СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Построение учебных задач для развития речевой активности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья значима, помогает на уроках использовать различные формы и методы в обучении

Просмотр содержимого документа
«Построение учебных задач для развития речевой активности»

 Речевая компетентность учащихся на уроках литературы в старших классах МАОУ г.Иркутска СОШ № 63  Белкина Анна Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Речевая компетентность учащихся на уроках литературы в старших классах

МАОУ г.Иркутска СОШ № 63

Белкина Анна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

 Одно из необходимых условий успешности человека в современном обществе – его речевая, точнее, коммуникативно - речевая компетентность. Под речевой компетентностью понимается совокупность основательных знаний, умений, навыков свободного, эффективного речевого поведения в разнообразных коммуникативных ситуациях, хорошая осведомленность в области речевой коммуникации, общения.

Одно из необходимых условий успешности человека в современном обществе – его речевая, точнее, коммуникативно - речевая компетентность.

Под речевой компетентностью понимается совокупность основательных знаний, умений, навыков свободного, эффективного речевого поведения в разнообразных коммуникативных ситуациях, хорошая осведомленность в области речевой коммуникации, общения.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности Три этапа работы с текстом работа с текстом до чтения работа с текстом во время чтения работа с текстом после чтения

Технология формирования типа правильной читательской деятельности

Три этапа работы с текстом

  • работа с текстом до чтения
  • работа с текстом во время чтения
  • работа с текстом после чтения
работа с текстом до чтения  Антиципация - умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.   Ученики читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

работа с текстом до чтения

Антиципация - умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Ученики читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

работа с текстом во время чтения Основные приемы:  1. Диалог с автором 2. Комментированное чтение

работа с текстом во время чтения

Основные приемы:

1. Диалог с автором

2. Комментированное чтение

Диалог с автором  Это естественная беседа с автором через текст:  находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы; включать творческое воображение (по слову, детали прогнозировать, что будет дальше, как будут развиваться события, чем закончится этот эпизод или глава и т.д.); задавать автору свои вопросы (ответы даны в тексте, но в скрытой форме); проверять, совпадают ли ваши предположения о дальнейшем содержании текста с замыслом автора

Диалог с автором

Это естественная беседа с автором через текст:

  • находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы;
  • включать творческое воображение (по слову, детали прогнозировать, что будет дальше, как будут развиваться события, чем закончится этот эпизод или глава и т.д.);
  • задавать автору свои вопросы (ответы даны в тексте, но в скрытой форме);

проверять, совпадают ли ваши предположения о дальнейшем содержании текста с замыслом автора

Диалог с автором Певцы  Небольшое сельцо Колотовка, принадлежавшее некогда помещице, ( В: Какой помещице принадлежало сельцо Колотовка?) за лихой и бойкий нрав прозванной в околотке Стрыганихой (настоящее имя ее осталось неизвестным), а ныне состоящее за каким-то петербургским немцем, лежит на скате голого холма…Невеселый вид, нечего сказать, а между тем всем окрестным жителям хорошо известна дорога в Колотовку (В: Почему всем окрестным жителям хорошо известна дорога в Колотовку ?): они ездят туда охотно и часто. текст И.С.Тургенева

Диалог с автором

Певцы

Небольшое сельцо Колотовка, принадлежавшее некогда помещице, ( В: Какой помещице принадлежало сельцо Колотовка?) за лихой и бойкий нрав прозванной в околотке Стрыганихой (настоящее имя ее осталось неизвестным), а ныне состоящее за каким-то петербургским немцем, лежит на скате голого холма…Невеселый вид, нечего сказать, а между тем всем окрестным жителям хорошо известна дорога в Колотовку (В: Почему всем окрестным жителям хорошо известна дорога в Колотовку ?): они ездят туда охотно и часто.

