СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие бизнес-плана, структура и содержание основных разделов

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ПОНЯТИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ»

Просмотр содержимого документа
«Понятие бизнес-плана, структура и содержание основных разделов»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Омская гуманитарная академия»

Кафедра Коммерции, маркетинга и рекламы







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине: Инновационно-инвестиционный анализ





Выполнил:

Тарасов Сергей Петрович

Направление подготовки:

38.04.01 «Экономика»

Форма обучения: заочная


Оценка:______________________

Должность, Фамилия И.О.

“____”________________20___ г.

















Омск, 2017

Содержание контрольной работы

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ПОНЯТИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ»


ВВЕДЕНИЕ

2

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА


1.1 Сущность бизнес-планирования

4

1.2 Определение миссий и целей предприятия в бизнес-плане

9

2 СОСТАВ И СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА


2.1 Резюме

11

2.2 Анализ рынка

12

2.3 План маркетинга

14

2.4 Производственный план

17

2.5 Организационный план

18

2.6 Финансовый план

20

2.7 Оценка и страхование риска

21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

24

ОТВЕТ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2

27

ОТВЕТ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 3

27





















РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ПОНЯТИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ»


ВВЕДЕНИЕ

Планирование является нормой любой предпринимательской деятельности.

Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес-план - одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа.

Не будет преувеличением назвать бизнес-план основой управления не только коммерческим проектом, но и самим предприятием. Благодаря бизнес-плану у руководства появляется возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны. Сам процесс раз работки бизнес-плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться.

Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием независимо от его функциональной ориентации.

Цель реферата – рассмотреть понятие бизнес-плана, его структуру и содержание.

В соответсвии с поставленной целью сформулированы следующие задачи реферата:

- во-первых, рассмотреть теоретические основы разработки бизнес-плана;

- во-вторых, определить миссию и цели предприятия в бизнес-плане;

- в-третьих, проанализировать стостав и структуру бизнес-плана;

- в-четвертых, сделать выводы.

Методологической основой написания реферата послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области управления персоналом, психологии, статьи и монографии, опубликованнные в печати.








1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА

1.1 Сущность бизнес-планирования

Бизнес-план – это документ, описывающий все основные аспекты будущего фирмы или новой деятельности и содержащий анализ проблем, с которыми она может столкнуться, а так-же способы их решения. Бизнес-план может быть разработан как для нового, только создающегося предприятия, так и для уже существующих организаций на очередном этапе их развития.

Бизнес-план – это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.

Ядро бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, т. е. он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

- определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;

- оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;

- выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их тру да требованиям по достижению поставленных целей;

- проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;

- просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Основная цель разработки бизнес-плана – планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Наряду с главной, определяющей, целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели:

- выявление незаполненных ниш на рынке для позиционирования товара;

- позиционирование товара на рынке;

- определение необходимых ресурсов для производства и продвижения товара на рынке;

- установление потенциальной конкурентоспособности предприятия;

- определение потенциальной рентабельности и финансовойустой чивости предприятия;

- выявление рисков предпринимательской деятельности;

- конкретизация перспектив бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей;

- привлечение внимания и обеспечение поддержки со стороны потенциальных инвесторов.

Важной целью бизнес-планирования называют также получение опыта планирования, развития перспективного взгляда на рабочую среду организации.

Бизнес-план может выполнять следующие функции:

- разработка концепции ведения бизнеса на базе маркетингового, производственного, организационного и финансового планов, что позволяет тщательно отработать стратегию и все возможные нюансы тактики в условиях постоянно меняющейся экономической конъюнктуры (спроса, предложения, цен, налогов, технологии производства и т. п.) еще в теории («на бумаге»), а не в реальных условиях, когда уже трудно предусмотреть все вероятные варианты развития событий и адекватные им решения;

- бизнес-план является практически единственным обоснованием для привлечения денежных средств у заимодавцев или потенциальных инвесторов;

- оценка фактических результатов работы предприятия за определенный период и контроль выполнения различных бюджетов и показателей краткосрочных планов;

- обоснование выбора инвестором наиболее приемлемого варианта инвестирования для получения максимальной прибыли (дохода), установление необходимого объема финансирования и его источников;

- определение целесообразности инвестирования в предполагаемый инвестору объект и его места строительства с учетом предварительных условий и примерных технико-экономических показателей в пределах финансовых возможностей инвестора.

