План учебного занятия № 50
Тема: Порядок и условия заключения и расторжения брака.
Вид учебного занятия: практическое занятие
Цель занятия: сформировать знания у обучающихся о правовом регулировании семейных отношений на территории Российской федерации, дать представление механизмах правового регулирования в системе семейных правоотношений.
Задачи:
Образовательная: способствовать формированию научных представлений о порядке и условиях заключения и расторжения брака.
Развивающая: способствовать развитию умения решать правовые задачи, продолжить развитие общеучебных умений (анализировать, рассуждать, аргументировать, делать выводы).
Воспитывающая: способствовать воспитанию у обучающихся уважения к законам своего государства.
Методы: проблемного обучения, работа с текстом СК РФ.
Межпредметные связи:
История, география.
Обеспечение занятия:
СК Р.Ф., учебник «Обществознание» под редакцией Важенина, раздаточный материал.
Требования к знаниям обучающихся:
Обучающиеся должны знать: Способы защиты неимущественных и имущественных прав.
Обучающиеся должны уметь: раскрывать на примерах изученные теоретические положения, осуществлять поиск информации (текст, таблица, схема).
Содержательный аспект занятия:
Организационный момент – приветствие, проверка посещаемости и готовности обучающихся к занятию. Сообщение темы.
Мотивация:
На всём протяжении существования человечество сформировало ряд ценностей, значение которых очень велико.
Назовите общечеловеческие ценности (здоровье, образование, традиции и обычаи, вера, семья и т.д.).
Семье, семейным отношениям еще в Древней Руси придавали большое значение. Семья являлась всегда миниатюрным государством со своим главой и собственной публичной властью. Например, в своем «Поучении детям» Владимир Мономах говорил о воспитательных функциях семьи. На протяжении всей истории государства общество постоянно обращало внимание на развитие брачно-семейных отношений.
И. Резник в своем Гимне семье сказал:
Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России.
Что такое семья?
Зачем человеку семья?
Может ли человек жить без семьи, не испытывая трудности?
Целеполагание: познакомиться с порядком и условиями заключения и расторжения брака.
Актуализация: (устный опрос)
Изучение нового материала:
Порядок и условия заключения и расторжения брака.
Правовое регулирование отношений супругов.
|
Все задания прописаны в рабочем листе обучающегося (приложение 1). Задание для обучающихся в микрогруппах (Работа с текстом СК РФ). 20 минут 1 группа "Порядок и условия заключения брака" Изучите статьи Семейного Кодекса РФ и ответьте на следующие вопросы: Перечислите условия необходимые для заключения брака. Перечислите условия препятствующие вступлению в брак. 2 группа "Расторжение брака" Изучите статьи Семейного кодекса РФ и ответьте на следующие вопросы: Перечислите условия расторжения брака в органах ЗАГСа. Перечислите условия расторжения брака в суде. 3 группа "Недействительность брака" Изучите статьи Семейного кодекса РФ и ответьте на следующие вопросы: Перечислите условия, при которых брак будет считаться недействительным. Каждая группа самостоятельно изучает статьи Семейного кодекса РФ и готовит выступление. Далее идет презентация групповой работы и ответы на вопросы, если таковые возникнут после выступления. ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 15 минут. Задание для обучающихся. Решение задач (Приложение 2). 15 минут ЗАКРЕПЛЕНИЕ: беседа- 10 минут Задание для обучающихся. Составьте проект брачного договора. 15 минут ЗАКРЕПЛЕНИЕ: беседа- 5 минут. |
Каждая группа самостоятельно изучает статьи Семейного кодекса РФ и готовит выступление. Далее идет презентация групповой работы и ответы на вопросы, если таковые возникнут после выступления.
Письменные ответы в тетради.
Составление брачного договора письменно. |
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Рефлексия: Закончите фразу «Сегодня на занятии я…»
Домашнее задание: Глава 4 п.4.5. Внеаудиторная работа: «Моя семья» (1) – презентация.
Преподаватель И.В. Атаманчук
Приложение 1
Рабочий лист
Тема: Порядок и условия заключения и расторжения брака
Задание №1. Работа с текстом СК РФ в микрогруппах. 20 минут
1 группа "Порядок и условия заключения брака"
Изучите статьи Семейного Кодекса РФ и ответьте на следующие вопросы:
Перечислите условия необходимые для заключения брака.
Перечислите условия препятствующие вступлению в брак.
2 группа "Расторжение брака"
Изучите статьи Семейного кодекса РФ и ответьте на следующие вопросы:
Перечислите условия расторжения брака в органах ЗАГСа.
Перечислите условия расторжения брака в суде.
3 группа "Недействительность брака"
Изучите статьи Семейного кодекса РФ и ответьте на следующие вопросы:
Перечислите условия, при которых брак будет считаться недействительным.
Каждая группа самостоятельно изучает статьи Семейного кодекса РФ и готовит выступление.
Далее идет презентация групповой работы и ответы на вопросы, если таковые возникнут после выступления.
Задание № 2. Решение задач (Приложение 1). 15 минут
Задание № 3. Составьте проект брачного договора. 15 минут
Подведение итогов.
