Тема «Понятие об осложнённом предложении».
Цели и задачи урока:
образовательная: сформировать знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторить изученный материал по теме «Односоставные предложения»
развивающая: развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;
воспитательная: продолжить формировать у учащихся потребность к приобретению ЗУН, к самостоятельной работе;
Тип урока: объяснение нового материала;
Методы: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический;
Оборудование урока: карточки, учебники литературы, презентация
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщение целей урока
II. Минутки повторения. Самостоятельная работа
Орфоэпическая работа (слайд) начать, хозяева, документ, досуг, инструмент, каталог
(Расставьте ударения)
Синтаксическая: (карточки)
1.Сегодня полнолуние.
2.За окном очень тихо.
3.Газеты доставляют по утрам.
4.Смотрел на людей с ненасытным и добрым вниманием.
5.Цыплят по осени считают.
6.Ночи становятся долгими и тёмными и часто заставляют дрожать от холода.
7.Привлечённые светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.
8. Там, на белых дорогах, не часто появлялись повозки.
9.На мой взгляд, решение верное.
10. О, милый мой, ты будешь царь земли родной!
-Подчеркните грамматические основы, сделайте синтаксический разбор.
- Какие виды предложений по наличию грамматических основ вам встретились? (односоставные и двусоставные)
-Назовите виды односоставных предложений, которые вам встретились
-Что отличает все эти двусоставные предложения? (их осложнённость)
III.Формулирование темы урока учащимися
-Исходя из этого, определите тему урока («Понятие об осложнённом предложении»)
-Чем могут быть осложнены предложения? (чтение правила стр.104 учебника)
- Приведите свои примеры
-Сформулируйте правило в виде схемы
Осложнённые предложения
IV.Закрепление изученного
• Запишите предложения, определите, чем они осложнены. (Комментированное письмо.)
1) Где-то далеко, нарастая, заворчал гром.
2) Богатый теплом, светом, зеленью и птичьими кликами восход обозначился за стеной.
3) Свечной фитиль упал в лужицу носка, ярко вспыхнул и погас.
4) В малой прессе была своя конкуренция, борьба за подписчика, за тираж.
5) В переднюю высыпала встречать его целая компания: двое мужчин, три дамы и гимназист.
6) К счастью, извозчик приехал вовремя.
7) Крики, однако, не умолкали.
8) Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось...
9) «Спи, мышонок мой, усни», - говорила мышка-мать.
1) однородными членами,
2) причастным оборотом,
3) деепричастным оборотом,
4) вводными словами,
5) обращением.
Проверка.
V.Конструирование предложений по данным схемам
-Составьте предложения по схемам
1. ____ _____
_____ , ,
2. ________
________ , ВВ.СЛОВО , …
3.
… , ОБРАЩЕНИЕ, ….
VI. Дополни предложения
1.Весеннее солнце быстро … и … талые воды с полей.
2 …. , … туча растёт за рекою.
3. Прощай же, …., не забуду твоей торжественной красы.
4.Тучам, … ,не суждено было собраться в грозу.
5.Здравствуй, …. , ранней осени краса!
(плавит, гонит, большая, тёмная, море, видно, пёстрая осинка)
-Устно дайте характеристику предложениям.
VII. Обобщение по уроку и выставление оценок
Время нашего урока подходит к концу, нужно подвести итог.
-Над чем мы сегодня работали? Чем могут быть осложнены предложения?
VIII. Запись и объяснение домашнего задания
П.39 упр.222.