Состав, структура и объем бизнес-плана определяются спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления. Очевидно, что чем крупнее фирма, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее ра работка разделов плана. Бизнес-план небольшого предприятия значительно проще по составу, структуре и объему, чем такой же план крупного производства. Его задача – наметить практически осуществимую программу предпринимательских действий, обеспечивающих достижение намечаемых целей. Иными слова ми, под бизнес-планом следует понимать план-программу деятельности, содержащую систему планомерно организованных мероприятий и показателей.

Резюмируя вышеизложенное, можно охарактеризовать значение бизнес-плана следующим образом:

- дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;

- содержит ориентир, указывающий, как должен развиваться проект (предприятие);

- служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов;

- позволяет осмыслить место предприятия на рынке;

- помогает проанализировать перспективы развития отрасли, рынка, товара (услуги), по-иному взглянуть на деятельность предприятия, его проблемы и перспективы;

- определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;

- конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;

- привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку состороны потенциальных инвесторов фирмы;

При разработке бизнес-плана действующие предпринимательские фирмы обладают преимуществом по сравнению с начинающими, так как цифры, которые они используют для расчетов, имеют надежное обоснование в виде результатов их деятельности. А их планы на будущее основываются на прошлой стратегии, то есть на прошлых успехах и неудачах. Однако многие отечественные предприниматели часто отказываются от планирования своей деятельности, хотя это один из действенных внутренних источников минимизации риска. Любая предпринимательская структура более устойчива, когда предприниматель благодаря этому документу оценивает ожидаемые результаты, определяет стратегию их достижения, правильно и своевременно оценивает характер и размер предпринимательского риска. План позволяет также определить уровень затрат и тех цен, которые смогут обеспечить ожидаемые результаты. В конечном итоге бизнес-план характеризует возможности развития фирмы и ее позиции на рынке.

Следовательно, данный документ, описывающий всю совокупность производственных и сбытовых условий работы фирмы, нужен:

во-первых, самому предпринимателю, а также руководству фирмы, так как позволит им лучше организовать работу, придаст уверенность в правильности намеченных мероприятий;

во-вторых, поскольку бизнес-план оценивает перспективы развития как внутри фирмы, так и за ее пределами, он необходим для принятия таких решений, которые одобрили бы партнеры, соучредители или акционеры фирмы. На основании бизнес-плана решаются такие жизненно важные для фирмы вопросы, как определение при-были, выплата дивидендов, совершенствование организационной структуры производства, изменение характера взаимоотношений с фирмами-партнерами и т. д;

в-третьих, немаловажное значение имеет такой план также для персонала предприятия, уверенная работа которого над его реализацией является важным условием успешного ведения дел.

Предпринимательская деятельность неизбежно сопряжена с контактами внешних для фирмы организаций: поставщиками, инвесторами, банками и др. Все они должны быть уверены в том, что имеют дело с надежной фирмой, уверенно чувствующей себя на рынке, способной осуществить свои планы, намерения. Иными словами, бизнес-план – это документ, предназначенный для некоторых категорий внешних потребителей, а именно для тех, которые будут инвестировать данный предпринимательский проект. Причем они особенно придирчиво относятся к его качеству, тщательности проработки и взаимоувязке всех его составляющих.

Бизнес-план позволяет:

- оценить сложившуюся конъюнктуру рынка;

- лучше контролировать свою деятельность;

- увеличить свою конкурентоспособность.

