СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Портреты великих людей…», посвященного Д.И.Менделеева.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий устного химического журнала «Портреты великих людей …», посвященного Д.И.Менделеева.

Цель урока:

  • образовательная – расширить образовательное пространство учащихся: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, жизни и деятельности ученого-энциклопедиста Д.И.Менделеева, многообразия его натуры, многосторонности интересов;  ознакомить учащихся с биографией и открытиями русского учёного Д.И. Менделеева. Доказать неоценимый вклад ученого в процветание России.
  • развивающая совершенствовать умения учащихся самостоятельно работать с дополнительной научной литературой,  развивать умения выбирать источники информации в соответствии с целями и условиями познавательной деятельности.   Отрабатывать с учащимися навыки работы с компьютерными программами: Microsoft Word, PowerPoint для оформления результатов своей творческой работы.  Развивать у учащихся чувство личной сопричастности и гордости  к великому научному подвигу нашего соотечественника Д.И.Менделеева;
  • воспитательная формировать у учащихся чувство национальной гордости за своего великого соотечественника Д.И.Менделеева; воспитывать информационную культуру личности, самостоятельность, чувство взаимопонимания, творческий интерес и активность.

Оснащение урока

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Записи классической музыки.

Ход мероприятия.

1 страница.  Загадочный портрет.

Догадайтесь, кто на портрете?

На экране -  задрапированный портрет.

Двое ведущих по очереди читают ключи  к отгадке (подсказки).

1. Большой ударный кратер на обратной стороне Луны  назван в его  честь в 1970 году. 

2. Его имя занесено на доску почета Бриджпортского университета США рядом с именами Архимеда, Евклида, Галилея, Ньютона, Коперника и Лавуазье.

3. Его  очень интересовала нефтяная промышленность Пенсильвании, которую он хотел сравнить с нефтяным делом  на Кавказе. В 1876 году ученый едет в  США, как официальный представитель России на всемирной выставке, посвященной столетию независимости США.

4. Назначение  его  на должность управляющего Главной палаты мер и весов сыграло   решающую   роль  в  развитии метрологии. Главной его научной заслугой в области мет­рологии обычно считается установление приемов метро­логического, т. е. образцово точного, взвешивания. 

5.  Какой я химик?... Я политико-эконом! – говорил этот ученый о себе

И подтвердить эти слова  могут его  25 томное собрание сочинений по экономике.

7. Он – создатель Русского химического общества, автор учебников «Основы химии» и «Органическая химия», гидратной теории растворов.

 Конечно вы догадались, о ком идет речь.

С портрета убираем драпировку. На экране – портрет Д.И.Менделеева

«Мир сложен: Он полон событий, сомнений, И тайн бесконечных, и смелых догадок.

Как чудо Природы, Является гений И в хаосе этом Находит порядок... Весь мир большой: Жара и стужа, Планет круженье, свет зари – Все то, что видим мы снаружи, Законом связано внутри. Найдется ль правило другое, Что целый мир объединит? Таблицу Менделеев строит, Природы ищет алфавит».

Ведущий 2.   Перелистнем страничку нашего журнала и познакомимся  с семейной историей Дмитрия Ивановича Менделеева. На экране портреты родителей Менделеева и его генеалогическое древо.

2 страница. Семейная история

Знаете ли вы,  что…

Д.И.Менделеев был 17 /последним/ ребенком в семье. Ко времени рождения в семье Менделеевых осталось в живых два брата и пять сестер, восемь детей умерли еще в младенческом возрасте и троим из них родители не успели дать даже имени.

У Дмитрия Ивановича, как известно, фамилия Менделеев, хотя дед его звался Соколов. Отец. - Иван Павлович родился в 1783 г. в семье священника Павла Максимовича Соколова. Четырем его сыновьям, как это было принято тогда у священнослужителей, были даны разные фамилии. Отец Дмитрия Ивановича получил фамилию соседских помещиков Менделеевых, один из братьев сохранил фамилию Соколов, два других стали именоваться Тихомандрицким и Покровским.

