Портреты советской интеллигенции,
созданные М.Нестеровым в 1930-х гг.
Михаил Васильевич Нестеров - русский и советский художник, живописец, участник товарищества передвижных выставок и Мира искусства, Академик живописи (1898), Заслуженный деятель искусств РСФСР.
М.В. Нестеров внес значительный вклад в русскую портретную живопись. У Нестерова, который не считал себя до революции портретистом, тем не менее оказался колоссальный опыт работы в этом жанре. К каждой своей картине он писал множество портретных этюдов. Человеческое лицо, выражение глаз всегда составляли для него основу всей картины. «В лице для меня была душа человека. Есть душа — есть и картина, нет души — нет и картины».
Нестеров никогда не писал заказных портретов. Его героями становились только близкие ему по духу люди.
М.В.Нестеров создал целую галерею образов религиозных искателей, мыслителей и подвижников: отца Павла Флоренского и С. Н. Булгакова («Философы», 1917), И. А. Ильина («Мыслитель», 1921—1922), С. Н. Дурылина («Тяжелые думы»,1926). Эти портреты как бы восполняют один другого в области религиозных исканий, мысли и подвига.
Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский)
М.В. Нестеров создает выдающиеся образы современников, деятелей науки и искусства (портреты П. и А. Кориных, А. Северцова, С. Юдина, И. Шадра, И.Павлова, Е.Кругликовой и мн др.).
Портрет академика А.Н. Северцова
Эти портреты выдвинули художника в ряд ведущих живописцев - реалистов эпохи. Работы объединяет ощущение богатства духовной жизни, разнообразие характеров, с замечательной точностью отраженных в пластике, рельефное выражение душевного склада и настроения человека.
Особый интерес представляет «Портрет академика И.П. Павлова» (1935).
Глядя на него сразу видно, что этот красивый седой старик, несмотря на свой возраст, крепок физически и полон живой, кипучей энергии.
Портрет академика И.П. Павлова
Очень выразительно лицо Павлова: высокий, открытый лоб с глубокими морщинами, серьезный взгляд сквозь очки, белизна седых волос и бороды. Эти черты очень скупо, но тем не менее необыкновенно точно передают облик академика, его острый ум и вспыльчивость характера.
Для Нестерова в портрете совершенно невозможен был метод холодного отстраненного видения. Нестеров писал человека не иначе, как находясь под сильным обаянием и впечатлением от него. Его героями чаще всего становились неординарные творческие личности.
В эту галерею портретов органично входит портрет П. Д. Корина, которого Нестеров признавал своим единственным преемником. Он ценил его глубокую порядочность, с любовью следил за его творчеством. П.Д.Корин предстает на портрете 1925 года чуждым суеты, преданным искусству.
Портрет П.Д. Корина
Своей образной концепцией этот портрет родственен портрету В. М. Васнецова, написанному Нестеровым в том же 1925 году. Данью глубокого уважения и дружбы стал этот великолепный по живописи, искренний и сердечный по внутреннему звучанию портрет. Взыскательный к себе Нестеров был им доволен. С В.М.Васнецовым автор был связан многолетней дружбой, начавшейся в годы их совместной работы над росписями Владимирского собора. Нестеров искренне сожалел, что современное поколение «недодало Васнецову в оценке». Возможно, стремясь как-то исправить искаженное восприятие васнецовского творчества, Нестеров пишет его портрет.
Как важную миссию осознает он свою работу над портретами современников, торопясь запечатлеть дорогие ему образы. « Пока эти люди существуют, я не устану ими любоваться. Любоваться моральными, душевными их свойствам».
Если сравнивать портреты Нестерова советского периода с его произведениями 19 века, то необходимо отметить, что его раннее творчество носило, преимущественно, религиозный характер. В ранних произведениях («Христова невеста», «До государя челобитчики», «Святая Русь» и др.) автор прежде всего стремиться показать едва заметное внутреннее состояние человека, его настроение, настороженную таинственность, загадочность. За картину «Видение отроку Варфоломею» Нестерова называли декадентом и мистиком.
В религиозных композициях Нестерова проявлялось его увлечение символизмом и романтизмом. Портретное искусство М.В. Нестерова советского периода всегда было глубоко реалистичным.