Одним из важнейших выигрышей, которые дает бизнес-план, является подробное ознакомление с областью индустрии, в которой работает предприятие, и рынком сбыта. Оценка сильных и слабых сторон предприятия и конкурентов поможет правильно определить свое место на рынке.

В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости от назначения: по бизнеслиниям (продукция, работы, услуги, технические решения); по предприятию в целом (новому или действующему).

В настоящее время наиболее привлекательными являются проекты создания бизнеслиний как совокупности прав собственности, конку рентных преимуществ и долгосрочных привилегий, объединяющих все виды преимуществ, от закупки сырья и найма работников до сбыта продукции.

Широко применяются также специальные бизнес-планы финансово-экономического характера:

- составление проспектов эмиссии ценных бумаг;

- обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;

- выпуск акций в закрытых компаниях или определение паев в товариществах при выходе из состава одного из акционеров;

- обоснование вариантов санации предприятия-банкрота и т. д.

Существует 2 основных подхода к разработке бизнес-плана:

1) инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов. Согласно зарубежной практике, данный подход является более предпочтительным. Кроме авторов концепций, заложенных в бизнес-плане, активное участие в его создании принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличие свободных капиталов, риски данного бизнеса;

2) инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Разработчиками бизнес-плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности; авторские коллективы; отдельные авторы. При не обходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

В бизнес-плане оцениваются возможные варианты развития ситуации как внутри фирмы, так и вне. Он особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности, так как именно при помощи бизнес-плана руководители компании принимают решение о накоплении прибыли и распределении ее части в виде дивидендов между акционерами.

В зависимости от целей составления, существует несколько типов бизнес-планов:

Полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта – изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов.

Концепт бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта (бизнес-предложение) – основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности или возможной вовлеченности в проект.

Бизнес-план компании (группы) – изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов.

Бизнес-план структурного подразделения (центра финансовой ответственности) – изложение перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной (операционной) деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли.

Вместе с тем нельзя переоценивать значение бизнес-плана:

- он – не панацея от всех бед и неудач;

- план не может дать ответы на все вопросы и решить все проблемы, возникающие перед предприятием;

- план зависит от квалификации людей, которые его составляют, и от того, кто будет его реализовывать.


1.2 Определение миссий и целей предприятия в бизнес-плане

При разработке взаимоувязанной системы планов определение миссии и целей предприятия называется этапом целеполагания.

Миссия предприятия – это краткое описание хозяйствующего субъекта, его основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм поведения и роли в решении социальных задач региона и общества в целом.

Миссия определяет сущность, масштабы организации, перспективы ее роста и отличия от конкурентов. Миссия определяет основное направление действий фирмы.

Отправными пунктами миссии фирмы являются ее принципы и этика. Они выступают в качестве основополагающих правил действий, отражающих совокупность универсальных общественных требований к поведению сотрудников фирмы. Принципы предприятия включают в себя требования:

- к выпускаемой продукции (оказываемым услугам, выполненным работам) и рынку;

- к управлению (системам мотивации, принятия решений, контроля, оценки достижений и др.);

- к сотрудникам (творческое мышление, принятие на себя ответственности, мотивы, оценка производительности и др.);

- внешней среды (клиентов, поставщиков, инвесторов, конкурентов, общества, государства).

Таким образом, во-первых, миссия имеет огромное значение для коммуникации внутри фирмы: позволяет сотрудникам лучше понять специфику ее деятельности.

Во-вторых, миссия способствует доведению основной информации о деятельности организации до акционеров, потребителей, поставщиков. В этом состоит двоякое предназначение миссии.

Формулировка миссии должна быть, с одной стороны, как можно более общей, чтобы конкуренты не смогли детально рас шифровать хозяйственные замыслы предприятия, а с другой – достаточно четкой, чтобы клиенты и все адресаты смогли в них сориентироваться.

Она должна состоять из сравнительно простых определений, данных в удобной для восприятия форме, часто это бывает лозунг.

