Кемеровская
роспись
Введение
Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения связано с задачами трудового воспитания и профессиональной ориентации обучающихся.
Обращение к народному искусству завоевало прочное место в работе педагога с детьми. В последние годы занятия декоративно- прикладным творчеством стали очень популярны.
Во многих детских творческих объединениях и школах стали преподавать наиболее известные виды росписи.
Предлагаемая разработка содержит методические рекомендации по изучению сибирской (кемеровской)росписи и адресована - как детям, так и педагогам дополнительного образования, и учителям изобразительного искусства.
Целью данного пособия является знакомство с кемеровской росписью
и основами элементов декоративного оформления.
Задачи:
познакомить обучающихся с основами кемеровской росписи;
освоить технику выполнения элементов;
развивать художественно – творческие способности,
формировать умение планировать работу, предвидеть
результат и достигать его; при необходимости корректировать.
воспитывать творчески активную личность, мотивированную
на самостоятельное познание искусства Сибири;
Сибирская роспись рассматривается как один из видов народного творчества. Занятия этим видом искусства, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.
Воссоздавая яркие, живые запоминающиеся образы сибирской природы, педагог поможет детям понять и воспринять культурное наследие нашего края. На занятиях обучающиеся соединяют знания технических приёмов с художественной фантазией, создают не только полезные, но и красивые изделия. Эстетическая значимость общения с произведениями народного искусства, с самим процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития ребят, воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания даже в какой- то мере самого себя, чем развития художественного вкуса на образцах, не подвластным капризам моды.
Возникновение художественного образа и дальнейшее его выражение – процесс сложный и многоплановый. Поэтому педагогу необходимо всячески стимулировать всестороннее ознакомление детей с объектом изображения, создать более полный образ замысла, помогать процессу создание элементов замысла разными способами:
- заинтересовать детей в поисках дополнительной информации об элементе;
- повышать заинтересованность обучаемых в изучении новых элементов;
- связать технику росписи с другими видами изобразительно искусства;
- познакомить детей с шедеврами мировой художественной культуры.
«Сибирский букет»Кемеровская роспись.
История промысла.
В Сибири, в очень живописном месте находится город Кемерово.
И хотя в округе много других городов и больше этого, и, возможно, красивее, но город Кемерово знают все. И не только у нас в стране, но и за рубежом. А знаменит он ещё и тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и свободно брошенные на специально подготовленный фон подноса, - таков «классический» вид Сибирской (Кемеровской) росписи.
Когда и каким образом возникло это удивительное сочетание реалистических принципов изображения цветов с условным, декоративным приемом их отображения?
На Руси получил широкое распространение заморский напиток- чай. Он уверенно вытеснил традиционный русский сбитень, медовуху и разнообразные травяные настои. Возник целый ритуал-чаепитие. Тульские мастера едва поспевали изготавливать самовары. Непременным участником чаепития стали подносы.
Однако долгое время в центральной части России были в ходу подносы из папье-маше. Их изготавливали в местах традиционных лаковых промыслов наряду с табакерками, шкатулками и прочими предметами обихода. В Москве, в богатых домах, были и металлические расписные подносы, но делали их на Урале или в Санкт- Петербурге. Но вот с чьей-то легкой руки превосходно разработанная подмосковными мастерами технология лаковой обработки коробочек из папье-маше была полностью перенесена на железо: те же грунты, те же лаки и масляные краски. Произошло это недалеко от Москвы в первой четверти XIX века. Зародившийся в далёкие времена промысел не забыт, не исчез. Он живёт полнокровной жизнью до сих пор. Конечно, нынешние мастерские отличаются от тех, самых первых, металл теперь не куют, а прессуют , красками пользуются другими, но всё же самое главное сохранилось – ощущение праздника и радости от работы мастера. Кемеровский промысел молодой, но уже широко известен не только в России, а даже за её пределами. И хотя букет состоит из обычных, знакомых каждому цветов- ромашек, роз, колокольчиков и васильков, но до чего же они хороши! Трудно оторвать взгляд, когда смотришь на такое чудо.
Люди радуются, покупая красочные подносы с замечательными сибирскими букетами, часто дарят их своим друзьям и знакомым наряду с живыми цветами.
АЗБУКА КИСТЕВЫХ МАЗКОВ.
Цель: освоение кемеровских кистевых мазков .
Теоретическая часть: рассмотреть построение элементов. Обратить внимание на ритмичное чередование мазков.
Практическая часть: дети отрабатывают технику прописи мазков, в результате чего у них появляется определенный навык. Кисти № 3, № 5.
Особое внимание обращается на правильный нажим и положение руки.
Применение. В построении элементов росписи.
«ЛИСТОЧЕК»
Цель: гармоничное составление из мазков различных листьев.
Теоретическая часть: рассмотреть образцы на изделиях, продемонстрировать другие элементы, составленные из таких же мазков, обратить внимание на этапы выполнения элемента.
Практическая часть: скопировать или самостоятельно придумать лист. Затем поэтапно мазками выполняют написание элемента.
