СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Постановка исполнительского аппарата флейтиста, как основа формирования технических навыков музыканта-духовика

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Постановка исполнительского аппарата флейтиста, как основа формирования технических навыков музыканта-духовика»

Толстова Юлия Павловна, преподаватель первой квалификационной категории по классу флейты МАУ ДО «Детская школа искусств№7» г.Набережные Челны


Постановка исполнительского аппарата флейтиста, как основа формирования технических навыков музыканта-духовика


Техника музыканта это очень обширное понятие, которое включает в себя много умений и навыков музыканта – исполнителя.

Необходимо определить, что такое техника, музыканта – исполнителя в целом и какова, специфика работы над техническими навыками исполнителя на духовых инструментах. С точки зрения большинства учеников (да и многих педагогов), техника — это беглость и ловкость пальцев; это умение сыграть «в темпе», — и при этом крепко, чётко, уверенно, — гаммы, арпеджио, комбинации из различных штрихов и т. д. Но также — это умение художника выразить в своём творчестве именно то, что он желает выразить; это возможность материализовать свой замысел в звуках. Это то, как мы играем и при помощи чего, совокупность действий.

Таким образом, когда идёт речь о технике, то в виду имеется та сумма умений, навыков, приёмов игры на инструменте, при помощи которых исполнитель добивается нужного художественного, звукового результата.

Стоит отметить, что для развития техники музыканта – духовика необходимо использовать все имеющиеся у человека природные анатомические возможности, начиная от еле заметного движения сустава пальца, всего пальца, руки, предплечья, плечевого пояса вплоть до участия спины, всей верхней части туловища, внутренних органов дыхания, языка и губ.

К техническим навыкам учащегося на флейте младшего класса относятся:

  1. Постановку игрового аппарата: постановка корпуса, губ, рук

  2. Постановка исполнительского дыхания; распределение дыхания; звуковедение

  3. Техника пальцев

  4. Артикуляция пальцев и языка. Атака языка

  5. Штрихи и их точное исполнение

  6. Интонация

  7. Темп, метроритм

Первые года обучения игре на инструменте являются базовыми, это фундамент на котором строиться дальнейшее развитие исполнительских навыков учащихся, происходит становление ребенка как музыканта. Поэтому так важно уделять большое внимание постановки исполнительского аппарата учащегося, который является основой в освоении игре на инструменте и формировании технических навыков музыканта.

Постановка исполнительского аппарата — процесс овладения совокупностью приемов и правил рационального взаиморасположения и взаимодействия всех компонентов исполнительского аппарата музыканта с инструментом. Основными составляющими рациональной постановки исполнительского аппарата являются:

1. Общая постановка

2. Постановка амбушюра

3. Аппликатурная постановка (Постановка пальцев)

4. Постановка исполнительского дыхания

1.Общая постановка — способ держания инструмента в руках, правильное положение корпуса, головы, рук, пальцев и ног играющего. Главным условием здесь должен явиться принцип естественности, при котором все игровые мышцы находятся в свободном состоянии. Не внешняя их форма, а внутреннее состояние освобожденных мышц всего тела – основа правильной постановки при игре на духовых инструментах. Корпус и голову следует держать ровно и прямо, без отклонений в стороны и наклонов вперед и назад. Грудь должна быть слегка приподнята, а плечи развернуты. Подобное положение корпуса играющего облегчит работу легких и диафрагмы. Ноги должны занимать такое положение, чтобы обеспечивать корпусу хорошую устойчивость. Для этого рекомендуется слегка расставить ноги или выдвинуть вперед одну из них. В ногах как и в других частях тела не должно чувствоваться напряжение.

2.Постановка амбушюра — наиболее целесообразное расположение инструмента на губах, форма и характер действия губного аппарата исполнителя. Губы у флейтиста должны быть немного растянуты, а уголки тянуться вверх, напоминая улыбку, они располагаются на верхней составной части инструмента с отверстием. Подбородок должен тянуться вниз, а мышцы губ быть достаточно сильными, чтобы выдерживать сильное и длительное напряжение. При постановке амбюшура на голове флейты преподаватель должен помочь учащемуся найти правильное положение, при этом необходимо учитывать ощущения ученика, так как у некоторых исполнителей выдыхаемая струя воздуха находится не в центре, а несколько в стороне от середины губ. Стремление педагога добиться, чтобы место выхода воздуха передвинулось в центр, в этом случае, было бы грубейшей ошибкой.

3.Постановка пальцев — рациональное расположение пальцев на инструменте, координация и точная организация их игровых действий, их беглость, быстрота перемещения и синхронность действий пальцев правой и левой руки. Для подвижности пальцев у исполнителя на флейте существенное значение приобретает правильное положение тех пальцев, на которых сосредоточена опора инструмента, это большой палец правой руки и указательный палец левой руки. Большой палец правой руки, упирающийся в инструмент должен находиться под нотой «фа», при этом ему не рекомендуется сильно выступать, а опора у указательного пальца левой руки находиться у его основания первой фаланги, также флейта удерживается нижней челюстью, упирающейся в головку флейты.

4.Постановка исполнительского дыхания; распределение дыхания; звуковедение. Постановка исполнительского дыхания — способы произвольного управления дыханием, правила смены дыхания в процессе игры. Для развития дыхания существует множество упражнений, направленных на развитие интенсивности выдоха, его продолжительности, а также в зависимости от произведения, верного вдоха. От правильного дыхания зависят чистота интонации, устойчивость и выразительность звука. Сила, тембр, высота, длительность звука зависят не только от характера атаки (твердая, мягкая) и степени напряженности губных мышц, но и от интенсивности концентрации и направления воздушной струи, вступающей во взаимодействие со звукообразователем и со столбом воздуха, заключенном в канале самого инструмента.

Таким образом, на первом этапе обучения следует решить следующие задачи: научиться верно держать инструмент; играть спокойно, не делая лишних движений пальцами и корпусом; научиться правильно делать вдох и выдох при исполнении; добиться достаточного чистого и приятного звука; играть с удовлетворительной интонацией. В достижении этих целей педагогу необходимо руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения, а также принципом доступности учебного материала. Следует помнить, что все это – навыки, для приобретения которых необходимо время и упорная работа.


Литература

  1. Крюкова И.В. Развитие технических навыков и организация игровых движений в процессе обучения игре на флейте // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.

  2. Хрестоматия для флейты: 3-4 кл. ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли. Методика / Сост. Ю. Должиков. — М.: Музыка, 2011. — 136 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!