СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пособие для учащихся 2-8 классов по музыке "Волшебный мир музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное пособие может использоваться во 2-8 х классах на уроках музыки как вспомогательный материал для работы на уроке, а также индивидуально каждым ребёнком, в том числе и дома при выполнении заданий. При индивидуальном использовании жанры и музыкальные термины ребенок может вписывать в папку по мере их прохождения.

Просмотр содержимого документа
«Пособие для учащихся 2-8 классов по музыке "Волшебный мир музыки"»

















"Волшебный мир музыки»





Работу выполнил(а):

ученик(ца) ___ класса __

МБОУ «Средняя школа № 69

имени А.А. Туполева »

___________________________









г. Ульяновск

2020г.

Формы (построение) музыки

  • Создавая новое, человек всегда придает своему творению форму.

  • Архитектор придумывает, проектирует различные здания, дома.

  • Композитор, как и архитектор, придает музыке форму. Это называется формой музыкального произведения.

  • Музыкальная форма получается не случайно. Она зависит от мыслей, которые хотел выразить композитор, от того музыкального образа, который композитор создавал.

  • Появление новых частей связано с изменением характера музыки, с появлением нового образа.

Одночастная музыкальная форма:

  • Самый понятный для массового слушателя жанр - песня. Песня обычно состоит из куплетов.

  • Песни без припева, так же как и любые другие сочинения, построенные на одном музыкальном материале, «на одной музыке», не содержащие контрастных частей, называют сочинениями ОДНОЧАСТНЫМИ.

  • В одночастном инструментальном произведении

одна музыкальная тема,

один музыкальный образ

Двухчастная музыкальная форма:

  • Песня может состоять из куплета и припева – часто бывает,

что куплет и припев различны по характеру и настроению.

  • Музыкальные сочинения, построенные на двух разных

музыкальных темах, передающих разные мысли и

чувства, называются ДВУХЧАСТНЫМИ.

  • В двухчастном музыкальном произведении

две музыкальных темы,

два музыкальных образа.



Трёхчастная музыкальная форма:

Форма произведения, в которой первая и третья части повторяют друг друга, а в средней части новый характер, новый образ, называется ТРЕХЧАСТНОЙ.






Вариации – («изменение») - форма музыки, основанная на видоизмененных повторениях темы:


А- А1- А2- А3- А4- А5……



Рондо (из французского языка rondeau – круг) музыкальная форма, где постоянно повторяется главная музыкальная тема – рефрен, чередуясь с эпизодами:



Сона́тная фо́рма музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция с тональными (и, возможно, иными) изменениями.

Сонатная форма — наиболее развитая из всех гомофонных форм. Она даёт возможность объединить самый разнообразный материал, иногда на очень большом временном пространстве.

Отличие сонатной формы от всех других заключается в том, что развивающий раздел (разработка) является центральным по своему значению, в нем проявляется основная идея сонатной формы — конфликтность и динамика развития. Ни в какой другой форме развитие не имело определяющего, «идейного» значения.

Сонатная форма стала наиболее полным выражением идей европейского классицизма. В ней имеет место конфликтное сопоставление двух образов (главная партия и побочная партия), развитие конфликта в разработке и его результат в репризе и коде.

Эта форма стала единственной, в которой драма была выражена чисто музыкальными средствами, без привлечения каких-либо иных (как, например, текста в опере).

Сонатная форма, при всей её сложности, обладает большой стройностью и устойчивостью. Благодаря этому она остаётся актуальной и в наше время, пережив всевозможные модификации в музыке XIX и XX веков.

В обобщённом виде схема формы такова (ГП — главная партия, ПП — побочная партия, СП — связующая партия, ЗП — заключительная партия; в квадратные скобки заключены разделы, которые в различных вариантах формы могут опускаться).

Экспозиция Реприза

[Вступление] ГП [СП] ПП [ЗП] [Разработка] [ГП] [СП] [ПП] [ЗП] [Кода]

T D T T

Полифонические формы

Канон (музыка) — музыкальная форма, в которой один голос повторяет другой, вступая позже него.

Фу́га (от лат. fuga — «бегство», «погоня») — музыкальная форма, являющаяся наивысшим достижением полифонической музыки. В фуге присутствует несколько голосов, каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет, в основном или изменённом виде, тему — короткую мелодию, проходящую через всю фугу.

Циклические формы

Циклические формы - крупные произведения, состоящие из отдельных частей, объединенных общим замыслом, относятся к циклическим формам. Части циклических произведений строятся в какой-либо из вышеуказанных форм.

Сюита - (франц. suite - букв. - ряд, последовательность, чередование) - музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла. От сонаты и симфонии сюиту отличает отсутствие строгой регламентации количества, характера и порядка частей, тесная связь с песней и танцем. Сюита 17-18 вв. состояла из аллеманды, куранты, сарабанды, жиги и др.танцев. В 19-20 вв. создаются оркестровые нетанцевальные сюиты (П. И.Чайковский), иногда программные (""Шехерезада"" Н. А. Римского-Корсакова). Встречаются сюиты, составленные из музыки опер, балетов, а также музыки к театральным постановкам.

