СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портфолио ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Володиной Ирины Викторовны

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Портфолио содержит материалы педагогической деятельности учителя биологии ГБОУ ЛНР Родаковской общеобразовательной школы специалиста высшей квалификационной категории,старшего учителя Володиной Ирины Викторовны.

Просмотр содержимого документа
«Портфолио ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Володиной Ирины Викторовны»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Луганской народной республики


Государственное учреждение дополнительного профессионального образования Луганской Народной Республики «Республиканский центр развития образования»




Отдел методики преподавания

учебных дисциплин





Портфолио




творческий проект


Володиной Ирины Викторовны


слушателя курсов повышения квалификации

учителей биологии,


учителя ГБОУ «Родаковская

общеобразовательная школа I – III ст.













Луганск

2018






Мое педагогическое кредо:

Очаровать, заинтриговать и организовать – три глагола, определяющие успех педагога.

Другими словами - личность педагога, методика преподавания и технология – вот где коренится успешность и зреет «его величество Результат».





1.Пояснительная записка

Настоящее портфолио разработано в соответствии с методическими рекомендациями для представления материалов и документов при оценке результатов профессиональной деятельности педагогического работника.

Портфолио содержит материалы педагогической деятельности учителя биологии ГБОУ ЛНР Родаковской общеобразовательной школы I - III ступеней, специалиста высшей квалификационной категории, старшего учителя Володиной Ирины Викторовны.


Цель создания портфолио

-- проанализировать и представить значимые профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в обучении и воспитании, а также проследить творческую и самообразовательную деятельность педагога, показать умения учителя решать профессиональные задачи, анализировать стратегию и тактику профессионального поведения, оценить профессионализм учителя.


Задачи портфолио:

- показать умения учителя решать профессиональные задачи, обеспечивающие эффективное решение профессионально-педагогических проблем;

- показать владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами; использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе; охарактеризовать квалифицированную работу с различными информационными ресурсами;

- проанализировать стратегию и тактику профессионального поведения;

- умение вырабатывать технику взаимодействий с воспитанниками, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных целей;

- оценить профессионализм учителя, использование в профессиональной деятельности законодательных и нормативных правовых документов.


Ожидаемые результаты:

- Повышение квалификации.

- Положительное изменение собственных качественных показателей труда.

- Качественный переход с позиции учителя-урокодателя на позиции педагога-исследователя и экспериментатора.


Портфолио состоит из 4 разделов.


Раздел 1 «Общие сведения об учителе» дана полная информация об учителе: дата рождения, образование, стаж работы, повышение квалификации, дипломы, грамоты .


Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».

1. Самоанализ педагогической деятельности за последние 5 лет

2. Результаты участия учащихся в олимпиадах.


Раздел 3. Научно-методическая деятельность


Охват методической работы в межаттестационный период

Раздел 4. Внеурочная деятельность по биологии.















Раздел 1. Общие сведения

Ф.И.О.

Володина Ирина Викторовна

Дата рождения

31.03.1962 г.р.

Место рождения

Луганская область Славяносербский район пос. Родаково

Место работы

ГБОУ ЛНР Славяносербского района

Родаковская Общеобразовательная школа I – III ступеней


Почтовый адрес ОУ

93743, пгт. Родаково, кв.Ленина, 15-Б, ЛНР

E-mail

[email protected]

Специальность

учитель географии и биологии

Квалификация

специалист высшей квалификационной категория(с 14.04.2009 г. и старший учитель с ( 09.04 2014 г.)

Общий стаж педагогической работы:

32 года




Обо мне.

Володина Ирина Викторовна

Учитель биологии, специалист высшей квалификационной категории, педагогическое звание « старший учитель» ГБОУ ЛНР общеобразовательной школы I- III ступеней Славяносербского района .

Стаж: 32 года

Образование - высшее: Ворошиловградский государственный педагогический институт имени Т.Г Шевченко, по специальности география и биология, присвоена квалификация и звание учителя географии и биологии. 1984 год.

Автобиография

Я, Володина Ирина Викторовна, родилась 31 марта 1962 года в поселке Родаково Славяносербского района Луганской области. После окончания школы поступила в Ворошиловградский государственный педагогический институт, на естественно – географический факультет. В 1984 году окончила данное образовательное учреждение по специальности учитель географии и биологии. После окончания института по распределению поехала в г. Кировоград и работала в поселке Новом, в школе № 10. Проработав там учебный год учителем географии и биологии, приехала обратно в свой поселок и вышла замуж. После приезда домой, я работала в школе № 14 г. Луганска воспитателем группы продленного дня, проработав несколько месяцев, я перешла в 1985 году в Родаковскую среднюю школу. Сначала работала воспитателем группы продленного дня, а потом учителем биологии. Замужем, дочь Екатерина, 1987 года рождения. Увлекаюсь кулинарией, люблю плавание.


Повышение квалификации

Год

Название курсов

Количество часов

Результат

1998 год


Средство обеспечения качества образования в предметной области «Естествознания»

в объеме 144 часа

удостоверение №1311,

2003 год

«Формы организации процесса обучения биологии»

в объеме 144 часа.

удостоверение № 3025,

2008 год

« Интерактивные технологии обучения биологии»

в объеме 72 часа.

удостоверение № 4534,

2012 год

Курсы повышения квалификации для учителей биологии в объеме 108 часов, удостоверение № 5442 выдано 14 декабря 2012 года.


В объеме 108 часов,

удостоверение № 5442

2013 год

« Инновационные технологии обучения школьных дисциплин»

в объеме 108 часов

удостоверение № 5442

2018 год

« Организационный аспект перехода образовательных учреждений Луганской Народной Республики на Государственные образовательные стандарты».

в объеме 108 часов

Удостоверение № 001953


Раздел 2

Самоанализ педагогической деятельности учителя биологии

Володиной Ирины Викторовны

Я, Володина Ирина Викторовна, учитель биологии, специалист высшей квалификационной категории, старший учитель ГБОУ ЛНР Родаковской ООШ I – III ступеней. 32 года работаю с детьми.

Методическая проблема, над которой я работаю « Повышение качества образования и профессиональная ориентация учащихся на основе использования современных педагогических и информационных технологий на уроках биологии».

