СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочная разработка "Биосфера Земли" 6 кл.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по географии для 6 класса предназначен для учителей и учеников.

Просмотр содержимого документа
«Поурочная разработка "Биосфера Земли" 6 кл.»

География. 6 класс.

Учитель Гдымской «СОШ №1» Гаджиев Марат Агабалаевич



Тема: «Биосфера- сфера жизни»

Цель

образовательная: сформировать и систематизировать теоретические знания по теме «Что такое биосфера и как она устроена», выяснить какова роль живого вещества в природе, закрепить полученные знания и умения.

развивающая:  развивать умения обобщать, наблюдать, анализировать, делать выводы, работать с рисунками в учебнике, создать условия для развития творческих и аналитических способностей учащихся.


воспитательная: воспитать бережное отношение к природе и окружающему миру, ответственность за совершенные поступки.


Оборудование: учебник, атлас.

 

Планируемые результаты:

Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о понятии «биосфера»; границах биосферы, её составе; имя учёного – основоположника учения о биосфере.

Метапредметные: формирование УУД:

Познавательные:

определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные:

строить логическое рассуждение и делать выводы, называть признаки, по которым проводятся границы биосферы; описывать сферу распространения живых организмов и этапы её расширения; объяснять причины неравномерного распространения живых организмов;

Коммуникативные:

работать с текстом и картами в атласе и учебнике, формирование экологического мышления.

Личностные

формирование познавательного интереса к изучению биосферы и ее составляющих элементов.


Оборудование: физическая карта мира (полушарий), атлас, глобус, учебник, раздаточный материал карточка-задание, мультимедийное оборудование для презентации.


Тип урока: Урок открытия нового знания.



1.         Организационный момент.

2.         Актуализация опорных знаний и умений обучающихся: Беседа по вопросам. На доске выведены пустые клетки для ответов.

Давайте вспомним, какие земные оболочки вы уже изучили.

1 задание. 

Это слово означает твердую оболочку земли. (слово состоит из 9 букв). Один ученик у доски вписывает слово «литосфера»  в пустые клеточки. Ученики с мест дополняют определение:

Что включает в себя литосфера? Земную кору и верхний слой  мантии.

2. задание. 

то слово означает водную оболочку земли. (слово состоит из 10 букв). Один ученик у доски вписывает слово «гидросфера»  в пустые клеточки. Ученики с мест дополняют определение: оболочка Земли, в которую включены океаны, моря, поверхностные и подземные воды суши, ледники.

3. Задание. 

Это слово означает воздушную оболочку земли. (слово состоит из 9 букв). Один ученик у доски вписывает слово «атмосфера»  в пустые клеточки. Ученики с мест дополняют определение: состоит из смеси газов, перечисляют основные газы атмосферы.

 

3. Формулирование целей и задач урока:


Слово учителя:


Самые главные вопросы в любой науке: Что? Где? Для чего (роль, смысл существования)?

В  течение урока мы постараемся ответить на вопросы: «Что такое биосфера, каков ее состав? Где проходят границы биосферы? Что такое живое вещество и его роль в природе?»


Вот уже почти год вы изучаете географию. Знакомство с окружающим миром, с планетой Землей вы осуществляете через изучение земных оболочек. И я хочу узнать, какие оболочки земли вы изучили и что вы о них знаете.

Для этого я предлагаю вам ребята разгадать кроссворд. Вот перед вами слова, которые нужно угадать.

И так задание на 1 тур.

Это слово означает твердую оболочку земли, состоящую из земной коры и верхней части мантии. (литосфера)

Это слово состоит из 9 букв.

Задание на 2 тур.

Это слово означает водную оболочку Земли, состоящую из океанов, морей, ледников, подземных вод и поверхностных вод суши.

Это слово состоит из 10 букв. (Гидросфера)

Задание на 3 тур.

И наконец, слово, которое означает воздушную оболочку земли. (атмосфера)

9 букв.

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданиями!

III. Изучение нового материала

Формулирование целей урока:

Давайте определим цели урока. Ответы детей: Что такое биосфера и как она устроена? Где проходят её границы?

Что же такое биосфера? Работа с учебником стр. 157.

Биосфера – это оболочка Земли, в пределах которой существуют живые организмы и продукты их жизнедеятельности.(запись в тетрадь)

Древние римляне считали, что Земля зазеленела и зацвела после того, как богиня Флора

бросила в нее первые семена. Биосфера возникла позже всех оболочек более 3 млр. лет назад в древнем океане.

Впервые слово «биосфера» появилось в 1875г. в работе австрийского геолога Эдварда Зюсса, но только начиная с 1926 г., когда вышла в свет замечательная книга В. И. Вернадского «Биосфера», оно получило широкое распространение в науке. Учение В. И. Вернадского о биосфере заставило научный мир по-новому взглянуть на нашу Землю.

ФИЗМИНУТКА


Состав и границы биосферы


Все живые организмы на нашей планете обладают определенными признаками, которые отличают их от неживой природы.

