьер), а некоторые объединяются (сейчас ню, бытовой, исторический, мифологический, аллегорический, религиозный и батальный жанр чаще заменяется термином фигуратив).

Использовать репродукции отвечающие жанрам живописи.

Анималистика (произошло от лат. animal - животное), анималистический жанр - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются животные.

Аллегорический жанр (от греч. allegoria - иносказание) - жанр изобразительного искусства, в котором в художественное произведение закладывается скрытый и тайный смысл. В этом жанре трудно изобразимые идеи (например добро, сила, власть, справедливость, любовь и т.д.) показываются иносказательно через изображения живых существ, животных или человеческих фигур с атрибутами, за которыми исторически закрепился символический, легко читаемый смысл. Аллегорический жанр наиболее характерен для искусства Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.

Батальный жанр (произошло от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются темы войны: сражения, военные походы, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы

Былинный жанр - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются сцены из былин и народного фольклора.

Бытовой жанр (жанровая живопись) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас.

Ванитас (от лат. vanitas, букв. - «суета, тщеславие») - жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.

Ведута - жанр Венецианской живописи 18 века, в котором изображается городской пейзаж в виде панорамы, с соблюдением масштаба и пропорций. Великий представитель этого стиля в живописи - венецианский художник Каналетто (1697-1768). В России родоначальником архитектурной ведуты были живописцы Ф.Я.Алексеев, М.Н.Воробьёв, С.Ф.Щедрин.

Городской пейзаж (архитектурный пейзаж) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются городские улицы, здания.

Завтрак - подвид жанра натюрморт в голландском натюрморте XVII в. 
Завтрак - изображение накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари.

Интерьер (произошло от фр. intérieur - внутренний) - жанр, в котором предметом изображения является изображение внутреннего вида помещения.

Иппический жанр (произошло от греч. hippos - лошадь) - жанр изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение лошади.

Исторический жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества.

Каприччо (произошло от итал. capriccio, буквально - каприз, прихоть) - архитектурный пейзаж-фантазия. Самые известные художники писавшие каприччо: Франческо Гварди, Антонио Каналетто.

Карикатура (произошло от итал.caricare - преувеличивать) - особый жанр изобразительного искусства, объединяющий изображения, в которых: сознательно создается комический эффект; соединяется реальное и фантастическое; преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей и др.

Мифологический (от греч. mythos - предание) - жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы и легенды древних народов.

Морской пейзаж (марина) (произошло от фр. marine, итал. marina, от лат. marinus - морской) - жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид. Яркий представитель этого жанра - И.К.Айвазовский(1817-1900).

Натюрморт (в переводе с фр. - мертвая, неодушевленная натура) - это художественное изображение различных предметов быта. Ими могут быть: посуда, домашняя утварь, фруктыовощицветыдичь или любое их сочетание. Самые известные школы в написание натюрморта - фламандская и голландская, в которых по-своему решили задачу передачи цвета и композиции.

Ню (произошло от фр. nu - нагой, раздетый) - один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению нагого тела, преимущественно женского. В своём развитии ню тесно связан с изображением обнажённого человеческого тела и воплощает идеал красоты данной страны и эпохи. Ню зарождается в эпоху Возрождения в рамках мифологического, аллегорического, исторического и бытового жанров. Формирование ню как жанра происходит в 17 веке с распространением идей сенсуализма: изображения нагого тела проникаются откровенно чувственным началом.

Обманка - один из жанров изобразительного искусства, характерной чертой которого являются особые приемы перспективной живописи, которые создают эффект обмана зрения, стирают грань между реальностью и изображением.

Охотничьи трофеи, охотничий натюрморт - олицетворение голландского натюрморта XVII-XVIII веков. 
Жанр Охотничьи трофеи был связан с модой на охоту богатой буржуазии и аристократии. 
Самыми крупными мастерами охотничьего натюрморта были Мельхиор де Хондекутер и Ян Баптист Веникс. Почти во всех натюрмортах Хондекутера рядом с битой дичью изображены живые звери, что делает картины необыкновенно выразительными и динамичными. Веникс очень часто показывал дичь на фоне парков. Благодаря сопоставлению зелени деревьев и теплых оттенков шерсти животных и оперения птиц изображение становилось необыкновенно выразительным и красочным.

Парсуна (от лат. persona - личность, особа) - условное наименование произведений русской портретной живописи XVII в. - переходная между иконой и светским произведением форма портрета.

Пастораль (произошло от фр. pastorale, пастушеский, сельский) - жанр поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.

Пейзаж (произошло от фр. paysage - страна, местность) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

Портрет (произошло от фр. слова portrait) - это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. Делится на индивидуальный, групповой, парадный, автопортрет.

Религиозный жанр, религиозная живопись - жанр изобразительного искусства, основными сюжетами которого являются эпизоды из Библии и Евангелия.

Сюжетно-тематическая картина - смешивание традиционных жанров живописи (бытового, исторического, батального, композиционного портрета, пейзажа и др.), возникшее в советском искусствознании и в художественной практике 1930-х гг.


Подумайте и назовите основные принадлежности, которыми пользуется художник: мольберт, кисти, карандаши, пастель, мастихин (тонкая металлическая лопаточка), палитра, краски, мрамор, дерево, смальта (сплав стекла и минеральных красителей), цветные камушки, ракушки, пластик, цветные стеклышки… Подумайте, почему ранее существовала жанровая иерархия («высокий» и «низкий» жанр)?

Иногда трудно бывает определить жанр картины. Как вы думаете, почему?

Иногда в бытовые сценки художники включают натюрморт, а в исторические полотна – портреты современников и автопортреты ( пример - Диего Веласкес. «Менины» - 1656 г. Испания).

Как, в современное время, мы определяем ценность картины?

Напряженность мысли художника, значимость художественного образа. О чем нам может рассказать картина, какой скрытый смысл таит в себе.


IV. ОЗ: Итак, назовите основные жанры живописи. Какие основные формы используют архитекторы и живописцы при создании своих работ?

V. ОБОБЩЕНИЕ: Что такое живопись? Что такое архитектура? Что общего имеют архитектура и живопись? Чем разнятся?

Межпредметные связи: литература, история Отечества.

VI. ИТОГИ УРОКА: выставление оценок

VII. ДЗ: Прочитать § 18, с. 191-196. Выписать новые понятия и термины.

Подготовить сообщения о русских художниках: И. Айвазовский, К. Брюллов, Н. Блохин, И. Шишкин, Н. Крамской… Выбрать понравившуюся картину и автора, описать сюжет и сделать оценку произведения искусства.


Приложение: ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!