СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС.

Вид учебного занятия: практическое занятие

Цель занятия: познакомиться с попытками преодоления культа личности, и значением XX съезд КПСС.

Задачи:

Образовательная: сформулировать причины и значение преодоления культа личности. XX съезд КПСС.

Развивающая: способствовать развитию навыков самостоятельной работы с историческими документами,  справочной и словарной литературой, развитие умения участия в дискуссиях п. историческим проблемам.

Воспитывающая: воспитывать чувство патриотизма как внутреннее сформированное качество личности, осознающей свою ответственность добровольно и на основе исторических знаний.

Методы: частично-поисковый, работа с текстом. 

Просмотр содержимого документа
«Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС.»

План учебного занятия № 47

Тема: Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС.

Вид учебного занятия: практическое занятие

Цель занятия: познакомиться с попытками преодоления культа личности, и значением XX съезд КПСС.

Задачи:

Образовательная: сформулировать причины и значение преодоления культа личности. XX съезд КПСС.

Развивающая: способствовать развитию навыков самостоятельной работы с историческими документами, справочной и словарной литературой, развитие умения участия в дискуссиях п. историческим проблемам.

Воспитывающая: воспитывать чувство патриотизма как внутреннее сформированное качество личности, осознающей свою ответственность добровольно и на основе исторических знаний.

Методы: частично-поисковый, работа с текстом.

Межпредметные связи:

Обществознание.

Обеспечение занятия:

Раздаточный материал.

Требования к знаниям обучающихся:

Обучающиеся должны знать: «Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны.

Обучающиеся должны уметь: осуществлять поиск информации (текст, таблица, схема, статистические данные, видеоматериал), представлять результаты изученного в формах конспекта, реферата, рецензии.


Содержательный аспект занятия:


Организационный момент – приветствие, проверка посещаемости и готовности обучающихся к занятию. Сообщение темы.


Мотивация:

5марта 1953г умер Сталин. Для миллионов советских людей смерть Сталина стала настоящей трагедией.5 марта 1953г по всей стране был объявлен 4-дневный траур. Со всех концов страны в Кремль присылали письма телеграммы с соболезнованиями, в городах собирались многотысячные траурные митинги. В день похорон в Колонный зал тысячами шли убитые горем люди, чтобы попрощаться со Сталиным. Была плохо организованная траурная процессия, несколько сотен человек было раздавлено толпой на Трубной площади. Гроб с забальзамированным телом Сталина поместили в Мавзолее на Красной площади Москвы рядом с гробом Ленина. Впервые за 30 лет возникла новая ситуация - страна осталась без признанного вождя. Выдвинулись 3 лидера Маленков, Берия, Хрущев. Они осознавали необходимость перемен. Сегодня мы с вами будем знакомиться с этими переменами.


Целеполагание: познакомиться с попытками преодоления культа личности, и значением XX съезд КПСС.


Актуализация: (устный опрос)

  • «Холодная война» и ее влияние на экономику

  • «Холодная война» и ее влияние на внешнюю политику страны.

Изучение нового материала:

План:

  1. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС.

  2. Экономические реформы 1950-х - 1960-х гг.. Причины неудач экономических реформ.

  3. Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма.

  4. Конституция 1977 года.

  5. Особенности развития советской культуры в 1950 - 1980 гг. Наука и образование в СССР. Партийная коррупция как самостоятельная форма коррупционного поведения.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Задание для обучающихся (Работа с документом Приложение 1). 25 минут

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос – 15 минут.

Работа с документом, устные ответы. Рецензирование ответов учащихся.

Задание для обучающихся (Работа с документом Приложение 1). 20 минут

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос – 10 минут.

Работа с документом, устные ответы. Рецензирование ответов учащихся.

Подведение итогов.

  1. Выставление оценок.

  2. Рефлексия: Закончите фразу «Сегодня на занятии я…»

  3. Домашнее задание: § 25.2 П.С. Самыгин – История. Внеаудиторная работа: «Диссидентское и правозащитное движение.» (1) – сообщение.


Преподаватель И.В. Атаманчук


Приложение 1

Берия

Маленков

Хрущев

1 Амнистия.

1 .В 2 раза снижен с/х налог.

1 .Экстенсивный путь

2.Реабилитация врачей и военных.

2. Прежние за должности колхозов

развития с\ х

хозяйства хозяйствахозяйства- освоение

3.Запрещено применять пытки.

ликвидированы.

новых площадей.

4.Началась ликвидация ГУЛАГА.

З.Закупочные цены увеличились.

2.1954г.передача Крыма

5.Партия должна заниматься

4.Увеличились крестьянские участки.

Украине.

кадрами и пропагандой , всем

5.Июнь 1953г- осуждение культа личности

З.Эксперементы с с\х:

остальным - Совет министров.

Сталина.

кукуруза, запрет

6. Расширение прав союзных

6. Август 1953г- поднятие легкой и пищевой

держать домашний скот.

республик и назначение на

промышленности и с\ х.

4.Нападки на

руководящие посты уроженцев

Осуждение бюрократического и советского

творческую

республик.

аппарата.

интеллигенцию

7.Неэфективность колхозов.