В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.

В настоящее время работаю по рабочим программам, которые составлены на основе Примерных программ для образовательных организаций ( учреждений) Луганской Народной Республике по биологии для V- IX классов ( базовый уровень) и X – XI классов ( базовый уровень). Являюсь составителем примерной программы по биологии для образовательных организаций учреждений ЛНР протокол № 9 от 25.11 16 г.

Составители:

Анисимов В.С., учитель биологии Государственного учреждения «Луганская школа I-III ступеней №11», учитель-методист.

Бершадский А.Н., учитель биологии Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Алчевская общеобразовательная школа № 6», учитель-методист.

Володина И.В., учитель биологии Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Родаковская гимназия», старший учитель.

Коваленко С.И., учитель биологии Государственного учреждения «Луганская специализированная школа I-III ступеней №57», учитель-методист, заслуженный учитель Украины.

Конотоп Л.И., учитель биологии Государственного учреждения «Луганский лицей иностранных языков», учитель-методист.

Приемец Е.А., учитель биологии Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Георгиевская общеобразовательная школа I-III ступеней №1 Лутугинского района».

Ткачева Л.И., учитель биологии Государственного учреждения «Луганская школа I-III ступеней №18», учитель-методист.

Общая редакция:

Шайдурова С.О., методист Государственного учреждения «Луганский методический центр», учитель-методист.

Коваленко Е.А., методист отдела методики преподавания учебных дисциплин Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Научно-методический центр развития образования Луганской Народной Республики», учитель-методист, заслуженный учитель Украины.


Рецензенты:

Гарская Н.А., доцент кафедры биологии животных Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Луганской Народной Республики «Луганский национальный аграрный университет», кандидат биологических наук, доцент.

Бурякова Т.И., заместитель директора частного учреждения «Центр внешкольного образования «Луганская специализированная школа переводчиков», учитель-методист.

Целью моей работы является развитие высокоорганизованной системы образовательной деятельности, основой которой является создание условий для самореализации личности, развития индивидуальных особенностей ребёнка в различных сферах общественной жизни, выявления творческих и одарённых детей, укрепления физического и психологического здоровья, защиты их интересов и прав. Мои ученики успешно сдают выпускные экзамены, участвуют в предметных олимпиадах, выступают на конкурсах и научно – практических конференциях различного уровня.

Основные направления своей работы считаю:

1) работа с рабочими программами;

2) работа с одарёнными детьми;

3) исследовательская деятельность;

4) формирование информационной культуры;

5) повышение профессионального уровня учителя.

В последние годы мне приходилось работать с очень способными, одарёнными детьми, призёрами олимпиад, конференций при подготовке, которых иногда испытывала трудности. Они заключались в том, что для этих особо одарённых детей и программа обучения должна быть другая, не такая как для всех учащихся. Для этого мне самой приходилось повышать свой кругозор, искать вопросы по биологии внешкольной программы.

Формы работы с одаренными детьми

Работа по индивидуальным планам развития.

Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися.

Участие в олимпиадах.

В своей работе стремлюсь использовать инновационные технологии, которые включают проектную методику, игровые и информационно-коммуникационные технологии, проблемное обучение, технологию сотрудничества, технологию критического мышления, здоровьесберегающая технология,  которые позволяют мне экономить время, развивают познавательную активность и формируют устойчивый интерес к предмету.

На своих уроках начала вводить элементы сингапурской методики обучения. Сначала все это было таким непонятным, а когда начала применять эти структуры мне даже понравилось. Только вот на подготовку к уроку уходит много времени. Надо подбирать правильно и удачно материал для урока, так как у учеников может не хватить времени на ответы. На каждый ответ ученика отводится от 10 до 30 секунд. Время каждый раз засекается. Поэтому в классе должны находиться часы. Весь урок менять не надо, можно только использовать какой – то фрагмент урока.

Сингапурская система обучения хороша тем, что на уроке задействован весь класс. Используя эту систему учащимся, хотят они этого или нет, приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь. На таком уроке нет лидера, все на равных. Эта методика хороша еще и тем, что в ученике развивается коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – это необходимые качества в наше время

Разработка урока по биологии 6 класс. Учитель биологии Володина И.В

Тема: Разнообразие водорослей. Отделы Бурые, Красные и Диатомовые водоросли. ( с элементами сингапурской методики).

Цель: продолжить формирование представления о разнообразии водорослей как особой группе растительных организмов.

Задачи:

Образовательные:

- продолжить формирование представления о разнообразии водорослей как особой группе растительных организмов.

Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки, умения сравнивать, понимать взаимосвязь причина – следствия, добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Планируемые результаты:

Личностные:

- высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемные вопросы.

Метапредметные:

- умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Предметные:

- расширить знания о многообразии водорослей, познакомятся с представителями основных отделов водорослей.

Оборудование: слайды с изображением водорослей, таблицы.

Ход урока

I. Организационный этап. ( структура МЭНЭДЖ МЭТ). Дети рассаживаются в группу по 4 человека. Занимают свои места за партами .

Учитель: Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Интеллектуальная разминка

- Какие организмы называют одноклеточными? Привести примеры.

- Какие преимущества имеют многоклеточные водоросли над одноклеточными?

- Какой способ питания у зеленых водорослей?

- Назовите представителей одноклеточных зеленых водорослей.

- Назовите представителей многоклеточных зеленых водорослей.

- Что общего и различного в строении одноклеточных и многоклеточных водорослей?

2) Работа в парах

На немом рисунке хламидомонады парные номера в строении водоросли подписывает один ученик, непарные - другой.





III. Мотивация учебной деятельности.

Прием «Удиви»

Учитель.

Полярники говорят, что в июле «цветет» Арктика. Обширные снежные поля становятся красными, словно яркие тропические цветы вырастают на полярных льдинах. Так кажется издали. Вблизи же на снегу не видно никаких растений. Но весь верхний слой снега глубиной иногда до пяти сантиметров словно кем‑то специально подкрашен. Целое поле разлитой киновари! Ученые исследовали странный снег под микроскопом и обнаружили в нем мельчайшие ярко‑красные организмы – живые шарики с хвостиками. Когда снег скован морозом, «шарики» неподвижны. Но лишь только летом солнце растопит в полярных снегах небольшие ямки, наполненные талой водой, шарики оживают, начинают расти и делиться. Из одного образуется четыре, шесть, иногда восемь новых организмов. У «новорожденных» малюток тоже есть нитевидные хвостики – жгутики. Они плавают, ударяя по воде жгутиками, точно веслами.



