СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Потребность и возможность внедрения смыслового метода обучения детей грамоте в практику школы или Смысл в качестве стартовой единицы обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эл.адрес статьи в журнале "Начальная школа". n-shkola.ru/storage/archive/1407235918-1523164286.pdf

 

Обосновывать актуальность проблемы обучения детей чтению, тем более в период обучения их грамоте, думается, нет оснований, факт общеизвестный. В качестве примера приведем следующий факт. В газете «АИФ» №39,2015 опубликовано обращение читателя А.Пинчук, Рязань: «Почему раньше мы шли в школу учиться читать и  писать, а сейчас требуют, чтобы ребенок при поступлении в 1-й класс уже все умел?» На вопрос отвечает одна из директоров московской школы. Ответ крайне не профессионален. Чего стоит, например, ее высказывание: Ведь первое время дети обязательно должны читать по слогам». Впрочем, в обязанности администратора не входит знание всех методик обучения. У него свои цели и задачи. Факт этот говорит о проблемах, которые, например, в методике обучения грамоте, переходят из века в век. В данной статье также нет цели в анализе истории методики букваристики.

         Суть в том, что.. « в современных условиях развития мирового сообщества, когда востребован не просто мыслящий человек, а мыслящий системно, ..». «Цель статьи- обозначить остроактуальную необходимость обучения детей пониманию текстов, выраженных с помощью  той или иной изучаемой ими знаковой системы, обосновать данную точку зрения и определить возможные пути обучения детей пониманию текстов, выраженных, например, письменной речью; кроме того, в статье для ознакомления представлена технология обучения детей грамоте смысловым методом». (Начальная школа,2007,с.6-13). Данная статья, по мнению М.Р. Львова, член-корреспондента РАО, профессора МПГУ, опубликованному редакцией журнала, «..стоит выше среднего уровня методической литературы, предлагаемой сегодня (как и в прошлые десятилетия учителю». Думается, потребность в новом методе для современной школы только актуализировалась. Кроме того, в методической науке еще не ставился вопрос о потребности и возможности целенаправленного обучения детей пониманию, впрочем, почему детей. До сих пор категория понимания не вошла в круг интересов ни одной методики. В современном обучении это действительно важно. Важно предлагаемые человеку знания не запоминать и репродуктивно воспроизводить, а овладевать методом, даже технологией понимания. Надеемся, будущее развитие методики как науки пойдет по данному пути.

           По данной проблеме (обучения детей грамоте смысловым методом) разработано. 1.Теоретическое обоснование, что крайне важно, как для теории, так и для практики. 2. Методический материал, направленный на практическое применение смыслового метода. «Методические рекомендации для учителей и родителей». 3.Практический материал для детей в виде «Размышляй букваря» в 2х частях и «Слоговичок». Сборник упражнений для выработки навыков правильного чтения, грамотного письма, целенаправленного развития мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста».

        Известно, что первое издание «Слоговичка» успешно применяется в практике школы не только России, но и других стран. Некоторые учителя даже приписывают его авторство либо себе, либо  Л.Н.Толстому, лестно конечно, но нет, его автор известен. Вспоминается также, что однажды в 90е годы, на одном из семинаров, где учителя давали открытые уроки с использованием «Слоговичка», подошла в конце завуч их школы и сказала: «Вера Васильевна, а я не понимаю, как с ним работать». Был и такой факт. Сегодня же он широко используется.

        Хотя автор данного комплекта на практике применяет смысловой метод около двадцати лет, должной апробации на практике не было. Думается, это происходит, во-первых, в силу новизны метода. Во-вторых, по причине нежелания отступать от привычного пути. Тем более, что  в современной школе обучение детей первоначальному чтению действительно перекладывается на родителей.

    Таким образом, путь внедрения метода в практику школы видится в необходимости создания коллектива учителей начальных классов из разных регионов России, настроенных на сотворчество, практическое соавторство. Цель: изучение, применение и распространение смыслового метода в практике школы. Тем более, что современные средства связи позволяют профессионально общаться и на расстоянии. С уважением Квач В.В.

