СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой». (Анализ 3-5 глав). урок 16

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой». (Анализ 3-5 глав). урок 16»

Урок №16

Тема: Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой». (Анализ 3-5 глав).


Цель:

  • знакомство с порядками, царящими в Белогорской крепости, выявление особенностей характера Василисы Егоровны и капитана Миронова, причин будущего падения крепости; смысла противостояния Гринева и Швабрина как чести, верности отеческим заветам и бесчестия, предопределяющего социальную измену;

  • развитие навыка составления рассказа о герое, цитатного плана, художественного пересказа, исследовательской работы с текстом, развития коммуникативных способностей учащихся;

  • формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления причин ссоры Гринева и Швабрина.

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, слайдовая презентация.


История проходит через Дом человека,

через его частную жизнь.

Ю.М.Лотман

Ход урока

І. Оргмомент.


II. Изучение нового материала.


1.Выявление темы, цели урока.

2. Обращение к домашнему заданию (индивидуальное задание).


  • Выписать из текста детали, воссоздающие облик Белогорской крепости, ответить на вопрос: «Какой предстает перед героем Белогорская крепость?» (задание 1 рабочей тетради). (Деревушка, окруженная бревенчатым забором, три или четыре скирды сена, полузанесенные снегом; скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными, старая чугунная пушка; улицы были тесны и кривы; низки и большею частию покрыты соломою, деревянный дом близ деревянной же церкви, старый инвалид нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира, чистенькая комнатка, убранная по-старинному, шкаф с посудой; диплом офицерский за стеклом, лубочные картинки. На улице бродило несколько куриц и свиней.)

  • Сравните описание крепости с описанием пейзажа в стихотворении «Румяный критик мой...» (см. распечатку)

  • Какое у вас сложилось впечатление от Белогорской крепости ?


3. Слово учителя.

По прибытии в Белогорскую крепость Петруша видит в доме коменданта лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, а также выбор невесты и погребение кота». Первые из означенных картинок - дань воинственным занятиям и воспоминаниям капитана Миронова; «выбор невесты» предвещает как будто судьбу Гринева. Лубочный сюжет «погребение кота» юный прапорщик причисляет к тем картинкам, которые «в нравственном как и художественном отношении не стоят внимания образованного человека». Для народной мудрости мыши, торжествующие кончину хитрого и злобного врага, — пример наивной доверчивости и пагубной предусмотрительности. В картинке этой можно видеть символ недолгого торжества восставшего народа и жестокой его расплаты за порыв к воле.


4. Выразительное чтение фрагмента главы от слов «В эту минуту вошел урядник...» до слов «...Максимыч отведет вас на вашу квартиру».


  • Кто настоящий хозяин крепости? Как характеризует героиню этот эпизод?

(Василиса Егоровна распоряжается в крепости по своему усмотрению: разбирает мелкие ссоры, отдает приказы.)


5. Индивидуальное задание.

  • Выписать из текста реплики Василисы Егоровны, ответить на вопрос: «Как речь характеризует героиню?» (задание 2 рабочей тетради,). (Прошу любить и жаловать, батюшка, ступай себе с Богом, частый гребень, да веник, да алтын денег, сиди в девках...

В речи героини встречаются пословицы и поговорки, просторечные слова.

Василиса Егоровна заменяет непонятное ей слово «дуэль» на «смертоубийство», выражая собственное отношение к этой нелепости, бессмыслице, когда люди «пыряют друг друга шпагами, закалывают, да еще при свидетелях». Причины дуэли объясняет так: «...Бог знает, какой грех его попутал». Василиса Егоровна гостеприимна, радушна, она ласково встречает незнакомого ей офицера: «Прошу любить и жаловать. Садись, батюшка».

Она по-доброму, без зависти встретит сообщение Гринева о том, что его отец владеет тремястами крестьянскими душами: «Ведь есть же на свете богатые люди!» Единственное, что ее заботит, так это дочь, за которую они с мужем не в состоянии дать приданое: «Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою». Материнская забота понятна, но в ней, как видим, сквозит и надежда на «доброго человека».)