текст И.С.Тургенева

Комментированное чтение  1. Озвучивают текст учащиеся, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.  2. Комментарий должен быть кратким и динамичным: («Догадались почему?», «Почему именно…»). Последите за своей речью: постарайтесь избегать слов: «Стоп!», «Хватит!», «Достаточно!»

Комментированное чтение

1. Озвучивают текст учащиеся, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.

2. Комментарий должен быть кратким и динамичным:

(«Догадались почему?», «Почему именно…»). Последите за своей речью: постарайтесь избегать слов: «Стоп!», «Хватит!», «Достаточно!»

«На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков. Сошлися — и заспорили: Кому живется весело, вольготно на Руси».  Иллюстрация Н. И. Гришина к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

«На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков.

Сошлися — и заспорили:

Кому живется весело,

вольготно на Руси».

Иллюстрация Н. И. Гришина к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Сошлись семь мужиков: Из смежных деревень - Заплатова, Дырявина, Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож.

Сошлись семь мужиков:

Из смежных деревень - Заплатова, Дырявина,

Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости

Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова,

Неурожайка тож.

Сошлися – и заспорили: Кому живется весело, Вольготно на Руси?

Сошлися – и заспорили:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

ПРИЕМ «Яркое пятно»  В качестве «яркого пятна» могут быть использованы легенды, сказки, мифы, фрагменты из художественной литературы и любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.

ПРИЕМ «Яркое пятно»

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы легенды, сказки, мифы, фрагменты из художественной литературы и любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.

ПРИЕМ «Актуальность»  Прием « Актуальность» - сообщение темы урока с мотивирующим приемом. Состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся, лично для каждого.

ПРИЕМ «Актуальность»

Прием « Актуальность» - сообщение темы урока с мотивирующим приемом. Состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся, лично для каждого.

ПРИЕМ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ  « Столкновение  разных мнений» учащихся на один и тот же вопрос «Савелий – сила или бессилие русского крестьянина?»  Перед группами стоит проблемный вопрос, который надо решить: высказать свою точку зрения и обязательно доказать ее примерами из текста.

ПРИЕМ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

« Столкновение разных мнений»

учащихся на один и тот же вопрос

«Савелий – сила или бессилие русского крестьянина?»

Перед группами стоит проблемный вопрос, который надо решить: высказать свою точку зрения и обязательно доказать ее примерами из текста.

Технологии групповой работы 1. Хождение в гости 2. Зигзаг 3. Гипертекст 4. Принятие решения

Технологии групповой работы

1. Хождение в гости

2. Зигзаг

3. Гипертекст

4. Принятие решения

Хождение в гости  1 этап. Каждая группа получает свое задание. Изучает материал. Каждый член группы делает записи.  2 этап. Учащиеся первой группы «идут в гости» в другие группы и знакомят членов других групп со своим материалом.  3 этап. Учащиеся второй группы «идут в гости» в другие группы и знакомят их со своим материалом.  4 этап. Учащиеся третьей группы «идут в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом.  5 этап. Учащиеся четвертой группы «идут в гости» в другие группы и знакомят членов других групп со своим материалом.

Хождение в гости

1 этап. Каждая группа получает свое задание. Изучает материал. Каждый член группы делает записи.

2 этап. Учащиеся первой группы «идут в гости» в другие группы и знакомят членов других групп со своим материалом.

3 этап. Учащиеся второй группы «идут в гости» в другие группы и знакомят их со своим материалом.

4 этап. Учащиеся третьей группы «идут в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом.

5 этап. Учащиеся четвертой группы «идут в гости» в другие группы и знакомят членов других групп со своим материалом.

Список литературы 1) Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. М, 1999. 2) Е.Л.Мельникова. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002. 3) Е.С.Савинков. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2010. 4) Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.  5) Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение,1999.

Список литературы

1) Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. М, 1999.

2) Е.Л.Мельникова. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.

3) Е.С.Савинков. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2010.

4) Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.

Томск: Пеленг, 1993.

5) Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя.

М.: Просвещение,1999.

Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья Вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!

Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья Вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!