СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Построение системы воспитательной работы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Построение системы воспитательной работы

        “Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе несравнимо ни с каким другим” (Демокрит. III век до нашей эры). Прошло более двух тысячелетий с тех пор, как были сказаны эти слова, а проблема успешного воспитания остается актуальной.  Когда мы говорим о воспитании в двадцать первом веке, то, в первую очередь, говорим о педагоге,  руководителе группы. Он, в первую очередь, должен стать архитектором  коллектива, где комфортно каждому. Свою цель вижу в создании атмосферы защищенности в коллективе, ситуаций, ведущих к изменению положения студента  в  среде и дальнейшем развитии индивидуальности .

      В работе  опираюсь на передовой опыт педагогов - создателей воспитательных систем класса: Т.В. Павловой, Т.А. Васильевой, Л.В. Михайловой, профессора Е.Н. Степанова 

Просмотр содержимого документа
«Построение системы воспитательной работы»



Мукатаева С. М.





Построение системы воспитательной работы

“Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе несравнимо ни с каким другим” (Демокрит. III век до нашей эры). Прошло более двух тысячелетий с тех пор, как были сказаны эти слова, а проблема успешного воспитания остается актуальной. Когда мы говорим о воспитании в двадцать первом веке, то, в первую очередь, говорим о педагоге, руководителе группы. Он, в первую очередь, должен стать архитектором коллектива, где комфортно каждому. Свою цель вижу в создании атмосферы защищенности в коллективе, ситуаций, ведущих к изменению положения студента в среде и дальнейшем развитии индивидуальности .

В работе опираюсь на передовой опыт педагогов - создателей воспитательных систем класса: Т.В. Павловой, Т.А. Васильевой, Л.В. Михайловой, профессора Е.Н. Степанова

Первым этапом работы стало изучение студентов в группе, отношений, общения и деятельности в коллективе.

Были поставлены следующие задачи:

- изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов группы;

- определить уровень его сформированности, состояние в нем деловых и межличностных отношений;

-выявить воспитательные возможности родителей.

При переходе учащихся из школы в колледж возникают трудности в адаптации. Встал ряд первоочередных задач, которые необходимо было разрешить. Это задачи, которые связаны с формированием студенческого коллектива; с поддержанием благоприятного социально-психологического климата в группе; изучением личностных особенностей каждого студента с целью оптимизации отношений в системе преподаватель- студент, оказания своевременной психолого-педагогической помощи нуждающимся в ней, коррекцией поведения в коллективе.

В своей работе я применяла методы психодиагностики, а также организовала и провела в рамках классных часов игровые практикумы, ведь именно в игре проявляются разнообразные способности ребят, черты характера, коммуникативные навыки.

Какими могут быть формы работы?

Классные часы “Учимся взаимопониманию”.

Цель: создание атмосферы заинтересованности по отношению друг к другу. Студенты составляли коллективный портрет группы.

Адаптационные игры. Проводили адаптационные игры “Вот я какой”, “Все мы чем-то похожи” с целью помочь студентам быстрее и успешней адаптироваться к обучению в колледже.

Социометрическая диагностика. Мною изучалось и учитывалось в воспитательной работе состояние эмоционально-психологических отношений в группе. В группе была проведена социометрическая диагностика, которая показала, что “звездой” является 4 студента; “предпочитаемыми” - 7;“принятыми” - 12; “непринятым” - нет.

Использование профилактических программ. Для того чтобы в коллективе было комфортно каждому, нужно создать хороший психологический климат. Для этого я использовала программу, которую составила педагог Елена Валентиновна Меттус “Дружный коллектив без агрессии”.)

Настоящим праздником стало “Посвящение в студенты.

Поддерживаю тесную связь с преподавателями, работающими в группе, психологом, социальным педагогом и администрацией школы.

Результаты диагностического исследования коэффициент удовлетворенности учащихся колледжной жизнью (методика разработана А. А. Андреевым) составил 3 балла, что соответствует высокому проявлению чувства удовлетворения своим положением и комфортностью пребывания в учебном заведении.Второй этап моей работы по созданию модели воспитательной системы класса - проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности.группы.

Задачами системы воспитания избраны следующие:

Способствовать формированию в группе комфортной, духовно богатой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся.

Сохранять душевное здоровье и эмоциональное благополучие обучаемых.

Помогать ему познать себя, развить, раскрыть и реализовать свои возможности и творческие способности.

Учитьконструктивно действовать в сложных ситуациях, адекватно и культуросообразно выражать свои чувства и мысли.

