СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие обмена веществ. Фотосинтез и дыхание

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  расширить и систематизировать знания обучающихся  о метаболизме как главном свойстве живых организмов. Повторить  понятия: метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция. Уметь объяснять процессы, протекающие в клетках в ходе пластического и энергетического обмена.

Просмотр содержимого презентации
«pril»

Обмен веществ в клетке. Фотосинтез и дыхание «Рост, размножение, подвижность, возбудимость, способность  реагировать на изменение внешней среды- все эти свойства живого в конечном счёте неразрывно  связаны с определенными химическими превращениями,  без которых ни одно из этих проявлений  жизнедеятельности не могло бы осуществиться»   Академик В.А.Энгельгардт

Обмен веществ в клетке.

Фотосинтез и дыхание

«Рост, размножение, подвижность, возбудимость, способность

реагировать на изменение внешней среды-

все эти свойства живого в конечном счёте неразрывно

связаны с определенными химическими превращениями,

без которых ни одно из этих проявлений

жизнедеятельности не могло бы осуществиться»

Академик В.А.Энгельгардт

Метаболизм Анаболизм Катаболизм АТФ Катаболизм  Анаболизм  аминокислоты СО 2 , Н 2 О, NH 3 Белки глицерин + жирные кислоты СО 2 ,Н 2 О  Липиды   глюкоза СО 2 ,Н 2 О Углеводы

Метаболизм

Анаболизм Катаболизм

АТФ

Катаболизм

Анаболизм

аминокислоты

СО 2 , Н 2 О, NH 3

Белки

глицерин + жирные кислоты

СО 2 2 О

Липиды

глюкоза

СО 2 2 О

Углеводы

  Подготовительный этап Где происходит расщепление? В органах пищеварения, в клетках под действием ферментов Чем активизируется расщепление? Бескислородный этап  Гликолиз До каких веществ расщепляются соединения клетки? Ферментами пищеварительных соков Внутри клетки Кислородный этап В митохондриях Белки – аминокислоты  Жиры – глицерин и жирные кислоты  Углеводы – глюкоза Сколько выделяется энергии? Ферментами мембран клеток Сколько синтезируется энергии в виде АТФ? Мало, рассеивается в виде тепла. Ферментами митохондрий Глюкоза(С 6 Н 12 О 6 )   2 молекулы пировиноградной кислоты (С 3 Н 4 О 3 ) + энергия Пировиноградная кислота до СО 2 и Н 2 О ____________ За счет 40% синтезируется АТФ, 60% рассеивается в виде тепла Более 60% энергии запасается в виде АТФ 2 молекулы АТФ 36 молекул АТФ

 

Подготовительный этап

Где происходит расщепление?

В органах пищеварения, в клетках под действием ферментов

Чем активизируется расщепление?

Бескислородный этап Гликолиз

До каких веществ расщепляются соединения клетки?

Ферментами пищеварительных соков

Внутри клетки

Кислородный этап

В митохондриях

Белки – аминокислоты Жиры – глицерин и жирные кислоты Углеводы – глюкоза

Сколько выделяется энергии?

Ферментами мембран клеток

Сколько синтезируется энергии в виде АТФ?

Мало, рассеивается в виде тепла.

Ферментами митохондрий

Глюкоза(С 6 Н 12 О 6 )  2 молекулы пировиноградной кислоты (С 3 Н 4 О 3 ) + энергия

Пировиноградная кислота до СО 2 и Н 2 О

____________

За счет 40% синтезируется АТФ, 60% рассеивается в виде тепла

Более 60% энергии запасается в виде АТФ

2 молекулы АТФ

36 молекул АТФ

1. Соотнесите результаты, возникающие при энергетическом обмене и фотосинтезе. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЦЕССА  ПРОЦЕССЫ А) синтез глюкозы 1) Фотосинтез Б) выделение кислорода  2) Энергетический обмен В) распад глюкозы Г) поглощение кислорода Д) протекает в митохондриях Е) протекает в хлоропластах А Б В Г Д Е 2. Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза А) фотолиз воды Б) синтез глюкозы В) синтез АТФ Г) распад АТФ Д) фотон выбивает электрон из молекулы хлорофилла Е) выделение кислорода

1. Соотнесите результаты, возникающие при энергетическом обмене и фотосинтезе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЦЕССА ПРОЦЕССЫ

А) синтез глюкозы 1) Фотосинтез

Б) выделение кислорода 2) Энергетический обмен

В) распад глюкозы

Г) поглощение кислорода

Д) протекает в митохондриях

Е) протекает в хлоропластах

А

Б

В

Г

Д

Е

2. Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза

А) фотолиз воды

Б) синтез глюкозы

В) синтез АТФ

Г) распад АТФ

Д) фотон выбивает электрон из молекулы хлорофилла

Е) выделение кислорода

3.Решите задачу: В процессе энергетического обмена гликолизу подверглось 6 моль глюкозы. Сколько моль АТФ при этом образовалось?  4.Решите задачу: Определите, сколько ПВК образуется из 360 грамм глюкозы при гликолизе  5. Решите задачу: Определите, какое количество углекислого газа (в молях) поглотили растения, если известно, что в ходе фотосинтеза ими было образовано 1800 кг глюкозы. 6. Решите задачу: При окислении 1 моль глюкозы в живых клетках организма фосфорилируется 38 моль АДФ в АТФ и запасается соответственно 1520 кДж (380 ккал) энергии. При езде на велосипеде человек затрачивает около 40 кДж в минуту. Рассчитайте, сколько граммов глюкозы должно окислиться в организме при езде на велосипеде в течение 2 ч 30 минут.

3.Решите задачу: В процессе энергетического обмена гликолизу подверглось 6 моль глюкозы. Сколько моль АТФ при этом образовалось?

4.Решите задачу: Определите, сколько ПВК образуется из 360 грамм глюкозы при гликолизе

5. Решите задачу: Определите, какое количество углекислого газа (в молях) поглотили растения, если известно, что в ходе фотосинтеза ими было образовано 1800 кг глюкозы.

6. Решите задачу: При окислении 1 моль глюкозы в живых клетках организма фосфорилируется 38 моль АДФ в АТФ и запасается соответственно 1520 кДж (380 ккал) энергии. При езде на велосипеде человек затрачивает около 40 кДж в минуту. Рассчитайте, сколько граммов глюкозы должно окислиться в организме при езде на велосипеде в течение 2 ч 30 минут.

1. Знать значение и уметь оперировать понятиями: метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция. 2. Уметь объяснять процессы, протекающие в клетках при пластическом и энергетическом обмене веществ. 3.Уметь приводить примеры, демонстрирующие обмен веществ в живом организме. 4. Уметь выявлять взаимосвязь между разными видами обмена веществ. 5. Уметь решать задачи по темам «Энергетический обмен» и «Пластический обмен»

1. Знать значение и уметь оперировать понятиями: метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция.

2. Уметь объяснять процессы, протекающие в клетках при пластическом и энергетическом обмене веществ.

3.Уметь приводить примеры, демонстрирующие обмен веществ в живом организме.

4. Уметь выявлять взаимосвязь между разными видами обмена веществ.

5. Уметь решать задачи по темам «Энергетический обмен» и «Пластический обмен»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!