Цель – это будущее желаемое состояние предприятия, мотив поведения и действий его работников. В отличие от миссии, цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия.

Цели организации делят на экономические и неэкономические.

К неэкономическим целям можно отнести социальные цели, например улучшение условий труда. Иногда неэкономические цели могут отличаться от некоторых внутренних или внешних интересов организации. Однако организация не должна забывать о формулировании неэкономических целей, поскольку всякое предприятие – это не просто деловая структура, нацеленная на получение прибыли, но и сообщество людей с присущими им человеческими потребностями. Люди – это самый важный фактор успеха организации, поэтому нельзя забывать об их интересах.

Экономические цели организации, выраженные в показателях хозяйственной деятельности, можно разделить на количественные и качественные.

Пример количественной цели – увеличение рыночной доли фирмы до 10% к определенному сроку. Пример качественной цели – достижение фирмой технологического превосходства в отрасли.

Как экономические, так и неэкономические цели могут быть разделены с точки зрения периода их достижения на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Долгосрочные цели не имеют, как правило, четко выраженных количественных характеристик, они в большей степени связаны с миссией фирмы. Краткосрочные цели обязательно имеют конкретное содержание.

Выделяют несколько ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели:

1. Положение на рынке – определение позиции по отношению к конкурентам и выявление конкурентных преимуществ.

2. Инновации – определение новых способов ведения бизнеса (производство новых товаров, выход на новые рынки, применение новых технологий и использование новых методов организации производства).

3. Эффективность – определение взаимосвязи результатов хозяйствования с ресурсами, необходимыми для достижения этих результатов.

4. Финансовые аспекты – определение возможности увеличения прибыли, окупаемости инвестиций и др.

5. Управленческие аспекты – выражаются в менеджменте, шкале персональных достижений менеджеров, работающих в организации.

6. Персонал (выполнение трудовых функций и отношение к работе) – отражение эффективных способов мотивации людей, занятых в организации.

Социальная ответственность – понимание обязанности бизнеса по отношению к обществу, его благосостоянию (увеличение возможностей для материального роста, соответствие общепринятым общественным ценностям, формирование благоприятной экологической среды, участие в решении острых социальных проблем).

Специалисты по планированию пришли к общему мнению, что наиболее значимыми являются финансовые цели – прибыль, показатели доходности. Прибыль занимает лидирующее положение в иерархии целей коммерческой организации.

Цели организации должны быть четкими, ясными, однозначно понимаемыми, в виде формулировок, отражающих ее будущее состояние.

Цели всегда достигаются при определенных ограничениях, которые могут задаваться самим предприятием и накладываться извне. Внешними ограничениями могут выступать законодательные нормы, инфляция, конкуренты, изменения экономической конъюнктуры и уровня доходов населения, финансовое состояние основных партнеров и дебиторов и др. Внутренними ограничениями могут быть принципы фирмы, уровень издержек, производственные мощности, наличие финансовых средств, состояние маркетинга, управленческого потенциала и т. п.

Когда цели, определены, их нужно исследовать на предмет качества. Главными критериями качества целей являются:

- максимально возможная конкретность целей;

- расчет на приемлемый уровень усилий работников;

- гибкость целей и наличие пространства для их корректировки в связи с непредвиденными изменениями;

- измеримость целей;

- сопоставимость целей.

Важной частью этапа целеполагания является правильная разбивка целей на подцели. Это должно быть сделано так, чтобы достижение каждой отдельной подцели приводило к достижению общей цели организации.



2 СОСТАВ И СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА

2.1 Резюме

Вводная часть или резюме пишется, как правило, уже после того, как составлен весь план (табл. 3). Она должна быть краткой (не более 3–4 страниц) и написана так, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора. Именно по содержимому вводной части инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время и читать план до конца. Нужно четко и убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, именно: чем будет заниматься создаваемое предприятие, сколько денег потребуется в него вложить, какой ожидается спрос на его продукцию и почему предприниматель считает, что это предприятие добьется успеха.

