СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о сентиментализме. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

I.Введение понятия «сентиментализм»

 

    Само     название     «сентиментализм»    (от   английского   sentimental    –    чувствительный, фр. Sentiment – чувство) указывает на то, что чувство становится  центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство (sentiment) сентименталисты сознательно противопоставляли разуму (ratio) классицистов.

    Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. «Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты). Появляются новые герои – «поселяне» и «поселянки» (пастухи и пастушки). Особое внимание уделяется пейзажу. Пейзаж идиллический, сентиментальный: речка, журчащие ручейки, лужок – созвучен личному переживанию.

    Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слёзы умиления  у читателя.

Просмотр содержимого документа
«Понятие о сентиментализме. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».»

П Л А Н - К О Н С П Е К Т

урока литературы в 9 классе средней школы № 3 по теме:

«Понятие о сентиментализме. Повесть Н. М. Карамзина«Бедная Лиза».


Тема урока: Понятие о сентиментализме.

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».


Цель урока: Разобрать понятие о сентиментализме.

Изучить повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».


Словарная работа: сентиментализм, сентиментальный, чувственный,

эмоциональный, субъективный.

Ход урока.


I.Введение понятия «сентиментализм»


Само название «сентиментализм» (от английского sentimental – чувствительный, фр. Sentiment – чувство) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство (sentiment) сентименталисты сознательно противопоставляли разуму (ratio) классицистов.

Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. «Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты). Появляются новые герои – «поселяне» и «поселянки» (пастухи и пастушки). Особое внимание уделяется пейзажу. Пейзаж идиллический, сентиментальный: речка, журчащие ручейки, лужок – созвучен личному переживанию.

Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слёзы умиления у читателя.

Представители сентиментализма.

Англия: Лоренс Стерн- автор «Сентиментального путешествия» и романа «Тристрам Шенди», Ричардсон- автор «Клариссы Гарлоу»,одного из любимых Татьяной Лариной романа.

Франция: крупнейший писатель – сентименталист Жан-Жак Руссо – автор романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза».

Появился в России в 60-70 гг. XVIII в (М.Н. Муравьев, Н.М. Карамзин, В.В Капнист, Н.А. Львов, молодой В.А. Жуковский).

Основная тематика – любовная.

Основные жанры: сентиментальная повесть, путешествие, в лирике – идиллия, или пастораль. Сентименталисты любили также эпистолярный жанр (жанр письма).


Идейная основа – протест против испорченности аристократического общества.

Основное свойство – стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.

В основе эстетики – «подражание природе» (как и в классицизме); элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархального быта.

Черты:

  • уход от прямолинейности классицизма в обрисовки характеров и их оценки;

  • подчеркнутая субъективность подхода к миру;

  • культ чувства;

  • культ природы;

  • культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности;

  • утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

Особенности русского сентиментализма.

  • сильная дидактическая установка;

  • выраженный просветительский характер;

  • активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.


II. Беседа по содержанию повести, прочитанной дома.

(Часть вопросов вынести на предварительную проработку.)


  1. Каков жанр произведения ? (Сентиментальная повесть)

  2. От какого лица идёт повествование? ( От лица автора)

  3. Как ещё добивается автор эффекта достоверности рассказываемого?

(Автор описывает подмосковные места, приводит названия гор – Воробьевы горы, монастырей – Данилов монастырь, селений – село Коломенское, река Москва. Все это создает ощущение достоверности, реальности событий, описанных в повести. Но неполное название Симонова монастыря в первом случае все же указывает на художественный вымысел.)

  1. О сюжете повести «Бедная Лиза» исследователи говорят, что он не был ни новым, ни сложным. Какие события лежат в его основе?

(Сюжет этой повести предельно прост: он сводится к печальной истории любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста. Главный интерес повествования заключен в душевной жизни Лизы, в истории расцвета и трагического увядания любовного чувства.)

  1. После первого своего появления повесть «Бедная Лиза» за самое короткое время издавалась шесть раз. По тем временам это неслыханный успех. А такой большой тираж потребовался потому, что среди читателей Карамзина теперь была не только «образованная публика», но и люди простого звания. «Что может быть слаще для г. Карамзина?.. Мужики, мастеровые, монахи, солдаты – все о нем знают, все любят его!..» - писал современник. Почему эта повесть, написанная в 1792 году, имела небывалый успех, что нашла в ней публика? Чем же так привлекла самых разных читателей – от аристократа до мещанина – сентиментальная незатейливая история несчастной любви?

(Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей.)

  1. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить её отец с матерью?

(Лиза осталась без отца пятнадцати лет. Это была девушка редкой красоты и вместе с тем добрая, нежная, заботливая, глубоко любящая свою мать. Не щадя своей красоты, она неутомимо трудилась - ткала холсты, вязала чулки, весною продавала в Москве цветы, а летом – ягоды. Лиза была единственной надеждой на спокойную старость для матери, которая называла ее « божеской милостью».)

  1. Какими эпитетами наделяет Карамзин свою героиню?

(Автор наделяет ее эпитетами «нежная», «любезная», «бедная»).

  1. Что читатель узнаёт об Эрасте до встречи с Лизой? Как понимать слова героя: «Натура призывает меня в свои объятья…»?

(«…сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и

добрым сердцем, добрым от природы, но слабым.)

  1. Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

(Психологически достоверно представлено состояние молодого, целомудренного и наивного девичества с радостным доверием к жизни, слитой с яркими красками солнечного дня цветущей природы. Потом передается тревожный период недоумения перед новым, незнакомым ей чувством после встречи с Эрастом. Он сменяется трогательной картиной чистой первой влюбленности, счастливой и духовно окрыленной. Но когда бедная Лиза отдается Эрасту, чистые восторги девушки омрачаются сознанием чего-то беззаконного, что вмешалось в ее любовь. И на это новое душевное состояние откликается по-своему природа: «Между тем блеснула молния и грянул гром. Лиза вся задрожала: «Эраст, Эраст! – сказала она. Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня как преступницу!»

