СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.»

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

Цели: отработать высокую певческую позицию и гибкость при исполнении длинных фраз; работать над продолжительностью дыхания; завершить работу над художественным исполнением песен; повторить понятие «тоника»; работать над выстраиванием унисона; разучить новую песню; проанализировать средства му­зыкальной выразительности в романсах; познакомить с термином «лирика».

Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать музыкальные образы; определять средства музыкальной выра­зительности в романсах; понимать термин «музыка»; определять специфику лирической музыки.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под романс «Благословляю вас, леса» П.И. Чайковского, выходят из него после урока под «Оранжевую песенку» компози­тора К. Певзнера.

Оформление доски: репродукции картин с изображением рус­ской природы; нотные записи первых строчек романсов «Бла­гословляю вас, леса» и «Звонче жаворонка пенье»; портреты Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Э. Грига.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Учащиеся повторяют распевания «Журавель, журавель», «Книга — книгой».

Исполняют 1-ю фразу песни «Родина» от разных звуков вос­ходящей хроматической гаммы.

Проводится ритмический диктант, в ходе которого педагог предлагает школьникам отгадать по ритмическому рисунку про­изведения «Как у наших у ворот», «Оранжевая песенка», «Ро­дина».

Затем педагог дает психологический настрой на занятие.)

— Сядьте удобно, закройте глаза.

(Педагог произносит фразы, которые школьники повторяют хором.)

— Мы готовы к занятию музыкой.

— У нас хорошее настроение.

— Мы будем слушать музыку внимательно.

Откройте глаза, посмотрите на меня. А теперь я задам вам два вопроса, а вы кивните головой, отвечая на них. (Педагог задает вопросы.)

— Вы готовы к работе на занятии по музыке?

— У вас хорошее настроение?

Глубоко вдохните и приготовьтесь хорошо работать на уроке.

II. Песня «Родина» - повторение, продолжение разучивания

— Угадайте, мелодия какой песни сейчас прозвучит. (Педагог исполняет на инструменте мелодию песни «Родина».)

— Кто помнит слова 1-го куплета песни «Родина»? (Школьники повторяют 1-й куплет песни «Родина», отдельно репетируют пение слов с распевами слогов. Куплет исполняется с запевалой.)

Сегодня вы разучите песню до конца. Вот слова 2-го куплета.

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря.

Это русские картины,

Это родина моя.

В этом куплете вам встретились новые слова. Здесь есть слово­сочетание «горы-исполины». Слово «исполин» означает «великан, гигант».

— Как вы понимаете смысл словосочетания «горы-исполи­ны»? (Это очень высокие горы.)

(Разучивание 2-го куплета и его исполнение.)

— Можно этот куплет спеть с солистом? (Да.) (Педагог назначает солиста.)

Вот слова последнего, 3-го куплета.

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья.

Это русская сторонка,

Это родина моя.

Обратите внимание на то, что в 3-м куплете в слове «жаво­ронок» ударение падает на третий слог: «Слышу пенье жаво-рОнка». Иногда во время пения приходится делать ударение не на том слоге, где мы привыкли, а на том, где этого требует музыка.

(Проводится разучивание 3-го куплета и его исполнение, по­сле чего песня исполняется целиком.)

— С каким чувством надо петь эту песню? (С гордостью за свою страну, с восхищением перед русской природой.)

(Педагог читает ребятам стихотворение «Родина».)

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

3. Александрова

— Исполните песню плавно — легато, но в то же время торже­ственно, гордо.

(Учащиеся исполняют песню.)

— О какой природе говорится в куплетах песни «Родина»?

— О каких звуках природы идет речь в 3-м куплете? (О пенье жаворонка, трелях соловья.)

— Что такое фермата? (Исполнение звука протяжно, долго, остановка на звуке.)

— Где в песне «Родина» встречается фермата? (В каждом ку­плете при переходе между второй и третьей строчке.)