- Что это за шарики?

- Почему они красные?

- Как они живут?

- К какой группе растений принадлежат?

Ответы на эти вопросы выясним сегодня на уроке.

IV. Изучение нового материала.

  1. Рассказ учителя

Микроскопические одноклеточные организмы с «хвостиками» называют жгутиконосцами. До сих пор ботаники и зоологи спорят – растения это или животные. Жгутиконосцы стоят на границе двух миров – растительного и животного. Они подвижны, как животные, а питаются, как растения, поглощая с помощью особого зеленого вещества – хлорофилла углекислый газ из воздуха. Другие необходимые для жизни питательные вещества малютки получают из пыли, которая тончайшим налетом покрывает даже «кристально чистые» снега полярных стран. За Полярным кругом в бесплодных ледниках поселяются особо «морозостойкие» жгутиконосцы – сфереллы. С помощью извивающихся жгутиков микроскопические водоросли‑животные передвигаются по мельчайшим канальцам и канавкам, прорытым на поверхности снега талой водой. Распространяясь по всему снежному полю, сфереллы окрашивают его в карминно‑красный цвет.

- Чтобы познакомится с другими водорослями, продолжим работать самостоятельно.

2) Игра «Творческая лаборатория»

Работа с учебником, изучая материал многообразие водорослей § 10

I группа – Бурые водоросли

II группа – Красные водоросли

III группа – Диатомовые водоросли

Представитель каждой группы презентует изученный материал с последовательным заполнением таблицы.

Характеристика бурых, красных и диатомовых водорослей

Признаки

Водоросли

Бурые

Красные

Диатомовые

Численность




Среда обитания




Основные представители




Тип слани




Пигменты




Запасные вещества




Способы размножения






V. Обобщение и систематизация знаний.

структура ТИК – ТЭК – ТОУ – «крестики – нолики» - структура, используемая для развития критического и креативного мышления.

Задание

Найдите прямую линию по горизонтали, вертикали или диагонали названия представителей отделов: а) Диатомовых водорослей; б) Красных водорослей.

а)

порфира

филофора

родимения

улотрикс

диатомея

Саргассум

хлорелла

спирогира

вольвокс

б)

пинулярия

ламинария

вольвокс

саргассум

циклотелла

порфира

спирогира

хлорелла

меридион

VI. Домашнее задание. Изучить §10. Подготовить сообщение о Значении водорослей в природе и жизни человека.



 

Работаю над повышением мотивации обучающихся в урочной и внеурочной деятельности  путем проблемного подхода как главного элемента современной системы развивающего обучения.

Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися я ставлю такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениям. Применяя элементы проблемного обучения на уроках биологии, я стараюсь не давать готовые знания, а стараюсь дать их на особом предметном уровне – новые знания, умения и навыки учащиеся приобретают самостоятельно при решении проблемных задач и вопросов.

При традиционном обучении упор делается на мотивы, побуждающие школьников к действиям, тогда как при проблемном обучении ведущими мотивами становятся интеллектуальные.

Проблемные вопросы ставлю на любом этапе изучения темы:

-при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;

-при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;

-при контроле знаний (творческое применение знаний).

Например, изучая тему  «Семя», спрашиваю у ребят: «Почему ваши мамы семена хранят в бумажных кулечках или в мешочках из ткани?», «Почему для посева мы используем крупные семена?».

Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.

Приёмами, способствующими развитию познавательного интереса на этапе восприятия знаний и активизирующие деятельность учащихся, являются:

Прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений и др. Приведу примеры таких заданий:

- В 1560 году французский посланник при лиссабонском дворе Жан Нико приобрёл семена табака у прибывшего из Америки купца и подарил их королевскому дворцу в Португалии и французской королеве Екатерине Медичи. К. Линней, описывая позже растение табака, дал ему имя «никотино табакум». Родовая часть названия в честь Нико, а видовая «табакум» - от острова Тобаго в Карибском море, где был распространен этот вид. В России был введен строгий запрет на курение, нарушителей его били кнутами и ссылали. Только Петр I снял ограничения и наказания.

- Один гектар леса в течение года очищает 18 миллионов кубометров воздуха! --- --- Сколько цветков посещают пчёлы? Пчела посещает в среднем 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.

Показателем эмоционального интереса в этом случае является особое эмоциональное воздействие, наступившая тишина, которая свидетельствует о поглощенности от только что услышанного. Сведения о количестве посещенных пчёлами цветов вызывает не только удивление, но и восхищение.


Для включения учащихся в работу, урок часто начинается с разминки. Предлагаются задания, которые требуют внимания,  тренируют память, логическое мышление, развивают зрительное восприятие, учат устанавливать причинно – следственные связи. Для этого используются кроссворды, головоломки, загадки, викторины.


Например «Составьте слова». 

       На доске написаны слова с перепутанными буквами. Предлагается поставить в них буквы таким образом, чтобы получились названия рыб.

 Какие рыбы?

Тапвол (плотва)                 Алгбеу (белуга)                          Дукса  (судак)

Знаас (сазан)                      Секрат  (треска)                          Цыебр (рыбец)

Егмас (семга)                     Бовал (вобла)                               Арьсак (карась)

Торес (осетр)                     Млина (налим)                              


Игра «Кто лишний?»

 Перед учащимися поставлена задача- определить, кто лишний в каждом ряду и объяснить свой ответ.

Уж                 желтопузик                 кобра                  удав

Хамелеон         крокодил                тритон                черепаха

Гадюка             желтопузик            агама                  веретеница

 

Изучению нового материала, повторению и обобщению способствует решение задач по всем темам и во всех классах, это меняет характер познавательной деятельности от репродуктивной к поисковой,  формирует общеобразовательные компетенции учащихся.



Решение задач. 


Например:


 1. В 6 классе при изучении темы «Царство растений».  Весной посадили проростки капусты. Летом каждое растение образовало кочан. Хотели собрать семена, но так и не дождались цветов. Почему?

