СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Популяризация французского языка в средней школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю отчет по теме самообразования "Популяризация французского языка в средней школе". На сайте также представлены разработки внеурочных мероприятий, программа пропедевтического курса, экзаменационные задания по французскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Популяризация французского языка в средней школе»

Популяризация французского языка: способы повышения мотивации к изучению французского языка


В своей работе учителя иностранного языка сталкиваются с такой проблемой: ученики при выборе иностранного языка для изучения отдают предпочтение английскому языку. А немецкий и французский языки остаются менее востребованными или невостребованными вообще. Социальный заказ по отношению к конкретным языкам (на сегодняшний день это английский) формируется под влиянием внутренних и внешних политических и экономических предпосылок. Приоритетное положение английского языка характерно не только для российской школы, но и в других странах, так как является международным языком общения.

По мнению Н. Д. Гальсковой, выбор иностранных языков для изучения в школе на современном этапе обусловлен действием целого ряда факторов:

- статусом иностранного языка в мире;

- престижностью/ непрестижностью иностранного языка как средства общения;

- личной потребностью граждан в изучении того или иного иностранного языка.

Экономические и социально-политические факторы с одной стороны, а с другой - большая свобода образовательных учреждений в выборе содержания образования существенно изменили соотношение традиционно изучаемых в общеобразовательной школе языков. Согласно статистике, за последние 12 лет количество учащихся, изучающих французский и немецкий языки, сократилось более чем на 10% (в целом по стране). Это объективные причины снижения мотивации к изучению французского языка.

Меня как учителя французского языка такая ситуация не могла оставить равнодушной. Французский язык занимает 12-е место по распространенности в мире. На нем сегодня говорят более 200 миллионов человек на 5 континентах. Французский язык – один из 6 официальных языков ООН. Французский используют на многочисленных международных научных съездах и научных симпозиумах. Французский язык невероятно красив и мелодичен. Несколько веков он считается языком культурных, хорошо образованных людей и его влияние на другие европейские языки велико. И при этом он теряет свои позиции.

Хотя мы не в силах остановить «наступление» английского языка в российских школах, но мы можем попытаться повлиять на сложившуюся ситуацию с выбором языков в отдельно взятой школе. Этим обусловлен выбор моей темы самообразования «Популяризация французского языка: способы повышения мотивации к изучению французского языка».

Я поставила перед собой цель: создание системы работы по формированию устойчивой мотивации к изучению французского языка.

Для этого я наметила следующие задачи:

  1. Изучить труды ученых, которые работали над проблемой мотивации к изучению иностранных языков;

  2. Изучить психолого – педагогическую трактовку понятия «мотивация», рассмотреть виды мотивации, её роль в обучении иностранным языкам;

  3. Изучить субъективные причины низкой мотивации учащихся к изучению французского языка;

  4. Наметить пути решения изучаемой проблемы.

Этапы работы:

  1. Изучение трудов ученых, работавших над этой проблемой;

  2. Анкетирование учащихся с целью выявить мотивы, побудившие их изучать французский язык;

  3. Анализ динамику выбора французского языка для изучения;

  4. Анализ степень вовлеченности учащихся во внеурочную деятельность по французскому языку.

  1. Ученые, работавшие над изучением мотивации учащихся к изучению иностранных языков

Проблему мотивации учащихся к изучению иностранных языков в целом исследовались многими учеными. С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, И.В. Дубровин, М.И. Алексеева, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Ю.М. Орлов, Е.А. Шумилин изучали и исследовали в отечественной науке мотивы и мотивацию обучения, познавательную деятельность, разрабатывали типологию мотивов обучения и проводят конкретные исследования. Изменение мотивации обучения у разных возрастных групп школьников в связи с самооценкой и уровнем познания показано в исследованиях Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной, П.М. Якобсон.

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество вы­полнения деятельности и ее результат зависят прежде всего от по­буждения и потребностей человека, его мотивации. Именно мотива­ция вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, для достижения целей. По мнению И.А. Зимней мотивация является поэтому «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или позна­ние.

