СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ. XVII В.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ. XVII В.

Просмотр содержимого документа
«ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ. XVII В.»

ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ. XVII В.


Жестокие реформы, проводившиеся царем Иваном Грозным, как и разорительные войны, которые вынуждена была вести Россия, расшатали и ослабили государство. В конце XVI в. прекратила свое существование династия Рюриковичей, а в начале XVII в. наступил период Смуты, польско-литовской интервенции, которая, к счастью, закончилась изгнанием иноземных войск, объединением страны и избранием в 1613 г. первого представителя новой династии Романовых — царя Михаила Федоровича. Страна лежала в развалинах. Медленно возрождающееся искусство вплоть до середины XVII в. опиралось на старую традицию. Выделяется несколько стилистических вариантов иконописи. Один из них, так называемая Строгановская школа, сложился в конце XVI в. в среде иконописцев царского двора, но получил название по фамилии богатых купцов и предпринимателей Строгановых, владения которых были на северо-востоке, вблизи Урала, с центром в городе Сольвычегодске.

Строгановы были меценатами и очень любили изысканное искусство царских иконописцев.

Московские «строгановские» мастера отстаивали своим творчеством понимание иконы как изображения, которое должно настраивать верующего на молитвенный лад. Еще в конце XVI в. они стали писать иконы-миниатюры, рассчитанные на любование представленным в них ирреальным и прекрасным миром. Это мир изящных бесплотных фигур, благоговейных поз, узорных одежд, фантастических пейзажей, чудесных событий. Но, в отличие от старых икон, например от произведений Андрея Рублева, «строгановские» произведения скорее лишь напоминают о небесном мире, чем его воспроизводят или отражают. Они побуждают не только к молению, но и к рассматриванию, восхищению своими золотыми контурами и мелкими искусными орнаментами. Их желтые и оливковые фоны словно закрывают от верующего небесный мир, сосредоточивают внимание на формальной красоте изображения.

Стиль, выработанный «строгановскими» иконописцами, несколько веков оставался чрезвычайно привлекательным для русских иконников. Так, во второй половине XVII в. его использует мастер Семен Спиридонов, наполняя свои большие по размеру иконы множеством сценок, изображенных при помощи тонких золотых контуров. В XVIII—XIX вв. традиция была продолжена иконописцами, населявшими село Палех, неподалеку от древнего Суздаля, и рассылавшими свои иконы по всей стране.

Оружейная палата стала ведущим художественным центром страны. Ее иконописцы, работавшие по царским заказам, делились соответственно уровню квалификации на жалованных мастеров и кормовых иконописцев трех статей. Для выполнения работ большого объема привлекались также «городовые» иконописцы, работавшие в других городах, что обеспечивало повсеместное распространение «стиля Оружейной палаты». Для этого стиля характерно стремление к передаче объема, показу глубины пространства, интерес к архитектурным и пейзажным фонам, к деталям одежд и обстановки. К 80-м гг. XVII в. получил широчайшее распространение зеленовато-голубой фон, более светлый вверху и темнеющий к линии позема, который передавал воздушную среду.

Изменения изобразительной системы иконописания в XVII в. связаны с начавшимся распадом средневековых родовых устоев общества. Наметившийся приоритет индивидуального начала привел к тому, что в Сыне Божием, Богоматери и святых начали искать индивидуальные черты. Это вызвало стремление сделать лики в иконах максимально «живоподобными». Важной составляющей религиозного чувства стало также сопереживание страданиям святых, Крестным Мукам Спасителя, что привело к широкому распространению страстных икон (вплоть до появления в иконостасах дополнительных рядов Страстей Христовых и апостольских страданий).

Русское искусство первой половины XVII в. проходит под знаком скорее мелкой и плоскостной формы, нагруженных композиций, обильного орнамента. Колорит русских икон XVII в. изменился: вместо красного цвета — коралловый, вместо зеленого и синего — многочисленные смешанные оттенки. В иконах сияют и переливаются роскошные одежды персонажей, разноцветные постройки, купола и башенки. Такие иконы словно отражают красоту, нарядность и изобилие сотворенного мира, своими мажорными интонациями они славят православную веру. Замечательный пример — икона «Сретение иконы Владимирской Богоматери», которая выглядит как гимн во славу Богородицы, Ее чудотворного иконного изображения, российского народа и его столицы — Москвы.

В середине столетия в русской живописи происходит коренной перелом. Работа ведущих русских иконописцев, группировавшихся в Москве, вокруг Оружейной палаты при царском дворе, под руководством Симона Ушакова (1626 —1686), представляет собой явную параллель деятельности патриарха Никона. Симон Ушаков повторяет сюжеты величайших русских святынь, например «Троицы Ветхозаветной», создавая свой вариант знаменитой иконы Андрея Рублева. Он создает и такую икону, которая является прославлением русской истории и величайшей русской чудотворной иконы — «Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства — Похвала Богоматери Владимирской»). Это — изображение иконы в иконе, «Богоматери Владимирской» в окружении ветвей дерева, которое произрастает из Успенского собора в Московском Кремле. У корней этого дерева — строители собора и основатели московской государственности - князь Иван Калита и митрополит Петр, царь Алексей Михайлович с семьей, а в ветвях дерева, вокруг иконы — великие русские святители и преподобные.

Мастера Оружейной палаты, и прежде всего Симон Ушаков, обновили свои художественные приемы. Лики в их иконах — округлые, их объем передан при помощи светотени, постройки скопированы с западноевропейских гравюр. Однако было бы ошибкой считать эти новшества простым шагом к реалистическому искусству западноевропейского типа. Композиция этих икон условна, освещение не имеет реального источника, одежды носят иконный характер.

Русская иконопись второй половины XVII в. — это явление культуры Позднего Средневековья. Иконописный стиль мастеров Оружейной палаты просуществовал долго. Его отголоски видны и в первых русских портретах - парсунах очень напоминающих иконы. Несмотря на реформы царя Петра I на рубеже XVII—XVIII вв., многие русские иконописцы продолжали еще долго работать в этом ключе, но центр развития русского искусства переместился в светское (нецерковное) искусство, которое стало отражением реформ ПетраI в культуре.




2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!