 2. В 8  классе при изучении темы  «Иммунитет» ученикам предлагается решить задачу: десять молодых рабочих, не сделавших своевременно прививку от гриппа, тяжело заболели этой болезнью. Лечились бесплатно за счет государства и не работали 10 дней.

  1. на какую сумму они недодали народу нужного товара, если один рабочий производит продукции в среднем на6тыс. рублей в месяц?

  2. В чем заключается ущерб, нанесенный ими государству, народу, своему здоровью, семье?


Ежегодно в рамках «Марафона знаний» в школе проводятся предметные недели.

Проводимые мероприятия позволяют формировать познавательный интерес и, в зависимости от цели формировать новый мотив, актуализировать его или формировать новые характеристики мотива учения.

В декабре месяце в щколе прошла неделя естественных наук « Без географии Вы ни где, без химии Вы никак, без биологии Вы никто!». Прошли ряд мероприятий Викторина «Живая природа» 3 – 4 кл.

Открытый урок в 8б кл. Тема: «Значение дыхания. Строение органов дыхания»







Поскольку большинство  учащихся считают, что  учебный   процесс – это  путь  к  профессии, остановимся  на  профессиональной  мотивации. Большинство  факторов, услышанных  на  уроке,  ребёнок  вскоре  забудет. Поэтому  содержание  должно  содержать мотив, побуждающий  к  принятию  и  реализации  определённого  решения о  выборе  профессии. Основными  мотивами  выбора  профессии  школьниками  является: социальная  значимость и  престиж, интерес к  профессии, материальная  заинтересованность, наличие  специальных  способностей, подражание  родителям, риск, романтика, новизна, интерес  к  школьному  предмету. Все  эти  мотивы  между  собой  взаимосвязаны. Интерес  к  предмету,  побуждает    заниматься  какой – то  деятельностью, а  деятельность  совершенствует  способности.


На  уроках  биологии  знакомлю  школьников  не  только  с сельскохозяйственными  профессиями,  но  и с  актуальными  в  настоящее  время  специальностями  эколога, фермера, ландшафтного  архитектора (дизайнера), фармацевта, учителя  биологии, повара, ветеринара, врача  и  др.


Изучая  систематику  растений, указываю  на  то, что  это  надо  знать  фитодизайнеру, фармацевту, ландшафтному  архитектору. Рассказываю  где  можно  получить эту  профессию. Предлагаю   учащимся  разделиться  на  три  группы и  даю  творческие  задания. Фитодизайнерам составить  букет  и  указать   систематическое   положение  использованных  в  композиции  растений. Фармацевтам   записать  систематику  растений, входящих в состав  какого – либо   фиточая, ландшафтным   архитекторам  сделать  проект  клумбы и  указать  систематику  растений.




Упадок  сельского  хозяйства  и  незнание  новых профессий, связанных  с  биологией – это  один  из  факторов  вышеуказанных  явлений. И  поэтому  я  всё  больше  ощущаю  необходимость  популяризации  «биологических  профессий», это  подстёгивает  меня  к  поиску  более  активных  форм  преподавания  своего  предмета, чтобы  дать  разгореться  искре  познания.


Применяю игровые моменты на уроках, которые активизируют познавательную деятельность учеников, помогают акцентировать внимание на определенных явлениях, устанавливать причинно-следственные связи.



    Например, при изучении темы «Паразитические черви» во второй части урока, как закрепление, ученики разыгрывают сценку из народной сказки. Братец Иванушка просит у сестрицы Аленушки воды напиться из пруда. А сестрица Аленушка ему запрещает. Иванушка не слушается. Тогда сестрица Аленушка обращается к классу. Ученики рассказывают о заражении печеночным сосальщиком.

   Вторая сценка из сказки о принцессе: у ворот замка которой продавали яблоки. Вспомните ребята, что кто съедал эти яблоки, у того вырастали нос и уши. А в нашей сказке яблоки несут на себе что?  Ученики рассказывают о способах заражения аскаридами и острицами.



   При изучении темы  «Многообразие простейших» ученикам предлагается взять на себя роли амебы, эвглены зеленой, инфузории-туфельки и каждый должен сделать проект, который характеризует соответствующее животное.. Создается экспертная группа. которая выносит решение об уровне организации животного.



 Такая работа проводится с использованием учебника и дополнительной литературы, что способствует формированию умений находить нужную информацию в источнике знаний.



Ещё одним из условий повышение качества образования я вижу в использовании на уроках новых информационных технологий. Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления. Я считаю, что любой педагог, заинтересованный в совершенствовании своего профессионального мастерства, независимо от преподаваемого предмета, должен обладать высокой информационной культурой, а главное – учить этому детей. 

Благодаря использованию информационных технологий, удается значительно повысить качество знаний учащихся, сделать процесс обучения более интересным, рационально использовать учебное время.

Считаю, что в основе успешного обучения и воспитания всегда лежит учет индивидуальных особенностей. Без учета особенностей личности, направленности, интеллекта невозможно эффективно обучать и воспитывать, помочь каждому ученику реализовать личностный социальный и интеллектуальный потенциал. 

Чтобы организовать интересный урок, важно создать психологический комфорт для учащихся, при котором дети не боятся высказать ошибочное мнение, зная, что это поиск истины, предъявлять к ученику требования, соответствующие его возможностям. Для этого нужно создать атмосферу сотрудничества, найти правила игры, основанные на взаимном понимании.

В каждой ситуации стремлюсь сохранять доброжелательное отношение к каждому ученику. А если критикую ученика, то убеждаю и нацеливаю на изменение в его поведении. В обращении к ученикам стараюсь называть по имени. Так я успешно применяю педагогическую технологию сотрудничества, цель которой усвоение знаний, умений с учетом потребностей и возможностей развития обучающегося.


Необходимо дать каждому обучающемуся всестороннее и гармоническое развитие, создать условия для самореализации личности:

-проведение дискуссии,

-взаимоопрос и взаимопроверка,

- разработка мини-проекта,

-групповое и коллективное обсуждение.

Большинство своих уроков я строю на диалоге, в нем – движение к пониманию. 