В год его рождения отец ослеп и вышел на пенсию. По линии отца Дмитрий Иванович был причастен к интеллектуальной части российского общества: дед – сельский священник, отец – учитель гимназии, преподающий философию, изящные искусства, политическую экономию, логику русскую словесность. По материнской линии в его роду были «деловые люди» - купцы Корниловы.  Маленький Митя рано проявил способности к арифметике, обладал сообразительностью и хорошей памятью. Окончил гимназию он рано, в 15 лет. Из-за смерти отца семья переехала в Москву к брату. Однако учеников Тобольской гимназии не принимали в Московский университет, пришлось поступать Дмитрию в Петербургский Главный педагогический институт. Осенью 1850 года умерла мать, а вскоре и брат, который материально помогал Дмитрию. Умерла старшая сестра от туберкулеза. У него самого горлом порой шла кровь. Он подолгу лежал в больнице. Врач однажды, думая, что больной спит, бросил: «Этот уже не поднимется». Иного молодого человека все это могло выбить из колеи, ввергнуть в отчаяние. С Менделеевым этого не произошло. Он окончил институт с золотой медалью. Менделеев никогда не ограничивал своего умственного кругозора узкой областью специальных исследований. Уже в институте, несмотря на слабое здоровье, он всерьез занимался математикой, физикой и биологией, в то же время посещая лекции на историко-филологическом факультете.             Менделеев был дважды женат.

Первый брак Дмитрия Ивановича действительно нельзя назвать счастливым. 29 апреля 1862 год он женился на Феозве Никитичне Лещевой. Первая жена Феозва Никитична не интересовалась научной работой мужа, а его беспокойный образ жизни вызывал только ее раздражение.

В этом браке родились два ребенка: сын Володя и дочь Ольга. Детей Менделеев очень любил, а вот отношения с женой складывались холодно. В результате, она дала ему полную свободу, при условии, что он сохранит официальный брак. В 43 года Дмитрий Иванович влюбился в 19-летнюю Анюту Павлову. Эти отношения в начальной стадии были очень сложны. Отец Анюты был против и просил Менделеева оставить его дочь в покое. В результате Анюту отправили за границу, куда Дмитрий Иванович, потеряв голову, помчался за ней следом. Развод в те годы был очень сложным процессом. Чтобы помочь гениальному человеку устроить свою личную жизнь и ради сохранения психического здоровья Менделеева, его друзья Бекетов Н.Н. и Ильин Н.П. просили у первой жены разрешения на развод. Жена дала согласие, однако церковь наложила на Менделеева шестилетнее покаяние, в течение которого он не мог венчаться вновь. Но в апреле 1882 года вопреки этому решению священник Адмиралтейской церкви Куткевич за 10000 рублей обвенчал Менделеева и Попову, За нарушение запрета Куткевич был лишен духовного звания.

Этот брак оказался очень удачным. Супруги хорошо ладили и прекрасно понимали друг друга. У Дмитрия Ивановича и Анны Ивановны было четверо детей. Дочь - Любовь Дмитриевна /1881 -1939/ окончила Высшие женские курсы в Петербурге. В 1903 г. вышла замуж за поэта Александра Блока. В сезон 1907-1908 г. играла в труппе Мейерхольда и в театре Комиссаржевской. Впоследствии Блок посвятил Любе "Стихи о Прекрасной Даме".

Ведущий 1. Имя Менделеева можно встретить не только на страницах учебников, но и на географической карте Земли  и даже Луны.

3 страница - географическая

Ведущий 2. Давайте познакомимся с этими замечательными географическими объектами поближе.

Ученик 1 Кратер МенделеевБольшой ударный кратер на обратной стороне Луны, названный в честь выдающегося русского химика Д. И. Менделеева в 1970 году.

Ученик 2Вулкан имени МенделееваДействующий вулкан на юге острова Кунашир, в Сахалинской области.  Высота 890 м. Последнее извержение было  в 1880.

Ученик 1Хребет МенделееваХребет Менделеева в Северном ледовитом океане является продолжением континентального шельфа России.

Ученик 2.Город МенделеевскРасположен в Прикамье, на р. Тойма (приток Камы), в 4 км от пристани Тихие Горы (на Каме), в 238 км к востоку от Казани.

Ученик 1Поселок МенделеевоПоселок расположен  на реке Вежа, правом притоке реки Обва, центр Менделеевского сельского поселения. Поселение возникло в 1899 г. при строительстве Пермь – Котласской железной дороги. Первоначальное название – станция  Савино (название дано по близлежащему селу (ныне деревня) Савино, а то, в свою очередь, получило его от имени местного жителя Савы Турпанова). В 1914 году станция Савино была переименована в Менделеево – в память о великом русском ученом-химике Дмитрии Ивановиче Менделееве, приезжавшем на Западный Урал в 1899 году.

 Ученик 2Станция «Менделеевская»

«Менделеевская» станция метро Серпуховско - Тимирязевской линии. Открыта в 1988 году.

