СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портрет в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по по повести Пушкина "Барышня- крестьянка", вошедшей в сборник "Посести Белкина"

Просмотр содержимого документа
«Портрет в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»»

Тема урока: Портрет в повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка».

Цели:

1.Познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести.

2.Формировать умение анализа художественного текста.

3.Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека.

Оборудование: тексты повести «Барышня – крестьянка», карандаши, бумага.

Методические приемы: сообщение учащегося; рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа; комментированное чтение; составление масок персонажей; сравнительный анализ персонажей.

Ход урока

  1. Слово учителя

Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с циклом повестей, имеющих название «Повести Белкина». Написаны они были в Болдино, осенью 1830 года. Полное название этого произведения «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П. (знаменитая болдинская осень – самый плодотворный период в творчестве Александра Сергеевича), это цикл (группа) повестей, состоящий из 5 произведений, перечислите их

/«Выстрел»

«Метель»

«Гробовщик»

«Станционный смотритель»

«Барышня-крестьянка»/


Автором повестей заявлен некий Иван Петрович Белкин, к тому же покойный.

Это, конечно, литературная мистификация

/литературная мистификация – намеренное введение в обман, в заблуждение/


-Почему так поступил Пушкин? Версий много, это и дань своему времени (тогда это было модно), и возможность писать от лица человека простого, якобы слышавшего эти истории от разных людей – все это должно было придать рассказам достоверность, жизненность.

Но, конечно, широкая публика очень скоро узнала настоящего автора.


-На сегодняшнем уроке мы с вами работаем над повестью Пушкина «Барышня-крестьянка».

  1. Беседа

«Барышня – крестьянка» является пародией на романтические и сентиментальные произведения того времени. (Словарная работа – что такое пародия?)(подражание) Значит, мы будем читать не совсем серьезное произведение Пушкина. Тем не менее в нем Пушкин рассуждает об очень серьезных проблемах, но с юмором.

-Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на ее заголовок и эпиграф.

- Как вы можете объяснить заголовок?

-Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка? (Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего.)


- Что дает совмещение этих слов? (Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения.


-Как называется этот прием противопоставления?(Антитеза. Прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.)



- Объясните смысл эпиграфа (.Во всех ты, душенька, нарядах хороша)

(Эпиграф взят из поэмы И. Богдановича «Душенька» и является как бы нравственной характеристикой героини, которая «хороша» и в дворянском, и в крестьянском облике.)

ВЫВОД: Судя по названию и эпиграфу, главной героиней будет девушка, показанная в противоречивой ситуации и сохранившая в ней высокие нравственные качества.


Вернемся к теме урока

-Что такое портрет? (жанр живописи) (Слайд)

-Где мы можем увидеть портрет? ( на выставке, в галерее)

-Кто создает портреты? (художники)

- С помощью чего создают они свои портреты? (кисти, краски)

-А может ли быть портрет в литературном произведении?

- С помощью каких средств создается портрет в литературе? ( с пом. худ. средств выразительности)

-Давайте восстановим толкование этого понятия, вписав необходимые слова.

( Слайд)


  1. Обсуждение персонажей повести .

Анализ персонажей повести начнем со старшего поколения .Будем проводить сопоставительный анализ (отличия):

Провинциальный помещичий быт воплощен в колоритных фигурах «медведя» Ивана Петровича Берестова и англомана Григория Ивановича Муромского.Различие привычек, вкусов, способов ведения хозяйства и ,наконец, самих характеров этих героев Пушкин показывает с ироничной улыбкой.


По ходу работы заполняем сопоставительную таблицу

- Как зовут отцов благородных семейств? Что мы о них узнаем? Зачитать.

-Что общего в их судьбах?

-Что их отличает?

- Каковы отношения между ними?

/«Из всех людей, осуждавших его /Муромского/, Берестов отзывался строже всех.

Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера»/

- Как реагировал Муромский?

/«Англоман выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты. Он бесился и… прозвал своего зоила медведем и провинциалом»/

- Объясните значение слов «англоман»? «зоил»?

/зоил – завистливый критик, по словарю В.И.Даля;

англоман – человек, испытывающий пристрастие ко всему английскому/


Вывод: пред нами типичные помещики того времени: один – настоящий хозяин своего поместья; другой – оригинал, живущий на иностранный манер. Оба типа помещиков характерны для поместного дворянства того времени, а описание уклада их жизни – позволяет познакомиться с миром русской усадьбы.