Выстраиваю учебный процесс в рамках личностно - ориентированного обучения. Так как оно предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития.

Технологии здоровьесбережения позволяют мне решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также являются средством повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся. .

За многие годы работы у меня сложилась определенная система работы с учащимися и во внеурочное время, в том числе  с обучающимися, отличающимися своими возможностями или склонностями. Она включает индивидуальные и групповые консультации, подготовку ученических проектов, рефератов, презентаций, подготовку и проведение олимпиад, предметных недель и т.д.

Основное направление своей будущей деятельности вижу в повышении качества образования за счет максимального использования на уроках современных технологий обучения, сохранение и укрепление здоровья обучающихся при помощи здоровьесберегающих технологий. Если учитель сам будет увлеченно работать, используя при этом все возможные методы и средства, то и мотивация учащихся будет постепенно повышаться.

Мои воспитанники систематически занимают призовые места на олимпиадах районного, областного и республиканского уровней.



Результаты школьных олимпиад



Дата

ФИО учащегося

Класс

Уровень

Результат

Достижения

2009 - 2010

Атаманюк Анастасия Анатольевна

11 класс

районный

1 место

Победитель

2010- 2011

Павловский Владислав Игоревич

9 класс

районный

1 место

Победитель

2011 - 2012

Павловский Владислав Игоревич

10 класс

районный

1 место

Победитель

2012 - 2013

Павловский Владислав Игоревич

11 класс

районный

1 место

Победитель

2015- 2016

Плотникова Эльвира Петровна

11 класс

районный

1 место

Победитель


Мягкая Алина Витальевна

9 класс

районный

1 место

Победитель


Нечаева Ангелина Юрьевна

9 класс

районный

2 место

Призер

2016 - 2017

Кряжева Дарина

7 класс

районный

1 место

Победитель


Перлифон Валерия Андреевна

8 класс

районный

1 место

Победитель


Мягкая Алина Витальевна

10 класс

районный

1 место

Победитель

2017 - 2018

Кряжева Дарина Евгеньевна

8 класс

районный

1 место

Победитель


Петровский Марк Владимирович

8 класс

районный

2 место

Призер


Хомутов Илья Игоревич

8 класс

районный

3 место

Призер


Овсянников Евгений Владимирович

7 класс

районный

3 место

Призер


Перлифон Валерия Андреевна

9 класс

районный

1 место

Победитель


Чернышова Валерия Николаевна

10 класс

районный

2 место

Призер


Мягкая Алина Витальевна

11 класс

районный

2 место

Призер

2018/2019

Белозерова Марина

Сергеевна

7 класс

районный

1 место

Победитель


Боцман Светлана

7 класс

районный

3 место

Призер


Горбажий Артур

8 класс

районный

1 место

Победитель


Кряжева Дарина Евгеньевна

9 класс

районный

2 место

Призер


Перлифон Валерия Андреевна

10 класс

районный

1 место

Победитель


Чернышева Валерия Николаевна

11 класс

районный

2 место

Призер


Республиканский уровень


Дата

ФИО учащегося

Класс

Уровень

Результат

Достижения

2010 - 2011

Павловский Владислав Игоревич

9 класс

областной

2 место

Диплом II степени

2012 – 2013

Павловский Владислав Игоревич

11 класс

областной

3 место

Диплом III степени

2015 - 2016

Мягкая Алина

Витальевна

9 класс

республиканский

2 место

Диплом II степени


Нечаева Ангелина Юрьевна

9 класс

республиканский

3 место

Диплом III степени


Плотникова Эльвира Петровна

11 класс

республиканский

4 место

Участник

2016 - 2017

Мягкая Алина

Витальевна

10 класс

республиканский

13 место

Участник

2017 - 2018

Перлифон Валерия Андреевна

9 класс

республиканский

8 место

Участник


Мягкая Алина

Витальевна

11 класс

республиканский

19 место

Участник

2018 - 2019

Перлифон Валерия Андреевна

10 класс

республиканский

1 место

Победитель




Раздел 3.Охват моей методической работы в межаттестационный период



Показатели

2014 -2015

2015 – 2016 у/год

2016 – 2017 у/год

2017 – 2018

Грамоты


Министерство образования и науки ЛНР Благодарность апрель 2016.

Грамота Администрация Славяносербского района ЛНР 08.03 16г

Отдел образования Администрации Славяносербского района ЛНР ГБУ ЛНР « Славяносербский методический кабинет. Благодарность.пр. № 64 от 21.12.2015г.

Отдел образования Администрации Славяносербского района ЛНР пр.№ 223 от 29.12.2016 г.

ГБУ ЛНР « Славяносербский методический кабинет пр.№ 20 от 29.12. 2016 г. Благодарность.




Курсы(время,место)




Заочные курсы с 18.01 по 31.05.2018 РЦРО ЛНР.












Аттестация





Проведение открытых уроков

(темы уроков)




Открытый урок 11 класс « Теория возникновения жизни на Земле. Современные представления возникновения жизни на Земле.» 21.12 17 г.

Посещение районных

семинаров (тема)


Г.Зимогорье районный семинар тема: «Внедрение временного государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе, преемственность пропедевтических курсов в изучении предметов естественного цикла»



Проведение

район.

Семинаров (тема)

2012Районный семинар: Мастер класс «Решение задач по закону Харди –Вайнберга»



Ноябрь. Славяносербск Решения олимпиадных задач. «Решение задач на сцепленное наследование с полом.»

Олимпиады,

места


Республиканская олимпиада. Плотникова Эльвира Петровна 11 кл. 4 место. Мягкая Алина Витальевна 9 кл ( 2 место). Нечаева Ангелина Юрьевна 9 кл. ( 3 место)

Районная олимпиада: Кряжева Дарина 7 кл. – 1 место, Хомутов Илья 7 кл. – 2 место, Петровский Марк 7 кл. – 3 место.

Перлифон Валерия 8 кл. – 1 место.

Республиканская олимпиада.

Мягкая Алина 10 кл. – 13 место.

Районная олимпиада ноябрь 2017 г.7 класс – Овсянников Е. – 3 место.

8кл. – Кряжева д. – 1м., Петровский М.- 2 м, Хомутов И. – 3м.