Приложение 2
Е.Ю.Молчанов и Т. Загорная, находящаяся на 6-м месяце беременности, подали заявление в органы ЗАГСа о заключении брака, высказав просьбу об уменьшении сроков ожидания дня регистрации. Им было отказано, сославшись на срок - 1 месяц.
Правомерно ли это действие ЗАГСом?
Семья Петровых заключила брак 15 ноября 2011 года. В феврале 2012 года у них родилась дочь. Но семейные отношения не сложились. Муж подал заявление о расторжении брака в Суд.
Когда будет расторгнут брак?
Гражданин Петров В. (19 лет) и Иванян И. (16 лет) подали заявление о заключении брака в органы ЗАГСа. Им было отказано.
На основе какой статьи им было отказано?
Актер Барыгин-Амурский, вступая в брак, для большей звучности, как ему казалось, просил в ЗАГСе к его прежней фамилии присоединить еще и фамилию супруги.
Удовлетворят ли просьбу молодожена?
Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество:
Гражданка Дудникова и гражданин Мамедов до вступления в брак имели имущество: Дудникова – бриллиантовое колье стоимостью 2500 долларов, картину Айвазовского стоимостью 35000 долларов; Мамедов – автомобиль ВАЗ 2112 1993 года стоимостью 7000 долларов.В браке гр. Дудникова и Мамедов приобрели квартиру двухкомнатную, сделали вклад на имя Дудниковой в размере 15000 рублей. Также гр. Мамедов получил в наследство торговую точку. Находясь в состоянии развода, супруги приступили к разделу имущества. Гр. Дудникова подала иск на раздел двухкомнатной квартиры и торговой точки. Гр. Мамедов претендует на вклад на имя гр. Дудниковой в размере 15000 руб.
Супруги Н. переехали к родителям мужа, в большую семью со своими традициями, где жены всегда не работали, а вели хозяйство и занимались воспитанием детей. Этого же потребовали и от приехавшей невестки, что вызвало ее недоумение и протест, поскольку у нее высшее образование и она не хочет терять профессиональные навыки врача.
На чьей стороне закон?
Алексей скрыл от Елены, что состоит в браке, который не расторгнут. Прожив 3 месяца, Елена узнала о тайне мужа.
Какой брак будет признан недействительным: первый или второй? Почему?
Супруги Гончаренко обратились в орган загса с заявлением о расторжении брака. Заведующий органами ЗАГСа отказался удовлетворить их требование и предложил обратиться в суд, так как Гончаренко имел усыновленного ребенка в возрасте 8 лет. Однако судья так же отказал в приеме заявления и предложил Гончаренко вновь обратиться в отдел ЗАГСа.
Кто прав в вышеописанной ситуации: орган ЗАГСа или суд?
Какие основания установлены СК для расторжения брака в органе ЗАГСа по заявлению обоих супругов?
Супрунов и Фадеева обратились в ЗАГС, чтобы подать заявление для регистрации брака. Но им в этом отказали, сославшись на то, что жениху исполнилось 89 лет, а невесте 80. Правомерен ли отказ по названной причине?
Китаева обратилась в ЗАГС с просьбой зарегистрировать брак с Киселевым, от которого у нее есть заявление об этом же и доверенность на регистрацию в его отсутствие, поскольку он проходит действительную воинскую службу в другом городе, а отпуск командир не дает. Удовлетворят ли просьбу этой пары, если нет, то почему?
Семенов и Камилова подали заявление о регистрации брака. Срок регистрации им назначили через 4 месяца и предложили подумать над серьезностью их намерений, поскольку Семенову 18 лет, а Камиловой 38, у нее двое детей и в школе она была учительницей Семенова. Когда новобрачные предупредили, что будут вынуждены жаловаться на отказ, сотрудник ЗАГСа согласилась сократить срок до 2-х месяцев, но при условии приобщения к заявлению письменного согласия родителей жениха. Законны ли действия сотрудника ЗАГСа?
Супруги Степановы находились в зарегистрированном браке и у каждого из них были дети от прежнего брака: у мужа – дочь, а у жены – сын. Дети росли и воспитывались в одной семье, а став взрослыми, они решили пожениться. Допустим ли законом такой брак?
В городе Н. ввели новшество – поголовное медицинское обследование всех новобрачных в частной фирме «Узы Гименея» при городском ЗАГСе. Среди потенциальных супружеских пар и их родственников нашлись недовольные такой заботой о будущем потомстве. Представьте, что вы – прокурор города Н. Ваша возможная реакция как должностного лица?
У женщины при наводнении бесследно исчез муж. Кто-то посоветовал ей обратиться в суд с заявлением о признании супруга умершим, и суд просьбу удовлетворил. Спустя 1 год после вынесения судом решения, объявленная вдова вышла замуж, второй брак был оформлен в установленном законом порядке. Прошло еще время и объявленный умершим супруг появился. Какие правовые последствия в приведенном случае будут иметь оба брака?
Сергеев, желая добиться расположение к себе Федоровой, заявил ей, что застрелит сначала ее, а потом себя, если она не согласится зарегистрировать с ним брак. Федорова, зная неуравновешенный характер Сергеева и допуская реальную возможность исполнить им высказанную угрозу, согласилась, и их брак был оформлен в районном отделе ЗАГСа.
Можно ли признать такой брак законным?