Портфолио учащихся начальной школы
Презентация учителя
начальных классов МБОУ Тёшинской СОШ Бушуевой Т.В.
Портфолио ученика – что это такое?
Портфолио – модное слово, пришедшее в наш лексикон не так давно и употребляющееся до недавнего времени исключительно в сфере модельного бизнеса. Но… Время течет, все вокруг меняется. И вот уже сегодня все родители должны знать, что такое портфолио ученика.
Портфолио ученика – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения со 2 по 11 классы.
Если говорить проще, портфолио – это портфель документов, папка (может быть и в электронной форме), в которой ученик за все время обучения в школе должен фиксировать все свои достижения как творческого характера, так и учебные результаты. Портфолио призвано дополнить традиционные контрольно-оценочные средства, и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и т.п.
Одной из основных целей составления портфолио ученика является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком.
Ученики младших классов при оформлении портфолио не смогут обойтись без помощи родителей.
Их помощь должна заключатся в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, формировать личное отношение к полученным результатам.
Портфолио помогает ребенку развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства и на свои цели.
Роль учителя в работе с портфолио
Всё это помогает формироваться личности ребенка.
Главное то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
- Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио.
- Производить своевременную оценку заполнений всех разделов.
- Подготовить выставки, конкурсы, которые позволят ученикам проявить себя.
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза:
"Каждодневный
творческий
процесс ученика
должен быть
зафиксирован".
Структура портфолио
Жестких требований по введению не существует.
Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
Разделы портфолио
- Титульный лист Мой мир Моя учёба Моя общественная работа Моё творчество Мои впечатления Мои достижения Отзывы и пожелания
- Титульный лист
- Мой мир
- Моя учёба
- Моя общественная работа
- Моё творчество
- Мои впечатления
- Мои достижения
- Отзывы и пожелания
Титульный лист
Содержит основную информацию:
- заведение;
- класс;
- фото ученика.
Раздел « Мой мир »
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна
и важна для
ребенка.
« Моё имя »
- - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
"Моя семья"
- - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
"Мой город"
- - это рассказ о родном городе (селе,деревне), о его интересных
- местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
"Мои друзья"
Здесь можно расположить фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
- Здесь можно расположить фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
"Мои увлечения" -
- это небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок.
- Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
"Мои любимые школьные предметы"
- - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
Раздел « Моя учёба »
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
Раздел « Моя общественная работа »
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе.
Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
Раздел « Моё творчество »
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи.
Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию.
Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Раздел « Мои впечатления »
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
Раздел « Мои достижения »
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости.
Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
Раздел « Отзывы и пожелания »
В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей."
Важно помнить!!!
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись.
Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму.
Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио.
В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
ПОРТФОЛИО