Ученик 1   Менделеевская линия (Санкт-Петербург)

Менделеевская линия — улица на Васильевском острове в Санкт - Петербурге.

Ведущий 1.

Страница 4. Научные заслуги химика  Менделеева

Ведущий 2

В 1905г. Д.И.Менделеев скажет:

«Всего более четыре предмета составили моё имя….. Тут моё богатство. Оно не отнято у кого-нибудь, а произведено мною…»

Он имел в виду  свои великих открытиях:

  1. Периодический закон
  2. Исследования упругости газов
  3. Понимание растворов как ассоциации
  4. Учебник «Основы химии»

Ведущий 1 Группа ребят нашей школы провела исследование научной деятельности Менделеева и обнаружила огромное количество интересных фактов.  Некоторые из них  они  предоставили нашему вниманию.

Ученик 1

Различные энциклопедии дают краткие сведения о жизни и деятельности великого русского ученого, но одно перечисление проблем, которыми занимался Д.И.Менделеев занимает довольно много места. Вот основные научные интересы его:

Ученик 2. — Величайшей заслугой было открытие в 1869 году Периодического закона химических элементов, одного из основных законов естествознания, и создание на его основе периодической системы элементов. Первый вариант периодической таблицы он напечатал в виде отдельного листка под названием "Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве" в феврале 1869 г. [17 февраля (1 марта)].

Ученик 4. — Написал классический труд “Основы химии” (1869-1871), где изложил неорганическую химию с точки зрения периодического закона (еще при жизни автора “Основы химии” издавались восемь раз и были переведены на многие иностранные языки). Огромную роль сыграли "Основы химии" в развитии отечественного химического образования. При жизни Менделеева они издавались восемь раз. Первое издание в 4-х выпусках увидело свет в 1868 - 1871 гг., восьмое -- в 1905-1906 гг. Еще пять раз книга переиздавалась в советский период.

Ученик 5. — Создал первый русский оригинальный учебник “Органическая химия” (1861), за что ему была присуждена демидовская премия Петербургской академии наук. “По богатству и смелости научной мысли, оригинальности освещения материала, влиянию на развитие и преподавание химии этот труд Менделеева не имел равного в мировой химической литературе” (“Самые знаменитые люди России”, М., “Вече”, 1999).

Ученик 6. — Разработал в 1887 году химическую, “гидратную”, теорию растворов (гидраты — соединения водорода с другими химическими элементами), явившуюся одной из основ современной теории растворов.

— Изучал зависимость объемов газов и жидкостей от температуры и давления и вывел в 1874 году общее уравнение состояния идеального газов (Закон Менделеева-Клапейрона), связывающее объем и давление газа с его массой и температурой — основное соотношение газодинамики.

Ученик 2.— В области метрологии разработал физическую теорию весов, точнейшие приемы взвешивания и основал Главную палату мер и весов.

— В 1890-91 годах предложил способ получения нового вида бездымного пороха (пироколлоидного) и организовал его производство.

Ученик 3. заложил основы такого важнейшего технологического процесса, как крекинг нефти, процесс получения легких моторных топлив из тяжелых нефтепродуктов. Д.И.Менделеев, описывая процесс пере­работки нефти, показал, как применяемые различные способы (изменение технологии процесса) могут увеличить количество полу­чаемых ценных продуктов и сократить отхо­ды производства.

Ученик 1. — В 1888 году впервые высказал идею подземной газификации угля.

Ученик 2. — Неоднократно указывал на необходимость рационального использования природных богатств страны и применения химии в различных отраслях хозяйства. В частности, уделял внимание вопросам применения химических удобрений в сельском хозяйстве.

Ученик 3. — Разрабатывал проблемы орошения почв в районе нижней Волги, улучшения судоходства на реках России.

Ученик 4. — Занимался проблемами освоения Арктики.

Ученик 5. — Научно обосновал в своей диссертации соединении спирта с водой” (1865) процесс получения водки и стал родоначальником нового направления в науке — алкоголиметрии.

Менделеев водку не изобретал. Им был написана и защищена докторская диссертация «Рассуждение о соединении спирта с водою». Еще один спорный факт, это утверждение о том, что Менделеев предложил выпускать водку крепостью 40 градусов. На самом деле в его трудах эта цифра не прослеживается. По некоторым источникам, он предлагал делать водку крепостью 38 градусов, считая такую крепость идеальной. Однако в дальнейшем это число было округлено до 40.  Ученик 4. Д.И.Менделеев придавал большое значе­ние контролю за составом и количеством продуктов горения или дыма. Таким образом, Д.И.Менделеев в своих трудах обозначил следующие направления в решении экологических проблем химии ат­мосферы: контроль химического состояния атмосферы, определение источников загряз­нений, анализ эволюции химических загряз­нений, создание эффективных методов ана­лиза химических загрязнений.