Заполнение сравнительной таблицы

Иван Петрович Берестов

Григорий Иванович Муромский

1.Ведет хозяйство на русский манер:

«В будни он ходил в плисовой (словарн. раб.) куртке, по праздникам надевал сюртук (словарн. раб.) из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей».




2.Из людей, осуждавших Г.И. Муромского, «Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера».

  1. Англоман:

«…развел он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля он обрабатывал по английской методе…» (В отличие от геометрически правильного французского сада английский подобен естественному лесу.)

2.Григорий Иванович «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым».

Англоман «выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты».




Между ними непримиримая вражда! Однако отметим иронию Пушкина в описании отношений Берестова – старшего и Муромского.

В их изображении Пушкин использует прием антитезы.

Однако, несмотря на отличия, у них много общего:


1.Иван Петрович Берестов – русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу.

1.Григорий Иванович Муромский. «Это был настоящий русский барин».

Любил «проказничать».

2. Оба были женаты по любви и овдовели, оставшись с одним ребенком.



Благодаря общности жизни Берестов – старший и Муромский смогли найти в конце концов общий язык и помириться. И произошло это ,когда речь зашла о взаимовыгодном для них браке детей, ничего не подозревавших о решении родителей.

Младшее поколение

- Давайте отметим, какие характеристики соответствуют Лизе, а какие Алексею.

( Соединить стрелочками)

- Заполним таблицу. Что нам известно о них?


Алексей Берестов

Лиза (Бетси) – Акулина (имя героини выбрано не случайно: у всех на слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью, боярскую дочь» Карамзина).

1.Характеристика персонажа, портрет:

«Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного).

Он был, «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».

«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума.

1.Характеристика персонажа, портрет:

«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон…»

«За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня».








-Поступки и речь героев тоже являются характеристикой их внутреннего мира.

-Лиза надевает маски: сначала простолюдинки Акулины, а потом жеманницы Бетси.

- Меняется ли характер Лизы или только ее роли?

-Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии?

-Посмотрим сцену, которая нам это объяснит


VI. Инсценирование отрывка из повести

— Ну, Лизавета Григорьевна, — сказала она, входя в ком­нату, — видела молодого Берестова; нагляделась довольно; целый день были вместе.

— Как это? Расскажи, расскажи по порядку.

— Извольте-с: пошли мы, я, Анисья Егоровна, Ненила, Дунька...

— Хорошо, знаю. Ну потом?

— Позвольте-с, расскажу всё по порядку. Вот пришли мы к самому обеду. Комната полна была народу. Были колбинские, захарьевские, приказчица с дочерьми, хлупинские...

— Ну! а Берестов?

— Погодите-с. Вот мы сели за стол, приказчица на первом месте, я подле нее... а дочери и надулись, да мне наплевать на них...

— Ах, Настя, как ты скучна с вечными своими подробно­стями!

— Да как же вы нетерпеливы! Ну вот вышли мы из-за стола... а сидели мы часа три, и обед был славный; пирожное бланманже синее, красное и полосатое... Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился.

— Ну что ж? правда ли, что он так хорош собой?

— Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Строй­ный, высокий, румянец во всю щеку...

— Право? А я так думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?

— Что вы? Да этакого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.

— С вами в горелки бегать! Невозможно!

— Очень возможно! Да что еще выдумал! Поймает, и ну целовать!

— Воля твоя, Настя, ты врешь.

— Воля ваша, не вру. Я насилу от него отделалась. Целый день с нами так и провозился.

— Да как же, говорят, он влюблен и ни на кого не смотрит?

— Не знаю-с, а на меня так уж слишком смотрел, да и на Таню, приказчикову дочь, тоже; да и на Пашу колбинскую, да грех сказать, никого не обидел, такой баловник!

— Это удивительно! А что в доме про него слышно?

— Барин, сказывают, прекрасный: такой добрый, такой веселый. Одно нехорошо: за девушками слишком любит го­няться. Да, по мне, это еще не беда: со временем остепенится.

— Как бы мне хотелось его видеть! — сказала Лиза со вздохом.

— Да что же тут мудреного? Тугилово от нас недалеко, всего три версты: подите гулять в ту сторону или поезжайте верхом; вы верно встретите его. Он же всякий день, рано по­утру, ходит с ружьем на охоту.

— Да нет, нехорошо. Он может подумать, что я за ним гоняюсь. К тому же отцы наши в ссоре, так и мне всё же нельзя будет с ним познакомиться... Ах, Настя! Знаешь ли что? Наряжусь я крестьянкою!

