СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Построение графиков функций и уравнений, содержащих знак модуля

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребята разбились на 4 научно-исследовательские лаборатории(НИЛ), и занимаются изучением и проектированием способов построения графиков уравнений с модулем разного вида. Цель проектно-исследовательской работы - составление алгоритмов построения графиков уравнений с модулями разного вида.

Просмотр содержимого документа
«Построение графиков функций и уравнений, содержащих знак модуля»


Урок математики даёт учитель МОУ гимназии №1

г. Благовещенска Амурской области

Ситникова Людмила Геннадьевна.


Урок по теме: «Построение графиков функций и уравнений, выражение которых содержит знак модуля» на основе проблемно-исследовательской технологии.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • раздаточный материал – карточки для разноуровневой самостоятельной работы по выбору учащихся; карточки для индивидуальной работы и конверт с двухуровневыми указаниями для их решения,

  • компьютерные презентации, выполненные творческой группой учащихся,

  • мультипроектор.

Предварительные знания и умения учащихся:

На предыдущих уроках ученики изучили свойства и график дробно-линейной функции.

Цели урока:

  • создать условия для самостоятельного поиска, осознания и осмысления методов построения графиков уравнений с модулями;

  • способствовать обучению школьников умению определять черты сходства и различия, обобщать изучаемые объекты, а также выдвигать гипотезу и обосновывать своё предположение;

  • воспитание культуры учебного труда, наблюдательности, самостоятельности и настойчивости в достижении поставленной цели.

Ход урока.

  1. Актуализация ранее изученного материала, постановка целей урока.

Задание 1.

-Пусть функция задана уравнением у = f(x). Используя его, запишите всевозможные уравнения, выражение которых содержит знак модуля. (Ребята ведут записи на выданных больших листах бумаги. Работа идёт в парах.)

- у = |f(x)|, y = f(|x|), |y| = f(x), y = |f(|x|)|, |y| = f(|x|), |y| = |f(x)|, |y| = |f(|x|).

Листы по желанию вывешиваются на доску. Их обсуждают.

Задание 2.

- Запишите всевозможные уравнения с модулями, которые можно составить, используя дробно-линейную функцию Y = Х / Х + 1.

- Y = ‌| X / X+1 | , Y = |X| / |X| + 1 , |Y| = X / X+1, |У| =|Х / Х+1|, |У| = |Х| / |Х|+1 и т. д.

Ученики демонстрируют листы с выполненными заданиями и обсуждают возможные варианты уравнений, содержащих знак модуля.

Ученики вместе с учителем формулируют цели урока:

- Самостоятельно «открыть» методы построения графиков уравнений, содержащих знак модуля.

- Сформулировать алгоритм построения графиков уравнений с модулями. Развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы, обобщать.

- Какую теорию необходимо для этого повторить?

- Определение и свойства модуля, определения функции и уравнения, графика функции и уравнения.

( Повторяют необходимую теорию).

2) Изучение нового материала. Исследовательская работа в группах.


Задание 3.

-Я предлагаю вам разделиться на 4 научно-исследовательские лаборатории (НИЛ) и самостоятельно провести исследовательскую работу. Цель исследования – найти способы построения графиков уравнений с модулями. Выберите уравнение, над графиком которого вы хотите работать и займите место, приготовленное для вашей лаборатории. Постарайтесь сформулировать общий алгоритм для построения графиков уравнений вашего вида. Обоснуйте предложенный алгоритм.

Ученики занимают места в соответствии с выбранными уравнениями.

- Группа учащихся «Поиск», занимавшаяся дома по индивидуальному плану, получает конверт с особым заданием.

В каждой «лаборатории» выбирается старший научный сотрудник, который руководит исследованиями и оценивает работу членов группы.

НИЛ №1. Уравнение У = | X / X+1 |.

Так как У= Х / Х+1 = (X+1–1)/(X+1) = -1/(X+1) + 1,

то построим сначала график функции

У= -1/(X+1) + 1 с асимптотами Х= -1 и У=1.

Там, где график идёт выше оси абсцисс, f(x)0, а

значит | f(x) | =f(x), график У=|X / X+1| совпадает с

графиком У= Х / Х+1. Там, где f(x)

идёт ниже оси абсцисс), | f(x) | = -f(x), значит на

этом участке нужно у каждой точки графика

У= Х / Х+1 поменять знак ординаты, т. е. отразить

эту часть графика относительно оси абсцисс.

НИЛ №2. Уравнение У = |Х| / |Х|+1.

Построим сначала график функции У = Х / Х+1.

Так как для положительных значений аргумента

|Х| = Х, то справа от нуля график функции

У = |Х| / |Х|+1 совпадает с графиком функции

У = Х / Х+1. Чтобы получить левую половину

искомого графика, заметим, что функция

У = |Х| / |Х|+1 чётная. Значит, левая половина

графика получается из его правой половины

зеркальным отражением относительно оси

ординат.

НИЛ №3. Уравнение |У| = Х / Х + 1.

В тех точках, где Х / Х+1

теряет смысл, так как |У| 0 или |У| = 0.

Рассмотрим уравнение при условии, что Х /Х+10.

По определению модуля:

У = Х / Х+1 при У0 или У = 0;

У = - Х / Х+1 при У

У = Х / Х=1 выделим те участки, где У0 или

У = 0, а затем достроим к ним их отражения

относительно оси абсцисс.