Или: Сюи́та (с фр. Suite — «ряд», «последовательность», «чередование») — циклическая форма в музыке, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей (многочастное произведение), объединённых общим замыслом.

Симфония - произведение, объединяющее несколько разных музыкальных форм, обычно в оркестровом исполнении. Как правило, состоит из 4 частей (но не обязательно, главная идея симфонии — сочетание разных музыкальных форм):

1. Соната аллегро (быстрая соната).

2. Медленная часть.

3. Менуэт (короткое величественное танцевальное произведение в размере 3/4).

4. Сочетание сонаты и рондо, которое является тематическим повторением первой части.

Сонатно-симфонический цикл

Кантата (итал. cantata, от лат. саntare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного голоса (мадригал) называлось кантатой в отличие от инструментального сочинения, называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии развилась и форма кантаты, которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько. В состав кантаты вошли: хоры, речитативы, арии, а позднее и дуэты с оркестровым сопровождением. Кантата получила развитие благодаря Кариссими, который считается её творцом. Кантата исполняется в концертах и церквях. Она бывает светского и духовного содержания. Отличие кантаты от оратории заключается в том, что в оратории больше драматизма, и сольные номера относятся к известным личностям в сюжете оратории, а в кантате преобладает лирический элемент и сольные номера имеют более отвлеченный характер. Духовная кантата особенно развилась в протестантской церкви. Сочинение кантаты служит в консерваториях задачей для выпускных учеников-теоретиков.

Встречаются кантаты различного характера — торжественные, лирические, скорбные, радостные, повествовательные, философские.

Орато́рия (лат. oratorium, итал. oratorio) — крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

Концерт — произведение для солирующего инструмента с оркестром.

Этюд — краткое произведение, построенное на определённом техническом аспекте, таком как, например, гаммы, и предназначенное для упражнений в исполнительском мастерстве.

Фантазия — свободная форма.



































Жанры музыки

Музыка́льный жанр — род музыки, музыкальных произведений, отличающийся особыми, только ему свойственными стилистическими признаками.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Музыкальный словарь

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Схема анализа элементов музыкальной речи

Элемент музыкальной речи

Виды элементов музыкальной речи

Приемы определения элементов музыкальной речи

1.

интонация

Интонация – призыв, стон, вопрос, восклицание, повествование…

Сравнить с интонацией разговорной речи: задать вопрос, воскликнуть, сказать спокойно, простонать…

2.

ритм


Пунктирный, ровный, маршевый, вальсовый…

Прохлопать мелодию, изобразить «сердцебиение» музыки

3.

темп


Медленный, умеренный, быстрый

Отстукивать ногой основные доли, как бы шагая под музыку

4.

звуковедение


Волнообразное, поступенное, скачкообразное, на одной ноте…

Нарисовать карандашом в тетради линию движения, повторяющую движение мелодии

5.

штрихи


Отрывисто, связно, не связно

Представить движения кисти художника, накладывающего краски на холст (можно изобразить эти движения карандашом в тетради)

6.

лад

Мажор (светлый)

Минор (темный)

Соотнести с цветовой окраской

Таблица образов

Музыкальный

образ

Средства воплощения

Образ радости

Характер: светлый, задорный, бодрый, звонкий, игривый, лукавый, шутливый, скерцозный, легкий;

Ритм: активный

Темп: подвижный или быстрый;

Фактура: аккордовая, бас-аккорд;

Выразительные штрихи: стаккато, маркато

Образ лирический

(два типа)

Характер: нежный, изящный, грациозный, мечтательный, мягкий, ласковый, трогательный;

Фактура: бас-аккорд; разложенная

Темп: неторопливый.

Характер: спокойный, повествовательный, унылый, задумчивый, приглушенный, протяжный, печальный, жалобный, душевный, поэтичный, элегический, меланхолический

Фактура: разложенная

Образ борьбы

Характер: энергичный, суровый, активный, решительный

Тип мелодии: речитативная, интонация чистой кварты, движение по звукам трезвучия

Фактура аккордовая, унисонная

Ритм: пунктирный,

темп allegro

Образ волнения и тревоги

Характер: взволнованный, трепетный, тревожный, возбужденный, бурный, страстный

Тип мелодии: речитативная,

Фактура: унисонная, разложенная

Ритм: мелкие длительности, тремоло

Образ победы

Характер: торжественный, героический, блестящий, величественный, ликующий, величавый

Мелодия: активные интонации;

Фактура: аккордовая

Ритм: крупные длительности;

Темп: andante

Словарь эмоций

(характеристики эмоционально-образного содержания музыки)

