Тема: Постановка звука [Р].
Форма проведения: индивидуальная
Цель: Постановка и уточнении артикуляции звука [Р].
Задачи:
формировать правильный артикуляционный уклад для произношения звука[Р];
развивать кинетические и кинестетические ощущения при подготовке к правильному произношению звука [Р].
развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание;
упражнять плавный длительный выдох;
развивать артикуляционную моторику, переключаемость органов артикуляционного аппарата;
уточнение и расширение словарного запаса по теме «Профессии цирка», «Городской общественный транспорт»;
Оборудование: презентация, разрезная картинка автобуса, 2 стакана с водой, 2 трубочки для коктейлей, логопедические зонды, спирт для обработки рук, ватные диски, цифры от 1до 5
Ход занятия.
1.Орг. момент. Постановка цели занятия
Здравствуй, Коля! Как твои дела? Как настроение?
Сегодня мы с тобой отправимся в цирк. А ты знаешь название профессий людей, которые работают в цирке? В этом цирке выступает много дрессированных животных. А ты знаешь какие животные рычат? (выбрать из картинок какие животные рычат). Мы сегодня продолжим формировать правильный артикуляционный уклад для произношения звука[Р].
Нас ждет интересное представление.
- Впереди остановка. На чём можно ехать в цирк? Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в цирк. (Ребенок собирает из частей картинку «автобус»). Так на чем мы будем ехать в цирк? Заводи мотор
2. Развитие артикуляционной моторики, переключаемости органов артикуляционного аппарата.
- Мотор не заводится, нужно обязательно сделать артикуляционную гимнастику.
4.Постановка звука [Р].
1) «Маляр» + З, Ж, Д.
2) «Грибок» + подуем.
3) «Балалаечка» + зонд.
4) «Балалаечка» + пальчик.
5) ЗЗЗ – вдыхая воздух.
6) Дождик капнул на ладошку
На цветок и на дорожку
Застучал по крыше он
И раздался частый звон (произносим сочетание Т-Д ускоряя темп).
7) Поем песенку Крокодила Гены, используя вместо слов слог ДА.
8) Т-Д-ДА, Т-Д-ДЫ+ постукивание ладонью по подбородку.
9) Т-Д- стучим и выталкиваем язычок (1-ударный звук).
Представление начинается. Выступают дрессированные собачки. Они, когда слышат звук[р], обязательно сильно рычат.
5.Уточнение артикуляции звука [Р].
- Посмотри, что я делаю, когда хочу порычать. Язык у меня широкий, в форме чашечки, боковые края прижаты к верхним зубам, кончик языка дрожит за верхними зубами, голос звучит. Послушай: РРРРР.
6.Игра «Поймай звук [Р]
- Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Р]:
среди звуков: Р, Л, Ж, Р, Й, Д, Л, Ж, Р;
среди слогов: РА, ЛА, ЖА, РО, ШО, ДО, УР, УЛ, УР;
среди слов: РАК, ЛУК, ЖУК, ПОМИДОР, УКОЛ, ЙОД, ВОДА. КОЛОДЕЦ, КОЖА, НОРА, РАКЕТА, СОБАКА, ЖОНГЛЁР, ВОЗДУШНЫЙ ГИМНАСТ, ФОКУСНИК, АКРОБАТ, НАЕЗДНИК, КАНАТОХОДЕЦ, ТИГР, КРОКОДИЛ.
- А еще собачки знают цифры и могут определить количество слогов в слове. Хочешь поиграть с собачками? (определение количества слогов в словах)
Слова: шаг, шапка, большая, шип, петушок, соловушка, шиповник, шахта.
Кто это выскочил на арену цирка? (клоун) Чем занимается клоун в цирке? (Смешит людей) В какой руке он держит зонты?
- Клоун называет слова: правильные и неправильные. Как только услышишь правильное слово – встань:
кавман, калман, кайман, кажман, кадман, каман, карман;
вобот, лобот, йобот, жобот, добот, обот, робот;
топов, топол, топой, топож, топод, топо, топор.
7. Развитие плавного, длительного выдоха.
На арене цирка появились африканские слоны. Они любят очень сильно соревноваться. У кого из слонов самый сильный поток выдыхаемого воздуха.
Упражнение «Буря в стакане». (Ребенок и логопед через трубочки дуют каждый в свой стакан с подкрашенной в голубой цвет водой, меняя интенсивность выдыхаемой струи воздуха).
- Это твое море, ты будешь ветром. Сначала ветер дует тихо - на море легкие волны. Затем ветер дует сильнее – начинается небольшой шторм. И наконец, подул очень сильный ураган – на море разыгралась буря. Ветер стихает, стихает, стих - на море штиль.
8. Произнесение изолированного звука [Р]
На арене цирка следующий номер программы. Появились хищные звери. Какие звуки они издают? (они рычат) Давай их подразним, хоть это очень опасно. (произнесение изолированного звука [Р]. Я тебя Коля поздравляю, ты научился произносить звук [Р].
Вот и подошло к концу наше с тобой путешествие в цирк.
9. Итог занятия
Мы с тобой сегодня на занятии учились «рычать». Что тебе понравилось на занятии? Что показалось трудным?