Повышение уровня жизни населения.

5. Малоэффективные

необходимость материального

Разрядка международной обстановки,

административные

стимулирования.

улучшение отношений , новая война приведет к

реформы

8.Нормализовать отношения с

гибели человечества.

6.Непоследовательная

Югославией.

7.Август 1953г в 2 раза сокращены военные

внешняя политика.

9.Нужна мирная Германия.

программы.


26 июня 1953г-арестован.

8.Хлеб в 2 раза дешевле


2-7 июля 1953г - обвинен.

9.Стимулируют производителя


Декабрь 1953г казнен.

январь 1955г-обвинен

февраль 1955-освобожден от обязанностей

главы Правительства



Вопросы:

1. Сравнить какие решения по с\х вопросу предполагали различные лидеры?

  1. Какое развитие во внешней политике предлагал каждый из лидеров?

  2. Какие преимущества в каждой из программ вы видите? Какая программа

больше понравилась?

  1. Кто боролся за власть после смерти Сталина?

  2. Кто выиграл в этой борьбе?


Хрущев выступает с докладом «О преодолении культа личности Сталина» на XX съезде КПСС

Доклад Хрущева подготовил Поспелов.

В вину Сталину ставилось: 1 .Массовые репрессии. 2.Трагическое начало Великой Отечественной войны. 3.Огромные людские потери. 4.Бедственное положение крестьянства. 5.Неблагополучная международная обстановка. 6. Разрыв отношений с Югославией.

30 июня 1956г менее жесткое постановление ЦК « О преодолении культа личности и его постановлений» отпечатано 1 млн тиражом..

В докладе Хрущева не анализировались ни феномен сталинизма, ни характер политической системы страны. Не ставился вопрос о гарантиях недопущения злоупотреблений властью на будущее. Ответственность за все репрессии возлагалась на Сталина, Берия, Ежова, Ягоду.

1956-1961 гг реабилитировано 700 тыс. чел.

Февраль 1957г реабилитированы национальные меньшинства. Чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки получили возможность вернуться в родные места, исключение составляли немцы Поволжья и крымские татары.

3 точки зрения на доклад:

1.Открытые протесты против доклада-Тбилиси 4-9 марта 1956г

  1. Положительно.

  2. Растерянность, эмоциональный шок.

Вопросы:

  1. Когда проходил 20 съезд КПСС ? Что ставилось в вину Сталину в докладе Хрущева ?

  2. Что не анализировалось в этом докладе? Как вы думаете почему?

  3. На кого возлагалась основная ответственность за репрессии? Сколько человек было реабилитировано с 1956-1961гг? Кому разрешили вернуться в родные места? А кому не разрешили?

  4. Какая реакция была на доклад?

Приложение 2

Прочтите отрывок из мемуаров политического деятеля СССР.

«Как далее развивался кризис, когда мы приняли решение о том, что целесообразно поставить ракеты с атомными зарядами на территории […] и таким образом поставить США перед фактом, что если они решатся вторгнуться […], то […] будет иметь возможность нанести сокрушительный ответный удар? Это был бы, конечно, не разгром США. Но им были бы нанесены очень большие разрушения. Отсюда мы сделали вывод, что эта перспектива удержит власть имущих в США от вторжения на […].

К такому выводу все мы пришли после двукратного или трёхкратного обсуждения моего предложения. Я предлагал не форсировать это решение, чтобы оно выкристаллизовалось в сознании каждого и каждый бы, понимая его последствия, знал, что оно может привести нас к войне с США. Решение было принято единодушно. Разработка операции была поручена товарищу Малиновскому, к этому делу был допущен узкий круг людей. Подсчитали мы наши ресурсы и пришли к выводу, что можем послать туда ракеты с миллионным по мощности зарядом каждая.

…Больше всего нас беспокоило, чтобы наша операция не была раньше времени раскрыта с воздуха… Американцы проводили наглую политику, бесцеремонно вторгаясь на территорию соседей, да и не только соседей. Они летали там, где считали это выгодным для обороны США, игнорируя суверенитет соседних стран. Нас интересовало, насколько можно сохранить секретность в таких условиях? Разработали план: что надо сделать, чтобы не допустить преждевременного выявления с воздуха наших замыслов.

…Нужно было, чтобы США не смогли упредить нас и высадить прежде того свой десант под американским флагом или флагом кубинских контрреволюционеров. Форма не имела значения, нас интересовала суть: чтобы […] оставалась при своих революционных завоеваниях и чтобы стала флагманом социалистических стран на Американском континенте, вела бы своё развитие под марксистско-ленинским знаменем. Вот наше желание».

1. Укажите название страны, пропущенное в тексте. Укажите фамилию руководителя СССР в период, когда произошли описанные события. Укажите год, когда они произошли.

2. Какие цели, согласно версии автора мемуаров, стремилось достичь советское руководство в результате действий, о которых идёт речь в данном отрывке? Укажите любые три цели.

3. Укажите любые три условия, которые согласно договорённости между лидерами СССР и США, достигнутой в ходе описанного в отрывке политического кризиса, необходимо было выполнить для преодоления этого кризиса.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!