  1. Виды мотивации

Психологи выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию. Внешняя мотивация имеет две разновидности: социальная мотивация и узколичная мотивация. Точную характеристику социальной мотивации дает П. М. Якобсон: «Такая мотивация про­цесса учения связана с достаточно остро переживаемым чувством гражданского долга перед страной, перед дорогими, близкими людь­ми, связана с представлением об учении как дороге к освоению боль­ших ценностей культуры, как средстве, позволяющем в более разум­ной форме сделать людям доброе и полезное, с представлением об учении как пути к осуществлению своего назначения в жизни». Узколичная мотива­ция — определяет отношение к овладению иностранным языком как способу самоутверждения, а иногда как путь к личному благополу­чию. Здесь возможен довольно широкий диапазон морального плана: от гражданских мотивов до узкоэгоистических. Например, «Хочу быть переводчиком-международником: это престижно» (но и «Это полезная деятельность, способствующая установлению взаимопони­мания»), «Хочу быть учителем иностранного языка, чувствую, что это мое призвание, смогу принести пользу», «Хочу стать машинист­кой-стенографисткой со знанием иностранного языка. Это хорошо оплачиваемая работа, смогу помогать родителям и создать собственную семью». Здесь возможна и отрицательная мотивация: «Мне не нравится иностранный язык, но родные считают, что он мне приго­дится; они сами сожалеют, что слабо им овладели, и не хотели бы, чтобы я повторил их ошибку», «Я не люблю иностранный язык, но надо овладеть им, чтобы ребята убедились, что и здесь я могу быть лидером». Психолог С. Т. Григорян, специально занимаясь проблемой внутренней мотивации при овладении иноязычной лексикой, выделил следующие ее основные разновидности: коммуникативную, лингвопознавательную и инструментальную. Г.В. Рогова, исследуя внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка, также акцентирует внимание на её разновидностях:

1) коммуникативная мотивация - подразумевает интерес к предмету с точки зрения выражения собственного мнения учащимися на уроках иностранного языка;

2) лингвопознавательная - заключается в положительном отношении учащихся к самой языковой материи, к изучению основных свойств языковых знаков;

3) инструментальная мотивация - мотивация, вытекающая из положительного отношения учащихся к определённым видам работы.

 Таким образом, школьная мотивация - общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Внешняя мотивация нацеливает учащихся на достижение конечного результата, т. е. внешние мотивы находятся за пределами учебного процесса и связаны только с результатами учения. Например, стремление хорошо окончить школу, поступить в ВУЗ, хорошо работать в будущем, быть похожим на родителей, которые владеют иностранным языком – широко социальные мотивы; получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или родителей, избежать неприятностей – узколичные; выделиться среди товарищей, занять определенное положение в классе – престижные мотивы.

Внутренняя мотивация имеет сильное стимулирующее воздействие на процесс обучения. Внутренние мотивы порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний.

Инструментальная мотивация связана с перспективным развитием личности (Изучаю, т.к. это обязательно пригодится в жизни).

Пример коммуникативной мотивации: Нравится общение на языке. Хочу переписываться со сверстниками-иностранцами.

Коммуникативную разновидность внутренней мотивации можно назвать основной, так как это — первая и естественная потребность изучающих иностранный язык. Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация — сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными представлениями и потребностями.  

  1. Субъективные причины выбора французского языка учащимися

Для изучения субъективных причин выбора французского языка учащимися я провела анкетирование среди учащихся. Учащимся были заданы следующие вопросы:

- Почему ты выбрал(а) для изучения французский язык?

- Тебе нравится или не нравится изучать французский язык? Почему?

- Какие виды работы на уроке тебе наиболее интересны?

- Занимаешься ли ты дополнительно французским языком кроме школьных уроков?

- Справляешься ли ты с выполнением домашних заданий?

- Где тебе интереснее (на уроке, на занятии кружка, на дополнительном занятии?

Всего было опрошено 70 учащихся с 4 по 10 класс. Результаты анкетирования показали следующее: 10 учащихся совершенно не хотели изучать французский, отдавая предпочтение английскому (5 учеников) или немецкому (2 ученика). Ученики, пришедшие из других школ, были поставлены перед фактом – изучать в качестве второго иностранного французский язык (3 учащихся). 16 учеников ответили, что выбрали французский язык по совету или «приказу» родителей.

