Речевая компетентность учащихся на уроках литературы в старших классах
МАОУ г.Иркутска СОШ № 63
Белкина Анна Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Одно из необходимых условий успешности человека в современном обществе – его речевая, точнее, коммуникативно - речевая компетентность.
Под речевой компетентностью понимается совокупность основательных знаний, умений, навыков свободного, эффективного речевого поведения в разнообразных коммуникативных ситуациях, хорошая осведомленность в области речевой коммуникации, общения.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности
Три этапа работы с текстом
- работа с текстом до чтения
- работа с текстом во время чтения
- работа с текстом после чтения
работа с текстом до чтения
Антиципация - умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Ученики читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
работа с текстом во время чтения
Основные приемы:
1. Диалог с автором
2. Комментированное чтение
Диалог с автором
Это естественная беседа с автором через текст:
- находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы;
- включать творческое воображение (по слову, детали прогнозировать, что будет дальше, как будут развиваться события, чем закончится этот эпизод или глава и т.д.);
- задавать автору свои вопросы (ответы даны в тексте, но в скрытой форме);
проверять, совпадают ли ваши предположения о дальнейшем содержании текста с замыслом автора
Диалог с автором
Певцы
Небольшое сельцо Колотовка, принадлежавшее некогда помещице, ( В: Какой помещице принадлежало сельцо Колотовка?) за лихой и бойкий нрав прозванной в околотке Стрыганихой (настоящее имя ее осталось неизвестным), а ныне состоящее за каким-то петербургским немцем, лежит на скате голого холма…Невеселый вид, нечего сказать, а между тем всем окрестным жителям хорошо известна дорога в Колотовку (В: Почему всем окрестным жителям хорошо известна дорога в Колотовку ?): они ездят туда охотно и часто.
текст И.С.Тургенева
Комментированное чтение
1. Озвучивают текст учащиеся, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.
2. Комментарий должен быть кратким и динамичным:
(«Догадались почему?», «Почему именно…»). Последите за своей речью: постарайтесь избегать слов: «Стоп!», «Хватит!», «Достаточно!»
«На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.
Сошлися — и заспорили:
Кому живется весело,
вольготно на Руси».
Иллюстрация Н. И. Гришина к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Сошлись семь мужиков:
Из смежных деревень - Заплатова, Дырявина,
Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости
Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.
Сошлися – и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
ПРИЕМ «Яркое пятно»
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы легенды, сказки, мифы, фрагменты из художественной литературы и любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.
ПРИЕМ «Актуальность»
Прием « Актуальность» - сообщение темы урока с мотивирующим приемом. Состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся, лично для каждого.
ПРИЕМ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
« Столкновение разных мнений»
учащихся на один и тот же вопрос
«Савелий – сила или бессилие русского крестьянина?»
Перед группами стоит проблемный вопрос, который надо решить: высказать свою точку зрения и обязательно доказать ее примерами из текста.
Технологии групповой работы
1. Хождение в гости
2. Зигзаг
3. Гипертекст
4. Принятие решения
Хождение в гости
1 этап. Каждая группа получает свое задание. Изучает материал. Каждый член группы делает записи.
2 этап. Учащиеся первой группы «идут в гости» в другие группы и знакомят членов других групп со своим материалом.
3 этап. Учащиеся второй группы «идут в гости» в другие группы и знакомят их со своим материалом.
4 этап. Учащиеся третьей группы «идут в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом.
5 этап. Учащиеся четвертой группы «идут в гости» в другие группы и знакомят членов других групп со своим материалом.
Список литературы
1) Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. М, 1999.
2) Е.Л.Мельникова. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.
3) Е.С.Савинков. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2010.
4) Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.
Томск: Пеленг, 1993.
5) Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя.
М.: Просвещение,1999.
Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья Вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!