6. Слово учителя

В 4 главе рассказчик так характеризует коменданта крепости: «Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый».


  • Какой смысл приобретает замечание «вышедший из солдатских детей»? (Солдатскому сыну дослужиться до должности коменданта крепости было невероятно трудно. Значит, Иван Кузмич был боевой офицер, человек большого мужества и храбрости, участвовавший во многих сражениях.)

  • Каким предстает характер коменданта крепости из деталей его разговора с подчиненными, женой, вновь прибывшим офицером?

  • Чем вызвана его фраза, обращенная к молодым офицерам, остановившимся посмотреть, как он проводит учения с инвалидами: «А здесь нечего вам смотреть»? (Комендант по-отечески относится к солдатам. Он хорошо понимает, что выглядит смешно в своем китайчатом халате на военных учениях, что смешны и его инвалиды, не умеющие отличить правой стороны от левой. Ивану Кузмичу горько быть посмешищем в глазах молодых офицеров.)

  • Можно ли считать хвастовством его слова о том, что он «задаст острастку киргизцам и башкирам»? (По долгу службы Иван Кузмич обязан противостоять слухам и сплетням, не допускать паники, поэтому он и обрывает Гринева, заметив, чти «задаст острастку киргизцам и башкирам».)

  • Справедливы ли слова Василисы Егоровны: «Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь». (Василиса Егоровна подтрунивает над мужем, однако хорошо понимает, что капитан Миронов не в силах изменить положение вещей, поскольку власть не уделяет должного внимания оснащению крепостей.)

  • Каков смысл эпиграфа «Старинные люди, мой батюшка»? (В крепости Петруша очутился в окружении пристойной бедности, самодостаточного добронравия. В окружении людей, которые, как писал Гринев о себе, «воспитывались... не по-нынешнему».)


7. Индивидуальное задание


  • Сравните семью Мироновых и Гриневых.



Гриневы

Мироновы

Сходство

Обе семьи – хорошие, почтенные люди:

«Жаль, что такой почтенный человек имеет такого недостойного сына!» (генерал – Петру Гриневу)

«Муж и жена были люди самые почтенные...»

Госпожа Гринева и госпожа Миронова обе занимаются рукоделием на досуге:

«...Матушка молча вязала шерстяную фуфайку, и слезы изредка капали на ее работу...»

«...Матушка молча вязала шерстяную фуфайку, и слезы изредка капали на ее работу...»

Госпожа Гринева и госпожа Миронова обе являются хорошими хозяйками:

«...Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки...»

«...какая майстерица грибы солить!..»

«...Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по‑старинному...» (о доме Мироновых)


Различия

1. Гриневы – богатые дворяне. Они владеют 300 крепостными:

«...у батюшки триста душ крестьян…»

2. Живут в своем имении:

«С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился...»

3. Супруги Гриневы (родители Петра) – потомственные дворяне:

«...Я природный дворянин...» (Петр о себе)

4. Господин Гринев (отец семейства) является военным в отставке. Он вышел в отставку в звании премьер-майора:

«...в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер‑майором в 17… году.»

5. В семье Гриневых есть только один ребенок – сын Петр:

«...Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младенчестве...»

6. Отец семейства Андрей Петрович – строгий, твердый мужчина:

«…жестокосердые гордецы...» (Петр о своем отце)

«У него расправа была коротка.»

«...Он лишился обыкновенной своей твердости…» (старик Гринев)

7. Старик Гринев и его жена, судя по всему, являются хорошо образованными людьми.

8. Андрей Петрович Гринев не злоупотребляет спиртными напитками:

«...ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали...» (об отце и деде Петра Гринева)

9. Мать семейства Авдотья Васильевна – тихая, мягкая женщина, которая, судя по всему, привыкла подчиняться мужу и угождать ему:

«...В нежности матушкиной я не сумневался...»