9 кл. – Перлифон К – 1 м.

10кл. – Чернышова В – 2 м.

11кл.- Мягкая А. – 2 м.

Республиканская олимпиада : 9кл. – Перлифон В – 8 м.

11кл – Мягкая А. – 19 м.

Участие в конкурсах педагогов

















Участие в конкурсах ваших учеников





Выступления на педсоветах

(в творч.

группе,тема)

Выступление на педсовете «Мотивация учебной деятельности на уроках биологии»




Публикации (педагогическая пресса,

педагогические сайты)


Составитель примерной программы для образовательных организаций учреждений ЛНР протокол №9 от 25.11 16г.



Участие в Интернет-конкурсах



Участие в вебинаре « Обеспечение преемственности на уровнях начального и основного образования: « Окружающий мир» УМК «Школа России» - «Биология» серии «Линия жизни»

Сертификат об участии в вебинаре. .Москва 21.02.2017

Участие в вебинаре.

«Использование проблемных ситуаций на уроках как средство формирования УУД на примерах курсов «Окружающий мир» 14.12 2017 г.

«Формирование мотивации учащихся на уроках биологии.» 15.12 2017 г.

« Решение биологических задач» 18.12 2017 г.

Выступление на конференциях





Руководство методическим объединением





Наличие персонального сайта








Продолжение таблицы

Показатели

2018 – 2019 г.



Грамоты

Благодарность Отдел образования Администрации Славяносербского района ЛНР ГБУ ЛНР «Славяносербский методический кабинет» Приказ №303 от 13.12.2018г.



Курсы(время,место)

«Организационный аспект перехода образовательных учреждений Луганской Народной Республики на Государственные образовательные стандарты». Заочные курсы с 18.01 по 31.05.2018 РЦРО ЛНР.



Аттестация

2018 - 2019



Проведение открытых уроков

(темы уроков)

Открытый урок в 8б кл. Тема: «Значение дыхания. Строение органов дыхания»




Посещение районных

семинаров (тема)




Проведение

район.

семинаров(тема)




Олимпиады,

Места

Смотреть таблицу



Участие в конкурсах педагогов




Участие в конкурсах ваших учеников

Конкурс «Цветущая школа». Конкурс «Шолоховский родник. Экология Донбасса».



Выступления на педсоветах

(в творч.

группе,тема)




Публикации (педагогическая пресса,

педагогические сайты)




Участие в Интернет-конкурсах




Выступление на конференциях




Руководство методическим объединением




Наличие персонального сайта






Приложение

Мастер – класс. Учитель Володина И.В

Тема: Решение задач по закону Харди – Вайнберга.

Цели урока:

Образовательные – закрепление понятия популяционная генетика, формирование умения составлять генетическую характеристику популяций, отработка навыков решения задач на применение закона Харди – Вайнберга.

Воспитательные – развивать самостоятельность, воспитывать мотивированный интерес к предмету и потребность в приобретении знаний, воспитывать чувство взаимопомощи.

Развивающие  развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, формировать познавательный интерес к изучению проблем генетики.

Оборудование : компьютер, медиапроектор, презентация, раздаточный дидактический материал,

Основные понятия и термины: популяция, методы генетики, генотипы, частоты аллелей, закон Харди – Вайнберга, панмиксия.

Тип урока: урок обобщения и закрепления изученных знаний.



Ход урока.

I.Организационный этап.

Вступительное слово учителя:

При изучении темы «Эволюционное учение Ч. Дарвина» мы уже рассматривали вопрос о месте популяции в эволюционной теории и знакомились с законом и уравнением Харди-Вайнберга. На сегодняшнем занятии мы продолжим формировать знания о процессах, протекающих в популяциях, закрепим умения решать задачи разной сложности с применением закона Харди-Вайнберга, выясним практическую значимость закона Харди-Вайнберга. В начале, давайте вспомним основные понятия и термины, которые нам сегодня пригодятся .

II. Актуализация опорных знаний. ( Фронтальный опрос)

1.Что такое популяционная генетика? (На стыке классического дарвинизма и генетики родилось целое направление – популяционная генетика, занимающаяся изучением эволюционных процессов в популяциях.)

2. Что такое популяция? (группа организмов, принадлежащих к одному виду и занимающих обычно четко ограниченную географическую область).

3. Что такое микроэволюция? (Эволюция - идущая на уровне вида).

4. Что такое генофонд вида и из чего он складывается? (это совокупность генов организмов данного вида, и он складывается из всего разнообразия генов и аллелей , имеющихся в популяциях. Вывод: генофонд вида складывается из генофондов его популяций).

5. Что такое аллель?

6. Что определяет число организмов в данной популяции, несущих определенный аллель? (частоту данного аллеля).

7. Можно ли говорить «частота гена»? (это не совсем точно, так как ген существует в виде нескольких различных форм– аллелей).

8. Как можно использовать знания о частоте отдельных аллелей и частоте генотипов? (можно предсказывать возможные результаты тех или иных скрещиваний, то есть возможные изменения генофонда. Это имеет важное практическое значение в сельском хозяйстве, медицине, экологии).

9. Кто установил математическую зависимость между частотами аллелей и генотипов в популяциях, и как она называется? (в1908 году независимо друг от друга английский математик Харди и немецкий врач Вайнберг. Эта зависимость называется равновесие или закон Харди - Вайнберга).

10. Сформулируйте закон Харди-Вайнберга. (частоты доминантного и рецессивного аллелей в данной популяции будут постоянными из поколения в поколение при наличии определенных условий).

11. Напишите уравнение Харди-Вайнберга. (для частота аллелей p + q =1, для частот генотипов p2 +2pq + q2 =1, где p-частота доминантного аллеля, q-частота рецессивного аллеля, p2-частота гомозиготного доминантного генотипа,2pq-частота геторозиготного генотипа, q2 – частота гомозиготного рецессивного генотипа).

12. При каких условиях выполняется закон Харди-Вайнберга?