Назовите признаки живых организмов? (Дыхание, Питание, Развитие, Размножение,Движение).

- Какие виды животных составляют биосферу? (Ответы учащихся)

Вы перечислили многие виды животных и растений, это доказывает чтоживые организмы на Земле исключительно разнообразны. Ученые могут лишь приблизительно подсчитать, что их больше 2,5 млн. видов, которые составляют биосферу. Они в совокупности составляют Органический мир.


И все они подразделяются на четыре основных царства: 

Задание 1. Напишите царства живой природы. Приклейте представителей живой природы под каждым царством, к которому оно относится. (один ученик у доски,)

Царства живой природы








Задание №2 . Границы биосферы. Заполнить таблицу


Оболочка


Где проходит

Что мешает дальнейшему распространению

в атмосфере

На высоте более 17 км, до соприкосновения с озоновым слоем


Озоновый слой

в литосфере


Земная кора, почвенный слой

Нехватка кислорода

в гидросфере

Дно океана

- - - - - - - - -


Объяснение учителя. 

Чтобы более подробно рассмотреть границы биосферы мы заполним таблицу, в задании №2 в карточке. В таблице 3 графы: в первой перечислены оболочки земли, во вторую мы запишем где проходят та или иная граница в третьей мы отметим, что мешает дальнейшему заполнению организмами в той или иной оболочки. Живые организмы распространены очень широко.

— Верхняя граница биосферы занимает весь слой тропосферы (птицы, переносимые ветром микроорганизмы), доходит до озонового слоя. Вспомните, каково значение озонового слоя атмосферы для жизни на планете? (защищает от избыточного проникновения УФ лучей). 
Нижняя граница на суше занимает несколько километров (до 4,5 км), какие организмы живут в земле? (микроорганизмы, способные существовать без воздуха и в плотной среде).

Гидросфера - полностью заселена живыми организмами.



Тестовое задание


  1. Все царства вместе образуют ……….. мир(органический)

  2. Сколько процентов от общего числа видов организмов приходится на растения ______%(21)

  3. Чем животные отличаются от растений? (способностью свободно передвигаться)

  4. Как называются животные поедающие органические вещества, произведенные растениями

  5. Как называют животных, поедающие других животных? Хищники

  6. Какие животные (кроме бактерий) преобладают на земле? насекомые

  7. Как называют группу животных (киты, рыбы, морские черепахи) живущих в толще воды? нектон

  8. Общее названия группы организмов, обитающих на дне океана? Бентос

  9. Мельчайшие океанические обитатели, которые переносятся течением? Лактон

  10. На какой глубине в океане живёт основная масса организмов?200м


А как вы думаете, ребята без чего невозможна жизнь на Земле? Почему?

Работа с учебником (стр143)

Составим схему круговорота веществ и энергии в природе.

Растения из неживой природы - минеральных солей, воды и уг­лекислого газа под воздействием солнечных лучей выделяют необ­ходимые для жизни вещества и кислород. Травоядные животные пи­таются растениями. В свою очередь, хищники поедают травоядных животных. После гибели животных и растений на Земле скаплива­ются их останки. Микроорганизмы разлагают, перерабатывают их, и они снова становятся пригодными для питания растений.


Задание 4.опираясь на текст учебника стр.157, составить схему «Круговорот веществ в биосфере» на ватмане (групповая работа)





Вывод: в круговороте веществ в биосфере под действием солнечного света и тепла растения, животные и микроорганизмы связаны между собой и с другими земными оболочками.


Вопросы по теме:

1. Что такое биосфера?

2. Какой русский учёный создал учение о биосфере? Когда?

3. Состав биосферы?

4. Границы биосферы?

5. Сколько по подсчетам учёных на земле существует видов живых организмов?

6. На какие основные царства делятся живые организмы?

7. К какому царству вы отнесёте человека?

8. Что составляет органический мир нашей планеты?

9. Назовите животных, которые относятся к хищникам, к травоядным?

10. Когда зародились живые организмы?


Вывод по теме:


• Биосфера – это оболочка жизни, все организмы которой существуют между собой и с природной средой в тесной неразрывной связи.

• Биологический круговорот определяет связь всех оболочек Земли.

• Экологически грамотное поведение человека сохранит уникальность Земли.


Вывод по теме:

• Биосфера – это оболочка жизни, все организмы которой существуют между собой и с природной средой в тесной неразрывной связи.

• Биологический круговорот определяет связь всех оболочек Земли.

Подсчёт балов и выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание: 1.п. 48; 2.Написать эссе «Если погибнет биосфера, то…»


  1. Рефлексия: ребята, а теперь мы подведем итоги, как мы усвоили материал урока: соберём ромашку если вам было все понятно, и вы активно и с удовольствием работали –приклейте на доску зеленый лепесток, если было понятно не все – приклеим красный лепесток.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!