СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие и компоненты здорового образа жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Понятие и компоненты здорового образа жизни»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Чувашский государственный педагогический университет

им. И. Я. Яковлева»



Факультет естествознания, физической культуры и спорта

Кафедра естественнонаучного образования





КУРСОВАЯ РАБОТА



по дисциплине « Основы научно-исследовательской деятельности



на тему «Понятие и компоненты здорового образа жизни»







Руководитель _______________Н. В. Репина

подпись, дата инициалы, фамилия





Студент ________________ И. В. Григорьева

номер группы, зачетной книжки подпись, дата инициалы, фамилия











Чебоксары 2023

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. Теоретические аспекты по вопросу о здоровом образе жизни 4

1.1 Понятие здорового образа жизни и основных его компонентов 4

1.2 Содержательные характеристики компонентов здорового образа жизни студентов. 6

Глава 2. Практические аспекты исследования здорового образа жизни 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24







ВВЕДЕНИЕ

Вопрос улучшения здоровья подрастающего поколения становится приоритетным направлением работы с молодежью и одним из приоритетов социально-экономического развития нашей страны. Это определяет актуальность его теоретической и практической разработки, а также необходимость научных исследований и разработок методов и организационно-педагогических приемов для охраны и укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни. Задача охраны, укрепления и развития здоровья подрастающего поколения и молодежи, воспитания ценностей и осознанных установок здорового образа жизни отражена в следующих нормативных документах: Законе Российской Федерации "Об образовании", "Конвенции Российской Федерации об охране общественного здоровья Российской Федерации", "Закон об охране окружающей среды", "Конвенция Российской Федерации о медицине и медицинском развитии" и др.

Современные люди много знают о здоровье и о том, что нужно делать для его поддержания и достижения. Однако для того, чтобы эти накопленные человечеством знания начали приносить результаты, необходимо накопить знания и проанализировать эту ситуацию.

Актуальность исследования. В настоящее время вопрос сохранения здоровья человека является актуальным, и здоровое поколение студентов является важнейшим фактором обеспечения будущего страны.

Основы здорового образа жизни человека закладываются в школе, расширяются и углубляются в студенческий период, а затем закрепляются и формируются в культурных навыках. Однако, согласно современным исследованиям, только 10% студентов можно считать здоровыми, а 40% имеют различные хронические заболевания. Здоровье учащихся ухудшается, главным образом из-за укоренившегося содержания образования и студенческого образа жизни в российских учебных заведениях. Кроме того, мы должны признать, что большинство учащихся в Российской Федерации имеют низкий уровень ценности здорового образа жизни, поэтому у них отсутствует потребность в укреплении здоровья и интерес к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Многие семьи не уделяют внимания здоровому образу жизни и не являются союзниками учителей в формирование у детей здоровьесберегающих способностей. А знания учащихся о гигиене, правильном питании и безопасном поведении часто не реализуются на практике, что свидетельствует об отсутствии мотивации и базовых привычек для здорового образа жизни, не говоря уже о культуре здорового образа жизни. Необходимость работы по поддержанию здоровья студентов и формированию у них здорового образа жизни очевидна.

Актуальность этого вопроса, его социальная значимость и недостаточная проработанность темы на практике определяют мой выбор темы этого исследования: "Понятие и компоненты здорового образа жизни".


Цель исследования - провести теоретическое и эмпирическое исследование особенностей формирования здорового образа жизни студентов.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ научно-методической литературы по теме исследования.

  2. Выявить динамику сформированности представлений о здоровом образе жизни у студентов

  3. Провести социологическое исследование «Состояние здоровья студентов разных групп факультета естествознания, физической культуры и спорта»

Объект исследования - процесс формирования здорового образа жизни студентов.

Предмет исследования - возможности внеурочной деятельности в процессе формирования здорового образа жизни студентов вуза

Гипотеза исследования: заключается в том, что благодаря проведенному исследованию и санитарно просветительской работе, будет гораздо больше студентов, которые станут следовать соблюдению правильного питания, для того чтобы быть как можно дольше здоровыми в современных условиях.

База исследования: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева



Глава 1. Теоретические аспекты по вопросу о здоровом образе жизни 1.1 Понятие здорового образа жизни и основных его компонентов


Здоровье - одна из высших человеческих ценностей. Изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции и гармонию внутренних процессов. Здоровье определяет полноценное участие человека во всех сферах социальной деятельности.

Именно поэтому проблема формирования здорового образа жизни остается актуальной и сегодня - это воспитание осознанного и

бережного отношения к здоровью как необходимого элемента общей культуры; формирование у студентов понимания сути здорового образа жизни, более осознанного отношения студентов к своему здоровью; осмысленного поведения по отношению к окружающим. окружающая среда.

Здоровый образ жизни включает в себя два основных понятия: "здоровье" и "образ жизни".

Под здоровьем человека принято понимать состояние социально-биологического и психологического благополучия, когда все органы и системы организма гармонично работают в гармонии с факторами окружающей среды. Противоположностью здоровью является болезнь, как патологическое состояние организма, наличие отклонений и дефектов в работе органов и их систем, что снижает уровень адаптации организма к окружающей среде. Здоровье человека, как особая ценность, тесно связано с его трудоспособностью, способностью устанавливать нормальные социальные контакты и, следовательно, социальным благополучием.

Существуют различные подходы к определению понятия "здоровье", которые можно классифицировать следующим образом:

1) здоровье - это отсутствие болезней;

2) "здоровье" и "норма" - идентичные понятия;

3) здоровье как единство "морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант" [1].

К основным факторам, влияющим на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физическая активность, закаливание, гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь влияет система взаимоотношений человека с самим собой, другими людьми, жизнью в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье индивида зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). И, наконец, на духовное здоровье, которое является целью жизни, влияют высокая нравственность, осмысленность и полнота жизни, творческие взаимоотношения и гармония с самим собой и окружающим миром, любовь и вера [2].

Образ жизни - это факторы природной среды, материальные и экономические условия, социальные и индивидуальные установки (культура, обычаи, привычки), которые определяют поведение человека, включая его обратное влияние на все вышеперечисленные компоненты.

Здоровый образ жизни - это образ жизни, при котором достигается наиболее оптимальное сочетание всех этих факторов и формируется поведение человека, способствующее сохранению его биологического, социального и психологического здоровья.

И.В. Журавлева отметила, что здоровье человека определяется рядом характеристик, тесно связанных друг с другом, которые вместе составляют одну систему здорового организма. Именно типы здоровья человека определяют его физическое, эмоциональное, моральное и духовное состояние. Каждый тип здоровья несет в себе определенные особенности, благодаря которым можно определить, насколько здоров человек [3].

Первый тип здоровья человека - это физическое здоровье. От этого типа во многом зависит работоспособность организма, насколько силен и энергичен человек при выполнении повседневных задач, насколько хорошо иммунная система справляется с задачей защиты организма от вирусов, болезней и насколько хорошо человек восстанавливается после тяжелой работы, длительных физических нагрузок или ежедневной рутинной работы. Отдых, здоровый сон и правильное питание восстанавливают физическое здоровье.

Второй тип здоровья человека - это психическое здоровье. Это определяется способностью здраво оценивать текущую ситуацию, как простую, так и критическую. Психическое здоровье также определяет образ мышления, поведение и манеру межличностного общения человека. Этот тип здоровья в значительной степени влияет на другие виды здоровья.

Третий тип человеческого здоровья - это духовное здоровье. Насколько человек уверен в себе, в своем жизненном пути. Человек отвечает на вопрос: "Куда я иду?", "Каковы мои цели в жизни?", "Какой веры я придерживаюсь?". Ответ на эти вопросы наглядно показывает философию человека, его образ мышления, духовную составляющую. Доброта, отзывчивость, понимание, милосердие, сострадание - все это характеристики духовного здоровья человека [3].

