Портфолио класса - перспективная форма представления коллективной направленности достижений конкретного класса, подборка, коллекция работ, демонстрирующих какие-либо достижения классного коллектива и его руководителя. Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которой представлена структурированная и систематизированная информация о классном коллективе, о коллективных и личных достижениях учащихся данного класса в образовательной и воспитательной деятельности.
Просмотр содержимого документа
«Портфолио класса в начальной школе.»
Общие положения
- Обязательно для заполнения
- Отвечает принципам ясности, чёткости, объективности, убедительности, полноте представления результатов.
- Заполняется в течение учебного года активом класса при непосредственном участии всего коллектива, классного руководителя и родителей.
Положение о
- Портфолио класса – документ, фиксирующий развитие класса как сообщества. Портфолио накапливает и оценивает достижения класса в разнообразных видах деятельности, поощряя развитие активность, самостоятельности, навыков рефлексивной и оценочной деятельности.
- Результаты портфолио выступают в качестве накопительной оценки работы класса за весь учебный год.
Основные разделы
1. Информация о классе.
2. Учёба (результаты по итогам )
3. Научно – практическая деятельность
4. Классные часы и другие мероприятия класса
5. Мероприятия, направленные на развитие здорового образа жизни
6. Мероприятия школы
7. Творческие достижения
8. Спортивные достижения
9. Дисциплина и уровни воспитанности (школьная форма, поведение на уроках и переменах, дежурство по школе)
10. Отзывы и пожелания(учащихся, классного руководителя, родителей )
Инструкция
- В начале папки, безусловно, нужно разместить материал, характеризующий классный коллектив. Вклейте совместную фотографию и укажите учебный год.
- Далее стоит вложить список воспитанников, их данные (фамилию и имя), дату рождения и домашний адрес, а также номера телефонов для контакта.
- Обязательно оформите социальный паспорт семей воспитанников. В нем укажите информацию о семьях: наличии многодетных или неполных семей, нуждающихся в помощи, наличии семей, где родители являются инвалидами или пенсионерами.
- Отразите в портфолио внеурочную занятость детей: какие кружки или секции посещает ребенок, чем увлекается.
- Отметьте также, какое постоянное поручение имеют дети: являются старостой, членом редколлегии, входят в состав актива класса и т.д.
- Необходимо показать в схеме или в таблице, как развито самоуправление в коллективе. Например, класс поделен на отряды или бригады, отвечающие за определенную часть деятельности. Например, можно выделить отряды "Трудовой десант", "Непоседы", "Знайки" и т.д.
- Поместите в портфолио ваше планирование в работе с детьми: название и приблизительные даты проведения классных часов, открытых мероприятий (викторин, конкурсов, театральных фестивалей, литературных гостиных и т.д.).
- Далее нужно отразить уже достигнутые результаты в воспитательной деятельности. Это можно сделать, разместив фотографии о различных праздниках и конкурсах, а также отзывы детей об этих мероприятиях. Интересно будет выглядеть фотоколлаж, составленный из детских снимков.
- В отдельный файл нужно вложить грамоты и дипломы детей.
- Также поместите в портфолио наиболее интересные творческие работы ребят: стихи, сочинения, рефераты, рисунки, вышивки и т.д.
- Предложите воспитанникам написать эссе на тему "Моя школьная жизнь" и вложите в конец папки. На выпускном вечере ребятам будет интересно прочитать свои работы.
Памятка для педагогов по ведению портфолио
- 1.Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио (особенно в 1 классе).
- 2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).
- 3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.
- 4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!
- 5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).
- 6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.
- 7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.
- 8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.
- 9.В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».
Взаимодействие с родителями
Большинство родителей, будучи уверенными, что портфолио обязательно поможет при поступлении в ВУЗ, очень кропотливо относятся к его заполнению, а некоторых в этом убеждают учителя, создавая мотивацию для создания портфолио их детей. Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио. Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье. Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.