Аргументы родителей в пользу французского языка были следующие: «Он легче английского», «мама учила французский», «мы были во Франции с семьей». 44 учащихся выбрали язык сами по разным причинам: «это очень красивый язык», «в нем есть слова, похожие с английскими», «хочу научиться сочинять стихи на французском», «я была в Париже», «мне нравится Франция», «я мечтаю поехать во Францию». Большинство ребят, отвечая на вопросы анкеты отметили, что им и сейчас нравится изучать язык, не смотря на трудности. И лишь несколько учащихся высказали негативное отношение к изучению языка: «после того, как стал изучать английский как второй язык, французский перестал нравиться» (2 учащихся), «не очень нравится, так как становится все трудней» (2 учащихся), «иногда бывает скучно» (1 учащийся), «не нравится» (1 учащийся).

Таким образом результаты анкетирования показали, что большая часть детей, изучающих французский язык, достаточно мотивирована, но стоит принимать во внимание следующие факты: Во-первых, среди опрошенных 46 учащихся изучают французский язык как второй иностранный, имея уже опыт изучения английского языка. Во-вторых, общее количество изучающих французский намного ниже по сравнению с английским языком. Беседы с родителями, учащимися помогли выявить причины невысокого выбора французского языка как первого иностранного для изучения.

Во-первых, в раннем школьном возрасте (начальная школа) велика роль влияния родителей на выбор иностранного языка ребенком. Ребенок с удовольствием изучал бы любой иностранный язык. Но родители выбирают за ребенка, уповая на то, что сами учили английский язык и могут оказывать помощь ребенку в случае учебных затруднений по предмету.

Во-вторых, немалое количество школ английского языка, языковых курсов, репетиторов дает возможность подтянуть язык в случае затруднений.

В-третьих, играет роль личная потребность в изучении языка, связанная с будущей профессией или выездом на ПМЖ в англоязычную страну.

Отрицательную роль в доверии французскому языку сыграл и тот факт, что в конце 90-х – начале 2000-х годов в нашем городе открывались коммерческие ВУЗы, которые предлагали для изучения только один язык.

Таким образом мотивы выбора французского языка (или не выбора) разные.

Кроме того, ответы на вопросы анкеты показали, что учащимся нравятся виды работы, связанные с активными формами обучения. Они с удовольствием работают над заданиями, связанными со страноведческой информацией, аутентичными текстами.

  1. Направления работы, способствующие формированию устойчивой мотивации к изучению французского языка

Исходя из вышесказанного мы сделали вывод, что для формирования устойчивой мотивации к изучению французского языка необходимо вести работу по следующим направлениям:

Направление работы

Способ реализации

1

Знакомить учащихся с миром французского языка на ранних этапах обучения.

Пропедевтический курс французского языка в первых классах

2

Просветительская работа учителя французского языка с родителями

1. Выступление на родительских собраниях в 1-ых классах;

2. Приглашение родителей на уроки французского языка, внеурочные мероприятия;

3. Знакомство родителей с творчеством учащихся.

3

Урок - основа формирования мотивации изучения французского языка на раннем этапе;

Проведение уроков с применением современных технологий

4

Внеклассная работа по французскому языку

Проведение внеклассных мероприятий (концерты, фестивали);

Внеурочная проектная деятельность по французскому языку;

Привлечение учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

5

Совместная деятельность с социальными партнерами ОУ

Курсы французского языка от Челябинской Ассоциации преподавателей ВУЗов;

Проведение англо-французских уикендов.


1. Пропедевтика. Знакомство учащихся с миром французского языка на ранних этапах обучения. Эту работу необходимо начинать с учащимися первых классов, задолго до выбора ими иностранного языка для изучения. С этой целью в 2015-2016 учебном году командой учителей гимназии была разработана рабочая программа пропедевтического курса внеурочной деятельности по английскому, немецкому и французскому языку для учащихся 1 класса. Целью пропедевтического курса является формирование интереса у учащихся и их родителей к изучению французского языка.

Для достижения поставленной цели в процессе курса реализуются следующие задачи:

- овладение элементарными речевыми навыками и умениями, формирование социокультурной компетенции;

- развитие интеллектуальных способностей, познавательных потребностей и интересов;

- развитие мотивации изучения французского языка, формирование уважения к представителям другой культуры.