Для того чтобы достичь цели и решить поставленные задачи, я руководствуюсь следующими принципами педагогического взаимодействия:

Подлинность в общении. Я вступаю в “непосредственно личные отношения со студентом, общаюсь с ним “как человек с человеком”. Когда студент чувствует, что общается не с “безличным воплощением колледжных правил”, он начинает с гораздо большей охотой и энтузиазмом включаться в учебный процесс и общественную жизнь.Студенты “глубоко чувствуют”, когда их просто понимают с их собственной (а не учительской) точки зрения.

Ободрение, принятие и доверие со стороны преподавателя ведут к формированию веры в собственные силы.

Диагностика физического и психического здоровья учащихся (работаю с медицинскими картами, психологом). На родительском собрании беседую с родителями о проблемах здоровья в раннем возрасте детей, о самочувствии дома, активно участвуем в спортивных мероприятиях.

Профилактика заболеваний. Цикл классных часов по теме “Строим дом своего здоровья”, “Как развить свои физические возможности”, “Милосердие. Что это значит?”

Мы знаем, как трудно приходится некоторым в коллективе: иногда одних не замечают, над другими смеются и т.д. Понять положение каждого в ней, помочь корректировать свои отношения – в этом я вижу главную задачу. В этой работе помогают проведение тренингов по общению, практикумы по этикету (“Азбука вежливости или Этикет на каждый день”, “Как зависть душу разъедает”),беседы по общению (“Как научиться уважать людей”, “Искусство каждодневного общения” и др.);

В сфере“Учение”. возникает наибольшее количество проблем, ведь учение является основной деятельностью. Причины возникновения проблем разные: отсутствие интереса к тому или иному предмету, определенных учебных навыков; отсутствие внимания, воли; пробелы в знаниях, состояние здоровья, неблагополучные семьи.

В своей работе по программе “Учение” я выделяю три аспекта:

Диагностика познавательных интересов, особенностей мышления, памяти, внимания (с этой целью мы сотрудничаем со школьным психологом); затруднений в учении (беседа со студентами, учителями-предметниками). Использую педагогику успеха. Лучше больше хвалить и меньше ругать – это дает замечательные результаты.

Организация мотивационно-познавательной и просветительской деятельности для студентов. Координация помощи учителей – предметников (консультации, дополнительные занятия), родителей. Провела родительское собрание “О значении домашнего задания в учебной деятельности студента” За две недели до собрания у нас проходит классный час “Как я учу уроки”. Ребята делятся своим опытом, рассказывают о трудностях в связи с выполнением домашней работы, затем заполняют анкету. В конце занятия каждый получает памятку “Как готовить домашнее задание”. В свою очередь и учителя тоже отвечают на вопросы анкеты каждый по своему предмету и предлагают свои рекомендации.

Такая подготовительная работа позволяет эффективно обсудить с родителями на собрании проблемы подготовки домашних заданий учащимися, показать родителям значение учебной домашней работы и определить возможные пути решения данной проблемы. В заключение родительского собрания мы обсуждаем “памятку родителям”. Важно, что после собрания родители уходят домой с мыслью, что они в силах помочь своим детям, это приводит к улучшению взаимоотношений в системе “учитель – студент – родитель”.

Работу по программе“Семья”.я начинаю с диагностики семьи. На первых родительских собраниях родители заполняют анкету, на основе которой я составляю психолого-педагогическую характеристику учащихся, а затем социально-педагогический портрет группы.

Провожу беседы с родителями о межличностных отношениях, проблемах общения родителей и детей, тематические собрания.

“Ценность досуга для молодежи значительно выше учебной деятельности” - к такому выводу пришел А. В. Иванов.

В зависимости от того, как использует это время студент, зависит, в том числе, и уровень его духовного, интеллектуального, физического, культурного развития.

Первый шаг – диагностика потребностей и интересов ребят в досуговой сфере (какие кружки и секции посещают, хобби и т.д.)

Второй шаг – расширение познавательного и культурного кругозора учащихся (организация экскурсий, посещение театров, кино).

Как определить эффективность учебно-воспитательного процесса по данным целевым программам?

Можно избрать следующие критерии, позволяющие оценить результативность воспитательной работы:

воспитанность учащихся;

защищенность и комфортность;

сформированность коллектива;

удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью класса.

Для изучения результативности воспитательной системы класса я использую такие методики:

Тест Н.Е. Щурковой “Размышляем о жизненном опыте” Тест А.А. Андреева “Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью”

Методика “Репка” (методика, позволяющая оценить личностный рост каждого).

Методика “Семь цветов радуги” (по этой методике студенты оценивали уровень развития коллектива).







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!