— И в самом деле; наденьте толстую рубашку, сарафан да и ступайте смело в Тугилово; ручаюсь вам, что Берестов уж вас не прозевает.

— А по-здешнему я говорить умею прекрасно. Ах, Настя, милая Настя! Какая славная выдумка!




Алексей носит маску страдающего влюбленного, холодного ко всем барышням, потому что это модно в обществе, а с простыми крестьянками весел, мил, играет в горелки. С ними не нужно надевать маску, можно быть самим собой. Таким Алексей больше интересен Лизе.



- Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?


«…Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он собирался жениться на простой крестьянке, ослушавшись воли родителя.

Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность.

«Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны,… хотя предписания странной крестьянки казались ему тягостными».

Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея

Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства.


  1. Работа в группах

Учащиеся рисуют маски персонажей повести и словесно их описывают.

Берестов - старший – медведь (Муромский называл его «… медведем и провинциалом»).

Муромский – франт – англичанин (английская манера речи, монокль на глазу).

Алексей – маска страдающего влюбленного (напоминает маску Пьеро) и «доброго барина».

Лиза – две маски: смешной размалеванной француженки и крестьянки Акулины.

Истинное лицо, свои настоящие душевные качества герои повести прячут под масками. Однако некоторые маски, наоборот, подчеркивают красоту души персонажей.


  1. Составление сиквейна

Рекомендации по использованию приема "Синквейн".



1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
    2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
    3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
    4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение ктеме.
    5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.


Памятка по написанию синквейна
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно 2 прилагательных)____________________________
Действия (3 глагола)_________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути __________________________________________


Работа в парах

Составить сиквейн на тему:1группа- «Лиза» , 2 группа- «Акулина»

Зачитать полученные сиквейны.


Лиза

Жизнерадостная, артистичная

Скучает, забавляется, играет.

Проказы доставляют ей удовольствие.

Барышня.


Акулина

Милая, странная

Стесняется, трудится,учится

Имеет чувство собственного достоинства

Крестьянка


Инсценировка эпизода

 В тот же вечер призвал он сына в свой кабинет, закурил трубку и, немного помолчав, сказал:

-Что же ты, Алеша, давно про военную службу не поговариваешь? Иль гусарский мундир уже тебя не прельщает!..»

— «Нет, батюшка, — отвечал почтительно Алексей, — я вижу, что вам не угодно, чтоб я шел в гусары; мой долг вам повиноваться».

— «Хорошо, — отвечал Иван Петрович, — вижу, что ты послушный сын; это мне утешительно; не хочу ж и я тебя неволить; не понуждаю тебя вступить... тотчас... в статскую службу; а покамест намерен я тебя женить».

— На ком это, батюшка?— спросил изумленный Алексей.

— На Лизавете Григорьевне Муромской, — отвечал Иван Петрович; — невеста хоть куда; не правда ли?

— Батюшка, я о женитьбе еще не думаю.

— Ты не думаешь, так я за тебя думал и передумал.

— Воля ваша, Лиза Муромская мне вовсе не нравится.

— После понравится. Стерпится, слюбится.

— Я не чувствую себя способным сделать ее счастие.

— Не твое горе — ее счастие. Что? так-то ты почитаешь волю родительскую? Добро!

— Как вам угодно, я не хочу жениться и не женюсь.

— Ты женишься, или я тебя прокляну, а имение, как бог свят! продам и промотаю, и тебе полушки не оставлю! Даю тебе три дня на размышление, а покамест не смей на глаза мне показаться.




  1. Работа над композицией и сюжетом повести

- Как произошло последнее объяснение Алексея и Лизы? (Случайно, Алексей хотел объясниться с Лизой, рассказать о своей любви к Акулине и застал Лизу в своем истинном обличии.)

- А какова вообще роль случая в повести? Давайте перечислим случайности, которые двигают повесть. Так ли они случайны? Рассмотрим композицию. Напомним, как строится композиция:


На доске:

Экспозиция – завязка – кульминация – развязка – и - эпилог (не обязателен).

Э.: Рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.

З.: Настя, служанка Лизы знакомится с А. Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А. Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем.

К.: Случайная встреча с Лизой – Акулиной в ее доме. Кульминации предшествует еще одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым – старшим.

Р.: Отсутствует: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку…»

Так ли случайны случайности в повести? Поразмышляйте над этим вопросом дома.


  1. Домашнее задание

1.Составьте портретную характеристику близкого вам человека

2.Прочитать повесть «Выстрел».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!