Реализация программы курса осуществляется на устной основе на доступном учебном материале, соответствующем возрастным особенностям первоклассников. При проведении занятий используются различные виды наглядности (видео, изобразительной, предметная). Преимущественная форма работы на занятиях – игровая. Реализация программы позволяет учащимся познакомиться со всеми тремя языками, которые изучают в гимназии и выбрать понравившийся язык для изучения. (Фрагмент программы есть на сайте «Мультиурок»)

2. Просветительская работа учителя французского языка с родителями

Поскольку непопулярность французского языка в современном обществе приводит к негативному отношению родителей к этому предмету, поэтому установление контактов с родителями в процессе пропедевтического курса, продуманная просветительская работа на раннем этапе обучения языку - одна из основных задач учителя французского языка, имеющего целью формирование положительного отношения к предмету.

Цель моей просветительской работы – разъяснять роль и значимость французского языка в современной жизни.

Формы работы: Выступление на родительских собраниях первоклассников. После прохождения пропедевтического курса в конце учебного году я выступаю на родительских собраниях с целью сагитировать родителей и детей к изучению французского языка. Во время встреч я представляю информацию о роли французского языка, о его потенциальных возможностях, образовательной ценности. При личной встрече возникает больше доверия к учителю.

При посещении уроков у родителей складывается представление о системе работы учителя и потенциальными возможностями учащихся в изучении иностранного языка. Однако стоит отметить, что родители в силу своей занятости очень редко посещают уроки.

Но родители с удовольствием посещают внеклассные мероприятия, дни открытых дверей, на которых могут видеть творческие успехи своих детей. При посещении школы родители также знакомятся с выставками творческих работ своих детей, организуемых в кабинете иностранного языка.

3. Урок иностранного языка

Урок – традиционная часть учебно-воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе.

Дети с удовольствием начинают изучать язык. Однако в процессе овладения иностранным языком, отношение некоторых учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает преодоление разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию.

  Современный урок иностранного языка должен быть организован таким образом, чтобы учащийся выступал как субъект обучения, активно осваивающий знания, что способствует овладению ими на уровне смысла. Через использование современных технологий обучения, нетрадиционных форм уроков, творческих, игровых форм работы на занятиях, которые будут активизировать процесс обучения и по возможности приближать его к реалиям страны изучаемого языка, можно добиться устойчивой мотивации к изучению французского языка.

В преподавании французского языка я использую следующие педагогические технологии: технологии критического мышления, проблемного обучения, технологии игрового обучения, информационно-коммуникационные технологии, проектно-исследовательские, технологию портфолио. Метод проектов может быть использован практически при изучении любой темы. В качестве примера я использую следующие темы для творческих мини-проектов «Мой домашний питомец», «Расписание уроков», «Сказка», «Я и моя семья», «Мой рецепт», т.д. 

Процесс овладения любым иностранным языком строится по законам приобщения к родной культуре через сравнение аспектов двух культур. Социокультурный компонент в изучении языка очень важен.

Франция знаменита   своими достижениями в области искусства, музыки, что является   прекрасным материалом для воспитания   эстетического вкуса   учащихся, изучающих французский   язык.    Организуя    учебную   деятельность   учеников на уроке, я использую   эстетический потенциал     французской живописи, музыки, записей видеофильмов по соответствующей теме   урока.    Это способствует   созданию особой «французской» речевой   атмосферы   на уроке. Отбор содержания материала проводится с учетом необходимости и достаточности для достижения поставленной цели обучения, учитываются познавательные интересы учащихся в области страноведческой информации, а также опыт изучения знаний родного языка и родной культуры.

В 8 классе проводится промежуточная аттестация по иностранным языкам. Аттестация проводится в форме устного экзамена по билетам. Мною разработаны билеты. (Материалы на сайте «Мультиурок»). 3 учащихся 8 классов выбирали французский язык для промежуточной аттестации.

  1. Внеурочная работа

Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Повышение мотивации в изучении французского языка с помощью внеклассной работы по французскому языку, являющейся важной составляющей системно – деятельностного подхода, который обуславливает изменения системы преподавания.

Система внеурочной работы по французскому языку включает в себя совокупность взаимосвязанных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями:
- стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

- расширение и углубление знаний учащихся в овладении иностранным    языком и культурой;

- развитие личности ребенка в плане самоопределения себя как носителя определенного языка и культуры.

Содержание и формы организации внеклассной работы, применяемые в нашей образовательной организации:

  1. Первое представление об иностранных языках учащиеся получают при проведении внеклассных мероприятий, которые традиционно проводятся в день рождения гимназии. (Разработка одного из мероприятий есть на сайте «Мультиурок»). Цель подобных мероприятий – познакомить учащихся с миром иностранных языков и дать первое представления о языках, которые дети будут изучать в гимназии со 2 класса.