Четвертый тип здоровья человека - это социальное здоровье. Как человек ведет себя в обществе. Как он определяет себя среди своих сверстников, коллег, товарищей. Социальное благополучие зависит от уровня взаимоотношений в семье, как с близкими людьми, так и с незнакомыми. Уровень общительности и социальной адаптации в обществе определяет этот тип здоровья.

Пятый тип здоровья человека - это эмоциональное здоровье. Это определяется способностью контролировать себя в противоречивых стрессовых ситуациях. Умение контролировать свои эмоции, не поддаваться на провокации в конфликтных ситуациях. Частые перепады настроения, уныние и пессимизм в сложных жизненных ситуациях, а также чрезмерная радость и эйфория от приятных сюрпризов и побед - все это сказывается на эмоциональном здоровье [3].

Вышеперечисленные виды здоровья человека тесно связаны друг с другом, эти характеристики оказывают влияние друг на друга. Концепция общего состояния здоровья состоит из оценки всех коэффициентов по отдельности и зависит от многих факторов: физических, эмоциональных, духовных, социальных и ментальных.

Здоровый образ жизни - это систематическое поведение индивида, направленное на сохранение биологического, социального и психологического здоровья, поддержание трудоспособности и профилактику заболеваний.

Здоровый образ жизни включает в себя:

• рациональное питание;

• рациональная физическая активность и гигиена труда;

• соблюдение правил безопасности жизнедеятельности дома, на работе, в общественных местах и т.д.;

• организация полноценного отдыха и профилактика стресса, переутомления, овладение навыками психологической защиты и релаксации;

• воздержание от употребления наркотиков, курения, алкоголя или умеренного потребления алкогольных напитков;

• профилактические меры (своевременные медицинские осмотры и обращение за медицинской помощью, прививки, закаливание и т.д.).

Здоровый образ жизни в первую очередь основан на осознании ценности здоровья. Поэтому ему нужно обучать детей с раннего возраста, формируя культуру здорового образа жизни, традиции сохранения и укрепления здоровья, полезные привычки.

Здоровый образ жизни студента зависит от его ценностей, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Ценности, формируемые общественным сознанием, не всегда согласуются с ценностями здорового образа жизни студентов. Личность студентки имеет реальную возможность выбрать ту форму жизни и тип поведения, которые для нее очень важны. Она обладает определенной степенью автономии и ценности. У каждого студента сформировалось свое собственное поведение и образ мышления. Личность может влиять на содержание и характер образа жизни группы, то есть коллектива, в котором она находится.

Студенты несут ответственность за здоровье, связанное со здоровым образом жизни. Как часть общего культурного развития, это проявляется в единстве стилистических характеристик поведения, соответствующих всесторонней духовной, нравственной и физической жизни человека.


1.2 Содержательные характеристики компонентов здорового образа жизни студентов.


К основным составляющим здорового образа жизни относят: 

  • режим труда и отдыха 

  • организацию сна 

  • режим питания

  • организацию двигательной активности

  • выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания

  • профилактику вредных привычек

  • психофизическую регуляцию организма


1.2.1 Организация режима питания

Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни студентов. Каждый студент может и должен знать принципы рационального питания, регулировать нормальный вес своего тела. Рациональное питание - это физиологически полноценное питание людей с учетом пола, возраста, характера работы и других факторов. Питание основано на следующих принципах: достижение энергетического баланса; установление правильного соотношения между основными питательными веществами - белками, жирами, углеводами, между растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами; баланс минералов и витаминов; ритмичное питание.

Пища служит источником энергии для работы всех систем организма, обновления тканей. Часть энергии идет на основной обмен веществ, необходимый для поддержания жизни в состоянии полного покоя (для мужчин с массой тела 70 кг это в среднем 1700 ккал; для женщин на 5-10% ниже); расход энергии на усвоение пищи составляет около 200 ккал, или 10-15%; около 30-40% энергии расходуется на обеспечение физической и профессиональной активности человека. В среднем суточное потребление энергии мальчиками составляет 2700 ккал, девочками - 2400 ккал. Потребность населения в энергии в северных зонах на 10-15% выше, чем в центральной, и на 5% ниже в южных.

Калорийность рациона на 1400-1600 ккал обеспечивается за счет углеводов (350-450 г), 600-700 ккал за счет жиров (80-90 г) и 400 ккал за счет белков (100 г). От общего количества углеводов доля сахара должна составлять не более 25%. Желательно, чтобы не менее 30% углеводов обеспечивали картофель, овощи, фрукты. Желательно обеспечить жировую часть рациона на 1/4 сливочным маслом, на 1/4 - растительным и на 2/4 - за счет жира, содержащегося в самих продуктах питания. Количество животного белка должно составлять 50-60% от его суточной нормы, половина из которых обеспечивается молочными продуктами [5].

Во время экзаменационных сессий, когда увеличиваются энергозатраты, усиливается расщепление белков, в результате чего энергетическая ценность рациона увеличивается до 3000 ккал, а потребление белков до 120 г, 1 мг в процессе регулярных физических упражнений и занятий спортом, в зависимости от его видов, увеличиваются энергозатраты до 3500-4000 ккал. В связи с этим меняется соотношение основных продуктов питания. Таким образом, при выполнении спортивных упражнений, способствующих увеличению мышечной массы и развитию силы, содержание белка в рационе увеличивается (16-18% в калориях). При длительных упражнениях на выносливость содержание углеводов увеличивается (60-65% калорий). В период соревнований желательно включать в рацион легкоусвояемые продукты, богатые белками и углеводами. Кроме того, возрастает потребность в витаминах, и в первую очередь (на 1000 ккал) в аскорбиновой кислоте (35 мг), теамине (0,7 мг), рибофлавине (0,8 мг), ниацине (7 мг), токофероле (5 мг) [5].

Потребность организма в воде соответствует количеству жидкости, которое он теряет. Вода составляет в среднем 66% нашего организма. При нормальных условиях человек теряет в среднем 2300-2800 мл воды в день. Потребность в воде составляет 35-45 мл на 1 кг массы тела. В нормальных условиях потребность организма в воде частично удовлетворяется за счет приема твердой пищи (в среднем 800-1000 мл/день) и окислительной воды (образуется в самом организме при окислении белков, жиров и углеводов - 350-480 мл/день). Поэтому, чтобы полностью удовлетворить потребность организма в воде, необходимо дополнительно потреблять 1200-1500 мл так называемой бесплатной жидкости (чай, молоко, вода, компоты, супы, соки и т.д.). Недостаток воды способствует накоплению в организме продуктов распада белков и жиров, а избыток приводит к вымыванию из него минеральных солей, водорастворимых витаминов и других необходимых веществ.

Важным аспектом культуры питания является рацион питания и распределение калорий в пище в течение дня. На этот счет есть три точки зрения. Первый из них придает большое значение максимальному завтраку. 40-50% калорийности ежедневного рациона должно приходиться на утренний прием пищи, примерно 25% остается на обед и ужин. Это оправдано тем фактом, что у большинства людей по утрам более высокая активность организма и им больше подходит плотный завтрак. Вторая точка зрения связана с равномерным распределением калорийной нагрузки при трех- или четырехразовом питании (30% на завтрак и ужин, 40% на обед). Такое распределение калорий часто рекомендуется для любой диеты. Третий подход связан с максимальным потреблением ужина (около 50% суточной калорийности приходится на ужин и 25% - на завтрак и обед). В то же время это означает, что ужинать необходимо не позднее 18-20 часов и не менее чем за 2-3 часа до сна. Такое положение объясняется тем, что максимальное выделение желудочного сока и ферментов приходится на 18-19 часов. Кроме того, чтобы защититься от вечернего накопления продуктов обмена веществ, природа "предусмотрела" на вечер максимум функций почек, что обеспечивает быстрое выведение токсинов с мочой. Следовательно, такая пищевая нагрузка также рациональна [5].

