Портфолио
педагога дополнительного образования МБУ ДОД ЦДТ Татышлинский район РБ при МБОУ СОШ с.Старокайпаново
Нуриевой Лизы Борисовны
Год рождения: 1975
Образование: средне специальное, Нефтекамское педагогическое училище
Специальность: преподавание в начальных классах
Квалификация: учитель начальных классов, преподаватель башкирского языка
Место работы: МБОУ СОШ с.Старокайпаново
Должность: педагог дополнительного образования, учитель башкирского языка и литературы, библиотекарь, классный руководитель 6 класса
Трудовой стаж: 19 лет
Педагогический стаж: 18 лет ( 9 лет –педагог дополнительного образования )
Квалификационная категория: первая
E-mail: [email protected]
Программа профессионального развития
Тема самообразования: Фольклор- источник творчества в развитии ребёнка.
Актуальность:
Интерес и внимание к фольклору, в последнее время в нашей республике еще более возрос. Растет необходимость приобщения детей к истокам башкирской культуры, возрождения народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Весь фольклорный материал, изученный во время реализации образовательной программы «Йәйғор», находит свое место в устраиваемых народных праздниках. Их значение в воспитании детей, несомненно, очень велико. К сожалению, у нас оказалась прерванной связь поколений, ослабли традиции празднования народных календарных праздников, забываются обычаи, верования. Надо постараться, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь детей. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории башкирского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании детей. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные современные праздники для наших детей.
Обоснование: модернизация содержания творческого развития детей средствами народного фольклора. В непосредственной образовательной деятельности с детьми возможно и необходимо использовать башкирское народное творчество.
Инновационная направленность: формирование у детей устойчивого интереса к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
Сроки реализации проекта: 1 год.
Вид проекта: творческий, групповой, комплексный.
Участники: члены объединения “Йәйғор”
Возраст детей: 12 лет.
Значение различных форм башкирского фольклора в воспитании детей трудно переоценить. Включение фольклора в программу обучения детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о башкирском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни башкирского гарода. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а башкирские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка
Краткое описание
Народная фольклорная культура, наследие башкирского народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии. Ведь если нет какого-либо праздника, его запросто можно придумать и организовать самостоятельно. «Ҡарға бутҡаһы», «Һаумы Яҙбикә!», посиделки с играми, плясками частушками и чаепитием, всевозможные ярмарки – все эти праздники не сложно придумать и провести, используя уже знакомый, и новый фольклорный материал.
Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье детей. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.
В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.
Педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.
Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через участие детей в театрализованных представлениях.
Всего в проект будут вовлечены 15 детей
Принципы самообразования:
Принцип систематичности и последовательности;
Принцип сочетания научности и доступности;
Принцип интеграции;
Основной принцип – принцип взаимодействия с ребенком, использование фольклора во время непосредственно-образовательной деятельности по всем разделам программы в соответствии с ФГОС ДО;
Источники самообразования:
Методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная литература, интернет, мероприятия по обмену опытом, конкурсы.
Деятельность педагога с детьми:
Реализация проекта художественно-эстетической направленности «Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания школьников» в 2016-2017гг.
Цель:
-Повышение своей профессиональной компетентности в процессе приобщения детей к истокам башкирской культуры.
-Воспитание у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности.
-Духовно-нравственное воспитание школьников через знакомство с праздниками, традициями и обычаями башкирского народа.
Задачи:
Развивать умение разыгрывать театральные представления, основанные на башкирском фольклоре.
Развивать воображение, творческие и актерские способности;
Воспитывать патриотические чувства.
Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
Знакомить детей со звучанием и внешним видом башкирских народных инструментов
Знакомить детей с башкирскими народными песнями различных жанров: календарные, трудовые, земледельческие, плясовые, обрядовые, лирические, шуточные, хороводные и пр.;
Расширять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях башкирского народа
Формировать творческие проявления при инсценировании песен, попевок, в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.
Создавать необходимую предметно–развивающую среду.
Формы организации деятельности
Проведение совместной образовательной деятельности педагога с детьми различного типа;
Проведение народных праздников.
Проведение развлечений на материале башкирского фольклора.
Организация праздников.
Ожидаемые результаты:
1.Профессиональная компетентность в процессе изучения методической литературы (программы, методические пособия и др.) по теме самообразования;
2. Дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.