«Матушка в слезах наказывала мне беречь мое здоровье…» (мать плачет, провожая сына в армию)

«Испуганная его отчаянием матушка не смела при нем плакать…» (о супругах Гриневых)

10. Старик Гринев ведет себя строго и сурово со своим сыном Петром. Он намеренно отправляет его служить в Белогорскую крепость вместо престижной гвардии:

«…еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку…» (отец – Петру)

11. Отец Петра Гринева плохо относятся к Марье Мироновой, еще не зная ее лично, и отказывается благословлять сына на брак с ней. После личного знакомства супруги Гриневы хорошо относятся к Маше:

«…не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен…»

«Пренебрежение, с каким он упоминал о Марье Ивановне…» (об отце Гринева)

«Родные ваши не хотят меня в свою семью.» (Марья о семье Гриневых)

«Вскоре они к ней искренно привязались…»

12. Супруги Гриневы остаются в живых после Пугачевского бунта. Их сын попадает в тюрьму, но вскоре его освобождают.

1. Мироновы – бедные дворяне. Они владеют одной крепостной крестьянкой Палашкой:

«...ведь есть же на свете богатые люди! А у нас, мой батюшка, всего‑то душ одна девка Палашка…»

2. Живут в Белогорской крепости, где отец семейства служит начальником:

«...Господину коменданту Белогорской крепости капитану Миронову...»

3. Господин Миронов вышел из крестьянского сословия и, судя по всему, получил дворянство за долгую службу в армии:

«...Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей…»

4. Господин Миронов (отец семейства) носит звание капитана и уже 40 лет служит в армии. Из них 22 года – в Белогорской крепости:

«...в Белогорскую крепость, где ты будешь в команде капитана Миронова...»

«...мы уже сорок лет в службе и всего, слава богу, насмотрелись?..»

«...Чем Белогорская ненадежна? Слава богу, двадцать второй год в ней проживаем.»

5. В семье Мироновых есть только один ребенок – дочь Марья:

«...Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!)…»

6. Отец семейства Иван Кузьмич – добрый, ласковый, но беспечный мужчина. Его жена управляет и им, и всей крепостью:

«Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию...»

«...капитана Миронова, доброго и честного человека..."

«...он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать...»

7. Капитан Миронов – необразованный и простой человек. Об образовании Василисы Егоровны нет данным:

«...был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый...»

8. Капитан Миронов любит выпить:

«...стихотворцам нужен слушатель, как Ивану Кузмичу графинчик водки перед обедом...»

9. Мать семейства Василиса Егоровна – добрая, умная, энергичная женщина. Она управляет крепостью больше, чем ее муж:

«...И мадам Миронов добрая была дама…»

«...Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком...»

10. Супруги Мироновы, судя по всему, не очень строги к своей дочери Марье. Девушка знает, что может выбирать жениха сама и что родители ее поддержат:

«…сказала, что ее родители, конечно, рады будут ее счастию.» (о возможном браке к Гриневым)

11. Семья Мироновых хорошо относится к Петру Гриневу, который служит в крепости, когда тот еще не является женихом их дочери:

«...Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын...»

12. Супруги Мироновы погибают от рук бандита Пугачева и его соратников. Их дочь Маша остается сиротой:

«...Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице…»



8. Слово учителя.

«Старинные люди, мой батюшка», — гласит эпиграф, тогда как Простакова у Фонвизина произносит: «Старинные люди, мой отец!»

«Батюшка» и особенно «мой батюшка» — любимое обращение к слушателю Василисы Егоровны, ее излюбленная присказка. Пушкин редактирует Фонвизина, максимально приближая свой эпиграф к тому, как говорят, как думают и как ведут себя персонажи гриневского повествования. «Старинные люди, мой батюшка» — так с полным правом могла сказать о себе и о своем окружении Василиса Егоровна Миронова. Так и воспринял их и нравственные принципы, которые они исповедуют, Петруша Гринев.