Резюме, как правило, состоит из трех частей:

- введение – освещает цели проекта;

- основное содержание: сжатое описание всех ключевых элементов бизнес-плана и его основных частей: род деятельности, прогноз спроса, стоимость проекта, источники финансирования и т.д.;

- заключение: суммирует факторы будущего успеха предпринимателя, может включать описание основных способов действий предпринимателя.

При разработке введения несколько слов следует сказать о средствах достижения цели: новых технологиях, уникальной информации, использовании новых патентов или изобретений и т.д.

Во второй части резюме – основном содержании – следует осветить следующую информацию:

1. Рыночная ситуация: структура и емкость рынка, информация о потребителях и конкурентах. Определяется свое место и роль на рынке. Приводятся данные о темпах роста сегментов рынка, в которых работает предприятие. Оцениваются возможности продаж в этих сегментах рынка. Излагается намеченная стратегия продвижения товара и техника борьбы с конкурента ми, которая обеспечит необходимую долю рынка и объемы продаж в назначенный срок.

2. Конкурентные преимущества. Рекомендуется показать основные характеристики продукции или услуг и провести их сравнение с отечественными или зарубежными аналогами. Кроме того, к числу конкурентных преимуществ можно отнести дополни тельный сервис для клиента или условия продаж.

3. Компетенция и профессионализм команды. Характеризуется компетенция и профессионализм каждого члена управленческой команды. Указываются функции и степень делегирования полномочий во время реализации проекта.

4. Требуемая сумма инвестиций. В случае возможности получения нескольких источников финансирования, рекомендуется представить данные в виде таблицы. Здесь же рекомендуется показать форму финансирования и возврата средств.


2.2 Анализ рынка

Рынок и маркетинг являются решающими факторами для всех компаний. Самые гениальные технологии оказываются бесполезными, если на них нет своих покупателей. Изучение рынка – одна из главных проблем нового бизнеса. Таким образом, параграф бизнес-плана, посвященный рынку и маркетингу, часто является наиболее трудным для написания.

Предпринимателю необходимо убедить инвестора в существовании рынка для своей продукции, в том, что он его понимает и сможет продавать свою продукцию.

Неудачи большинства из провалившихся коммерческих проектов были связаны именно со слабым изучением рынка и с переоценкой его емкости. Необходимо предварительно собрать и обработать большой объем «черновой» информации. Типичный процесс исследования рынка предполагает 4 этапа:

- определение типа данных, которые нужны;

- поиск этих данных;

- анализ данных;

- реализация мероприятий, позволяющих использовать эти данные на пользу предприятию.

Самые первые сведения, которые потребуются при составлении этого раздела: кто будет покупать у фирмы товары, где у нее ниша на рынке? Кроме того, необходимо спрогнозировать рынок и найти ответы на вопрос о том, кто, почему и сколько будет готов купить продукции фирмы завтра, послезавтра и вообще в течение ближайших двух лет. Такой поиск проходит поэтапно.

Первый этап – оценка потенциальной емкости рынка, т.е. общей стоимости товаров, которые покупатели определенного региона могут купить, скажем, за месяц или за год. Величина эта зависит от многих факторов – социальных, национальных, культурных климатических, а главное – от экономических, в том числе от уровня доходов потенциальных покупателей, структуры их расходов, темпов инфляции, наличие ранее купленных товаров аналогичного или сходного назначения и т.д.

Второй этап – оценка потенциальной суммы продаж, т. е. той доли рынка, которую фирма в принципе надеется захватить и соответственно той максимальной суммы реализации, на которую она может рассчитывать.

В итоге такого анализа, который называется маркетинговым исследованием, определяется примерное количество клиентов за месяц, на которое можно рассчитывать.