К рациону питания следует подходить строго индивидуально. Главное правило - полноценно питаться не менее 3-4 раз в день. Выбрав тот или иной режим питания, необходимо строго его соблюдать, так как резкие изменения в питании, пищевые стрессы ни в коем случае не безразличны организму. Систематические нарушения питания (сухое питание, редкие или обильные, неупорядоченные приемы пищи) ухудшают обмен веществ и способствуют возникновению заболеваний пищеварительной системы, в частности гастрита, холецистита.

При занятиях физическими упражнениями, спортом принимать пищу следует за 2-2,5 часа до и через 30-40 минут после их завершения. При двигательной активности, связанной с интенсивным потоотделением, необходимо увеличить суточную норму потребления поваренной соли с 15 до 20-25 г. Полезно использовать минеральную или слегка подсоленную воду.

1.2.2 Организация двигательной активности

Одним из обязательных факторов здорового образа жизни для студентов является систематическое использование физических нагрузок, соответствующих полу, возрасту и состоянию здоровья. Они представляют собой комбинацию различных спортивных действий, выполняемых в повседневной жизни. В организованных и самостоятельных физических упражнениях и спорте они объединяются термином "спортивная деятельность"[6].

Большое количество людей, занятых интеллектуальным трудом, имеют ограниченные возможности для занятий спортом. Это присуще и студентам. Соотношение динамической и статической составляющих их жизнедеятельности составляет 1:3 по времени во время учебной деятельности и 1:1 по потреблению энергии; во внеучебное время оно составляет 1:8 и 1:2 соответственно. Фактически, динамичный состав студентов, посещающих академические курсы и внеклассные занятия, почти в равной степени указывает на то, что большое количество студентов имеют низкий уровень спортивных занятий. В то же время определенная часть студентов любит спорт, и их уровень успеваемости требует от них выполнения относительно больших объемов и интенсивности физических нагрузок. Таким образом, возникла важнейшая задача социального обучения - определить наилучшие, а также наименьшие и наибольшие возможные режимы двигательной активности.

Минимальная граница должна характеризовать количество физических упражнений, необходимых человеку для поддержания нормального уровня функционирования организма. Этот уровень должен быть достигнут с помощью системы упражнений, которая носит оздоровительный и профилактический характер. Оптимальная граница должна определять уровень физической активности, достижение наилучшего функционального состояния организма и высокий уровень успеваемости в учебе, труде и общественной деятельности. Эта система направлена на улучшение здоровья и развития. Наивысшим пределом должно быть предупреждение о том, что уровень физической нагрузки слишком высок, что может привести к переутомлению, перетренированности и резкому снижению уровня трудоспособности в сфере образования и трудовой деятельности. Давайте назовем эту модель индивидуально адаптированной к максимальным возможностям учащихся. Поэтому студентам-спортсменам, которые ориентированы на достижение высоких физических показателей, необходимо спланировать индивидуальную систему тренировок, жизнедеятельности, тренингов и обеспечить сочетание всех ее компонентов. На картинке. 1.1 Приведена диаграмма соотношения границ различных двигательных действий. Они относительны, подвижны и определяются многими факторами.

Было установлено, что средняя физическая активность студентов в период обучения (8 месяцев) составляла 8000-11000 шагов в день; в период экзаменов (2 месяца) - 3000-4000 шагов, а во время каникул - 14 000-19000. Очевидно, что уровень физической активности учащихся во время каникул отражает естественную потребность в физических упражнениях, поскольку в этот период они могут быть освобождены от учебы. Исходя из этого, можно заметить, что их уровень двигательной активности во время тренировки составляет 50-65%, а во время экзамена - 18-22% от биологических потребностей. Это показывает, что существует реальная нехватка физических упражнений в течение 10 месяцев в году [1].

Занятия физкультурой (два раза в неделю) дают возможность выполнять в среднем 4000-7300 упражнений, что не может компенсировать общего недостатка еженедельных физических упражнений. К сожалению, в выходные дни большинство студентов ведут малоподвижный образ жизни, и на двигательные компоненты приходится менее 2% бюджета свободного времени.

Средняя ежедневная нагрузка студентов-спортсменов составляет 16 000-24 000 шагов. На тренировочном курсе оно увеличивается до 28 000-32 000 шагов, что затрудняет восстановление. В результате их ежедневная физическая активность значительно снизилась до 2500-4000 шагов в течение следующих нескольких дней. Это явление отражает саморегулирующийся процесс двигательной активности, а его внутренним содержанием является взаимодействие процессов утомления и восстановления [1].

Следует учитывать сезонные колебания в занятиях спортом - по сравнению с летом, зимой их количество сокращается на 5-15%. Среди студентов, отнесенных к основной медицинской группе, этот показатель выше, чем у студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, и составляет в среднем 17-28%. Среди мужчин физическая активность выше, чем у женщин, в среднем на 25-30%. Нейродинамические характеристики (баланс между возбуждением и торможением) также влияют на степень двигательной активности. Индивиды с преимуществом в возбуждении имеют более высокий уровень двигательной активности (в 2-3 раза), чем индивиды, которые подавляют преимущество в возбуждении. Люди с уравновешенностью этих процессов по уровню двигательной активности занимают среднее положение [1].

Согласно плану профилактики основных факторов риска молодежи, физические упражнения студента продолжительностью до 4 часов в неделю считаются малорискованными, то есть он участвует только в рамках занятий физкультурой. Наилучший режим занятий для студентов - 8-12 часов в неделю для мужчин и 6-10 часов в неделю для женщин. В то же время мужчинам рекомендуется уделять целенаправленным физическим упражнениям не менее 6-8 часов, а женщинам - не менее 5-7 часов. Остальное время дополняется физической активностью в различных условиях семейного досуга. Важным фактором оптимизации спортивной деятельности являются самостоятельные физические упражнения студентов (утренняя гимнастика, микропаузы в учебной работе с использованием специальных упражнений, ежедневные прогулки, походы выходного дня и т.д.).). Необходимыми условиями для самостоятельного исследования являются свободный выбор средств и методов их использования, высокая мотивация и положительный эмоциональный и функциональный эффект от затраченных физических усилий, сильная воля и эмоциональное напряжение.

Следовательно, для выполнения указанной схемы упражнений необходимо заниматься физическими упражнениями по 1,3-1,8 часа в день. Благодаря использованию спортивных занятий относительно высокой интенсивности, их продолжительность может быть сокращена. Таким образом, двухчасовая ходьба со скоростью 4,5 км/ч заменяется игрой в баскетбол, которая длится 15 минут или 30 минут со скоростью 10 км/ч. Не следует забывать о танцах как неотъемлемой части спортивных занятий. Их высокий эмоциональный эффект также связан с хорошим функциональным эффектом (импульсный режим 120-140 раз/мин) [1].

1.2.3 Личная гигиена

Каждый образованный человек должен понимать правила и требования личной гигиены. Физическая гигиена предъявляет особые требования к состоянию кожи. Кожа выполняет следующие функции: защищает внутреннюю среду организма, выводит метаболиты из организма, регулирует тепло и т.д. В целом, они проводятся только со здоровой и чистой кожей. Кожа может очиститься сама. С выделением чешуек, сальных и потовых желез удаляются различные вредные вещества. Рекомендуется мыть тело не реже одного раза в 4-5 дней под душем, в ванне или ванночке для умывания. После тренировки вам нужно принять горячую ванну и сменить нижнее белье.