  • Справедлива ли характеристика героев, данная Швабриным? (Новые знакомые Гринева слегка комичны, вовсе не похожи на военных людей. Но добродушие, открытость, бесхитростность подкупают нас в Мироновых. Вот почему характеристика Швабрина несправедлива.)

  • Почему тоска берет Гринева при виде порядков, царящих в крепости? (Герой ожидал увидеть хорошо оснащенную крепость, готовую к отражению натиска врага, а оказался в мирной деревушке. Он рассчитывал на то, что военная жизнь будет веселой и яркой, полной приключений, однако сразу понял, что ошибся.)

  • Способна ли она была выстоять против мятежников? (Крепость, которой суждено было принять удар восставших, была совершенно к этому не подготовлена.)

  • «…Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною», — пишет в начале главы Петр Гринев. Почему изменилось настроение героя? (Гринев произведен в офицеры. Он привязался к доброму семейству, полюбил Машу.)

  • Расскажите о занятиях Гринева в крепости по подобранным вами ключевым словам. Упомянуты ли в главе военные занятия героя? (Петр обедал, читал, занимался переводами, писал стихи, беседовал со Швабриным. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов.)


9. Индивидуальное задание.


  • Каким предстает Швабрин в 3 главе? (портрет, характер, отношение к службе, есть ли приметы прошлой, домашней жизни у Швабрина?) (Швабрин смугл, некрасив собою. Он служит в Белогорской крепости пятый год: сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Швабрин, несомненно, умнее Гринева; он был даже связан с В. К. Тредиаковским. Швабрин некогда сватался к Марье Ивановне и получил отказ. Значит, его отзывы о ней как о совершенной дурочке — месть подлеца. Эгоист и скептик, Швабрин не способен на подлинную, готовую на жертвы любовь. Его отношение к Маше — чисто эгоистическая страсть, соединенная с жестокостью, противоречащей глубокому чувству.

Внешняя образованность и блеск соединились в Швабрине с внутренней моральной опустошенностью. Это человек глубоко равнодушный ко всему, что не касается его личных интересов. Он исполнен презрения к Миронову, морально стоящему выше Швабрина, честно исполняющему свой долг.)

  • Каков кульминационный эпизод главы? (Кульминация главы — поединок со Швабриным.)

  • Каковы причины дуэли?


10. Обращение к домашнему заданию.


  • Художественный пересказ главы «Поединок» по цитатному плану (задание 9 рабочей тетради,). (Гринев, верный заветам отца, защищает честь возлюбленной и доброе имя семейства Мироновых.)

  • Из-за чего произошел поединок?


11.Сообщение учащегося о правилах дуэли.


  • Как характеризует Швабрина поведение во время дуэли? (Во время дуэли Швабрин наносит удар шпагой в тот миг, когда противник оглядывается на неожиданный зов слуги (то есть неформально прекращает бой). Формально это удар в грудь, но, по существу, в спину соперника, который не собирается бежать — то есть подлый удар.)

  • Случайна ли дуэль Швабрина и Гринева? (Дуэль Швабрина и Гринева — закономерное противостояние чести и бесчестия, Добра и Зла.)

  • Кто и из каких побуждений рассказал родителям Гринева о его дуэли? (Швабрин написал тайный донос родителям Петра о поединке, для того, чтобы расстроить отношения Гринева и Маши.)

  • Оцените поступок Петра Гринева. Мог ли он поступить иначе?

  • Как характеризуют Швабрина и Гринева ключевые эпизоды 3—5 глав? (Автор проводит Гринева и Швабрина через ряд испытаний и соблазнов, Гринев мог проникнуться цинизмом Швабрина, но он со всей душой принимает семейство Мироновых, не издевается над их нехитрой жизнью, остается честным и искренним в чувствах. Гринев мог отказаться от дуэли или донести на Швабрина, угрожающего ему, но он без колебаний пошел на неравный поединок, защищая свою честь. Гринев остается верным заветам отца.

