Построение системы воспитательной работы “Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе несравнимо ни с каким другим” (Демокрит. III век до нашей эры). Прошло более двух тысячелетий с тех пор, как были сказаны эти слова, а проблема успешного воспитания остается актуальной. Когда мы говорим о воспитании в двадцать первом веке, то, в первую очередь, говорим о педагоге, руководителе группы. Он, в первую очередь, должен стать архитектором коллектива, где комфортно каждому. Свою цель вижу в создании атмосферы защищенности в коллективе, ситуаций, ведущих к изменению положения студента в среде и дальнейшем развитии индивидуальности . В работе опираюсь на передовой опыт педагогов - создателей воспитательных систем класса: Т.В. Павловой, Т.А. Васильевой, Л.В. Михайловой, профессора Е.Н. Степанова Первым этапом работы стало изучение студентов в группе, отношений, общения и деятельности в коллективе. Были поставлены следующие задачи: - изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов группы; - определить уровень его сформированности, состояние в нем деловых и межличностных отношений; -выявить воспитательные возможности родителей. При переходе учащихся из школы в колледж возникают трудности в адаптации. Встал ряд первоочередных задач, которые необходимо было разрешить. Это задачи, которые связаны с формированием студенческого коллектива; с поддержанием благоприятного социально-психологического климата в группе; изучением личностных особенностей каждого студента с целью оптимизации отношений в системе преподаватель- студент, оказания своевременной психолого-педагогической помощи нуждающимся в ней, коррекцией поведения в коллективе. В своей работе я применяла методы психодиагностики, а также организовала и провела в рамках классных часов игровые практикумы, ведь именно в игре проявляются разнообразные способности ребят, черты характера, коммуникативные навыки. Какими могут быть формы работы? Классные часы “Учимся взаимопониманию”. Цель: создание атмосферы заинтересованности по отношению друг к другу. Студенты составляли коллективный портрет группы. Адаптационные игры. Проводили адаптационные игры “Вот я какой”, “Все мы чем-то похожи” с целью помочь студентам быстрее и успешней адаптироваться к обучению в колледже. Социометрическая диагностика. Мною изучалось и учитывалось в воспитательной работе состояние эмоционально-психологических отношений в группе. В группе была проведена социометрическая диагностика, которая показала, что “звездой” является 4 студента; “предпочитаемыми” - 7;“принятыми” - 12; “непринятым” - нет. Использование профилактических программ. Для того чтобы в коллективе было комфортно каждому, нужно создать хороший психологический климат. Для этого я использовала программу, которую составила педагог Елена Валентиновна Меттус “Дружный коллектив без агрессии”.) Настоящим праздником стало “Посвящение в студенты. Поддерживаю тесную связь с преподавателями, работающими в группе, психологом, социальным педагогом и администрацией школы. Результаты диагностического исследования коэффициент удовлетворенности учащихся колледжной жизнью (методика разработана А. А. Андреевым) составил 3 балла, что соответствует высокому проявлению чувства удовлетворения своим положением и комфортностью пребывания в учебном заведении.Второй этап моей работы по созданию модели воспитательной системы класса - проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности.группы. Задачами системы воспитания избраны следующие: Способствовать формированию в группе комфортной, духовно богатой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся. Сохранять душевное здоровье и эмоциональное благополучие обучаемых. Помогать ему познать себя, развить, раскрыть и реализовать свои возможности и творческие способности. Учитьконструктивно действовать в сложных ситуациях, адекватно и культуросообразно выражать свои чувства и мысли. Для того чтобы достичь цели и решить поставленные задачи, я руководствуюсь следующими принципами педагогического взаимодействия: Подлинность в общении. Я вступаю в “непосредственно личные отношения со студентом, общаюсь с ним “как человек с человеком”. Когда студент чувствует, что общается не с “безличным воплощением колледжных правил”, он начинает с гораздо большей охотой и энтузиазмом включаться в учебный процесс и общественную жизнь.