Применение. Во всех композициях кемеровской росписи.
Последовательность выполнения:
«РОМАШКА».
Цель: знакомство с традиционным элементом сибирской (кемеровской) росписи.
Теоретические сведения: ни одна роспись не обходится без всевозможных растительных элементов. Особенно часто встречается при росписи цветочных композиций элемент «ромашка».
Практическая часть: предлагается поэтапно выполнить, затем самостоятельно воспроизвести по памяти элемент.
Применение: В цветочных композициях.
Последовательность выполнения:
«КОЛОКОЛЬЧИК»
Цель: знакомство с традиционным элементом сибирской (кемеровской) росписи.
Теоретические сведения: ни одна роспись не обходится без всевозможных растительных элементов. Особенно часто встречается при росписи цветочных композиций элемент «колокольчик».
Практическая часть: предлагается поэтапно выполнить, затем самостоятельно воспроизвести по памяти элемент.
Применение. В растительных композициях.
Последовательность выполнения:
«КАНДЫК»
Цель: знакомство с традиционным элементом сибирской (кемеровской) росписи.
Теоретические сведения: ни одна роспись не обходится без всевозможных растительных элементов. Особенно часто встречается при росписи цветочных композиций элемент «кандык».
Практическая часть: предлагается поэтапно выполнить, затем самостоятельно воспроизвести по памяти элемент.
Применение. В растительных композициях.
Последовательность выполнения:
« ЯГОДКА»
Цель: знакомство с традиционным элементом сибирской (кемеровской) росписи.
Теоретические сведения: ни одна роспись не обходится без всевозможных растительных элементов. Особенно часто встречается при росписи растительных композиций элемент «ягодка».
Практическая часть: предлагается поэтапно выполнить, затем самостоятельно воспроизвести по памяти элемент.
Применение. В растительных композициях.
Последовательность выполнения:
« ЯБЛОКО»
Цель: знакомство с традиционным элементом сибирской (кемеровской) росписи.
Теоретические сведения: ни одна роспись не обходится без всевозможных растительных элементов. Особенно часто встречается при росписи фруктовых композиций элемент «яблоко».
Практическая часть: предлагается поэтапно выполнить, затем самостоятельно воспроизвести по памяти элемент.
Применение. В растительных композициях.
«ГРУША»
Цель: знакомство с традиционным элементом сибирской (кемеровской) росписи.
Теоретические сведения: ни одна роспись не обходится без всевозможных растительных элементов. Особенно часто встречается при росписи фруктовых композиций элемент «груша».
Практическая часть: предлагается поэтапно выполнить, затем самостоятельно воспроизвести по памяти элемент.
Применение. В растительных композициях.
«ТРАВКА»
Цель: гармоничное составление из мазков различных травных кустиков.
Теоретическая часть: рассмотреть образцы на изделиях. Хорошо, если есть возможность продемонстрировать другие элементы, составленные из таких же мазков. Обратить внимание на этапы выполнения элемента.
Практическая часть: скопировать или самостоятельно придумать кустик. Затем поэтапно мазками выполняют написание элемента.
Применение. Во всех композициях Кемеровской росписи.
Последовательность выполнения:
«СИБИРСКИЙ БУКЕТ»
Цель: гармоничное составление из элементов композиции.
Теоретическая часть: рассмотреть образцы на изделиях. Хорошо, если есть возможность продемонстрировать другие композиции, составленные из таких же элементов. Обратить внимание на этапы выполнения композиции.
Практическая часть: самостоятельно придумать композицию. Затем поэтапно выполняют написание элементов композиции.
Применение. Во всех изделиях Кемеровской росписи.
Последовательность выполнения:
Базовые понятия.
Геометрический орнамент- орнамент, составленный из геометрических фигур: квадратов, ромбов, кругов и т. д.
Декоративно – прикладное искусство – область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, украшения и т.д.).
Композиция – способ построения художественного произведения, принцип связи однотипных и разнородных компонентов и частей, согласованных между собой и с целыми, в основе которых лежит идея.
Контур- изобразительное средство в виде ограничивающей форму линий.
Краски- смеси тонкоизмельчённых пигментов и наполнителей с растворами плёнкообразующих веществ (смол, масел и т. д.).
Мотив – завершённая и неделимая по внутреннему смыслу и строению «единица» орнаментального изображения.
Растительный орнамент- орнамент, составленный из стилизованных растительных мотивов (ветки, листья, цветы, плоды).
Стилизация- декоративное обобщение и подчёркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приёмов (упрощение или усложнение формы, цвета, деталей элемента).
Техника, технология – система материалов, инструментов и приёмов работы художника – всё, что связано непосредственно с материальным воплощением его творческого замысла; индивидуальные особенности техники художника называют манерой.
Упражнение – повторное выполнение действия с целью его усвоения.
Художественный образ – форма или средство отражения действительности в искусстве, особенность которого – выражение абстрактной идеи конкретной чувственной форме.
Эскиз – предварительный набросок, лёгкий очерк.