3. У детей будут сформированы: умение свободно и непринужденно общаться, умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету, выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии, умение сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.
4. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.
5. Будет сформирована выразительная, красочная, полная ярких сравнений, речь.
Литература:
Башкирский детский фольклор. А.М.Сулейманов, И.Г.Галяутдинов;Уфа:Китап, 2011
Детский фольклор ( на башк.языке). И.Г.Галяутдинов; “” Китап”, 1994
Сценарии для проведения обрядовых праздников ( на башк.языке) А.Р.Алдырханова; “ Китап”, 2008
Перспективный план по самообразованию 2016-2017 учебный год
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы |
Изучение методической литературы | Октябрь- май | 1. Башкирский детский фольклор. А.М.Сулейманов, И.Г.Галяутдинов;Уфа:Китап, 2011 Детский фольклор ( на башк.языке). И.Г.Галяутдинов; “” Китап”, 1994 Сценарии для проведения обрядовых праздников ( на башк.языке) А.Р.Алдырханова; “ Китап”, 2008 Интеллектуальные игры по башкирскому языку ( на башкирском языке) М.И.Багаутдинова;Китап Фольклор и литература Башкортостана.Р.Л.Агишева;Китап-2011 Пьесы для школьный сцены.Н.А.Гаитбаев; Китап-2011 |
Работа с детьми | Октябрь | Интеллектульные игры. Отгадывание детьми загадок. |
Ноябрь | Балалар өсөн ололар тарафынан тыуҙырылған ауыҙ-тел ижады: юрауҙар,теләктәр. Бишек йырҙары.Уятҡыстар. |
Декабрь | Әүрәткестәр, йыуатҡыстар, шаяртҡыстар. Бейеү таҡмаҡтары. |
Январь | Балаларҙың, ауыҙ – тел ижады үрнәктәре. Тел төҙәткестәр. |
Февраль | Изучение жизни и творчества знатных людей нашего района. |
Март | “ Өләсәйем һандығы” (хәтирә-иҫтәлек) |
Апрель | “Шэжэрэ” байрамы. |
Самореализация | Май | Отчет о проделанной работе по теме самообразования |
Учебно-методический комплекс.
Используемые программы:
Образовательная программа кружка «Йәйғор» (для детей 12-15 лет)
Название объединения: «Йәйғор»
Направление деятельности: театрально-фольклорное
Продолжительность программы: 2 года.
Цель: воспитание в детях добра, любви к родному народу, родной земле.
«Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся »
Высокий познавательный интерес учащихся к изучению башкирского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. Внеклассные занятия по башкирскому языку – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. Внеклассная работа, в отличие от дополнительной работы, проводится постоянно. Организуется она для развития творческих способностей учащихся в области башкирского языка. Здесь учащиеся, как и на уроке, получают новые знания о языке, работают над культурой своей речи. В содержании образования произошел переход от знаниевой парадигмы образования к деятельностной, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования. Вместе с тем количество часов в учебных программах не всегда позволяет в полной мере реализовать возможности предмета в данном направлении. Однако внеурочная деятельность по предмету дает возможность выявить и раскрыть потенциал учащихся. Эффективность внеурочной деятельности напрямую зависит от добровольности участия, заинтересованности, творческого содружества учителя и ученика по достижению совместно выбранной цели.
Современное общество предъявляет высокие требования к человеку, и задача педагога не столько вооружить ребенка знаниями, сколько научить его применять их на практике. Поэтому во внеурочной деятельности акцент делаю на проектную, исследовательскую деятельность.
Достижения обучающихся во внеурочной деятельности: в конференциях, конкурсах, соревнованиях разного уровня.