  2. Ежегодно в нашей гимназии проводится Фестиваль на иностранных языках, который предполагает исполнение песен на французском языке, чтение отрывков из французской поэзии, позволяющие лучше узнать культуру страны изучаемого языка. Учащиеся младших классов выступают зрителями на этих концертах.

  3. Обучающиеся ежегодно успешно выступают в дистанционных олимпиадах и конкурсах, на различных этапах ВОШ, конкурсах чтецов на иностранных языках.

  4. Проектная деятельность по французскому языку.

  5. Дополнительные занятия с одаренными и со слабо успевающими учащимися.


Участие учащихся, изучающих французский язык (по годам)

Количество учащихся

изучающих французский язык

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

95

107

94

112


167


5. Взаимодействие с социальными партнерами

Взаимодействие с социальными партнерами осуществляется разными способами. В нашей школе ведутся курсы углубленного изучения английского и французского языков на платной основе от Челябинской ассоциации преподавателей ВУЗов. Я второй раз набираю группу «французов» для обучения, прослеживается положительная динамика желающих изучать язык дополнительно. Обучение на курсах ведется по учебникам французских издательств. В работе использую учебное пособие «Declic 1».

Материалы курса содержат комиксы, тренировочные упражнения для тестирования DELF, страницы по страноведению для пополнения социокультурных знаний и направлены на развитие коммуникативных навыков в говорении, аудировании, чтении и письме.



Количество учащихся на курсах углубленного изучения французского языка:

2014-2015 учебный год

3 учащихся

2018-2019 учебный год

10 учащихся



Совместно с Челябинскими партнерами мы также организуем «Англо-французский уикенд», также на платной основе. Суть «уикенда» заключается в том, что занятия с детьми проводят преподаватели французского языка из Челябинска и этнические французы. В программе также мероприятия развлекательного характера.

Французский уикенд проводился первый раз в декабре 2018 года. В нем приняли участие 3 класс – 3 учащихся, 4 класс – 4 учащихся, 5 класс - 2, 6 класс – 4.

  1. Роль кабинета в формировании мотивации изучения французского языка

Учебный кабинет играет большую роль не только в организации учебно-воспитательного процесса, но и в мотивировании учащихся к изучению французского языка.

Я тоже использую возможности кабинета для повышения мотивации учащихся к изучению французского языка. Помимо необходимой наглядности я разместила в кабинете «мотивационный» стенд, на котором размещаю фотографии учащихся с различных мероприятий, информацию об успехах ребят на конкурсах и олимпиадах, стенд для творческих работ учащихся. Собран и систематизирован грамматический материал по темам.

Результаты работы по указанным выше направлениям показали, что наблюдается позитивная динамика отношения родителей к изучению их детьми французского языка; наблюдается увеличение количества учащихся, изучающих французский язык; количество учащихся, выбирающих французский язык для изучения; увеличилась творческая активность учащихся, увеличилось количество желающих участвовать в школьных и городских мероприятиях (конкурсах, викторинах, олимпиадах) по французскому языку.

Выводы:

1. Пропаганду французского языка в современной образовательной среде необходимо осуществлять не только среди учащихся, но и среди их родителей. Разъяснение значимости французского языка и открытость деятельности учителя способствуют формированию положительного отношения к предмету «Французский язык».

2. Работа по формированию устойчивой мотивации к изучению французского языка должна вестись в системе и включать в себя следующие компоненты:

- использование социокультурного компонента в процессе изучения французского языка в школе;

- пропедевтический курс по французскому языку (1 класс);

- применение современных технологий на уроке - основа формирования мотивации изучения французского языка на раннем этапе;

- внеклассная деятельность по французскому языку;

- роль кабинета французского языка в формировании мотивации его изучения;

- совместная деятельность с социальными партнерами ОУ.


Литература:

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897);

  2. Программы образовательных учреждений. Французский язык 5-9 классы. Москва «Просвещение» 2011;

  3. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1978;

  4. Зимняя И.А. «Психология обучения иностранным языкам в школе». М. «Просвещение» 1991;

  5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.

Пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2011;

  1. Г.В. Рогова Ф.М. Рабинович Т.Е. Сахарова Методика обучения иностранным языкам в средней школе М.: Просвещение, 1991.









 

 

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!