Уход за полостью рта и зубами требует полоскания рта теплой водой после еды. Рекомендуется чистить зубы один раз в день, чтобы избежать стирания эмали. Зубная щетка не должна быть слишком жесткой, а процедура чистки занимает не менее 2 минут. Для того чтобы сохранить зубы, важно, чтобы пища содержала достаточное количество кальция, из тканей зуба в основном состоит соль, а также витамины, особенно D и B.To чтобы укрепить свои десны, вам следует употреблять больше лука, чеснока и свежих овощей. Во время приема пищи следует избегать быстрого чередования горячих и холодных блюд. Не рекомендуется жевать семечки орехов, ягод и фруктов, потому что эмаль, покрывающая зубы, может разрушиться, после чего зубная ткань разрушается очень быстро. Не реже двух раз в год необходимо посещать стоматолога для профилактических осмотров зубов. Гигиена одежды требует, чтобы ее выбор основывался не на мотивах престижа, а на условиях использования и гигиенических целях деятельности. В связи с характером трассы и правилами спортивных соревнований к спортивной одежде предъявляются особые требования. Она должна быть как можно более легкой и не стеснять движений. Поэтому спортивная одежда изготавливается из эластичных хлопчатобумажных и шерстяных тканей с высокой воздухопроницаемостью, которые хорошо впитывают пот и помогают ему быстро испаряться. Спортивная одежда из синтетических волокон рекомендуется только для защиты от ветра, дождя, снега и т.д. Спортивную одежду следует использовать только на занятиях и соревнованиях и регулярно чистить. Гигиена обуви требует, чтобы она была легкой, эластичной, хорошо проветривалась и обеспечивала правильное положение стоп. В этом отношении кожаная обувь обладает самым лучшим качеством. Кроме того, спортивная обувь должна защищать ноги от повреждений и иметь специальные приспособления для выполнения правильных упражнений [6].

Другие средства гигиены включают гидравлические процедуры, массаж и самомассаж, которые предназначены для ускорения восстановления трудоспособности. Душ оказывает тепловое и механическое воздействие на организм: горячий и продолжительный душ снижает возбудимость и повышает интенсивность обменных процессов. Теплый душ оказывает успокаивающее действие. Кратковременный холодный и горячий душ повышают мышечный тонус и работу сердечно-сосудистой системы. Контрастный душ - эффективное средство для восстановления работоспособности. Схема его применения: 1 мин - в горячей воде (+38-40°C), 5-10 с - в холодной (+12-15°C). Затем повторите цикл в течение 5-7 минут. Массаж - его техника воздействует на нервные окончания, расположенные в коже, мышцах и связках, оказывает влияние на центральную нервную систему, а через нее и на функциональное состояние всех органов и систем: улучшает кровообращение, работоспособность мышц и увеличивает мышечную массу. Вот почему человек чувствует себя бодрее после массажа [6].

1.2.4 Профилактика вредных привычек

Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотических веществ и табака является одним из важнейших факторов риска развития многих заболеваний, которые оказывают негативное влияние на здоровье учащихся.

Частота психических расстройств, заболеваний печени и органов дыхания у мужчин, употребляющих алкоголь, в 2,5 раза выше; у женщин часто рождаются дети с врожденными аномалиями. Алкоголь - это вещество, обладающее обезболивающим действием; он обладает всеми характеристиками этой группы веществ. Сразу после приема алкоголя наступает значительная стадия возбуждения (эйфория) - люди становятся веселыми, общительными, разговорчивыми и смелыми (разрушается тормозной процесс центральной нервной системы).; возбуждаются сексуальные эмоции, но подавляется стыд, появляется распущенность (большинство заражений заболеваниями, передающимися половым путем, происходит в состоянии алкогольного опьянения). Под воздействием алкоголя возникает иллюзия повышенной работоспособности, приводящая к переоценке сил и способностей. На самом деле, психологическая работоспособность объективно снижается (скорость и точность мышления, ухудшается концентрация, совершается много ошибок). Физическая работоспособность также ухудшается, что приводит к значительному снижению точности, координации, скорости выполнения упражнений и мышечной силы. Стадия возбуждения неизбежно сопровождается стадией угнетения.

Длительное и систематическое употребление алкоголя может стимулировать проводящую систему сердца и нарушать нормальные обменные процессы. Мышцы сердца изнашиваются, их сокращение становится вялым, а полость сердца растягивается; жир начинает откладываться в пространстве между поверхностью сердца и мышечными волокнами, что ограничивает его работоспособность. Кроме того, повышается проницаемость кровеносных сосудов, снижается их эластичность и повышается свертываемость крови, что может привести к инфаркту миокарда.

Поражаются также органы пищеварения. Стимулируя органы желудочно-кишечного тракта, алкоголь может вызвать нарушения секреции желудочного сока и высвобождения ферментов, что может привести к развитию гастрита, язвы желудка и даже злокачественных опухолей. Развивается ожирение в печени, а затем цирроз печени, который заканчивается появлением рака в 10% случаев. Поджелудочная железа немного уступает печени по частоте повреждений. Нарушается функция дыхательной системы, что проявляется в потере эластичности легочной ткани и возникновении эмфиземы легких. Ухудшается выделительная функция почек. Нарушается функция половых желез - снижается сперматогенез, и постепенно наступает половая импотенция. Сопротивляемость организма к воздействию инфекции снижается. Понижается сопротивляемость организма к воздействию инфекций. Происходит снижение содержания в организме важнейших для жизнедеятельности витаминов В, РР, С, А, Е. 

Существует три группы факторов, способствующих потреблению алкоголя. Комплекс обычаев, традиций и "социального опыта" употребления алкоголя относится к социально-психологическим. Под их прикрытием удовлетворяется ряд индивидуальных потребностей, например, в общении, принадлежности к определенной группе, самоутверждении, которые молодой человек по каким-то причинам не смог реализовать другим способом. Это также может быть связано с "бегством" от реальной жизни, неудачами в учебе, работе. Алкогольная группа характеризуется поверхностным контактом, гарантированной степенью взаимного уважения и совместным проведением свободного времени в ответ на принятие внутригрупповых обычаев ее новым членом. Как правило, это связано с увеличением интенсивности употребления алкоголя ее новым членом. Группа культивирует свои собственные ценности, вплоть до своеобразного "алкогольного кодекса чести". В то же время трезвый образ жизни дискредитируется. Индивидуальные психологические факторы связаны с психотропным действием алкоголя. Психологические ожидания, связанные с возбуждением и эйфорией, легче проецируются на первую фазу опьянения; расслабление и успокоение проецируются на вторую. Употребление алкоголя становится своеобразным суррогатом психической саморегуляции, цена которого чрезвычайно высока из-за неблагоприятных последствий [7].

Образ жизни, связанный с употреблением алкоголя, неизбежно приводит к потере социальной активности, замыканию в кругу своих эгоистических интересов. Качество жизни студента в целом снижается, его основные жизненные ориентации искажаются и не совпадают с общепринятыми; работа, требующая волевых и интеллектуальных усилий, становится затруднительной, возникает конфликтный характер взаимоотношений с обществом.

Барьером на пути возникновения тяги к алкогольным напиткам является формирование внутреннего культурного стержня личности, ее нравственных ценностей, постоянная потребность в труде, четкая организация своей воспитательной работы и отдыха, активное включение в жизнь различных средств физической культуры и спорта.

Курение - одна из самых вредных привычек.

