СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Понятие характера. Особенности формирования характера подростка»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип характера определяет линию поведения человека, его отношение к окружающему миру. И в процессе его жизнедеятельности характер его изменяется, но не настолько кардинально как его внешность или настроение.

Просмотр содержимого документа
««Понятие характера. Особенности формирования характера подростка»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Донецкий промышленно-энергетический колледж»











МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

на тему:

«Понятие характера. Особенности формирования характера подростка»




Подготовил:

преподаватель

Осипова Валентина Александровна




















Донецк, 2022



СОДЕРЖАНИЕ




Стр.


Введение

1

1.

Основная часть

3


1.1.

Понятие характера


1.2.

Особенности формирования характера подростка

7


Заключение

12


Литература

13





Введение

Человек, в отличие от животных, имеет двойственную природу – биологическую и социальную. С биологической точки зрения его поведение определяется необходимостью сохранения жизненно важных внутренних условий, однако, формы удовлетворения возникающих при этом потребностей, определяются социально. Социальная сущность человека проявляется в наличии у него личности. Одной из индивидуальных психологических особенностей личности является характер. Черты характера проявляются в учебной и профессиональной деятельности человека, в его поступках в конкретных жизненных ситуациях, в особенностях общения с различными людьми в различных ситуациях.

Тип характера определяет линию поведения человека, его отношение к окружающему миру. И в процессе его жизнедеятельности характер его изменяется, но не настолько кардинально как его внешность или настроение. Изначально характер у человека заложен с рождения и формирование основных черт происходит в семье в детстве. С течением времени на него влияет социум, который окружает человека, и происходят постепенные изменения.

Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определённых форм поведения, в которых могли бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера обучающихся необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.

Наиболее эффективным средством формирования и воспитания характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все расстояния на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного.



1. Основная часть
    1. Понятие характера.

Как всякая наука, психология обладает своей терминологией – точной и однозначной. Однако, в повседневной жизни психологические термины постоянно употребляются в расширительном значении.

«Характер» – слово древнегреческого происхождения, в переводе на русский означает «чеканка», «печать», позже его значение настолько изменилось и стало означать «черта», «примета», «признак», «особенность». Мы употребляем слово «характер», когда хоти оценить поведение человека или сказать о постоянных, привычных для него формах поведения.

Характерэто индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках. Таким образом, о характере человека следует судить в первую очередь на основании его поступков, в которых наиболее полно отражается его сущность. С другой стороны, зная характер человека, можно, в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.

Черты характера проявляются в жизни, на работе, в поступках человека в различных ситуациях. В зависимости от особенностей характера люди могут по-разному реагировать, например, на неудачу в том или ином виде деятельности. Один, потерпев неудачу, впадает в уныние, другой – просто откажется от решения задачи и радостно примется за что-то другое, третьего – неудача только подстегнёт, и он с ещё большей энергией и упорством возьмётся за дело.

Индивидом называют «человека с характером», если у него проявляются такие качества, как самостоятельность, последовательность, независимость от обстоятельств, воля и настойчивость, целеустремлённость и упорство. Бесхарактерным называют человека, который плывёт по течению, зависит от обстоятельств, не проявляет волевых качеств.

Нередко психологи склонны считать личность и характер синонимическими понятиями и поэтому не находят нужным выделять характер. Так Дреджер пишет, что нельзя отчётливо дифференцировать «характер» и «личность». Дреджер называет характер моральной концепцией. Характер интерпретируется в форме моральной оценки личности, его относят к области этики.

Нельзя свести характер только к моральным чертам, и это признают даже те психологи, которые считают характерологию моральной концепцией. Г.Олпорт, чувствуя неправомерность сведения характера к одним этическим чертам, предложил называть ярко выраженные черты личности её конфигурацией, а индивидуальный стиль жизни – характеристикой.

Проявляется характер в общении и деятельности. Одни люди предпочитают работу лёгкую и не требующую умственного напряжения, другие с удовольствием преодолевают интеллектуальные преграды. Для одних важно, то, как они выполняют ту или иную деятельность, другим это безразлично. В общении характер проявляется в манере поведения, поступках и способах реагирования на возникшую ситуацию. Первая попытка классификации характера принадлежит Платону, её он основал на этических принципах. Типологию характеров, распространённую в афинском обществе, описал Теофраст. Уже в древности было замечено, что характер обусловлен не столько индивидуальными свойствами, сколько культурой и воспитанием.

