2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся | Тема нашего урока “Русский литературный язык ”. Сегодня пойдёт речь о врагах литературного языка. В последнее время остро стоит проблема чистоты русского языка. Многие учёные-лингвисты бьют тревогу, говоря о надвигающейся лингвистической катастрофе – вымирании русского языка, а некоторые, напротив, считают, что с нашим языком ничего страшного не происходит. Нам представляется возможность посмотреть на себя со стороны, ответить на вопрос, какой язык мы, поколение XXI века, передадим потомкам. | Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь. | коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; регулятивные: целеполагание; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации. |
3. Актуализация знаний. | Вопрос № 1: Ребята, какие слова называются устаревшими? (Меняется общественная жизнь, исчезают предметы быта — слова, их называющие, из общеупотребительных переходят в устаревшие, становятся историзмами – опричнина, вервь, соха, кольчуга, конка, кибитка) (слайд 6) Вопрос № 2: Какие слова называются неологизмами? (Язык непрерывно пополняется, обогащается неологизмами, новыми словами – интернет, маркетинг, территориально-производственный комплекс) (слайд 7). Вопрос №3: Развивается не только лексика языка, но и грамматика языка. Определите в следующих предложениях, какие изменения произошли в современном русском языке (слайд 8-9). “Чего тебе надобно старче?” — спрашивает золотая рыбка у старика из сказки А.С. Пушкина. (В современном русском языке нет такой формы обращения, потому что ушел из языка звательный падеж имен существительных). “Нет, весь я не умру! Душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит”.(В современном языке глагол убежит требует существительного с предлогом). “Глядь: поверх текучих вод лебедь белая плывет”. (Имя существительное лебедь в современном русском языке мужского рода). | Работа в группах. Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами. | личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям; познавательные: умение работать с разными источниками информации; регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Первый ученик : Немного из истории. В эпоху правления Петра 1 началась борьба против “славянской темности”. Ученые полагают, что в ту пору в русский язык влилось более 10 тысяч западноевропейских слов, что нормально для любого исторического периода. Однако у современников вызывало опасение то, что молодые дворяне вскоре стали пренебрегать русским языком — так возникла мода на иностранные слова. Второй ученик: Петр Первый отдал дань увлечению иноземными словами, но, ревностно относясь к простоте русского языка, осудил злоупотребления. В послании к дипломату Рудаковскому наказывал “иностранные слова и термины писать российским языком”. Третий ученик: Русский язык как первоэлемент великой русской литературы. Русский язык – это язык, на котором русская нация создавала и создаёт свою культуру, в первую очередь литературу. В современном виде русский язык впервые появился в XIX веке, в эпоху А.С. Пушкина. Именно он считается основателем современного русского языка, понятного нам всем и на котором мы разговариваем. Русский язык включает в себя как литературную разновидность (т.е. такую, в которой соблюдаются все зафиксированные в грамматиках правила), так и нелитературную (т.е. диалекты, просторечия, жаргоны – случаи отклонения от общепринятой нормы). Русские писатели и поэты всегда успешно использовали обе разновидности русского языка, создавая великие произведения русской литературы. Слово учителя: А сейчас мы поговорим о положении русского языка в мире. Вопрос № 1: Назовите функции русского языка в современном мире. Какое международное значение имеет русский язык? Слово учителя : Некоторые слова русского языка вошли в мировые языки. Заимствования из русского или через русский язык наблюдались с давних пор. Еще в 16—17 веках европейцы узнали через русский язык такие слова, как блин, верста, боярин, изба, квас, кремль, копейка, царь. Позднее в Европе распространились слова декабрист, самовар, балалайка, частушка. Ради совместного ведения дел в новых экономических условиях, ради познавательных и туристических интересов расширяется круг людей, заинтересованных в овладении русским языком. На каком языке мы говорим? В современной языковой ситуации есть явления, вызывающие тревогу. Это, прежде всего, хлынувшие бурным потоком иностранные заимствования. По количеству заимствований из западных языков наше время, пожалуй, может сравниться только с XVIII в. Тогда слова голландского, немецкого, французского, итальянского происхождения так наводняли тексты, что неподготовленный человек не мог добраться до смысла написанного. Военные приказы оставались невыполненными из-за того, что подчиненные не понимали, что значит “авантажное место”. В подобном же положении оказывается подчас и современный читатель, пытаясь понять какую-нибудь статью, изобилующую экономическими терминами. Вопрос № 2: Ребята, с какими заимствованными словами вы сталкивались? Назовите их. (Дилер, промоутер, брокер, транш, холдинг, фьючерсный блейзер, легинсы, слайсы) Слово учителя: Сейчас очень часто иностранные слова употребляются без какого-либо чувства меры, без всякой на то надобности, засоряя и искажая наш язык. Они употребляются даже тогда, когда у нас есть синонимические им исконно русские слова. С этим надо бороться. | Работа с текстом по группам. Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами. Читают статью учебника | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации; коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, личностные: умение выражать своё отношение к событиям; регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность. |
5. Первичное закрепление | Задание №1 (раздаются карточки). Замените исконно русскими словами заимствования. Презентация. Шоу. Консенсус. Позитивный. Менталитет. Имидж. Интегрировать. Санкция. Коммуникабельный. (Зрелище, представление, положительный, объединять, облик, общительный, согласие, обычаи-привычки, разрешение-указание). Задание №2 Составьте с 2-3 из данных заимствований словосочетания. | Выполняют задания. | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные: умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей; личностные: формирование навыков систематизации знаний. |