Студенты “глубоко чувствуют”, когда их просто понимают с их собственной (а не учительской) точки зрения. Ободрение, принятие и доверие со стороны преподавателя ведут к формированию веры в собственные силы. Диагностика физического и психического здоровья учащихся (работаю с медицинскими картами, психологом). На родительском собрании беседую с родителями о проблемах здоровья в раннем возрасте детей, о самочувствии дома, активно участвуем в спортивных мероприятиях. Профилактика заболеваний. Цикл классных часов по теме “Строим дом своего здоровья”, “Как развить свои физические возможности”, “Милосердие. Что это значит?” Мы знаем, как трудно приходится некоторым в коллективе: иногда одних не замечают, над другими смеются и т.д. Понять положение каждого в ней, помочь корректировать свои отношения – в этом я вижу главную задачу. В этой работе помогают проведение тренингов по общению, практикумы по этикету (“Азбука вежливости или Этикет на каждый день”, “Как зависть душу разъедает”),беседы по общению (“Как научиться уважать людей”, “Искусство каждодневного общения” и др.); В сфере“Учение”. возникает наибольшее количество проблем, ведь учение является основной деятельностью. Причины возникновения проблем разные: отсутствие интереса к тому или иному предмету, определенных учебных навыков; отсутствие внимания, воли; пробелы в знаниях, состояние здоровья, неблагополучные семьи. В своей работе по программе “Учение” я выделяю три аспекта: Диагностика познавательных интересов, особенностей мышления, памяти, внимания (с этой целью мы сотрудничаем со школьным психологом); затруднений в учении (беседа со студентами, учителями-предметниками). Использую педагогику успеха. Лучше больше хвалить и меньше ругать – это дает замечательные результаты. Организация мотивационно-познавательной и просветительской деятельности для студентов. Координация помощи учителей – предметников (консультации, дополнительные занятия), родителей. Провела родительское собрание “О значении домашнего задания в учебной деятельности студента” За две недели до собрания у нас проходит классный час “Как я учу уроки”. Ребята делятся своим опытом, рассказывают о трудностях в связи с выполнением домашней работы, затем заполняют анкету. В конце занятия каждый получает памятку “Как готовить домашнее задание”. В свою очередь и учителя тоже отвечают на вопросы анкеты каждый по своему предмету и предлагают свои рекомендации. Такая подготовительная работа позволяет эффективно обсудить с родителями на собрании проблемы подготовки домашних заданий учащимися, показать родителям значение учебной домашней работы и определить возможные пути решения данной проблемы. В заключение родительского собрания мы обсуждаем “памятку родителям”. Важно, что после собрания родители уходят домой с мыслью, что они в силах помочь своим детям, это приводит к улучшению взаимоотношений в системе “учитель – студент – родитель”. Работу по программе“Семья”.я начинаю с диагностики семьи. На первых родительских собраниях родители заполняют анкету, на основе которой я составляю психолого-педагогическую характеристику учащихся, а затем социально-педагогический портрет группы. Провожу беседы с родителями о межличностных отношениях, проблемах общения родителей и детей, тематические собрания. “Ценность досуга для молодежи значительно выше учебной деятельности” - к такому выводу пришел А. В. Иванов. В зависимости от того, как использует это время студент, зависит, в том числе, и уровень его духовного, интеллектуального, физического, культурного развития. Первый шаг – диагностика потребностей и интересов ребят в досуговой сфере (какие кружки и секции посещают, хобби и т.д.) Второй шаг – расширение познавательного и культурного кругозора учащихся (организация экскурсий, посещение театров, кино). Как определить эффективность учебно-воспитательного процесса по данным целевым программам? Можно избрать следующие критерии, позволяющие оценить результативность воспитательной работы: воспитанность учащихся; защищенность и комфортность; сформированность коллектива; удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью класса. Для изучения результативности воспитательной системы класса я использую такие методики: Тест Н.Е. Щурковой “Размышляем о жизненном опыте” Тест А.А. Андреева “Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью” Методика “Репка” (методика, позволяющая оценить личностный рост каждого). Методика “Семь цветов радуги” (по этой методике студенты оценивали уровень развития коллектива). |