В мировой психологии нет единой типологии характеров, но многие психологи считают, что:

  • характер довольно рано формируется и проявляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психологическое образование;

  • входящие в характер сочетания черт не являются случайными, и это позволяет строить типологию характеров;

  • большинство людей может быть разделено на определённые группы.

Существует две классификации типов акцентуаций – первая предложена К. Леонгардом (1968), а вторая А.Е. Личко (1977).

Типология характеров, предложенная немецким учёным-неврологом, психиатром и психологом Карлом Лонгардом, получила своё начало в концепции акцентуированных личностей. У каждого человека есть черты, которые при незначительной степени выраженности незаметны для окружающих, но которые при достижении определённой силы накладывают свой отпечаток на личность, а при большей выраженности являются помехой в её развитии. Акцентуированной личности присуща готовность к собственному, как социально-положительному, так и социально-отрицательному развитию.

Типы акцентуаций характера подростков по А.Е. Личко

Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, различают следующие основные типы акцентуаций характеров:

  • лабильный – резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

  • циклоидный – склонность к резкой смене настроения в зависимости от внешней ситуации;

  • астенический – тревожность, нерешительность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии;

  • боязливый (сензитивный) – робость, стеснительность, повышенная впечатлительность, тенденция испытывать чувство неполноценности;

  • психастенический – высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям;

  • шизоидный – отгороженность, замкнутость, трудности в установлении контактов, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сострадания, недостаток интуиции в процессе общения;

  • застревающий (параноидный) – повышенная раздражительность, стойкость отрицательных эффектов, болезненная обидчивость, подозрительность, повышенное честолюбие;

  • эпилептоидный – недостаточная управляемость, импульсивность поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, чрезмерная обстоятельность речи, педантичность;

  • демонстративный (истероидный) – выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая отсутствием угрызений совести, авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь» при неудовлетворённой потребности в признании;

  • гипертимный – постоянно приподнятое настроение, жажда деятельности с тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца, повышенная словоохотливость (скачка мыслей);

  • дистимный – преобладание пониженного настроения чрезвычайная серьёзность, ответственность, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни, склонность к депрессии, недостаточная активность;

  • неустойчивый (экстравертированный) – склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;

  • конформный – чрезмерная подчинённость и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.

В начале XX века А.Ф. Лазуринский впервые предложил создать психосоциальную классификацию характеров, которая учитывала бы не только субъективные особенности людей, но и их мировоззрение, их «социальный аспект». Позже на западе аналогичный подход был предложен Э. Фроммом.

Психосоциальная классификация характеров:

  • рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи, и думают, что их основная задача в жизни – скорее быть любимым, чем любить. В жизни они пассивны, доверчивы и сентиментальны;

  • эксплуататорские типы берут всё, что им нужно или, о чём мечтают, силой. Они не способны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей, эмоций, заимствуя всё это у других. Агрессивны, надменны, самонадеянны, эгоцентричны и склонны к соблазнению. К положительным качествам относится уверенность в себе, чувство собственного достоинства;

  • накопительский тип пытается обладать как можно большим количеством материальных благ, власти, любви и стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. Он тяготеет к прошлому, его отпугивает всё новое, фригиден, подозрителен и упрям. Согласно Фромму, у него есть и положительные особенности – предусмотрительность, лояльность и сдержанность;

  • рыночный тип исходит из убеждения, что всё на свете, включая человека, является товаром, который можно выгодно продать или обменять. Его отношения с окружающими поверхностны, его девиз – «Я такой, каким вы хотите меня видеть».

Существуют фундаментальные психологические потребности – вечные, неизменные, внеисторические стремления «Я». Они же являются движущими силами истории. Их цель – в далёком будущем установить гармонию человека с природой, другим человеком и самим собой на основе полного развития и реализации человеческой сущности. Другими словами, смысл каждой жизни и всей истории – реализация внутренних потенций. Ещё никогда в истории не было возможностей их реализации.


1.2. Особенности формирования характера подростка

Формирование характера начинается с раннего детства, уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться первичный образ поведения, определённые отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются, прежде всего, в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.

Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления. Из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определённых форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности студента, при которой он мог бы накопить опыт правильного поведения.

В процессе формирования характера надо закреплять не только определённую форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить подростков в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения.

Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьёзном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера – целеустремлённость, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий – тесная согласованность учебно-воспитательной работы с соответствующими влияниями семьи.