Год | Уровень | Название конкурса | Место |
2009- 2010 | Зональный | Научно-практическая конференция посвященная 65-летию Великой Победы | Победитель вноминация «Интересный краеведческий материал» |
2009- 2010 | муниципальный | конкурс - фестиваль «Жемчужины Башкортостана» | Победитель в номинации «Лучшая исследовательская работа» |
2009- 2010 | муниципальный | конкурс - фестиваль «Жемчужины Башкортостана» | 2 |
2009- 2010 | зональный | конкурс - фестиваль «Жемчужины Башкортостана | Победитель в номинации «Лучшая мужская роль » |
2010- 2011 | муниципальный | конкурс - фестиваль «Жемчужины Башкортостана» | 1 место в номинации «Лучшая исследовательская работа» |
2010- 2011 | зональный | конкурс - фестиваль «Жемчужины Башкортостана» | Победитель в номинации «Лучшая мужская роль » |
2010- 2011 | муниципальный | конкурс - фестиваль «Жемчужины Башкортостана» | 3 |
2010- 2011 | муниципальный | конкурс сочинений ко Дню Республики и Г оду Республики | 3 |
| | | |
2010- 2011 | муниципальный | конкурс юных сказителей эпоса «Урал батыр» | Победитель в номинации «Любовь к родному языку» |
2011- 2012 | муниципальный | конкурс сочинений ко Дню Республики и Г оду Республики «Пою мою Республику» | 3 |
2012- 2013 | муниципальный | конкурс сочинений ко Дню Республики и Г оду Республики «Пою мою Республику | 1 |
2012- 2013 | муниципальный | конкурс - фестиваль «Жемчужины Башкортостана» | 2 |
2012- 2013 | муниципальный | конкурс - фестиваль «Жемчужины Башкортостана» | Два победителя в номинации «Актерское мастерство» |
2012- 2013 | муниципальный | Конкурс сочинений к 85летию рождения народного поэта А.Атнабаева. | 2 |
2012- 2013 | муниципальный | Конкурс «Учитель года башкирского языка и литературы» | Победитель в номинции «Сердце отдаю детям» |
гоп- гон | муниципальный | Конкурс методических разработок посвященном 85-летию со дня рождения народного поэта РБ А. Атнабапева | участие |
гоп- гои | муниципальный | конкурс сочинений ко Дню Республики и Г оду Республики «Пою мою Республику | 3 |
2014- 2015 | Всероссийская | Научная конференция | участник |
2014- 2015 | муниципальный | Конкурс сочинений «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют» | призер |
2014- 2015 | республиканский | Конференция «» | участник |
2014- 2015 | муниципальный | конкурс - фестиваль «Жемчужины Башкортостана» | участник |
2014- 2015 | муниципальный | конкурс юных сказителей эпоса «Урал батыр» | 2,участник |
2015- | муниципальная | Конференция, посвященная Международному дню | участник |
2016 | | родного языка, письменности и культуры | |
2015- 2016 | муниципальная | конкурс сочинений ко Дню Республики и Г оду Республики «Пою мою Республику | участник |
2015- 2016 | муниципальная | конкурс юных сказителей эпоса «Урал батыр» 1 тур | Участник |
2015- 2016 | муниципальная | конкурс юных сказителей эпоса «Урал батыр» 1 тур | Номинация «За сохранение народных традиций» |
2015- 2016 | муниципальная | конкурс - фестиваль «Жемчужины Башкортостана» | 2 |
2015- 2016 | муниципальная | Конференция, посвященная Международному дню родного языка, письменности и культуры. | участник |
2016-2017 | муниципальная | конкурс сочинений ко Дню Республики и Г оду Республики «Пою мою Республику | участник |
2016-2017 | Всероссийская | Исследование условий обеспечености словарями и справочниками, в том числе содержащими нормы государственного языка РФ, школьных библиотечных фондов», проводимых в рамках Федеральной целевой программы « Русский язык» на 2016-2020 годы | Участник |
«Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии. Под информационными технологиями понимаются проекты конструирования, процессов накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Информационная технология обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.
В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках башкирского языка.
Применяю в практической профессиональной деятельности современные образовательные технологий: модульную технологию, технологию развивающего обучения, проблемного обучения, развития критического мышления через чтение и письмо, тестовые технологии на уроках башкирского и литературы и на занятиях дополнительного образования.
Работаю по следующим направлениям:
- использование готовых программных продуктов,
- работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher),
- работа с ресурсами Интернет.
В своей работе использую готовые материалы сайтов
-Башкирские шрифты, программы: www.yeshlek.ru; baimak.ucoz.ru;
-Бшкирские сайты: skazka.110mb.com, www.bashort.com, cjmmunity.liveqornal.com/bashkort_tele
-Исторические сайты: sheqere.narod.ru; suraman.narod.ru
-Башкирская литература: www.akmulla.ru; www.bashskazki.ru
-Словари: tugantel.ru; tel.bashgort.com; dicto.org.ru
-цифровые образовательные ресурсы по творчеству писателей, выложенные на сайте http://www.edu/tatar.ru.