Воздействие табачного дыма на органы дыхания приводит к раздражению слизистых оболочек дыхательных путей, вызывая в них воспалительные процессы, сопровождающиеся кашлем, особенно охриплостью по утрам, выделением грязно-серой мокроты. Впоследствии эластичность легочной ткани нарушается и развивается эмфизема легких. Вот почему у курильщиков в 10 раз больше шансов заболеть раком легких

Курение вызывает учащенное сердцебиение до 85-90 ударов в минуту в состоянии покоя при нормальной частоте для здорового человека 60-80 ударов в минуту. Это приводит к увеличению работы сердца в сутки примерно на 20%. Вдыхание табачного дыма может повысить кровяное давление на 20-25%, вызвать атеросклероз. Ухудшению снабжения сердечной мышцы кислородом способствует присутствие в табачном дыме монооксида углерода, который вытесняет кислород из соединений с гемоглобином, что привело к развитию ишемической болезни сердца [5].

Курение также приводит к нарушению деятельности желез внутренней секреции, включая надпочечники, щитовидную железу и половые железы. Среди мужчин 11% случаев сексуальной импотенции вызваны курением табака. У женщин может быть более продолжительный менструальный цикл, у беременных женщин может развиться токсикоз и угроза выкидыша. Токсическое действие никотина на организм усиливается в сочетании с алкоголем.

Притягательная сила курения для молодых людей заключается в том, что они получают удовольствие от сознания своей "наполненности", самоутверждения, ощущения того, что идут в ногу с модой, рассматривают курение как средство снятия эмоционального напряжения, повышения работоспособности. Таким образом, курение превращается в ритуал. Но какой ценой все это достигается?

В число вредных привычек входит употребление наркотиков. Существует несколько классов наркотических веществ, которые различаются по характеру и степени их воздействия на организм человека. Их главным свойством является способность вызывать состояние эйфории (приподнятое, радостное настроение, не оправданное реальной действительностью). Причины употребления наркотиков различны. Сначала возникает желание испытать незнакомое "острое" ощущение, подражать тем, кто уже употребляет эти вещества, желание хотя бы на короткое время отвлечься от каких-либо сложных жизненных ситуаций; ощутить состояние "невесомости", "блаженства". Способы приема наркотических веществ различны: курение, вдыхание, прием внутрь, подкожная инъекция, внутривенное введение. Но в любом случае это связано с процессом стойкого привыкания ("аддикции") к наркотическим средствам. Когда употребление наркотиков становится систематическим, защитные реакции организма постепенно снижаются, развивается привыкание к наркотику. Некоторые наркоманы употребляют дозы наркотиков, которые в 10 раз превышают разрешенные для терапевтического применения. Со временем формируется психическая, а затем и физическая зависимость от наркотических веществ с непреодолимым влечением к ним.

После фазы эйфории наступает состояние, сопровождающееся слабостью, апатией, чувством разбитости, слезотечением, тошнотой, рвотой, болью в мышцах, чувством страха, бредом преследования, тяжелым сном. При передозировке могут возникнуть нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы и дыхания, мочеиспускания, появляются различные высыпания, сильный кожный зуд, резкая слабость, изменения сознания, судороги. В случае передозировки нередки случаи летального исхода. При сформировавшемся привыкании к наркотику отказ от него вызывает состояние абстиненции, которое сопровождается, помимо перечисленных расстройств, спазмами и мышечной болью в пояснице. Появляется страх смерти, сон с кошмарами, неуравновешенность, агрессивность, депрессия. Это состояние длится несколько дней.

Систематическое употребление наркотиков приводит к резкому истощению организма, изменению обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, таким проявлениям, как шизофрения, деградация личности, бесплодие. Общая деградация личности происходит в 15-20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем. Лечить наркоманию очень трудно, лучший вариант - даже не пробовать наркотики.

1.2.5 Психофизическая регуляция организма

Все субъективные восприятия различных жизненных ситуаций, явлений, их оценка (желательность, полезность) связаны с эмоциями. Они помогают мобилизовать силы организма для экстренного преодоления любых трудностей. Негативные эмоции приводят к увеличению содержания ацетилхолина в крови, что вызывает сужение артерий сердца. Как избавиться от ненужных забот, преодолеть негативные эмоции? Вы можете избавиться от них, переключив свое внимание на другой предмет или занятие. Чем больше событие значит для нас, тем сильнее реакция на него. Поэтому привычка трезво оценивать обстоятельства полезна для здоровья человека.

Под влиянием сильных эмоциональных воздействий возникает состояние стресса (напряженности). К негативным факторам, вызывающим это у студентов, относятся проблемы в семье, в общежитии, обида, тоска, неустроенная жизнь, подавленный гнев, незаслуженная обида, сильный страх, нехватка времени, резкие изменения условий жизни, к которым невозможно быстро адаптироваться. Но не каждый стресс вреден. Существует эустресс - положительный стресс, который мобилизует организм на адаптацию к новым условиям. "Плохой" стресс - дистресс является основной причиной невроза. Возникновение неврозов также зависит от того, как индивид воспринимает стрессовые факторы [5].

Анализ данных о возникновении и течении заболеваний, связанных со стрессом, показал, что главную роль играет не сам стресс, а отсутствие активности, направленной на изменение возникшей ситуации. Существует два подхода к преодолению стресса. Порочный, когда нежелание прилагать усилия (физические, умственные, усилия по переделке себя, поисковые усилия) повышает стрессоустойчивость жизни и снижает способность справляться со стрессом. Она эффективна там, где готовность прилагать усилия снижает вероятность возникновения стресса, а развитая активность по его преодолению не только изменяет реальность по мере необходимости, но и смягчает стресс, если он все-таки "прорвался". Негативное воздействие стресса усиливается, если человек больше сосредоточен на оценке "Что произошло?" и "В чем заключается угроза?", чем на вопрос: "Что можно сделать?".

Профилактика срывов во время стресса обеспечивается регулярной, но не чрезмерной физической активностью, которая оказывает антистрессовое действие, снижая тревожность и депрессию. Важно только, чтобы физические упражнения доставляли удовольствие, а не были горьким лекарством. Существуют и другие эффективные методы борьбы со стрессом.

Одним из доступных способов регулирования психического состояния является психическая саморегуляция с помощью аутогенной тренировки. Аутотренинг основан на упражнениях для произвольного, волевого длительного и глубокого расслабления мышц; системе формирования и закрепления полезных условных рефлексов от коры головного мозга к внутренним органам; упражнениях для целенаправленного воспроизведения следов эмоционально окрашенных ситуаций.

Мышечная активность связана с эмоциональной сферой. Внутреннее состояние человека, который чем-то расстроен, нервничает, возбужден, выражается в том, что его мышцы напряжены. Расслабление служит внешним показателем положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности. Но есть и обратная связь: мышцы - это нервная система. Всем известен тонизирующий эффект утренней гимнастики; классические эксперименты И.М. Сеченова показывают, что усталость быстрее проходит не во время пассивного отдыха, а под воздействием физических упражнений [5].

Следовательно, ясно, что при аутогенной тренировке расслабление мышц (релаксация) имеет двойное физиологическое значение:

1) как самостоятельный фактор, снижающий эмоциональный стресс;

2) как вспомогательный фактор, подготавливающий условия для перехода от бодрствования ко сну.