Большую помощь в воспитании характера оказывают более опытные люди и здесь важно найти пример достойный для подражания. «Когда ученик будет готов, учитель появится сам»(Лао-цзы). Здесь заложен глубокий смысл. Никакой учитель не в состоянии обучить того, кто не хочет учиться. Тот, кто хочет учиться, всегда найдёт. На кого ему равняться, с кого брать пример. Характер человека формируется во взаимодействии с другими. Реальное воздействие на характер возможно лишь при условии, если воспитатель для воспитанника является наставником. Пример для подражания необязательно должен быть реальным.

Особое значение в формировании характера принадлежит общественной деятельности человека, активное участие в которой развивает чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга.

В подростковом возрасте появляются и постепенно занимают всё большее место требования к взрослым. В том числе к родителям и преподавателям, свидетельствующие о формировании у подростка сознания своей взрослости и необходимости соответствующего отношения к ним со стороны взрослых. Подростки обнаруживают очень большую чувствительность к оценке их «взрослости» и к отношению, проявляемому к ним взрослыми. Рост требований подростков к учёту их взрослости и самостоятельности говорит, во-первых, о том, что эта сторона отношений со взрослыми для них очень важна, а во-вторых, о том, что взрослые, по их мнению, недостаточно учитывают эти справедливые претензии и стремления.

Переоценивая значение своих возросших возможностей, подростки приходят к убеждению, что они в сущности уже ничем (или почти ничем) не отличаются от взрослых людей. Отсюда их стремление к самостоятельности и известной «независимости», отсюда — болезненное самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых недооценивать их права и интересы.

Значительное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера. В процессе всё более усложняющейся учебной, трудовой деятельности, под влиянием повышенных требований, предъявляемых подростку, у него развивается способность длительно преследовать сознательно поставленные цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. По сравнению с младшим школьником в регуляции поведения подростка большая роль принадлежит сознанию, большее значение приобретают сознательные волевые усилия, сознательное управление своим поведением, своими эмоциями.

Подростковый возраст не случайно называют переходным. Именно в эти годы происходит наиболее сложный этап перехода от детства к взрослости — этап, который предполагает не только физическое созревание, но и созревание нравственное, социальное, приобретение определённой системы знаний, норм, навыков, благодаря чему индивид становится личностью.

В возрастной (физиологической) периодизации жизни человека этап от 14 до 18 лет лежит в разных периодах (старший подростковый возраст и ранняя юность), а с точки зрения общественного положения и освоения социальных норм поведения этот этап жизни представляется более единым и цельным, что обусловлено рядом социально-экономических факторов, в числе которых важное место занимает система среднего профессионального образования, которая охватывает подростков от 15 до 19 лет.

Именно в этот период развития личность подростка претерпевает ряд фундаментальных изменений, определяющих нередко всю дальнейшую жизнь человека. Уже к 14 – 15 года вырисовываются контуры тех характерологических и социальных черт, которые составляют ядро личности. В это же время заканчивается этап полового созревания, играющий тоже немалую роль в общем психолого-физиологическом развитии индивида.

Подростков характеризует общий подъём жизнедеятельности, значительный рост жизненных сил. Этим и определяется в основном та бурная активность, кипучая энергия, инициативность, которые свойственны подавляющему большинству из них. Подросток не может сидеть без дела, не любит «просто отдыхать», он постоянно занят чем-то, хочет что-то узнать, изучить, познать, овладеть тем или иным умением. Если его энергия, активность не находят правильного выхода, то они проявляются в озорстве, шалостях, лихачестве, возне, беготне, а нередко приводят и к более тяжёлым случаям нарушения дисциплины.

Полезное и хорошее стремление к самостоятельности часто осложняется у подростков в силу повышенной чувствительности к оценке их личности и поведения взрослыми и может принять, если это взрослыми не учитывается, отрицательные формы сопротивления чужому влиянию, непризнания авторитета взрослых, игнорирования, предъявляемых к ним требований.

Определённого и устойчивого представления о себе подростки часто ещё не имеют. Этим и объясняется повышенная чувствительность подростков к оценке их поступков и результатов деятельности со стороны старших, к своим успехам и неудачам. Они склонны преувеличивать значение временных неудач и случайных успехов, отдельных похвал или отрицательных отзывов, расценивая их как веские показатели, своего рода «индикаторы» положительных или отрицательных качеств личности. Поэтому, даже отдельные «неудачи» или отрицательные оценки со стороны окружающих могут вызвать у подростка неуверенность в своих силах, робость и застенчивость, представление о собственной неполноценности.