Внеклассные мероприятия: литературно-музыкальные композиции, предметные недели, интеллектуальные игры и викторины - провожу с обязательным использованием ИКТ.
-уроки-путешествия по творчеству писателей З.Биишевой,М.Карима.
-разработала и провела литературно-музыкальную композицию, посвященную 185-летию со дня рождения Г.Сокороя, также сопровождавшуюся презентацией;
- использовала информационные ресурсы с использованием сети Интернет в соответствии с тематическим планированием по башкирскому языку и литературе.
Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность.
На занятиях для большей эффективности использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации , таблицы и схемы.
Составляю презентации к занятиям, к отдельным темам (в настоящее время более 50% уроков имеют сопровождение в виде презентации в PowerPoint). При работе над новым материалом информацию, появляющуюся на экране, комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами.
Демонстрация презентаций на интерактивной доске позволяет дописывать, дополнять содержимое слайда, делать пометки, выделять и т.д.
Учащиеся используют ИКТ для оформления исследовательских работ, составления конспектов, презентаций, слайд - проектов, бюллетеней.
Сеть Интернет – это богатый источник информации, главное уметь ориентироваться в этом многообразии. Огромную помощь в подготовке уроков оказывает Федеральный центр информационно-образовательного ресурса, официальные сайты органов власти, учебных издательств, электронных библиотек и т.д.
Вношу личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, обобщаю и распространяю собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания: распространяю свой опыт в сети Интернет на портале www.proskolu.ru; http://oprb.ru/; www.c.kaipan.ru;
Выступления на заседаниях методических объединениях:
-являясь руководителем ШМО с 2010 года провела большую работу по изучению и усовершенствованию опыта работы ведущих преподавателей родного языка РБ, методики преподавания родного языка в школе, а также:
-обобщила опыт работы на школьном и муниципальном уровне по темам:
«Работа с одарёнными детьми на уроке и во внеурочной деятельности», 2012г.
- «Развитие творческих способностей учащихся на уроках башкирского языка и литературы», 2012г.;
-«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках родного языка и назанятиях дополнительного образования », 2013 .
- отчет по работе с одарёнными детьми, 2013г;
- показала мастер-класс на тему “Башҡорт көсө “ по произведению И.Буракаева, 2013г.;
-выступала с докладами на заседании РМО учителей родного языка по теме «Учебники и программы», 2014г.
Участие в конкурсах педагогического мастерства:
-участвовала в Межрегиональном Интернет- педсовете « Создание в общеобразовательном учреждении единого образовательного пространства для формирования учебных и общеучебных умений учащихся», 2012г.
- участвовала в Республиканском форуме, посвященном Международному дню родного языка, письменности и культуры( в рамках республиканской научно-практической конференции «VII Киекбаевские чтения», 2014г.
-участвовала в Межрегиональном Интернет- педсовете « Педагогические традиции и инновационная образовательная среда-залог совершенствования системы образования « Родные языки и литературы «Преподавание родных языков в условиях инновационного развития системы образования»», 2015г.
- провела онлайн-урок по башкирскому языку « »
-2011г. победитель в зональном этапе межрегионального конкурса «Учитель года башкирского языка и литературы-2011»
-2013г. победитель в номинации «Сердце отдаю детям» в районном конкурсе «Учитель года башкирского языка и литературы-2013»
- 2014г. Участник I этапа районного конкурса «Учитель года башкирского языка и литературы-2014»
Публичное признание профессиональных достижений
-Почетная грамота за подготовку победителей районных предметных олимпиад (ежегодно с 2009г. по 2016г. ) ОО МР Татышлинский район.
- Почетная грамота РОО , 2009г.
-Почетная грамота ЦДТ, 2012г., 2013г .;
-Диплом участника, Общероссийской предметной олимпиады «Пятерочка»,2014г,
-Благодарность Президента РБ за участие в проекте «Земляки»
- Благодарственное письмо МУ ДОД ЦДТ, 2011г.;
-Благодарность администрации МБОУ «Башкирская гимназия-интернат» за подготовку участника зональной конференции, посвященной 65-летию Великой Победы.Нефтекамск-2010г,
- Благодарственное письмо Всероссийской олимпиады по башкирскому языку «Кладезь знаний», 2015.
- Благодарственное письмо Всероссийского конкурса «Я энциклопедиЯ»2014г,
Информация о профессиональных достижениях учителя
Профессиональные достижения.
Достижения детей.