У тренировки по саморасслаблению есть и другая сторона. Произвольное расслабление мышц, удерживаемое в течение определенного периода времени, согласно методике тренировки, сменяется их волевым напряжением. Утром и днем сеанс аутотренинга заканчивается энергичными движениями, чтобы чувствовать себя отдохнувшим. Систематическое чередование чередующихся фаз "расслабление - напряжение" есть не что иное, как использование физиологических механизмов для тренировки подвижности основных нервных процессов: торможения и возбуждения. Такой тренинг имеет самостоятельное терапевтическое, профилактическое и гигиеническое значение, особенно для людей с инертностью (бездействием) основных нервных процессов, т.е. для людей с заторможенной инициативой, нерешительных, тревожных и подозрительных, склонных к длительным переживаниям.

При использовании аутотренинга некоторые люди неоправданно отождествляют техники мысленного самовнушения - самовнушение и самоубеждение, в то время как техники аутотренинга основаны только на самоубеждении, которое делает личность сильнее, активизирует ее.

Самовнушение происходит непроизвольно и подкрепляется негативными эмоциями. При самоубеждении в связи с общей осознанностью и целенаправленностью этого действия ощущения могут быть как приятными, так и неприятными, но во всех случаях они регулируются волевым усилием.

Аутогенная тренировка практически не имеет противопоказаний. Чтобы добиться положительных результатов, необходимо заниматься активно, настойчиво и последовательно, не теряя терпения.

Разновидностью аутотренинга является психогигиеническая гимнастика. Это система упражнений, используемая в психогигиенических целях, с меньшим объемом. И у него есть следующие особенности - его используют как утром для создания психофизиологической настройки на предстоящий день, так и вечером, перед отходом ко сну. Аутотренинг также используется для профессионального и прикладного обучения, особенно в тех видах профессиональной деятельности, которые выполняются в условиях особо сложных и стрессовых процессов, требующих нервно-психических усилий.

Дыхательная гимнастика играет важную роль в системе аутогенной тренировки. Правильно поставленное брюшное дыхание вовлекает в дыхательный акт все отделы легких, увеличивает насыщение крови кислородом и увеличивает жизненную емкость легких; благодаря движениям диафрагмы массируются органы брюшной полости, в первую очередь печень, восстанавливается их кровоснабжение.

Фаза вдоха является мобилизующей. Поэтому, если необходимо мобилизовать себя (например, ускорить пробуждение после сна), вдох растягивается и заканчивается энергичным коротким выдохом. Это "утренний" тип дыхания. Если вам нужно успокоиться, снять чрезмерное возбуждение, прибегните к "вечернему" типу дыхания: после относительно короткого энергичного вдоха следует несколько растянутый и удлиненный выдох, за которым следует короткая пауза - задержка дыхания [5].

Система психотренинга также использует упражнения, которые тренируют внимание и развивают самоконтроль, вербальное самовыражение, аутогенное погружение и т.д.



Глава 2. Практические аспекты исследования здорового образа жизни



При написании данной курсовой работы было проведено исследование среди студентов 1-го и 2-го курсов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Были сравнены группы двух разных направлений: физической культуры и естественнонаучного образования. Исследование проводилось в форме анкетирования. Студентам была предложена анкета, которая определяет оценку уровня индивидуального здоровья и отношения к проблемам здоровья как культурологической категории. В анкетировании приняли участие 46 человек в возрасте от 18 до 20 лет. Среди них 7 юношей и 13 девушек кафедры физической культуры и 7 юношей и 19 девушек кафедры естественнонаучного образования.



В результате анкетирования студентов кафедры физической культуры получили такие результаты: 

  1. 37 % опрошенных студентов оценивают свои условия жизни как хорошие, 56 % студентов оценивают свои условия жизни как удовлетворительные и 7 % оценивают - как неудовлетворительные.




  1. Только 18 % студентов соблюдают режим питания, 68 % опрошенных студентов частично соблюдают режим питания и 14 % не соблюдают режим питания.



  1. 21 % опрошенных студентов соблюдают режим сна, 73 % студентов соблюдают частично режим сна и 6 % не соблюдают режим сна.



  1. Режим двигательной активности соблюдают 69 % студентов, частично соблюдают - 21 % студентов и не соблюдают режим двигательной активности – 10 % опрошенных студентов.



  1. Медицинское обследование ежегодно проходят 77 % опрошенных студентов и 23 % не проходят ежегодное медицинское обследование.

 


Результаты функциональных проб: задержать дыхание на выдохе студенты 18-20 летнего возраста могут на 35-45 секунд, 15% опрошенных студентов имеют конституцию тела астеник и 85 % опрошенных студентов имеют конституцию тела нормостеник. 

Результаты сформированности культуры здоровья студентов: 18-20 летнего возраста такие:

- 56% опрошенных студентов оценивают своё здоровье как хорошее, 41% опрошенных студентов оценивают своё здоровье как удовлетворительное и 3% опрошенных студентов оценивают своё здоровье как неудовлетворительное. 

- Генетические проблемы не имеют 87% опрошенных студентов, а 13% опрошенных студентов даже не знают есть ли какие-то генетические проблемы в их семье. 



- Опрошенные студенты среди основных проблем физического здоровья детей и молодёжи выделили такие: употребление алкоголя, Распространение разных хронических заболеваний, наркомания, курение, СПИД, туберкулёз, низкий уровень физического развития, патологии органов зрения.

- Опрошенные студенты выделили такие главные причины проблем физического здоровья детей и молодёжи: депрессия, не заинтересованность родителей своими детьми, неадекватная оценка ситуации, семейные проблемы, замкнутость, употребление алкогольных и наркотических средств. Наиболее актуальными проблемами психического и эмоционального здоровья детей и молодёжи опрошенные студенты считают: проблемы общения в семье и с одногодками, замкнутость, депрессия, склонность к насильству, замедленное интелектуальное развитие.

- 76% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека условия жизни влияют частично, а 24% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека условия жизни сильно влияют. 

- 15% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека физическая культура влияет частично, а 85% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека физическая культура влияет сильно. 

- 14% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека спорт влияет частично, а 86% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека спорт сильно влияет. 

- 10% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека медицинское обслуживание влияет частично, а 90% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека медицинское обслуживание сильно влияет. 

- 100% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека условия окружающей среды сильно влияет. 

- 12% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека наследственные факторы влияют частично, а 88% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека наследственные факторы сильно влияют. 

- 5% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека наследственные уровень жизни и материальный достаток влияет частично, а 95% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека наследственные уровень жизни и материальный достаток сильно влияет. 

- 7% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека качество питания влияет частично, а 93% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека качество питания сильно влияет. 

- 10% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека сформированность представлений про здоровый образ жизни влияет частично, а 90% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека сформированность представлений про здоровый образ жизни сильно влияет. 


В результате анкетирования студентов кафедры естественнонаучного образования получили такие результаты: 

  1. 12% опрошенных студентов оценивают свои условия жизни как хорошие, 78% студентов оценивают свои условия жизни как удовлетворительные и 10% оценивают - как неудовлетворительные.



  1. Только 13% студентов соблюдают режим питания, 58% опрошенных студентов частично соблюдают режим питания и 29% не соблюдают режим питания.



  1. 10% опрошенных студентов соблюдают режим сна, 64% студентов соблюдают частично режим сна и 24% не соблюдают режим сна.



  1. Режим двигательной активности соблюдают 46 % студентов, частично соблюдают - 31% студентов и не соблюдают режим двигательной активности – 23% опрошенных студентов.



  1. Медицинское обследование ежегодно проходят 69% опрошенных студентов и 31% не проходят ежегодное медицинское обследование.


 

Результаты функциональных проб такие: задержать дыхание на выдохе студенты 18-20 летнего возраста могут на 20 - 35 секунд, 34% опрошенных студентов имеют конституцию тела астеник и 66% опрошенных студентов имеют конституцию тела нормостеник. 