III. Повторение термина «тоника»

Вам известно такое слово — тоника? Это главный звук му­зыкального произведения, на тонике обычно кончается песня или другое музыкальное произведение. Поскольку каждое про­изведение написано в каком-то ладу, например в мажоре или в миноре, то слово «тоника» определяется так: главный, опорный звук лада.

— Запишите это к себе в тетради.

Попробуйте спеть последнюю строчку песни «Родина», не до­ведя ее до тоники: «Это родина мо...» (Школьники выполняют задание.)

— Вам ясно, что это произведение не закончено?

— Что надо сделать, чтобы завершить песню? (Спеть ее до кон­ца, до тоники.)

Поиграем в игру «Найдите тонику». Я исполню на инстру­менте знакомые произведения, но не закончу их, остановлюсь на предпоследнем звуке, перед тоникой. А вам надо во время зву­чания песни петь ее про себя, а тонику спеть вслух.

(Педагог исполняет последние строчки известных песен, де­лая остановку перед тоникой, при этом может петь начало стро­чек, чтобы дать подсказку ребятам, а потом сжать губы, дав тем самым указание: «Поем без слов, про себя».)

Ай-люли, у ворот,

Ай-люли, у во... (-рот).

Оранжевые песни

Оранжево по... (-ют).

Это русское раздолье,

Это русская зем... (-ля).

IV. Исполнение песен

(Школьники исполняют «Оранжевую песенку» с солистом и дирижированием и песню «Как у наших у ворот» с танцеваль­ными движениями и по ролям.)

V. Знакомство с новым материалом

- Вам знакома фамилия композитора Н.А. Римского-Корсакова?

(Педагог показывает портрет композитора.)

- Какие музыкальные сочинения этого композитора вы слушали раньше? («Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».)

- Какие это были три чуда? (Белочка, богатыри и Царевна Ле­бедь.)

- Как музыка изображала волшебную белочку? (В мелодии звучал напев русской народной песни «Во саду ли, в огороде», которую, согласно сказке А. С. Пушкина пела белочка.)

- Как музыка изображала богатырей? (Сначала музыка звуча­ла чуть слышно, как будто богатыри шли издалека, а потом звучание оркестра усиливалось, словно богатыри подходили все ближе и ближе. Затем музыка вновь затихала, давая понятъ, что богатыри уходят в море.)

- Музыка к отрывку про Царевну Лебедь состоит из двух частей. Что рисует каждая часть? (В первой части музыка рисует птицу, плывущую по волнам, а во второй части -t пре­вращение лебедя в прекрасную девушку.)

На прошлом уроке вы сочиняли импровизацию к началу сти­хотворения А. Толстого «Звонче жаворонка пенье». Эти строч­ки - начало романса, который написал композитор Н.А. Римский-Корсаков. Послушайте стихи поэта А. Толстого, на которые написан этот романс.

Звонче жаворонка пенье,

Ярче вешние цветы,

Сердце полно вдохновенья,

Небо полно красоты.

Разорвав тоски оковы,

Цепи пошлые разбив,

Набегает жизни новой

Торжествующий прилив,

И звучит свежо и юно

Новых сил могучий строй,

Как натянутые струны

Между небом и землей.

— Теперь послушайте романс «Звонче жаворонка пенье» ком­позитора Н.А. Римского-Корсакова.

— О каком времени года поется в этом романсе? (О весне.)

— Каков характер музыки? (Громкий, бурный, радостный, бле­стящий, торжественный.)

— Кто исполнял романс? (Певица и музыкант-пианист.)

— Есть ли в этом романсе инструментальное вступление и за­ключение? (Да.)

Музыка словно рисует быстрые взмахи крыльев маленькой птички, которая радуется приходу весны.

— С какого звука начинается романс? (С высокого и длинного, словно на нем происходит остановка перед последующим дви­жением мелодии вниз.)

— У этого романса несложная форма, в нем, как в песне, три куплета. Повторялась ли главная музыкальная тема в кон­це? (Да, в конце романса повторялась мелодия, которая зву­чала вначале.)

— Сколько частей в этом романсе? (Три.)

— Как называется в музыке повторение главной темы? (Ре­приза.)