Размеры популяции велики

Равная вероятность скрещивания

Отсутствие мутаций и комбинативной изменчивости

Отсутствие отбора

Особи не взаимодействуют друг с другом

Стабильная численность генотипов

 Эмиграция и иммиграция генов отсутствуют 

В природных популяциях ни одно из этих условий не соблюдается, поэтому и закон Харди–Вайнберга носит условный характер. Тем не менее он реально отражает тенденции в характере распределения частот тех или иных аллелей и генотипов.

13. Что произойдет, если условия будут нарушены? (нарушения приведут к изменениям частот аллелей, а это способно вызвать эволюционное изменение).

III. Изучение нового материала.

Выступление учащихся (презентация Биография ученых Харди и Ванберга

Слово учителя:

Популяционная генетика в первую очередь занимается выяснением механизмов микроэволюции. Главное начало, объединяющее особей в одну популяцию,– имеющаяся у них возможность свободно скрещиваться между собой–панмиксия (от греч.пан– все и миксис– смешивание). Возможность скрещивания, доступность партнера внутри популяции при этом обязательно должна быть выше, чем возможность встретиться двум особям противоположного пола из разных популяций.

Панмиксия обеспечивает возможность постоянного обмена наследственным материалом. В результате формируется единый генофонд популяции. Важнейшая особенность единого генофонда – его внутренняя неоднородность. Генофонд популяции может быть описан либо частотами генов, либо частотами генотипов, что мы уже повторили.

   Закон о частотах встречаемости генотипов в генофонде популяции был сформулирован независимо друг от друга английским математиком Дж. Харди и немецким генетиком Г.Вайнбергом.

Выступление учащихся

Биография ученых Харди и Ванберга

Предположим, что самцы и самки в популяции скрещиваются случайно.

Образование особей с генотипами АА обусловлено вероятностью получения аллеля А от матери и аллеля А от отца, т.е.:

р х р = р2 .

Аналогично возникновение генотипа аа, частота встречаемости которого g2.

Генотип Аа может возникнуть двумя путями: организм получает аллель А от матери, аллель а от отца или, наоборот, вероятность того и другого события равна р х g, а суммарная вероятность возникновения генотипа Аа равна 2рg.

Таким образом, частоту трех возможных генотипов можно выразить уравнением:

(р + g)2 = р2 + 2рg + g2 = 1.

в котором р – частота встречаемости аллеля А; g – частота встречаемости аллеля а; g2 – частота встречаемости генотипа аа; р2 – частота встречаемости генотипа АА; рg – частота встречаемости генотипа Аа.

Таким образом, если скрещивание случайно, то частоты генотипов связаны с частотами аллелей простым уравнением квадрата суммы. Приведенная выше формула получила название уравнения Харди–Вайнберга.

   Закон Харди—Вайнберга в генетике аналогичен первому закону Ньютона в механике, который гласит, что любое тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, пока действующие на него силы не изменят это состояние. Реальные тела всегда подвергаются действию внешних сил, но первый закон Ньютона служит отправной точкой для применения других законов механики. Закон Харди—Вайнберга гласит, что при отсутствии возмущающих процессов частоты генов не изменяются. Однако процессы, изменяющие частоты генов, постоянно происходят в популяциях, и без них бы не было эволюции. Закон Харди—Вайнберга-это отправная точка, из которой мы должны исходить, рассчитывая частоты генов, изменяющиеся под влиянием этих процессов.

IV.Закрепление изученного материала

ЗАДАЧА № 1. На нахождение генетической структуры популяции. В одном из родильных домов в течение десяти лет выявлено 252 ребенка с патологическим рецессивным признаком среди 70000 новорожденных детей. Установите генетическую структуру популяции данного города, если она отвечает условиям панмиксии.

Дано: N = 70000 новорожденных детей. q2 = 252 ребенка с патологическим геном

.Найти: p2 = ? 2pq = ? q2 = ?

 Решение: Математическое выражение закона Харди – Вайнберга следующее - p2 + 2pq + q2. Следовательно, q(аа) = 1/ N. Поэтому, 1) q(аа) = 1/70000 = 0, 0036; 2) qа = = 0,06; 3) р = 1 – q, р = 1 - 0,06 = 0,94; 4) Р2 (АА) = (0,94)2 = 0,8836; 5) 2pq (Аа) = 2*0,94*0,06 = 0, 1128.

 Ответ: N (здоровых гомозигот (АА)) = 0,8836, N(здоровых гетерозигот)) = 0,1128, N (больных (аа)) = 0,0036.

ЗАДАЧА № 2. Алкаптонурия наследуется как аутосомно-рецессивный признак. В старости при этой аномалии развивается артрит. Заболевание встречается с частотой 1:100000. Определите количество гомозиготных носителей доминантного аллельного гена.

Дано: А – норма, а – алкаптонурия, q(аа) = 1:100000.

Найти: Р2 (АА) = ? 

Решение: 1) q = = 0,003; 2) р = 1 – q, р = 1- 0,003 = 0, 997; 3) Р2(АА) = (0,997)2 = 0,999.

 Ответ: N (количество гомозиготных носителей доминантного аллельного гена) = 0, 999.

Учитель: 

Какие факторы вызывают изменение частот генов в популяции? 

Ученики:

Это гибридизация, мутации, дрейф генов, естественный отбор, полиморфизм (дают им краткую характеристику). Некоторые гены в популяции представлены множественными аллелями – это один из видов взаимодействия аллельных генов – множественный аллелизм. Например, группы крови, которые определяются тремя аллелями одного аутосомного гена I. И можно рассчитать процентное соотношение групп крови в популяции.

ЗАДАЧА № 3. У человека группы крови системы АВО определяются тремя аллелями одного аутосомного гена I группа – I0I0, II группа – IАIА, III группа – IВIВ, IV группа - IАIВ. Частоты генов, определяющих группу крови по системе АВО составляют для - I0 – 0, 562, для IА – 0, 249, для IВ – 0, 189. Определите процентное соотношение людей в популяции с I, II, III и IV группами крови.

Дано: РА = 0,249; qВ = 0, 189; V0 = 0, 562.

 Найти: % соотношение людей с I, II, III и IVгруппами крови.

Решение: I группа = I0I0 = р2 = (0,562)2 = 0, 3158 = 31,58%; II группа = Р2 + 2РV = IАIА + IАIо = (0,249)2 + 2*0,249*0,562 = 34,20%, III группа = q2 + 2РV = IВIВ + IВIо = (0,189)2 + 2*0,189*0,562 = 24,8%; IV группа = 2Рq = IАIВ = 2*0,249*0,189 = 9,4%.