Но чтобы их получить реально, нужен третий этап, третий шаг к оценке реальных объемов продаж. На этом этапе фирме предстоит оценить, сколько реально она сможет продать (выручить за оказание услуг) в конкретных условиях своей деятельности, при возможных затратах на рекламу и том уровне цен, который намерена установить, а главное – как этот показатель может изменяться месяц за месяцем.

Подготовка такого прогноза возможна с помощью различных методов. Для мелкого бизнеса возможно ограничиться экспертными прикидками, опирающимися на собственный профессиональный опыт фирмы или опыт специалистов, которых нанимают для кон-сультации.

При этом фирма соберет информацию и о своих возможных конкурентах: их товарах, качестве продукции, примерных ценах и условиях продаж. Все это также отражается в бизнес-плане, чтобы инвестор мог оценить полноту представления о рыночной конъюнктуре и продуманность проекта.

Для выполнения анализа необходимо собрать информацию об объеме потенциального спроса и продаж, о производственных и финансовых потребностях предприятия.

В этом разделе указывают основных потребителей продукции и место их нахождения, основных конкурентов, размеры рынка и потенциал его роста, и особые характеристики. Следует описать, как предприятие определяет своих основных покупателей (их этнический состав, возрастные группы и т. д.). Определить, будет ли рост рынка означать, что предприятию потребуется дополнительный капитал, и в случае положительного ответа рассчитать, каков будет его размер и когда этот капитал понадобится. Указывают, как планирует предприятие устанавливать цены на свою продукцию и сможет ли оно получить достаточную прибыль при такой цене. При этом учитывают, как планируемые цены соотносятся с ценами конкурентов. Большое внимание уделяют рекламе бизнеса и организации продвижения продукции на рынок. Определяют, какие средства рекламы существуют на рынке, сколько они стоят, какими из них предприятие планирует воспользоваться, а также смету расходов на рекламу. Следует решить, как по времени предприятие планирует организовать рекламу и кто будет задействован в подготовке рекламных материалов. Если бизнес требует большого сервиса, предлагают варианты того, как с этим могут справиться работники предприятия.

Другой значительной частью раздела бизнес-плана «Рынок» является оценка конкурентов. Оценивая конкурентов, необходимо проанализировать количество фирм-конкурентов и место их расположения, указать крупнейшего продавца аналогичной продукции.

Также определить объем продаж конкурирующих фирм, основные характеристики их продукции, уровень качества, дизайн, сервис.

Определяют сильные и слабые стороны конкурента. Указывают, как предприятие планирует увеличить свою долю рынка и какими преимуществами хочет воспользоваться. Делают прогноз внедрения новых моделей конкурирующей продукции, определяют, есть ли у предприятия надежная информация о том, как идут дела у конкурентов, может ли предприятие описать своих конкурентов, их управление, историю, руководителей, принципы финансового состояния, т. е. добыть информацию, позволяющую ясно представить их положение.

Эти пункты необходимо раскрыть при написании раздела биз-нес-плана «Рынок».

1. Покупатель продукции.

2. Объем рынка.

3. Потенциал роста рынка.

4. Установление цен на продукцию.

5. Соотношение цен на продукцию предприятия и цен конкурирующих фирм.

6. Средства рекламы.

7. Разработка рекламы.

8. Фирменные знаки.


2.3 План маркетинга

Значение плана маркетинга трудно переоценить. Иметь такой план нужно не только новым, но и существующим предприятиям.

План должен дать ответ на три вопроса: Где вы находитесь? Куда стремитесь попасть? Как туда добраться? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо знать об основных элементах маркетинга. Они тесно взаимосвязаны и включают:

1) разработку программы работ, услуг, продажи товаров;

2) обоснование цен на продукцию (работы, услуги);

3) методы распространения продукции (каналы сбыта);

4) стимулирование сбыта продукции, рекламную деятельность.

Задачи маркетинга – выявить и учитывать в производственной деятельности основные факторы (внешние и внутренние), способствующие успешному завоеванию рынка, обеспечивающие стабильное положение предприятия.