— Крайние части романса повторялись, а средняя часть име­ла самостоятельную мелодию. Как называется такая музы­кальная форма? (Трехчастная репризная.)

Давайте сыграем в игру. Я буду давать определения музыке романса, а ваша задача — повторить за мной слова, если они пра­вильные, и промолчать, если я дам неверное определение.

(Педагог называет следующие определения: бодрая, энергич­ная, слабая, громкая, свежая, полная сил, жалобная, напористая, тихая, жизнерадостная, ликующая.)

Посмотрите, как выглядит нотная запись начала романса. Сразу обратите внимание на первый звук - высокий, продол­жительный, от которого потом мелодия движется вниз. Спойте первую фразу романса, покажите рукой движение мелодии.

(Класс хором поет начало романса.)

— Сравните нотные записи романсов «Благословляю вас, леса» и «Звонче жаворонка пенье». Как движется мелодия каждого из этих произведений?

— Можно ли различить по нотной записи, где какой романс записан?

— Какие особенности есть в мелодии романса «Благословляю вас, леса»?

— Какие особенности есть в мелодии романса «Звонче жаво­ронка пенье»?

— В какой динамике начинается каждый из этих романсов и в какой динамике заканчивается?

В своей книге «Летопись моей жизни» композитор Н.А. Римский-Корсаков вспоминал, как он создавал этот романс; «Я давно не сочинял романсов. Обратившись к стихотворениям Алексея Толстого, я написал четыре романса и почувствовал, что сочи­няю их иначе, чем прежде... Будучи доволен первыми попытками своими в этом направлении, я сочинял один романс за другим на слова А. Толстого, Майкова, Пушкина и других».

Среди романсов композитора Н.А. Римского-Корсакова есть произведения, которые называют музыкальными жемчужинами -за их совершенство, музыкальную отделку, прекрасную мелодию. Вот одной из таких жемчужин является романс «Звонче жаворон­ка пенье» на стихи А. Толстого.

— Каким еще словом принято называть музыкальное произве­дение такого высокого уровня, который просто невозможно превзойти? (Шедевр.)

— Какие музыкальные произведения вы бы отнесли к шедеврам? Послушайте романс «Звонче жаворонка пенье» еще раз.

— Найдите на доске репродукции картин, которые подошли бы по настроению и характеру к этому романсу.

VI. Пьеса «Утро» - прослушивание

(Педагог просит угадать знакомую мелодию и исполняет на­чало пьесы «Утро» Э. Грига.)

— Как называется это произведение?

— Что изображает музыка этой пьесы?

— Какой композитор сочинил пьесу «Утро»?

— Спойте главный мотив пьесы на гласный звук «а». (Пропевание лейтмотива на гласный звук «а».)

На одном из занятий вы сочиняли свои импровизации на та­кой текст:

Солнышко всходит,

И небо светлеет,

Природа проснулась,

И утро пришло.

(Класс повторяет текст. Затем поет на мелодию пьесы «Утро».)

Вы вспомнили это произведение, осталось его прослушать. Как и на прошлом уроке, выполните задание: закройте глаза, опу­стите голову и поднимите ее в тот момент, когда музыка нарисует восход солнца. (Прослушивание произведения.)

Особенность музыки заключается в том, что это вид искус­ства, который может показать развитие события во времени. На­пример, картина способна показать только то, что происходит в какой-то один момент. Посмотрите на картины, размещенные на доске: на них время словно остановилось, замерло на мгно­вение. А музыка может показать, как событие или явление раз­вивается, становится другим. Это очень хорошо прослеживается в пьесе Э. Грига «Утро». Запомните: музыка показывает развитие события во времени.

— С каким русским композитором Э. Григ был в дружеских отношениях? (С Петром Ильичом Чайковским.)

— Что роднит музыку этих двух композиторов? (Мелодичность, песенность, напевность.)

VII. Повторение пройденного материала

— Какие «музыкальные пейзажи» композитора П.И. Чайков­ского вы слушали на уроках музыки?

Поясните слова П.И. Чайковского: «Я еще не встречал чело­века, более меня влюбленного в матушку-Русь!»