Главные черты и особенности социального развития подростка в возрасте от 15 — 18 лет:

  • повышение роли общения в системе межличностных отношений;

  • возрастание значения и объёма учебно-профессиональной деятельности (по сравнению с другими видами: абстрактно-познавательной, игровой);

  • появление чувства взрослости — очень важного социально-психологического новообразования этого возраста, которое неизбежно ведёт к росту независимости, новым формам самоутверждения и изменению характера ценностей и социальных притязаний.

В условиях оптимального психологического и социального развития личности эти особенности являются естественными и необходимыми и, как правило, играют лишь положительную роль в процессе вхождения молодёжи во взрослую жизнь.

Однако, если развитие протекает в ненормальных психологических и социальных условиях (чаще всего это происходит на семейном уровне), то все эти новообразования подросткового возраста приводят к:

  • обособлению подростка от семьи, коллектива и к дисгармонии отношений со взрослыми и сверстниками;

  • отставанию в учёбе и учебно-производственной деятельности, что неизбежно приводит к появлению чувства неуверенности в себе; вначале это касается решения каких-то учебно-производственных задач, которые даются подростку всё труднее, а позже захватывает уже всю сферу общения целиком;

  • разрыву между уровнем «взрослых» притязаний и реальных «подростковых» возможностей (экономических, интеллектуальных, культурных, коммуникативных, деловых), что приводит к появлению неадекватности самооценки подростка.

Для многих подростков этот период жизни имеет ещё одну важнейшую особенность: после окончания девятого класса общеобразовательной школы им предстоит определить свою будущую профессию путём выбора учебного заведения, где они продолжат своё образование и получат специальность.

«Уже не школьник, ещё не рабочий» – эта короткая, но ёмкая фраза, характеризующая промежуточное социальное положение обучающего в колледже, в известной мере определяет особенности его сознания и поведения по сравнению со сверстниками — учащимися старших классов общеобразовательной школы. Следовательно, студент колледжа — это не только возрастное понятие, но и социальное, свидетельствующее о качественно новой ступени воспитания, образования и обучения подростка.

Для большинства студентов, особенно, кто этот выбор сделал сознательно и пришёл в результате проявившихся склонностей и интереса к конкретной трудовой деятельности, ранняя профессионализация ничего, кроме пользы принести не сможет.

Значительное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера. В процессе всё более усложняющейся учебной, трудовой деятельности, под влиянием повышенных требований, предъявляемых к подростку, у него развивается способность длительно преследовать сознательно поставленные цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. В регуляции поведения подростка большая роль принадлежит сознанию, большее значение приобретают сознательные волевые усилия, сознательное управление своим поведением, своими эмоциями.



Заключение

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающих, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для человека способы поведения. В характере отражается содержание деятельности человека.

Существует определённая связь характера с такими свойствами личности как способности, направленность личности, мотивация, воля.

Гипотеза о том, что характер не является застывшим образованием, он формируется на всём жизненном пути человека, подтвердилась. Признание же зависимости характера от таких фактов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и прочее, ведёт к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако, вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности.

Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. Поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определённую вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает своё бессилие за фразой «Такой уж у меня характер»).

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, а также противоположные им качества — эгоистичность, чёрствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребёнком.

Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль над выполнением намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируется в деятельности.



Литература



  1. Авдулова, Татьяна Возрастные кризисные явления в формировании идентичности подростков: моногр. / Татьяна Авдулова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 132 c

  2. Ананьев Б.Г., Строение характера//В кн: Психология индивидуальных различий. Хрестоматия под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – М.:ЧеРо, 2009.

  3. Арестова О.Н., Калинина Н.В. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов// Вестник МГУ.Сер.Психология. – М., 2009. - №1.

  4. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента - к характеру и типологии личности. – М.: Владос, 2009

  5. Немов Р.С. Психология – М., Владос, 2009. Кн.1: Общие основы психологии. – 688 с.

  6. Общая психология: Учебн. пособие для студентов пед. институтов. Ред. В.В. Богословский и др. 2-е изд., перераб. и доп. М., «Просвещение», 1973

  7. Маклаков А. Общая психология Часть 4. Психические свойства личности Глава 25. Характер


Интернет-источники


  1. http://litpsy.ru/obshhaya-psixologiya/harakterologiya-2/sovremennaya-zarubezhnaya-xarakterologiya/ – Книги по психологии и статьи по психологии.

  2. https://studopedia.ru/5_147358_chastota-aktsentuatsiy-haraktera-sredi-podrostkov.html – Частота акцентуаций характера среди подростков

  3. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=701411 – библиофонд

  4. https://www.myunivercity.ru – Психология. Формирование черт характера в подростковом возрасте


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!