Пособие для учащихся «Читательский дневник для учащихся 5-7 классов с обучением анализу художественного произведения» выполняет одну из основных целей обучения литературе - необходимость в формировании культуры чтения как условия интеллектуального и нравственного развития учащихся. Дневник позволяет реализовать следующие задачи обучения: совершенствование читательских умений школьников, создание условий для формирования критического отношения к художественным произведениям, формирование собственного круга чтения каждого учащегося. Пособие призвано сформировать читательскую компетенцию ученика, подготовить к формированию навыков литературоведческого анализа в старших классах. Пособие позволяет в письменной форме обобщить и анализировать читательский опыт ученика, развивать культуру восприятия художественных текстов с учетом жанрово-родовой специфики, способность выражать своё отношение к литературным явлениям в развёрнутых аргументированных высказываниях.
Дневник состоит из 12 разделов с заданиями, направленными на развитие самостоятельной творческой деятельности учащихся, обучению анализу художественных произведений с учетом жанрово-родовых особенностей. В пособие включены элементы обучения учащихся с интернет-ресурсами с целью формирования ИКТ-компетентности, воспитания информационной культуры, развития информационной грамотности, формирования умений самостоятельного отбора информации. Также пособие содержит рекомендации по ведению дневника, памятку «Как правильно читать книги», паспорт читателя, приложения с теоретическим материалом для учащихся. Кроме того, в дневнике есть задания для ознакомления учащихся с материалами художественной интерпретации литературных произведений в живописи, кино, музыке, что позволит расширить их кругозор и представления об отечественной и мировой культуре.
Пособие целесообразно использовать не только как форму читательского дневника, но и в качестве элемента создания урока литературы в условиях деятельностного подхода в образовании, ориентированного на достижение цели и основного результата образования, разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого учащегося.