СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочная разработка «Литературный язык»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературный языка

Просмотр содержимого документа
«Поурочная разработка «Литературный язык»»


Урок № 8-9 Литературный языка

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: привлечь внимание обучающихся к проблемам русского литературного языка; дать представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке; способствовать развитию интереса к родному языку; воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову.

Планируемые результаты

Предметные: представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, нормами русского литературного языка, речевого этикета

Метапредметные:

Регулятивные УДД: Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные УДД: Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД: Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач

Личностные- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речь, формирование навыков, необходимых будущим сотрудникам органов внутренних дел РФ.


Образовательные ресурсы: "Основы русской словесности (От слова к словесности)" Автор А.И. Горшков — М.: Дрофа, 2001)

Интернет-ресурсы:

1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/

2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку родного языка.

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Тема нашего урока “Русский литературный язык ”. Сегодня пойдёт речь о врагах литературного языка. В последнее время остро стоит проблема чистоты русского языка. Многие учёные-лингвисты бьют тревогу, говоря о надвигающейся лингвистической катастрофе – вымирании русского языка, а некоторые, напротив, считают, что с нашим языком ничего страшного не происходит. Нам представляется возможность посмотреть на себя со стороны, ответить на вопрос, какой язык мы, поколение XXI века, передадим потомкам.

Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь.

коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения;

регулятивные: целеполагание;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации.

3. Актуализация знаний.

Вопрос № 1:

Ребята, какие слова называются устаревшими? (Меняется общественная жизнь, исчезают предметы быта — слова, их называющие, из общеупотребительных переходят в устаревшие, становятся историзмами – опричнина, вервь, соха, кольчуга, конка, кибитка) (слайд 6)

Вопрос № 2:

Какие слова называются неологизмами? (Язык непрерывно пополняется, обогащается неологизмами, новыми словами – интернет, маркетинг, территориально-производственный комплекс) (слайд 7).

Вопрос №3:

Развивается не только лексика языка, но и грамматика языка. Определите в следующих предложениях, какие изменения произошли в современном русском языке (слайд 8-9).

“Чего тебе надобно старче?” — спрашивает золотая рыбка у старика из сказки А.С. Пушкина. (В современном русском языке нет такой формы обращения, потому что ушел из языка звательный падеж имен существительных).

“Нет, весь я не умру! Душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит”.(В современном языке глагол убежит требует существительного с предлогом).

“Глядь: поверх текучих вод лебедь белая плывет”. (Имя существительное лебедь в современном русском языке мужского рода).

Работа в группах.

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами.


личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

познавательные: умение работать с разными источниками информации;

регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Первый ученик : Немного из истории. В эпоху правления Петра 1 началась борьба против “славянской темности”. Ученые полагают, что в ту пору в русский язык влилось более 10 тысяч западноевропейских слов, что нормально для любого исторического периода. Однако у современников вызывало опасение то, что молодые дворяне вскоре стали пренебрегать русским языком — так возникла мода на иностранные слова.

Второй ученик: Петр Первый отдал дань увлечению иноземными словами, но, ревностно относясь к простоте русского языка, осудил злоупотребления. В послании к дипломату Рудаковскому наказывал “иностранные слова и термины писать российским языком”.

Третий ученик: Русский язык как первоэлемент великой русской литературы. Русский язык – это язык, на котором русская нация создавала и создаёт свою культуру, в первую очередь литературу. В современном виде русский язык впервые появился в XIX веке, в эпоху А.С. Пушкина. Именно он считается основателем современного русского языка, понятного нам всем и на котором мы разговариваем. Русский язык включает в себя как литературную разновидность (т.е. такую, в которой соблюдаются все зафиксированные в грамматиках правила), так и нелитературную (т.е. диалекты, просторечия, жаргоны – случаи отклонения от общепринятой нормы). Русские писатели и поэты всегда успешно использовали обе разновидности русского языка, создавая великие произведения русской литературы.

Слово учителя: А сейчас мы поговорим о положении русского языка в мире.

Вопрос № 1:

Назовите функции русского языка в современном мире. Какое международное значение имеет русский язык?

Слово учителя : Некоторые слова русского языка вошли в мировые языки. Заимствования из русского или через русский язык наблюдались с давних пор. Еще в 16—17 веках европейцы узнали через русский язык такие слова, как блин, верста, боярин, изба, квас, кремль, копейка, царь. Позднее в Европе распространились слова декабрист, самовар, балалайка, частушка. Ради совместного ведения дел в новых экономических условиях, ради познавательных и туристических интересов расширяется круг людей, заинтересованных в овладении русским языком.

На каком языке мы говорим? В современной языковой ситуации есть явления, вызывающие тревогу. Это, прежде всего, хлынувшие бурным потоком иностранные заимствования. По количеству заимствований из западных языков наше время, пожалуй, может сравниться только с XVIII в. Тогда слова голландского, немецкого, французского, итальянского происхождения так наводняли тексты, что неподготовленный человек не мог добраться до смысла написанного. Военные приказы оставались невыполненными из-за того, что подчиненные не понимали, что значит “авантажное место”. В подобном же положении оказывается подчас и современный читатель, пытаясь понять какую-нибудь статью, изобилующую экономическими терминами.

Вопрос № 2:

Ребята, с какими заимствованными словами вы сталкивались? Назовите их.

(Дилер, промоутер, брокер, транш, холдинг, фьючерсный блейзер, легинсы, слайсы)

Слово учителя: Сейчас очень часто иностранные слова употребляются без какого-либо чувства меры, без всякой на то надобности, засоряя и искажая наш язык. Они употребляются даже тогда, когда у нас есть синонимические им исконно русские слова. С этим надо бороться.

Работа с текстом по группам.

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами.

Читают статью учебника



познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

5. Первичное закрепление

Задание №1 (раздаются карточки).

Замените исконно русскими словами заимствования.

  • Презентация.

  • Шоу.

  • Консенсус.

  • Позитивный.

  • Менталитет.

  • Имидж.

  • Интегрировать.

  • Санкция.

  • Коммуникабельный.

(Зрелище, представление, положительный, объединять, облик, общительный, согласие, обычаи-привычки, разрешение-указание).

Задание №2

Составьте с 2-3 из данных заимствований словосочетания.

Выполняют задания.

познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные:

умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей;

личностные: формирование навыков систематизации знаний.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Письменный ответ: Русский язык гибнет или проходит путь своего развития?

Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы.

коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Что нового узнали на уроке?

Приём незаконченного предложения:

Сегодня я узнал …

Мне было трудно …

Теперь я могу …

Я научился…


Обучающиеся осуществляют рефлексию.

регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: сравнение, оценивание.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!