Результаты сформированности культуры здоровья студентов кафедры физической культуры 18-20 летнего возраста такие:

- 16% опрошенных студентов оценивают своё здоровье как хорошее, 81 % опрошенных студентов оценивают своё здоровье как удовлетворительное и 3% опрошенных студентов оценивают своё здоровье как неудовлетворительное. 



- Генетические проблемы не имеют 75% опрошенных студентов, а 25% опрошенных студентов даже не знают есть ли какие-то генетические проблемы в их семье. 



- Опрошенные студенты среди основных проблем физического здоровья детей и молодёжи выделили такие: употребление алкоголя, снижение иммунитета, наркомания, токсикомания, СПИД, туберкулёз, низкий уровень физического развития, бесплодие, как результат абортов. 

- Опрошенные студенты выделили такие главные причины проблем физического здоровья детей и молодёжи: неправильное питание, не заинтересованность родителей своими детьми, экологические проблемы, семейные проблемы, халатное отношение к безопасному сексу, употребление алкогольных и наркотических средств. Наиболее актуальными проблемами психического и эмоционального здоровья детей и молодёжи опрошенные студенты считают: проблемы общения в семье и с одногодками, замкнутость, депрессия, склонность к насилию, замедленное интеллектуальное развитие.

- 29% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека условия жизни влияют частично, а 71% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека условия жизни сильно влияют. 

- 24% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека физическая культура влияет частично, а 76% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека физическая культура влияет сильно. 

- 18% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека спорт влияет частично, а 82% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека спорт сильно влияет. 

- 14% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека медицинское обслуживание влияет частично, а 86% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека медицинское обслуживание сильно влияет. 

- 98% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека условия окружающей среды сильно влияет, а 2% опрошенных считают, что на здоровье человека условия окружающей среди влияют частично.

- 11% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека наследственные факторы влияют частично, а 89% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека наследственные факторы сильно влияют. 

- 4% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека наследственные уровень жизни и материальный достаток влияет частично, а 96% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека наследственные уровень жизни и материальный достаток сильно влияет. 

- 6% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека качество питания влияет частично, а 94% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека качество питания сильно влияет. 

- 17% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека сформированность представлений про здоровый образ жизни влияет частично, а 83% опрошенных студентов считают, что на здоровье человека сформированность представлений про здоровый образ жизни сильно влияет. 


Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующий вывод: уровень здоровья студентов кафедры физической культуры выше чем у студентов естественнонаучного образования. Студенты факультета естественнонаучного образования по большей части имеют низкий уровень физической активности, а также были выявлены слабые знания о здоровом образе жизни. Студенты факультета физической культуры характеризуются высоким уровнем физической активности и высоким уровнем знаний о здоровом образе жизни. Благодаря физической культуре, которая  благотворно влияет на все системы организма: повышает работоспособность, жизнедеятельность двигательного аппарата, ускоряет обменные процессы в организме, укрепляет сердце и все здоровье в целом, студенты физической культуры отличаются своей стойкостью, активностью в повседневной жизни, хорошей умственной деятельностью, выдержкой, способностью управлять своими действиями и эмоциональным состоянием.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Здоровье - это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

В современных условиях большая часть населения, в том числе молодежь, пренебрегает своим здоровьем. Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, когда говорят о здоровом образе жизни, в первую очередь подразумевают отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но отнюдь не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни - это активное созидание здоровья, включая все его составляющие. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; она также включает в себя систему отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д. Следовательно, для создания здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физические, психические, социальные и духовные), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природоподобными методами и технологиями, формирование отношение к здоровому образу жизни.

Образ жизни студента - это не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующих видов деятельности, сопровождающих его опыт. Структура образа жизни выражается в отношениях подчинения и координации, в которых находятся различные виды жизнедеятельности. Это проявляется в том, какая доля бюджета времени человека тратится на них; в том, на какие виды жизнедеятельности человек тратит свое свободное время, какие виды он предпочитает в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческой деятельности, то ее уровень снижается. Некоторые студенты больше используют свое свободное время для чтения, другие - для физических упражнений, третьи - для общения. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо быть включен в широкую сеть таких связей, либо стоять в стороне.

Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации быта, закрепленного в виде образцов, до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни являются: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального соответствующего режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, имеющий развивающее воздействие на личность.

Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций студента, его мировоззрения, социального и нравственного опыта. Социальные нормы и ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но они не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием.

Изучение ценностных ориентаций студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них четыре группы. К первой группе относятся абсолютные, общечеловеческие ценности, которые получили высокую оценку студентов. К ним относятся успешная семейная жизнь, смелость и честность, здоровье, всестороннее личностное развитие, интеллектуальные способности, сила воли и сосредоточенность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа "предпочтительных ценностей" - это хорошее телосложение и физическая подготовка, авторитет среди прочих. Третья группа значений получила название "противоречивых" за то, что они одновременно представляют признаки большой и малой значимости. Она включает в себя наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа ценностей называется "частной", поскольку студенты придают мало значения ее содержанию - знаниям о функционировании человеческого организма, физической подготовленности к выбранной профессии, социальной активности.

При правильной организации здорового образа жизни у студентов формируется ответственность за здоровье. Как часть общего культурного развития, это проявляется в единстве стилистических характеристик поведения, соответствующих их собственной всесторонней духовной, нравственной и физической жизни.

Изучая ценностную ориентацию студентов на здоровый образ жизни, становится ясно, что здоровый образ жизни в значительной степени зависит от мировоззрения, социального и нравственного опыта. Ценности социальных норм и здорового образа жизни воспринимаются студентами как имеющие большое личное значение, но они не всегда согласуются с ценностями, выработанными общественным сознанием. Следовательно, в процессе накопления человеком социального опыта развиваются когнитивные способности (научные и повседневные знания), психология (формирование интеллекта, эмоций, структуры воли), социальная психология (социальная ориентация, система ценностей), функции (навыки, привычки, нормы поведения, виды деятельности и т.д.) Этот разлад может привести к формированию антиобщественных черт личности. Поэтому в вузах необходимо добиваться того, чтобы человек осознанно выбирал социальные ценности здорового образа жизни и формировал на этой основе устойчивую систему личностных ценностных ориентаций. Это может обеспечить индивиду саморегуляцию, мотивацию для его поведения и деятельности.

Являясь основным компонентом здорового образа жизни студентов, стоит признать, что соблюдение систем труда и отдыха, питания и сна, требований гигиены, организация соответствующей личной физической активности и отказ от вредных привычек, несомненно, окажут влияние на отдельных людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Ильинич М.В. Физическая культура студентов. - М., 2002. - 340 с. 

  2. Дорофеева С.М. Проблемы здоровья и экологии: журнал №3/С.М. Дорофеева. ГГМУ, 2007. - 32 с.

  3. Журавлева И.В. Отношение к здоровью, как социокультурный феномен: Дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04. - М., 2015. - 434 с.

  4. Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. - М., 1982. - 90 с. 

  5. Ильинич М.В. Физическая культура студентов. - М., 2002. - 340 с. 

  6. Барчуков И. С. Физическая культура. - М., 2003. - 255 с. 7

  7. Лисицин Ю.П., Полунин И.В. Здоровый образ жизни ребенка. - М., 1984. - 380 с. 

  8. Конышев, В.А. Все о правильном питании / В.А. Конышев. - М.: Олма-пресс, 2016. - 303 c.

  9. Муркофф, Х.Е. Правильное питание во время беременности / Х.Е. Муркофф. - М.: АСТ, 2023. - 667 c.

  10. Немцов, В. И. Правильное питание при болезнях поджелудочной железы / В.И. Немцов. - М.: Диля, 2019. - 160 c.

