СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Понятие о частях речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Понятие о частях речи"»

Тема: Группы слов с общим значением. Понятие о частях речи.

Цели урока:

  • углубить представление о группах слов с общим значением как частях речи с введением их терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

  • учить находить и различать части речи;

  • развивать орфографическую зоркость,  внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

  • обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями;

  • воспитывать интерес к изучению родного языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

  • слова на табличках;

  • магниты;

  • презентация Power Point «Части речи», компьютер, проектор;

  • 3 домика с опорными схемами по частям речи;

  • заготовленные надписи для чистописания;

  • на каждой парте конверт со словами;

  • наборное полотно;

  • 3 карточки для слабых детей для письма по памяти;

  • красный мешок;

  • мольберт.

Ход урока

  1. Орг. момент.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Дети садятся.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

- Сегодня на уроке нам предстоит очень важное открытие…

  1. Проверка домашнего задания.

- Что вам было задано на дом? (проанализировать слово с точки зрения его лексического значения)

- Все ли справились с заданием? Какие трудности возникли при его выполнении?

- Давайте проверим как вы подготовились.

Кузовок – плетёный короб из коры деревьев (лыка или берёсты). Синонимы: корзинка, лукошко. Отвечает на вопрос Что? Обозначает предмет.

Бить – Слово многозначное 1. Ударять (в ладоши, в барабан). 2. Отмечать ударами, звоном (бьют часы). 3. Ударять (причинять боль). Антонимы: если в значении причинять боль, то гладить. Синонимы: мутузить, шлёпать, колотить, ударять (в барабан). Отвечает на вопрос Что делать? Обозначает действие предмета.

Невежа – тот, кто не знает, не соблюдает норм поведения, невежливый. Синонимы: невоспитанный, невежливый, грубиян. Антонимы: воспитанный, внимательный, вежливый. Отвечает на вопрос Кто? Обозначает название предмета.

  1. Чистописание.

- Молодцы! Хорошо справились!

-  А теперь внимательно посмотрите на данную запись:

Слайд 1.

Большой – маленький

сухой - ?

война - ?

глубокий - ?

старый - ?

твердый - ?

- Какое слово лишнее, почему? (война –отвечает на вопрос что?, а остальные на вопрос какой?)

- Как вы думаете, какое задание мы с вами выполним с этими словами? (надо подобрать слова, противоположные по смыслу – антонимы)

        Слайд 2.

Большой – маленький

сухой – мокрый

война – мир

глубокий – мелкий

старый – молодой

твердый – мягкий

- Слова второго столбика подскажут вам, написание какой буквы мы будем повторять сегодня на уроке.  (м- с нее начинаются все подобранные слова)

Слайд 3.

        

- Что вы знаете об этой букве? (обозначает согласный звук, звук всегда звонкий, бывает твердый и мягкий, соседи в алфавите л и н)

пишем 2 буквы м, затем сочетания букв мак мир рми ирм (показ на наборном полотне)

- В каком порядке следуют буквы в этом ряду? (последняя буква в каждом сочетании становится первой) Продолжите ряд до конца строки.

  1. Письмо по памяти

Слайд 4.

Мама мыла Милу мылом.

- Как называется запись, которую вы видите на экране? (предложение)

- Почему вы так решили?

- Сколько слов в этом предложении? (4)

- Что необычного в этом предложении вы заметили? (скороговорка, выделены орфограммы)

- Внимательно прочтите еще раз, запишем в тетрадь по памяти. (Слабые учащиеся получают карточки – подсказки)

  1. Словарная работа.

- Кто из вас узнал сказочного героя на слайдах? (Карлсон)

- Из какого литературного произведения этот персонаж? (Малыш и Карлсон)

- Сегодня Карлсон приготовил для вас сюрприз.

        Слайд 5.

- Для того чтобы узнать, что за сюрприз, необходимо правильно записать слова, которые я вам продиктую:

Сорока, пенал, спасибо, медведь, карандаш.

- Что общего у этих слов? (словарные, обозначают предмет)

- В каком слове букв больше чем звуков? Почему? (медведь, мягкий знак не обозначает звука)

- Проверьте свою запись.

Слайд 6.

1-1, 2-5, 3-7, 4-4, 5-2

- Что бы это значило? (зашифровано слово)

- Кто из вас напомнит правило шифровки?

- Расшифруйте слово, которое загадал Карлсон. Первая цифра – слово, вторая- буква в слове. Подчеркните карандашом эту букву. (Слова)  Слайд 7.

5.Физ. минутка: 

- Давайте немного подвигаемся, а потом выясним, что же это за слова.  Я буду называть предмет, а вы мне показывать его действие, хорошо?

 Заяц (прыгает)

Медведь (топает)

Птицы (летают)

Рыбы (плавают)

Лягушка (скачет или квакает)

Гармонист (играет на гармошке)

Пианист (играет на пианино, рояле)

Скрипач (играет на скрипке)

Лентяй (потягиваются)

Спортсмен (дети делают разные движения) – ОЛИМПИАДА 2014!!!

- Молодцы! Давайте вернёмся к нашим словам.

  1. Постановка проблемы, подготовка к введению нового материала.

- Вот он, наш сюрприз…(достаю мешок, а из него слова)

- Какой беспорядок! Видимо Карлсон был не очень аккуратен!  Давайте наводить порядок! У вас на каждой парте есть конверт, в котором слова. Достаньте и прочитайте их. На какие группы можно разделить эти слова?

Медведь, снег, бежать, сладкий, Вася, есть, мягкое, синяя, жить.

(слова-названия предметов, слова-признаки предметов, слова-действия предметов). Наводящий вопрос: задумайтесь над общим значением слова…

- Распределите слова на группы. (работа в парах)

Давайте поселим эти слова в домики (на доске 3 домика с крышей). В первом будут жить слова, обозначающие предмет; во 2 – признак предмета; в 3 – действие предмета. Чтобы узнать, в какой домик заселить слово, надо… 

Слайд 8.

(Узнать, что слово обозначает и на какой вопрос отвечает.)

Ребята выходят к доске и прикрепляют слова под нужным домиком.

- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

  1. Работа над новым материалом.

- Ребята, а кто из вас знает, как называются такие группы слов? В науке о языке (грамматике) такие группы слов называют частями речи. Каждая из этих частей речи имеет своё название… (открываем крыши домиков с названиями частей речи)

- Давайте сами составим правило, которое поможет нам отличать одну часть речи от другой. Какие слова заселяли в 1 домик?  (отвечают на вопрос кто? Что?, обозначают предмет) и т.д.

- Как же нам себя проверить… Что нам поможет? (учебник)  (стр.74 правило в рамке, таблица) Читаем правило молча.

- Давайте еще раз посмотрим на словарные слова, которые писали в начале урока. Что теперь у них общего? (Какой частью речи они являются?) (имя существительное)

              8.  Закрепление нового материала

Упражнение №3 стр.75 выполняем по заданию.

Прочитайте задание к упражнению. Что нам поможет его выполнить? (Помогут ли наши домики в его выполнении?)

Выписываем слова в 3 столбика по частям речи (комментируем, проговаривая орфограммы и объясняя свой выбор).

  1. Итог урока

- Какое важное открытие мы сделали сегодня на уроке? Что нового узнали?

10. Домашнее задание.

Выпишите из орфографического словаря 2 слова- существительных,  2 прилагательных  и 2 глагола. Записывать будете столбиками, как в классе.


Предварительный просмотр:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!