Ответ: % соотношение людей в популяции: I группа = 31,58%; II группа = 34,20%; IIIгруппа = 24,8%; IV группа = 9,4%.

ЗАДАЧА № 4. Наследование резус – фактора. В населенном пункте при обследовании Rh– фактора оказалось с резус – отрицательном фактором 16%, с резус – положительным – 84%. Какая часть людей из резус – положительных будет гомозиготами, а какая часть – гетерозиготами?

Дано: Rh-Rh- - 16% = 0,16, Rh+Rh+ и Rh+Rh- - 84% = 0,84. 

Найти: % - положительных гомозигот, % - положительных гетерозигот ?

Решение: 1) Rh-Rh- = q2 = 16% = 0,16, q =  = 0,4 = 40%; 12) р+q = 1, РRh = 1 – 0,4 = 0,6 = 60%; 3) Р2Rh+Rh+ = (0,6)= 0,36 = 36%; 4) 2 pq (Rh+Rh-) = 2*0,6*0,4 = 0,48 = 48%.

Ответ: Из резус – положительных – 36% будут иметь гомозиготный доминантный генотип (Rh+Rh+), а 48% - резус-положительный гетерозиготный генотип (Rh+Rh-).V. Домашнее задание изучить конспект в тетради





Приложение .

Мотивация учащихся к обучению на уроках биологии . (выступление на педсовете)

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет».

В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях?

Как она возникает?

Как она развивается?

Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности. Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели.

Мотив — это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

   У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

- Отношение ученика к учителю.

-  Отношение учителя к ученику.

-  У девочек 7–8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

-  Личная значимость предмета.

-  Умственное развитие ученика.

-  Непонимание цели учения.

- Страх перед школой, которая должна чем-то заинтересовать его.

Технологии, способствующие мотивации обучения.

Интегрированные уроки

Межпредметная интеграция урока биологии с другими предметами школьного курса: с физической культурой по теме «Влияние занятий спортом на здоровье человека» 8 класс,

«Многообразие растений» 6 и 7классы,

«Многообразие животных»; «Заповедники»

с физикой: «Зрительный анализатор. Линза и глаз» 8 класс.

Игровая технология позволяет сделать интересной и увлекательной учебу детей, она обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении, способствует использованию знаний в новой ситуации.

На своих уроках использую следующие формы:

-  взаимный опрос;

-   составление ребусов;

-  тематические кроссворды,

- синквейны.
Биологические задачи.

Учат анализировать, сравнивать, обобщать. Формируют логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи с ранее изученным материалом.

«СЕМЯ»1. Для посева отбираются семена только первого сорта. Почему? Как в домашних условиях можно провести отбор семян?

2. Существует подготовка семян к посеву: их смешивают с песком, увлажняют раствором марганца, помещают в холодильник на несколько дней. После семена промывают, сушат и высевают в почву. Объясните, зачем так поступают?

3. Назовите, кто из работников с.х. определяет сроки посева семян и глубину вспашки поля.

4.Почему семена с.х. культур нужно высевать в почву в различное время? С чем это связано.

Применение дидактических стихов.


Их использование оживляет работу на уроке и на внеклассных занятиях. Способствует лучшему запоминанию учебного материала, развивает образное мышление.

1. Стихи зачитываются при демонстрации гербарных образцов или изображений растений.

2. Использовать как загадки.

3. При проведении викторин, игр, оформлении кабинета.

Овёс: И с овсом сдружились мы давно,

Дарит он крупу и толокно,

муку, и кашу, и печенье

Поблагодарим за угощенье!

Пырей: А вот пырей- огонь полей,

Нет сорняков его страшней.

Ячмень: А вот ячмень, ячмень похож

И на пшеницу, и на рожь,

Но в колоске один цветок-

Так будь внимательней, знаток!

Просо: С просом в дружбе мы давно,

Просо дарит нам пшено.

Рис: Главный принцип риса в общем-то простой:

Голова на .солнце, ноги под водой.

Кукуруза: Мощностью и высотой

Знаменита кукуруза,

И початок золотой,

Полновесный, налитой, кукурузе не обуза.

Пшеница: Пшеница древностью гордится-

Уж десять тысяч лет пшеница-

Шумит в полях под синим небом

И кормит всех нас белым хлебом. 


Раздел 4. Внеурочная деятельность по биологии.

Внеклассная работа по биологии является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе. Внеклассная работа позволяет закрепить знания по предмету, повысить качество успеваемости, активизировать умственную и творческую деятельность учащихся, сформировать интерес к изучению биологии. Кроссворды, ребусы, материалы, выходящие за рамки школьной программы, развивают смекалку, расширяют кругозор.

Одной из форм организации деятельности учащихся, также повышающих мотивацию, является исследовательская работа, в процессе которой идет воспитание и обучение творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности.

В 2012 году мои воспитанники принимали участие в заседании круглого стола на тему «Опыт и перспективы в вопросах охраны окружающей среды», которое проводилось Государственным управлением охраны окружающей природной среды в Луганской области. И выступили с докладом «Экологические проблемы Луганщины»

Ученицы 11 класса - Шиян Анастасия и Шиян Екатерина провели исследовательскую работу на тему: « Близнецы. Похожи или нет?»

Ученики 7 класса Горбажий Артур и Бондарь Виктор исследовали «Среднее значение IQ среди учеников 7 классов»

Гременков Сергей, Литвинов Сергей- 11 кл. – исследовательская работа «Биоритмы – внутренние часы человека».

Чернышова Валерия 10 кл. – презентация «Решение задач по закону Харди – Вайнберга».

Сивокоз Мирослав 10 кл. – презентация «Радиация и ее влияние на живые организмы».

Я считаю, что преподаватель успешен тогда, когда дети хотят идти к нему на уроки, хотят познавать с его помощью этот мир.

Каждый находит свои секреты успеха в преподавании, но все они ведут к одному результату - получению удовольствия от работы, чувства гордости за своих учеников. А это и есть успех для любого учителя!


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!