Послушайте романс «Благословляю вас, леса» и отметьте его художественные особенности. (Прослушивание романса и разбор его выразительных средств.)

Послушайте начало романса другого русского композитора, вспомните название романса и фамилию его автора. (Педагог исполняет вступление и начало мелодии романса М.И. Глинки «Жаворонок». После того как учащиеся отгадывают, проводится прослушивание произведения.)

— Можно ли романс «Жаворонок» отнести к «музыкальным пейзажам»?

— Что рисует вступление этого романса?

— Что такое солист? (Один исполнитель.)

— Что такое ансамбль? (Это группа исполнителей, выступаю­щая как единый коллектив.)

— Что такое пейзаж? (Картина, изображающая природу.)

VIII. Знакомство с термином «лирика»

В искусстве есть такое слово — лирика. Этим словом обычно характеризуют произведения — музыкальные или литературные, в которых автор передает свои личные чувства и переживания. Запишите в тетради определение: «Лирика - чувства автора, ко­торые он передал в своем сочинении».

Очень часто картины природы созвучны личным пересыпани­ям автора. Вот писатель рассказывает о чем-то грустном, и при­рода это подчеркивает:

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца.

А.Н. Плещеев

— Какое здесь настроение у автора? (Скучное, унылое.) И природу он рисует грустную, унылую. А вот другое настроение и совсем другое описание природы:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь.

А.С. Пушкин

Здесь настроение совсем другое — бодрое, радостное, человек приветствует приход красавицы-зимы.

— Вспомните известные примеры лирических стихов с разным настроением.

(Школьники вспоминают стихотворения.) В музыке настроение автора также присутствует почти в каждом произведении.

— Скажите, какие чувства композитор передает в пьеce «Утро»? (Ожидание рассвета, тревогу, радость от восхода солнца.)

— Какие чувства автор передает в романсе «Благословляю вас, леса»?

— Какие чувства автор передает в романсе «Звонче жаворонка пенье»?

— С помощью чего композиторы передали свои лирические переживания? (С помощью средств музыкальной выразитель­ности.)

IX. Вокальная импровизация

Сегодня вы должны вспомнить разные приемы исполнения фраз — вопросительную, когда задаете вопрос, и спокойную, утвердительную. Весёлое стихотворение, которые вы начнете разучивать, называется «Считалка».

(Педагог читает текст, который школьники повторяют и за­учивают с нужными интонациями.)

— Чики-брики, ты куда?

— Чики-брики, на базар!

— Чики-брики, ты зачем?

— Чики-брики, за овсом!

Закройте на миг глаза ладонями и придумайте свои интонации для вопросов и ответов. (Школьники сосредоточиваются, после чего показывают свои варианты импровизаций.)

Теперь попробуем спеть ваши сочинения по парам - так, как вы сидите за партами. Один из вас споет вопрос, второй ему от­ветит. (Вокальная импровизация в парах.)

Окончание этой считалки вы разучите на следующем уроке.

X. Письменная мини-контрольная «Блицопрос»

1. Какой романс тебе нравится больше других?

2. Почему он тебе нравится?

XI. Рефлексия

- С каким новым романсом вы сегодня познакомились?

- Каков характер этого романса?

— Что такое лирика?

- Какие музыкальные и литературные произведения называ­ют лирическими?

- Какие из произведений, которые вы слушали сегодня, ис­полняются легато? («Благословляю вас, леса», «Утро».)

— В каком музыкальном произведении вы услышали вариа­цию?

— Какой композитор написал романс «Звонче жаворонка пенье»?

— Какую еще музыку композитора Н.А. Римского-Корсакова вы знаете?

XII. Контрольный момент «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты следующих произведе­ний, школьники отгадывают их названия:

• «Утро» Э. Грига;

• «Звонче жаворонка пенье» Н.А. Римского-Корсакова;

• «Как у наших у ворот».)

XIII. Выход из класса под музыку

Школьники покидают класс, исполняя «Оранжевую песенку».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!