После обсуждения задания в группах, учащиеся выступают перед классом с результатом своих исследований, обобщают результаты своих наблюдений для всех уравнений данного типа. Формулируют и обосновывают алгоритм построения графиков на основании определения и свойств модуля. Полученные выводы корректируются в результате сопоставления своей позиции с позициями других групп.

Задание 4.

- Запишите алгоритмы построения графиков функций |y| = f(|x|), |y| = |f(x)|.

Учащиеся обобщают способы построения графиков уравнений, содержащих знак модуля.

Ребята из лаборатории «Поиск», занимавшиеся по индивидуальной программе, показывают компьютерную презентацию своего алгоритма построения графиков уравнений, содержащих знаки модуля.


у=|f(х)|

Часть графика функции у=f(х), где функция принимает отрицательные значения, отражается относительно оси ОХ, а часть графика, находящаяся в верхней полуплоскости остаётся прежней.

у=f(|х|)

Часть графика f(х), где значения х неотрицательны, оставляем без изменения, и, отразив её относительно оси ОУ, получим другую часть графика.

|у|=f(х)

Выделить часть графика функции у=f(х), где значения f(х) неотрицательны и дополняем её образом при осевой симметрии относительно оси ОХ.

|у|=|f(х)|

Верхнюю часть графика функции оставляем прежней, а часть графика функции, находящуюся в нижней полуплоскости, отражаем относительно оси ОХ. Полученный график дополняем его образом при симметрии относительно оси ОХ в нижнюю полуплоскость.

|у|=f(|х|)

Оставляем часть графика у=f(х), где х принимает неотрицательные значения, и дополняем её образом при симметрии относительно оси ОУ. Затем часть графика, где значения функции отрицательны, отбрасываем, а верхнюю часть графика дополняем её образом при симметрии относительно оси ОХ.

Учащиеся оценивают их работу и составляют памятку для построения графиков уравнений с модулям.


3) Первичное закрепление нового материала.

Учащиеся группы «Поиск», выполнявшие дома творческое задание, предлагают одноклассникам задания 5 и 6.

Задание 5. Игра «лови ошибку» с использованием компьютерной презентации.








- Установите ошибку в соответствии между графиками и

уравнениями.






З адание 6. Группа «Поиск» демонстрирует сказку на экране (используя компьютерную презентацию).


В одном математическом царстве жил-был король. И была у него дочь, красавица принцесса по имени Функция. Настало время выбирать принцессе жениха. Со всего света съехались к принцессе принцы. По древней традиции, чтобы стать женихом Функции, принц должен был отгадать загадку: как построить график уравнения

|y| = f(|x|) и получить волшебный цветок для принцессы? Долго ломали голову над задачей принцы Синус, Косинус, Тангенс и многие другие. Один только принц Модуль стоял в стороне и что-то чертил. Когда подошла его очередь отвечать на загадку, принц Модуль дал правильный ответ. И вскоре состоялась свадьба принца Модуля и принцессы Функции. Как принц отгадал загадку?

З АГАДКА:









Учащиеся обсуждают способы построения графика уравнения, повторяют алгоритм построения графиков уравнений, содержащих модули. Затем члены лаборатории «Поиск» выводят на экран своё решение.


4)Самостоятельная работа в парах с последующей проверкой.

Учащиеся получают карточки с печатной основой с заданиями двух видов.

- Используя график функции y = f(x), постройте графики уравнений:

1) |y| = f(x), |y| =|f(x)|, |y| =f(|x|);

2) |y| = |f(x), |y| =f(|x|).

Учащиеся выбирают вариант задания по своему желанию и выполняют его на листах с готовой системой координат, обсуждая решение в парах. При решении используются составленные памятки. Затем варианты решения демонстрируются у доски и обсуждаются с одноклассниками, даётся оценка решения. Вносятся исправления с учётом обсуждения.


5) Разбор с классом задания для группы «Поиск», работавшей по индивидуальному плану.

ЗАДАНИЕ: Найти геометрическое место точек, координаты которых удовлетворяют уравнению Х + |Х| = У+ |У|. (В случае затруднения группа могла получить конверт с указаниями двух уровней).

Решение.

1) При Х0 или Х=0, Х+Х=У+У, т. е. У=Х.

2) При У0 или У=0, ХУ=0.

3) При У, 0=0 - верно

при всех X

4) При Х0 или Х=0, и У

Х=0.

5) Построим ГМТ «по кусочкам».

- Почему при построении ГМТ нельзя было воспользоваться составленным в начале урока алгоритмом?

- Данное уравнение содержит одновременно переменные со знаком модуля и без него.


6) Оценка результатов работы на уроке.

Ученикам предлагается ответить на вопросы:

- Что из изученного на уроке вы считаете наиболее важным?

- Какой вид учебной работы на уроке вам показался интересным?

- Оцените работу учеников, подготовивших компьютерные презентации.

- Считаете ли вы, что цель урока достигнута?

- Ваши пожелания?

7)Домашнее задание.

- Какого вида задания нужно включить в домашнюю работу, чтобы лучше усвоить тему?

- Отредактируйте памятку методов построения графиков уравнений с модулями.

- Придумайте интересные уравнения, содержащие знак модуля, и постройте их графики.

Можете подготовить компьютерную презентацию.

Урок окончен. Спасибо за хорошую работу.































































































8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!