  1. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?

(В характере Эраста Карамзин предвосхищает распространенный в новой русской литературе тип разочарованного человека. По натуре Эраст добрый, но слабый и ветреный. Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели, он скучает и жалуется на свою судьбу. Под влиянием сентиментальных романов, которых Эраст вдоволь начитался, он мечтает о счастливых временах, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизации, жили беспечно и дружно на лоне природы. Разочаровавшись в свете, в людях своего круга, Эраст ищет новых впечатлений. Встреча с Лизой удовлетворяет его мечты о гармонической жизни вдали от общества, в природной простоте нравов и обычаев. Но пастушеская идиллия ему вскоре надоедает. Тревога Лизы было ненапрасной: пресышенный молодой дворянин начинает охладевать в своих чувствах к Лизе.

  1. Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

(Отправившись в военный поход, Эраст покидает Лизу. Но в военных действиях он не принимает участия, а время проводит за карточным столом и проигрывает все свое состояние. Столкнувшись с реальной жизнью, Эраст предпочитает выбрать богатую, обеспеченную жизни и забыть о любви к Лизе.)

13.В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он

Эраста?

(После признания Эраста, что он должен жениться на другой (богатой вдове), повествователь пишет: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется… Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле. Теперь, может, быть они уже примирились!» Мы видим, что автор не осуждает героя, потому что сама судьба наказала Эраста за его поступок. Герой раскаялся, он глубоко несчастлив. Вероятно, он часто приходит на могилу Лизы, ухаживает за ней. Он до конца жизни помнил о своей любви, возможно, единственно настоящей.

14.Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев

пейзаж? Покажите на примерах.

( 1 вариант – описание Симонова монастыря в начале повести;

2 вариант – Лиза на берегу Москвы-реки ранним утром перед встречей

с Эрастом;

3 вариант – описание грозы.)

Чувство героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что

описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на

определенные события. Для этого проанализируйте три пейзажа

(ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ).

13.В чем смелость, новизна позиции автора?

(Для современников Карамзина его повесть была открытием. Внимание автора сосредоточено на раскрытии внутреннего мира человека. Писатель впервые заговорил о том, что волнует всех. Всех и каждого – независимо от происхождения, положения в обществе, образования. Стала крылатой фраза: «И крестьянки любить умеют!» В русской литературе Карамзин впервые произнес подобную фразу, и в этом была своя смелость. Ведь любовь – высокое чувство, и оно может быть доступно только избранным. А здесь какая-то крестьянка… Но если высокие чувства доступны всем, значит – все люди равны. И крестьянская дочь Лиза ничем не уступает знатному дворянину Эрасту. Или превосходит его?!)

  1. Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого произведения и какими словами из текста ее можно выразить?

(Своей повестью Карамзин утверждал и другое. Литература должна сосредоточиться на внутренней, душевной жизни человека, потому что это и есть настоящая жизнь. Она одинаково важно для всех людей. Внутренняя жизнь каждого должна быть свободной, не зависимой ни от кого и ни от чего. Карамзин писал о любви, но одновременно говорил о равенстве людей и о свободе человеческой личности.)

  1. Как, вы думаете, относится автор к самоубийству героини?

(Лиза кончает жизнь самоубийством, но это дело ее совести. Она сама сделала выбор между жизнью и смертью. И никто не вправе осуждать ее за это. Автор убежден , что всякое страдание получит награду. И это многим читателям казалось верным. Многие же обвиняли автора в безнравственности. Появились даже анонимные эпиграммы:

Ну можно ль поступить безбожнее иль хуже:

Влюбиться в сорванца и утопиться в луже?

Или


Здесь в воду бросилась Эрастова невеста,-

Топитесь, девушки, в пруду довольно места!)

  1. Как вы понимаете финальную фразу повести?

(Церковь осуждает самоубийц, отказывает им в райской жизни. Лиза похоронена не на кладбище, то есть священник отказался ее отпевать. А повествователь пишет: «Когда мы там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!» Вероятно, по мнению автора, Лиза не совершала греха. Она любила, любила беззаветно. А чистая, искренняя любовь не может быть грешной. Любовь – высокое чувство, и оно доступно высоконравственным людям, которым несвойственно предательство, измена, лживость, неискренность. Эти чувства нельзя назвать греховными.)


Слово учителя.

«Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце…» - признается автор-повествователь «Бедной Лизы». Дело писателя - трогать сердца читателей, возвышать их душу, воспитывать «чувствительность» - любовь и сострадание к человеку.

Так начинается еще одна традиция русской литературы. Сочувствие простому человеку, его радостям и бедам, защита слабых, угнетенных и безгласных - в этом видит свою нравственную задачу русская литература.

Тематическое планирование

уроков литературы в 9 классе

по теме:

«Жизнь и творчество Н. М. Карамзина».





  1. Н. М. Карамзин. Личность, творчество, судьба.


Цель урока: 1) Показать значение личности и творчества

Н. М. Карамзина в развитии русской литературы,

истории.

2) Познакомить учащихся «Историей государства

Российского» Н. М. Карамзина.




2. Реформа русского литературного языка.

Цель урока: 1) Показать роль Н. М. Карамзина в формировании

русского литературного языка.

2) Познакомить учащихся с Карамзинской реформой

русского литературного языка.

3) Сравнить подходы «карамзинистов» и «шишковистов»

к развитию русского литерного языка.


  1. Сентиментализм. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».


Цель урока: 1) Дать понятие о сентиментализме.

2) Изучить повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!