Ученик 5. Д.И.Менделеев придавал большое значе­ние переработке остатков (отбросов) произ­водства. Он обращал внимание на то, что в результате утилизации отбросов происхо­дит превращение бесполезного материала в ценные по свойствам товары и считал это важнейшим завоеванием техники.

Ученик 6. По мнению Д.И.Менделеева, наиболее выгодно такое производство, кото­рое основано на использовании "везде нахо­дящихся обыкновенных веществ". В своих работах о стекольном производ­стве ученый описал применение такого об­щедоступного "повсюдного" вещества, как кремнезем. Одно из его применений — про­изводство жидкого стекла, или стеклянной поливы. Д.И.Менделеев высоко оценивал жидкое стекло, так как оно создавало по­верхностную защитную оболочку на матери­але (дереве, металле и др.), ограждающую его от взаимодействия с окружающей сре­дой, т.е. коррозии (разрушения), способст­вовало уменьшению потребности в органи­ческих веществах и могло быть получено из веществ, везде распространенных, "повсюд­ных''

Ученик 1. Д.И.Менделеев — автор более, чем 500 научных трудов по химии, физике, метрологии, воздухоплаванию, экономике, народному просвещению, народонаселению и др.

Ведущий 1. А сейчас мы приглашаем вас в Музыкальную гостиную

Ведущий 1

Менделеев любил и ценил музыку, хорошо в ней разбирался. Знаете ли вы,  кто из русских композиторов был соратником Менделеева в науке?  Как называется произведение этого композитора?

Звучит отрывок из оперы Бородина «Князь Игорь».

Ведущий 2

Произведения каких композиторов любил Менделеев?  Назовите автора.

Звучит музыкальный фрагмент произведения  П.И.Чайковского из балета «Лебединое озеро»

(Ответ. А.П.Бородина, М.И.Глинку, П.И.Чайковского, Л.Бетховена, Д.Верди.)

Ведущий 1. Страница 5. Друзья и соратники Менделеева

Ведущий 2

Всю жизнь Менделеев хранил в своей памяти образ матери; её портрет был в семейном альбоме, а впоследствии портреты матери и отца, написанные маслом Анной Ивановной Менделеевой, он поместил в своём домашнем кабинете на видном месте.

В 1887 году, 30 июля, заканчивая работу над монографией «Исследование водных растворов по удельному весу составил несколько вариантов посвящения этого труда своей матери.

«Посвящается памяти матери, Марии Дмитриевны  Менделеевой. вашего последыша (17 – го из рожденных вами) вы (подняли на ноги) вскормили своим трудом       (после смерти батюшки),  ведя заводское дело, вы научили любить природу с её правдой, науку с её истиной, родину со всеми её  нераздельнейшими  задатками, вы заставили научиться труду и видеть в нём одном всему опору, вы вывезли с этими внушениями и доверчиво отдали в науку, сознательно чувствуя, что это будет последнее ваше дело, вы и, умирая, внушали любовь, труд, настойчивость. Приняв от вас так много, хоть малым, быть может, последним трудом  Вашу память почитаю». 1

Ученик 1. В Главном педагогическом институте, где учился Д.И. Менделеев,  преподавали лучшие профессора того времени: математику – профессор М.В.Остроградский, физику – Академик Э.К.Ленц.  Однако больше всего он занимался химией под руководством А.А.Воскресенского.  Д.И.Менделеев, слушавший лекции А.А.Воскресенского по химии, подробно записывал их.

Ученик 2. В 1859 году талантливого ученого направили за границу «для усовершенствования в науках». В Париже он познакомился с Н.Н.Бекетовым, молодым русским ученым – химиком. Менделеев очень тепло и похвально отзывался о нём. Свое образование он продолжил в тихом городке Гейдельберге. Сам оборудовал домашнюю лабораторию, где много работал

Вместе с Д.И.Менделеевым в то время практиковались  и другие русские исследователи, среди них будущий великий физиолог И.М.Сеченов «отец русской физиологии»,

А.И.Бородин – русский композитор и химик,

семья двоюродной сестры А.И.Герцена – Пассек. Среди своих соотечественников Д.И. Менделеев чувствовал себя, как  в родной России.