  11. Шелтон Основы правильного питания / Шелтон, Герберт. - М.: С-Пб.: Диамант, Золотой век, 2021. - 288 c.

  12. Шмидт, Михаэль А. Правильное питание - ясный ум. Заряди мозги с помощью правильной еды / Шмидт Михаэль А.. - М.: АСТ, 2017. – 369 c.

  13. Cardani De alimento. О питании / Cardani, Hieronymi; Кардан, Иероним. - М.: Romae, Apud Haeredes Antonij Bladij, 2016. - 496 c.

  14. Багмут, С.И. Интерьер предприятий общественного питания / С.И. Багмут. - М.: Экономика, 2019 г. - 243 c.

  15. Барановский, А.Ю. Болезни нарушенного питания. Лечение и профилактика. Рекомендации профессора-гастроэнтеролога / А.Ю. Барановский. - М.: СПб: Наука и Техника, 2017. - 304 c.

  16. Бременер, С.М. Гигиена питания / С.М. Бременер. - М.: Государственное издательство торговой литературы, 2023. - 328 c.

  17. Гогулан Законы полноценного питания / Гогулан, Майя. - М.: Ростов-н/Д: Проф-Пресс, 2019. - 608 c.

  18. Детское питание. Книга о том, как правильно кормить ребенка, чтобы вырастить его здоровым и крепким. - М.: Госторгиздат, 2023. - 240 c.

  19. Илинзер, Д.И. Анализ хозяйственной деятельности в общественном питании / Д.И. Илинзер. - М.: Экономика, 2018. - 144 c.

  20. Интернационал молодежи. - М.: ЦК ВКП (б) Правда, 2022. - 600 c.

  21. Ланькова, Т.В. Врачевание питанием, здоровье и долголетие / Т.В. Ланькова, В.В. Ланьков. - М.: АСТ, 2018. - 400 c.

  22. Лечебное питание / ред. И.К Латогуза. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2023. - 544 c.

  23. Лоранский, Д.Н. Азбука здоровья: Книга для молодежи / Д.Н. Лоранский, В.С. Лукьянов. - М.: Профиздат, 2019. - 176 c.

  24. Молодежь и время. - М.: Тюмень: Государственный университет, 2015. - 486 c.

  25. Мусаев, Ф.А. Мясная и молочная продуктивность крупного рогатого скота при балансировании углеводного питания / Ф.А. Мусаев. - М.: ЗАО ПРИЗ, 2016. - 156 c.

  26. Петров, В.В. 4 группы крови: питание и борьба со стрессом / В.В. Петров. - М.: Харвест, 2017. - 352 c.

  27. Самсонов, М.А. Картотека блюд лечебного и рационального питания в учреждениях системы здравоохранения / М.А. Самсонов, И.В. Медведева, С.И. Матаев. - М.: Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2023. - 736 c.

  28. Эвенштейн, З.М. Здоровье и питание / З.М. Эвенштейн. - М.: Знание, 2023. - 256 c.




Приложение 1

Анкета оценки уровня индивидуального здоровья и отношение к проблемам здоровья как культурологической категории 

Данное социологическое исследование проводится с целью оценки современного образа жизни студентов. Заполняя анкету (анонимно),

ознакомьтесь внимательно с формулировкой вопросов, выделите один из

вариант ответа, наиболее подходящей к вашей точке зрения. В некоторых

вопросах возможен Ваш вариант ответа.

Ваше мнение особенно ценно, так как полученные, в ходе исследования

данные позволят обнаружить проблемы в поддержании здоровья и определить

мероприятия по их решению.

Содержание анкет не разглашается.


. Сведения о себе:

Ваш пол:

Ваш возраст (полных лет) __________

ВУЗ________ факультет_______ курс_____


Условия жизни:

а) хорошие, б) удовлетворительные в) неудовлетворительные 


1. Придерживаетесь ли Вы: 

1.1. режиму питания: а) да, б) частично, в) нет 

1.2. режиму сну: а) да, б) частично, в) нет 

1.3. режиму двигательной активности: а) да, б) частично, в) нет 

2. Проходите ли Вы ежегодное медицинское обследование ? да /нет 


ІІ. Функциональные пробы: 

(При выполнении проб просим Вас быть максимально объективными, это даст Вам возможность провести экспресс-оценку собственного здоровья с помощью ключа, который Вам предложат). 

1) Сделайте спокойный вдох и обычный выдох и задержите дыхание на выдохе. Укажите количество секунд на которую вы задержали дыхания ______________с. 

2) Определите соответствие Вашего веса стандартной формулой: 

Рост в сантиметрах минус 105 равняется _________

Укажите, что конституцию тела Вы имеете /астеник/нормостеник/гиперстеник (подчеркните).


III. Уровень сформированности культуры здоровья 

1) Как Вы оцениваете собственное здоровье? 

А) как хорошое; Б) как удовлетворительное; В)как неудовлетворительное. 

2) Есть ли генетические болезни в Вашей семье? 

А) да; Б) нет; В) не знаю Г) укажите название болезни_______________

 

3) Какие из следующих проблем физического здоровья детей и молодежи Вы считаете наиболее актуальные? 

Употребление алкогольных напитков

Лишний вес

Заболевание опорно-двигательного аппарата

Заболевание желудочно-кишечного тракта

Снижение иммунитета

Курение

Инвалидность, связанная с травмами в быте и на производстве

Наркомания

Токсикомания

Низкий уровень физического развития

Распространение разных хронических заболеваний

Врожденные патология

СПИД

Туберкулез

Бесплодие, как следствие абортов

Патологии органов зрения

Сердечно - сосудистые болезни


4) Какие, по Вашему мнению, главные причины пяти определенных Вами проблем физического здоровья детей и молодежи: 

Проблема № 1 (причины)_______________________________________ 

Проблема № 2 (причины________________________________________ 

Проблема № 3 (причины )_______________________________________ 

Проблема № 4 (причины)_______________________________________ 

Проблема № 5(причины)________________________________________ 


5) Какие из нижеприведенных проблем психологического и эмоционального здоровья детей и молодежи Вы считаете наиболее актуальными: 

Депрессия

Сужение способностей проявления эмоций

Замкнутость

Неадекватная оценка ситуации

Проблемы общения в семье и с ровесниками

Развязность

Самостоятельность

Склонность к насилию

Склонность к суициду

Замедленное интеллектуальное развитие

Другое 

6) Как на здоровье человека влияют следующие факторы? 

1. Жилищные условия

1. Абсолютно не влияют

2. Влияют частично

3. Значительно влияют

4. Тяжело ответить

2. Физическая культура

1. Абсолютно не влияют

2. Влияют частично

3. Значительно влияют

4. Тяжело ответить

3. Спорт

1. Абсолютно не влияют

2. Влияют частично

3. Значительно влияют

4. Тяжело ответить

4. Медицинское обслуживание

1. Абсолютно не влияют

2. Влияют частично

3. Значительно влияют

4. Тяжело ответить

5. Условия окружающей среды

1. Абсолютно не влияют

2. Влияют частично

3. Значительно влияют

4. Тяжело ответить

6. Наследственные факторы

1. Абсолютно не влияют

2. Влияют частично

3. Значительно влияют

4. Тяжело ответить

7. Уровень жизни, материальное благосостояние

1. Абсолютно не влияют

2. Влияют частично

3. Значительно влияют

4. Тяжело ответить

8. Качество питания

1. Абсолютно не влияют

2. Влияют частично

3. Значительно влияют

4. Тяжело ответить

9. Сформированность представлений о ЗОЖ

1. Абсолютно не влияют

2. Влияют частично

3. Значительно влияют

4. Тяжело ответить


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!