Веселая

Радостная

Игривая

Задорная

Звонкая

Озорная

Шутливая

Бойкая

Смешная

Забавная

Резвая

Прыгучая

Скачущая

Солнечная

Сверкающая

Танцевальная

Плясовая

Улыбающаяся


Грустная

Печальная

Жалобная

Тоскливая

Скорбная

Хмурая

Обиженная

Плачущая

Просящая


Нежная

Ласковая

Задумчивая

Мечтательная

Легкая

Светлая

Прозрачная




Спокойная

Добрая

Приветливая

Неторопливая

Убаюкивающая

Колыбельная

Мягкая

Плавная

Гладкая

Напевная

Протяжная

Хороводная


Торжественная

Праздничная

Бодрая

Важная

Маршевая

Четкая

Отчетливая

Гордая

Могучая

Победная


Мужественная

Бесстрашная

Боевая

Смелая

Отважная

Решительная

Сильная

Богатырская

Грозная

Военная

Солдатская

Суровая

Строгая

Уверенная

Храбрая

Твердая


Взволнованная

Встревоженная

Стремительная

Вьюжная

Метельная

Ненастная

Тревожная

Беспокойная

Торопливая


Серьезная

Сдержанная


Таинственная

Сказочная

Волшебная

Колючая

Пугливая

Опасливая

Осторожная

Настороженная

Загадочная

Отрывистая

Острая

Подкрадывающаяся


Страшная

Злая

Грубая

Тяжелая

Сердитая

Недовольная

Темная






Оркестр народных инструментов

В 1887 году известный музыкант, энтузиаст изучения русского народного творчества и народных инструментов В. В. Андреев организовал "Кружок любителей игры на балалайках". Первый концерт этого кружка состоялся в 1888 году. Вскоре приобретший европейскую известность, ансамбль стал расширяться. Кроме балалаек в него вошли домры, гусли и другие древнерусские инструменты. Возник "Великорусский оркестр" - так стал он называться. После Великой Октябрьской социалистической революции его переименовали в Оркестр русских народных инструментов имени В. В. Андреева, появилось и много других подобных коллективов. Главную роль в них играют струнные щипковые инструменты (прочтите о них в рассказе "Струнные инструменты"), есть баяны, флейты и другие духовые инструменты, большая группа ударных.

Схема размещения оркестра русских народных инструментов:

1 - домбры альт; 2 - домбры бас; 3 - балалайки; 4 - бас балалайки; 5 -флейты; 6 - кларнеты; 7 - рожки; 8 - баяны; 9 - литавры; 10 - ксилофон; 11 - бубен; 12 -ударные; 13 – гусли.

Музыку для этих оркестров писали советские композиторы. Играют они также переложения классических произведений и обработки народных песен. В наше время оркестры народных инструментов существуют во многих союзных

республиках и странах. Конечно, они очень разные: на Украине в них входят бандуры, в Литве - старинные канклес, в кавказских оркестрах играют зурны.




Симфонический оркестр

Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра. На некоторых играют при помощи смычка, ведя его по струне. В другие нужно подуть, чтобы получился звук. Есть инструменты, по которым нужно ударять. Вот и определились основные группы, на которые делятся все инструменты: струнные смычковые, духовые - деревянные и медные, и ударные. Иногда в оркестр включаются арфа, рояль, орган.

Если вы посмотрите на фотографию или схему симфонического оркестра, то поймете, что сидят оркестранты не как кому захотелось, а в строго определенном порядке. Раньше во всех оркестрах мира исполнители сидели одинаково: слева впереди первые скрипки (самые главные инструменты в оркестре, исполняющие красивые, выразительные мелодии, они располагаются на "главном месте"), справа - вторые, за вторыми скрипками - альты, в центре - виолончели, за ними - деревянные духовые. Сейчас существует несколько вариантов посадки оркестра, зависящих от воли дирижера, от особенностей исполняемого произведения. Но одно остается неизменным: инструменты расположены по группам - все медные духовые (валторны, трубы, тромбоны и туба) друг около друга, все деревянные (флейты, гобои, кларнеты, фаготы) вместе, струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели и контрабасы) тоже сгруппированы отдельно.

Струнных инструментов в оркестре много. Первых скрипок бывает от десяти до восемнадцати, вторых - от восьми до шестнадцати, альтов - от шести до четырнадцати, виолончелей - от шести до двенадцати, контрабасов - от четырех до восьми. Это объясняется просто: звук струнных инструментов самый слабый. Сравните, например, звучание скрипки и тромбона: если они будут играть одновременно, скрипку совсем не будет слышно, как бы громко ни старался играть скрипач. Для равновесия звучности и необходима в оркестре большая струнная группа. Поэтому же и располагаются струнные всегда ближе всех остальных инструментов к дирижеру, к слушателям.

С духовыми инструментами дело обстоит по-другому. Деревянных в оркестре бывает по два или три основных или еще по одному дополнительному, который называется видовым (в зависимости от этого состав оркестра называют двойным или тройным): это флейта-пикколо (малая флейта), разновидность гобоя - английский рожок, бас-кларнет и контрафагот. Из медных инструментов в оркестре обычно четыре валторны, две трубы, три тромбона и одна туба. Однако число медных духовых может быть и больше.

Ударная группа в оркестре не имеет постоянного состава. В нее в каждом случае включаются те инструменты, которые значатся в партитуре исполняемого произведения. Только литавры являются непременным участником каждого концерта. http://allforchildren.ru/music/msr29.php



















Либретто

( краткое содержание оперы, балета, мюзикла)

















































Песни















Проекты




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!