                    Ученик .         Илья Ефимович Репин великий русский художник с мировым именем  – был завсегдатаем  Менделеевских  «сред ».

Ученик .      Александр Михайлович Бутлеров – еще один талантливый молодой ученый химик, который повышал свое образование за границей и в дальнейшем стал химиком с мировой известностью.  С Д.И. Менделеевым они поддерживали дружеские отношения. 

                 Ученик .  Архип Иванович Куинджи русский художник – передвижник и его семья были близкими друзьями Д.И. Менделеева.

Ученик 1. Эти молодые люди, любящие искусство, и науку ещё не были известны, каждый пошел своей дорогой в жизни, но все стали гордостью своего Отечества. 

Привычки   Д. И. Менделеева

Ведущий 1. У Менделеева было много привязанностей, пристрастий и привычек. Умеренный в одежде (дома носил широкую суконную куртку, пошитую по его же фасону, а модой – не интересовался, имел постоянного портного), он был умерен и в еде (обедал он всегда в 6 часов вечера, довольствуясь бульоном, ухой, рыбой; сам придумывал для себя блюда; идеи новых блюд сменяли друг друга и имели успех у знакомых).

Ведущий 2. Любимый напиток – чай. Чай заваривал сам, по своему способу (этому обучил и жену). Чаем угощал всех гостей. Крепкий, вкусный, сладкий и свежий чай, нередко с лимоном, можно было отведать только у Д.И.Менделеева.

Ученик1. Для лечения простуды он одевал халат на меху, высокие меховые сапоги, выпивал крепкий и сладкий чай, ложился на диван и надолго засыпал. Это он называл – выгонять хворь потогоном.

(Ответ. а.)а) гречневая каша, ячневая каша, отварной рис с красным вином, поджаренные на подсолнечном масле лепешки из вареного риса или геркулеса;Ведущий 1. А как вы думаете, что было  любимой пищей Менделеева:

б) пельмени, оладьи; в) шашлыки, блины.

Ученик 2. А спать Дмитрий Иванович умел и любил, причём спал крепко, и разбудить его порой было невозможно – даже если в этом была необходимость. Так, в 1874 году он и А.А.Иностранцев (1843-1919, известный русский геолог) отбыли в Зиновьево (имение Анциферова в Орловской губернии) для осмотра вероятного рудного месторождения. После обеда Менделеев заснул и не пробуждался 20 часов...

Ученик 3. Менделеев очень любил париться в бане... После бани опять пил чай и «чувствовал себя именниником».

Ученик 4. Одна из страстей Д.И.Менделеева – игра в шахматы. Был хорошим шахматистом, играл, как и трудился, - запоем. Менделеев посещал шахматный клуб, покупал и изучал шахматную литературу, в путешествия брал с собой шахматную новинку – карманные шахматы. Шахматы считал искусством, видел в них полезность, за шахматной доской по-настоящему отдыхал.

Ученик 5. Ещё одной страстью Д.И.Менделеева были книги. В его кабинете они были везде – по всем отраслям знаний. Даже революционно-политическая литература. Он любил читать приключенческую литературу, считая её хорошим отвлекающим средством. Когда он очень уставал, любил слушать и читать классиков: Байрон, Пушкин, Майков, Тютчев. Уважал Шекспира, Гёте, Шиллера, полагал, что Сервантес и Гоголь «переживут тысячелетия».

Ученик 3. Одно из любимых занятий Менделеева – клейка чемоданов, дорожных ящичков, футляров для альбомов, коробочек, шкатулок... В этом он достиг высокого мастерства. После операции по удалению катаракты клеил вслепую. Считал это занятие формой отдыха. Благодаря двум операциям, удачно проведенным профессором И.В.Костеничем, катаракта была удалена и зрение к Менделееву вернулось. Ведущий 1. Вы видите, насколько многогранна личность Менделеева. Невозможно за один вечер рассказать о нем все.

Ведущий 2. Надеемся, что наше выступление станет для вас поводом познакомится с личностью Дмитрия Ивановича Менделеева подробнее.

Попробуй ответить:

Как вы думаете, что сказал Менделеев, когда услышал как кто-то из учеников назвал его гением?

                          Услышав  однажды,  как  кто-то  из  его учеников произнес это вслух,  рассердился всерьез, замахал руками и крикнул сварливо: <Какой там гений! Трудился всю жизнь, вот и гений...>

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!