 

    

Просмотр содержимого документа
«Потребность и возможность внедрения смыслового метода обучения детей грамоте в практику школы или Смысл в качестве стартовой единицы обучения»

Потребность и возможность внедрения смыслового метода обучения детей грамоте в практику школы или Смысл в качестве стартовой единицы обучения

Обосновывать актуальность проблемы обучения детей чтению, тем более в период обучения их грамоте, думается, нет оснований, факт общеизвестный. В качестве примера приведем следующий факт. В газете «АИФ» №39,2015 опубликовано обращение читателя А.Пинчук, Рязань: «Почему раньше мы шли в школу учиться читать и писать, а сейчас требуют, чтобы ребенок при поступлении в 1-й класс уже все умел?» На вопрос отвечает одна из директоров московской школы. Ответ крайне не профессионален. Чего стоит, например, ее высказывание: Ведь первое время дети обязательно должны читать по слогам». Впрочем, в обязанности администратора не входит знание всех методик обучения. У него свои цели и задачи. Факт этот говорит о проблемах, которые, например, в методике обучения грамоте, переходят из века в век. В данной статье также нет цели в анализе истории методики букваристики.

Суть в том, что.. « в современных условиях развития мирового сообщества, когда востребован не просто мыслящий человек, а мыслящий системно, ..». «Цель статьи- обозначить остроактуальную необходимость обучения детей пониманию текстов, выраженных с помощью той или иной изучаемой ими знаковой системы, обосновать данную точку зрения и определить возможные пути обучения детей пониманию текстов, выраженных, например, письменной речью; кроме того, в статье для ознакомления представлена технология обучения детей грамоте смысловым методом». (Начальная школа,2007,с.6-13). Данная статья, по мнению М.Р. Львова, член-корреспондента РАО, профессора МПГУ, опубликованному редакцией журнала, «..стоит выше среднего уровня методической литературы, предлагаемой сегодня (как и в прошлые десятилетия учителю». Думается, потребность в новом методе для современной школы только актуализировалась. Кроме того, в методической науке еще не ставился вопрос о потребности и возможности целенаправленного обучения детей пониманию, впрочем, почему детей. До сих пор категория понимания не вошла в круг интересов ни одной методики. В современном обучении это действительно важно. Важно предлагаемые человеку знания не запоминать и репродуктивно воспроизводить, а овладевать методом, даже технологией понимания. Надеемся, будущее развитие методики как науки пойдет по данному пути.

По данной проблеме (обучения детей грамоте смысловым методом) разработано. 1.Теоретическое обоснование, что крайне важно, как для теории, так и для практики. 2. Методический материал, направленный на практическое применение смыслового метода. «Методические рекомендации для учителей и родителей». 3.Практический материал для детей в виде «Размышляй букваря» в 2х частях и «Слоговичок». Сборник упражнений для выработки навыков правильного чтения, грамотного письма, целенаправленного развития мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста».

Известно, что первое издание «Слоговичка» успешно применяется в практике школы не только России, но и других стран. Некоторые учителя даже приписывают его авторство либо себе, либо Л.Н.Толстому, лестно конечно, но нет, его автор известен. Вспоминается также, что однажды в 90е годы, на одном из семинаров, где учителя давали открытые уроки с использованием «Слоговичка», подошла в конце завуч их школы и сказала: «Вера Васильевна, а я не понимаю, как с ним работать». Был и такой факт. Сегодня же он широко используется.

Хотя автор данного комплекта на практике применяет смысловой метод около двадцати лет, должной апробации на практике не было. Думается, это происходит, во-первых, в силу новизны метода. Во-вторых, по причине нежелания отступать от привычного пути. Тем более, что в современной школе обучение детей первоначальному чтению действительно перекладывается на родителей.

Таким образом, путь внедрения метода в практику школы видится в необходимости создания коллектива учителей начальных классов из разных регионов России, настроенных на сотворчество, практическое соавторство. Цель: изучение, применение и распространение смыслового метода в практике школы. Тем более, что современные средства связи позволяют профессионально общаться и на расстоянии.

Собственно к чему я в качестве автора Вам, дорогие учителя, призываю. С уважением Квач В.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!