СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Постановка звука [ р].

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Постановка звука [ р].»

Тема: Постановка звука [Р].

Форма проведения: индивидуальная

Цель: Постановка и уточнении артикуляции звука [Р].

Задачи:

  • формировать правильный артикуляционный уклад для произношения звука[Р];

  • развивать кинетические и кинестетические ощущения при подготовке к правильному произношению звука [Р].

  • развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание;

  • упражнять плавный длительный выдох;

  • развивать артикуляционную моторику, переключаемость органов артикуляционного аппарата;

  • уточнение и расширение словарного запаса по теме «Профессии цирка», «Городской общественный транспорт»;

  • формировать положительную мотивацию к занятиям.

Оборудование: презентация, разрезная картинка автобуса, 2 стакана с водой, 2 трубочки для коктейлей, логопедические зонды, спирт для обработки рук, ватные диски, цифры от 1до 5

Ход занятия.

1.Орг. момент. Постановка цели занятия

Здравствуй, Коля! Как твои дела? Как настроение?

Сегодня мы с тобой отправимся в цирк. А ты знаешь название профессий людей, которые работают в цирке? В этом цирке выступает много дрессированных животных. А ты знаешь какие животные рычат? (выбрать из картинок какие животные рычат). Мы сегодня продолжим формировать правильный артикуляционный уклад для произношения звука[Р].

Нас ждет интересное представление.

- Впереди остановка. На чём можно ехать в цирк? Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в цирк. (Ребенок собирает из частей картинку «автобус»). Так на чем мы будем ехать в цирк? Заводи мотор

2. Развитие артикуляционной моторики, переключаемости органов артикуляционного аппарата.

- Мотор не заводится, нужно обязательно сделать артикуляционную гимнастику.

  • Упражнение «Чистим зубки»

  • Упражнение «Дятел»

  • Упражнение «Маляр»

  • Упражнение «Лопатка»

  • Упражнение «Вкусное варенье»

  • Упражнение «Чашечка»

  • Упражнение «Парус»

  • Упражнение «Грибок»

  • Упражнение «Кучер»

4.Постановка звука [Р].

  • 1) «Маляр» + З, Ж, Д.

  • 2) «Грибок» + подуем.

  • 3) «Балалаечка» + зонд.

  • 4) «Балалаечка» + пальчик.

  • 5) ЗЗЗ – вдыхая воздух.

  • 6) Дождик капнул на ладошку

На цветок и на дорожку

Застучал по крыше он

И раздался частый звон (произносим сочетание Т-Д ускоряя темп).

  • 7) Поем песенку Крокодила Гены, используя вместо слов слог ДА.

  • 8) Т-Д-ДА, Т-Д-ДЫ+ постукивание ладонью по подбородку.

  • 9) Т-Д- стучим и выталкиваем язычок (1-ударный звук).

Представление начинается. Выступают дрессированные собачки. Они, когда слышат звук[р], обязательно сильно рычат.

5.Уточнение артикуляции звука [Р].

- Посмотри, что я делаю, когда хочу порычать. Язык у меня широкий, в форме чашечки, боковые края прижаты к верхним зубам, кончик языка дрожит за верхними зубами, голос звучит. Послушай: РРРРР.

6.Игра «Поймай звук [Р]

- Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Р]:

среди звуков: Р, Л, Ж, Р, Й, Д, Л, Ж, Р;

среди слогов: РА, ЛА, ЖА, РО, ШО, ДО, УР, УЛ, УР;

среди слов: РАК, ЛУК, ЖУК, ПОМИДОР, УКОЛ, ЙОД, ВОДА. КОЛОДЕЦ, КОЖА, НОРА, РАКЕТА, СОБАКА, ЖОНГЛЁР, ВОЗДУШНЫЙ ГИМНАСТ, ФОКУСНИК, АКРОБАТ, НАЕЗДНИК, КАНАТОХОДЕЦ, ТИГР, КРОКОДИЛ.

- А еще собачки знают цифры и могут определить количество слогов в слове. Хочешь поиграть с собачками? (определение количества слогов в словах)

Слова: шаг, шапка, большая, шип, петушок, соловушка, шиповник, шахта.

Кто это выскочил на арену цирка? (клоун) Чем занимается клоун в цирке? (Смешит людей) В какой руке он держит зонты?

- Клоун называет слова: правильные и неправильные. Как только услышишь правильное слово – встань:

кавман, калман, кайман, кажман, кадман, каман, карман;

вобот, лобот, йобот, жобот, добот, обот, робот;

топов, топол, топой, топож, топод, топо, топор.

7. Развитие плавного, длительного выдоха.

На арене цирка появились африканские слоны. Они любят очень сильно соревноваться. У кого из слонов самый сильный поток выдыхаемого воздуха.

Упражнение «Буря в стакане». (Ребенок и логопед через трубочки дуют каждый в свой стакан с подкрашенной в голубой цвет водой, меняя интенсивность выдыхаемой струи воздуха).

- Это твое море, ты будешь ветром. Сначала ветер дует тихо - на море легкие волны. Затем ветер дует сильнее – начинается небольшой шторм. И наконец, подул очень сильный ураган – на море разыгралась буря. Ветер стихает, стихает, стих - на море штиль.

8. Произнесение изолированного звука [Р]

На арене цирка следующий номер программы. Появились хищные звери. Какие звуки они издают? (они рычат) Давай их подразним, хоть это очень опасно. (произнесение изолированного звука [Р]. Я тебя Коля поздравляю, ты научился произносить звук [Р].

Вот и подошло к концу наше с тобой путешествие в цирк.

9. Итог занятия

Мы с тобой сегодня на занятии учились «рычать». Что тебе понравилось на занятии? Что показалось трудным?








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!