СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие об орфоэпической норме

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Орфоэпическая норма – это правила произношения звуков и их сочетаний, грамматических форм и отдельных слов, а также правила акцентирования.

Просмотр содержимого документа
«Понятие об орфоэпической норме»

Понятие об орфоэпической норме

Орфоэпическая норма – это правила произношения звуков и их сочетаний, грамматических форм и отдельных слов, а также правила акцентирования.

Закономерности произношения и иерархия произносительных и акцентологических вариантов изучаются в специальном разделе лингвистики как науки о языке – орфоэпии (от греч. orthos – «прямой, правильный» и epos – «речь»). Иностранцы, изучающие русский язык, должны освоить все особенности произношения, поэтому объем орфоэпических правил для них существенно шире, чем для русскоязычных. Носители же русского языка обращаются к орфоэпической норме в том случае, когда имеется конкуренция вариантов произношения.

Колебания в произношении и ударении сосуществуют на любом этапе развития языка, возникновение вариантов связано с влиянием подсистем общенационального языка на литературное произношение ([тысʼиэчʼа] и [тышʼшʼа]), с воздействием письменной формы языка на устную ([што] и [чʼто]), с сосуществованием разных стилей произношения внутри литературного язык ([тысʼиэчʼа] и [тысʼьчʼа]), с непрерывной динамикой фонетики в живом языке (одновременно и одновременноʼвʼэрʼи [двʼэрʼ]) и т.п. Конкуренция произносительных вариантов может завершиться победой одного варианта (и другие варианты признаются недопустимыми в литературном языке) или установлением определенных отношений при сохранении вариантов (в этом случае варианты признаются как старшая и младшая произносительная норма, как нейтральный и стилистически маркированный вариант, как полное и неполное произношение).

Стили произношения различаются в зависимости от темпа речи и экспрессии речи:

  1. Полный (отчетливая и тщательная артикуляция) и неполный (с редукцией звуков, неотчетливым их произношением) стили.

  2. Высокий (академический, ораторский, с экспрессией патетики, приподнятости) и разговорный (в непринужденном общении) стили.

Старшая произносительная норма опирается на исторические традиции произношения и, как правило, выдерживается в речи людей старшего поколения, мастеров художественного слова, дикторов, звучит со сцены театра и т.п. Младшая же норма осознается как демократичная норма, отражает тенденции развития спонтанной разговорной речи грамотных людей, свойственна речи молодого поколения, представлена более экономичными по затрате артикуляционных усилий вариантами. Безусловно, со временем произношение старшей нормы устаревает, вариант из младшей нормы занимает его место и способен конкурировать с новым «младшим» вариантом.

2. История формирования орфоэпической нормы

Современные произносительные нормы складывались с XVII-XVIII вв., в период формирования национального русского языка. Поскольку централизация земель осуществлялась вокруг Москвы, как образцовое стало восприниматься московское говорение, для которого было характерно аканье, произношение твердого звука [г] в окончаниях прилагательных, твердый звук [т] в окончаниях 3 л. ед. ч. глагола, местоименные формы с [э] в основе (меня, тебе, себя).

В XIX в. нормы литературного произношения активно распространяются деятелями культуры, пропагандируются со сцены русского театра, как следствие, орфоэпическая норма становится общенациональной. Исторически оформились два сильных произносительных стиля – старомосковский и петербургский, произносительные различия между ними в настоящее время постепенно сглаживаются.

3. Кодификация орфоэпических норм

Орфоэпическая норма отражена в следующих словарях и справочниках:

  1. Агеенко Ф.Л. Собственные имена в русском языке: Словарь ударений. – М., 2001.

  2. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения / Под ред. Д.Э Розенталя. – М., 1985.

  3. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М., 1993; 2000.

  4. Введенская Л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. – М.; Ростов н/Д., 2003.

  5. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.

  6. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник / Л.А. Вербицкая и др. – СПб., 2003.

  7. Зарва М.В. Русское словесное ударение: Словарь. – М., 2001.

  8. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. – М., 2005.

  9. Иванова Т.Ф., Черкасова Т.А. Русская речь в эфире: Комплексный справочник. – М., 2000.

  10. Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. – М., 1997.

  11. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – 8-е изд., испр. и доп. – М., 2000.

  12. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Н.А. Еськова, С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова; Под ред. Н.А. Еськовой. – 10-е изд., испр. и доп. – М.: АСТ, 2015.

  13. Педчак Е.П. Орфоэпический словарь. – Ростов н/Д., 2001.

  14. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. – М., 2004.

  15. Словарь ударений русского языка / Под ред. М.А. Штудинера. – М., 2000.

  16. Ударение в русском языке (трудные случаи): Словарь / Сост. И.С. Лицов. – М., 2000.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!