Для Швабрина появление Гринева дает возможность оставить свой иссушающий сарказм, однако герой продолжает мстить женщине за то, что она его отвергла, сознательно идет на убийство, никак не ожидая, что юноша окажет столь серьезное сопротивление. Швабрин полностью утратил представления о чести, что предопределяет и его социальную измену в будущем.)


12. Слово учителя.

Образ Гринева представлен в развитии; «готовый» образ Швабрина не развивается, но последовательно раскрывается в заданном направлении. I

Изображать такого «неподвижного» героя (при всей важности его фигуры, оттеняющей и уравновешивающей образ Гринева) неинтересно. Поэтому Пушкин часто прибегает к приемам косвенного повествования, сам Швабрин остается за рамками повествования, а читатель узнает о нем из разговоров других персонажей.


  • Почему Маша Миронова всячески стала избегать встреч с Петром Гриневым? Каков смысл эпиграфа к главе повести «Любовь»? (Василиса Егоровна сокрушалась о том, что ее дочь — бесприданница.)


13. Слово учителя.

Однако народная песня, откуда взял цитату для эпиграфа издатель, говорит о совсем другом приданом, которым Марья Ивановна владеет с избытком: о ее уме, честности, порядочности, осмотрительности, ее понимании счастья как вечной устремленности к гармоническому совершенству, для которой ее произвели на свет родители и на которую они ее всегда благословляют. Без их благословения не пойдет Марья Ивановна за Петрушу. Не пойдет замуж и не спросясь «роду-племени»: ей необходимо, чтобы их с Петрушей брак был освящен благословением будущих свекра и свекрови. Любовь для Марьи Ивановны — это полное духовное единение с любимым, это невозможность счастья для себя, если он несчастен.

Сердце подсказало Марье Ивановне, что удержаться от проявлении своего чувства, не «подпитывать» больше Петрушины надежды на восстановление отношений можно только, если сразу и окончательно разорвать все связи с ним.


  • Почему родители Гринева отказали Петру Андреевичу в родительском благословении? (Отец отказался благословить молодых людей на брак, потому что Петр с точки зрения отца, недостоин быть офицером. Страсти вновь овладели Петром, и он оказался в стане дьявола. Отец сурово судит своего сына.)

  • Как отнеслась Маша к «оскорбительному» для нее письму отца Гринева?

  • Какие качества характера Савельича проявились в его отношении к происходящим событиям? (Герой обнаруживает мудрость, доброту и человечность, способность к сопереживанию.

Письма Гринева-отца Петруше и Савельичу показали, что он был горяч, бескомпромиссен и сам часто находился во власти страстей. В ответном письме Савельич укорил барина во вспыльчивости и посмел учить его, потому что истина важнее барского гнева и обиды холопа.)


III. Подведение итогов урока.


Возвращаясь к эпиграфу «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь», можно сказать, что дом для Пушкина был всегда особо святым местом, которое надежно защищено от беды, так же это место, где человек живет подлинной жизнью: именно здесь вершится истинная , а не мнимая, внутренняя, а не внешняя жизнь народа. Но война (крестьянский бунт), не знающая жалости, проникает сквозь стены, и человек вынужден защищать свой дом.

Кто стоит за всем этим: история ли распорядилась так, что социальные катаклизмы сотрясают общество, или смерть- чума, как Вв «Пире во время чумы», бессмысленно разрушает все вокруг? Какой выбор в дальнейшем должны сделать герои романа: принять вызов истории или покориться судьбе? На эти вопросы нам предстоит ответить на следующих уроках.


IV. Домашнее задание.

1.Прочитать 6-14 главы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

2.Составить сложный план главы 7 «Приступ» (задание 3 рабочей тетради,).

3.Групповое задание: подготовить выразительное чтение по ролям фрагмента главы 8 «Незваный гость» от слов «Необыкновенная картина мне представилась» до конца.



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!