Под внешними факторами понимаются условия, которые предприниматель не может изменить, но должен учитывать, так как они влияют на состояние бизнеса. К ним относятся: спрос на продукцию, законодательство, конкуренты, предложение и пр.

Внутренние факторы, как правило, поддаются контролю со стороны предпринимателя, важнейшие из них: финансовые возможности предприятия, кадры, выбор поставщиков, цели и задачи, исходя из которых строится политика маркетинга.

План маркетинга составляют обычно на год вперед с разбивкой по месяцам, регулярно контролируется его соблюдение и, прине обходимости, вносятся соответствующие коррективы.

Чтобы разработать качественный план маркетинга, следует собрать информацию и выполнить анализ изменений спроса на продукцию (работы, услуги), изменений в структуре рынка, в поведении конкурентов и др.

Источниками информации о рынке могут служить собственные отчетные документы, а также поставщики, потребители, конкуренты и др.

На основе анализа текущей ситуации на рынке и прогноза (поведение конкурентов, изменение спроса на продукцию, появление новых технологий и др.) необходимо обосновывать конкретные цели и задачи развития Вашего предприятия. Это целесообразно сделать в конкретных количественных показателях (например, рентабельности, объемах реализации продукции, работ, услуг, доле рынка и др.).

Цели и задачи должны быть реалистичными, с учетом изменяющихся ограничений по времени, финансовым, материальным и территориальным ресурсам.

План маркетинга должен излагать конкретную стратегию, ведущую к реализации целей и задач предприятия. Формирование рыночной стратегии, разработка комплекса мероприятий и программ должны ответить предпринимателю на вопрос, каким путем надо идти. Важно подумать о выборе исполнителей, которые будут нести личную ответственность за реализацию порученных мероприятий.

Если речь идет о вновь создаваемом предприятии, то всю полноту ответственности за выполнение плана маркетинга, как правило, берет на себя президент (управляющий), поскольку именно он больше всех заинтересован в успехе своего дела.

Если план маркетинга продуман во всех деталях, предприниматель может оценить, во что примерно может обойтись его выполнение.

Оценка затрат, которые потребуются для реализации выбранной стратегии, послужит основой для составления финансового плана.

Как уже отмечалось, в течение всего периода, на который составлен план (как в целом, так и по отдельным его разделам), при необходимости следует вносить изменения или переключаться на альтернаивные стратегии, дающие большой экономический эффект.

Успешная реализация плана маркетинга во многом будет зависеть от того, насколько тщательно он составлен; в его основе должны лежать реальные факты, выбраны достижимые цели. План маркетинга должен стать надежным помощником предпринимателя.

Этот раздел посвящен созданию эффективного рынка товара.

В нем указывают:

1) схему распределения товаров;

2) процесс ценообразования;

3) вид рекламы;

4) размер затрат на рекламу;

5) методы стимулирования продаж;

6) способ организации сервисного обслуживания;

7) размер затрат на сервис;

8) способ формирования общественного мнения о предприятии (как оно будет добиваться хорошей репутации);

9) способ достижения постоянного роста объема продаж:

- за счет расширения районов сбыта;

- поиска новых форм привлечения покупателей;

- продажи новых товаров.

Маркетинговый план требует тщательного изучения и анализа.

Его можно разделить на два подраздела: анализ рынка и стратегию маркетинга.

Анализ рынка описывает существующий рынок, на котором планируют активизировать бизнес. Ключевыми пунктами для выбора сегментов рынка для изделий и услуг являются: отличительные особенности продукции; образ жизни клиентов, на которых ориентируется организация; географическое месторасположение; сезонность.

Маркетинговая стратегия позволяет планировать и реализовать кампанию по продвижению продукции или комплекса услуг на рынок, которая будет активизировать продажи. Эта стратегия должна усиливать, продвигать и поддерживать преимущества, отличительные характеристики и выигрышные стороны продукции предприятия. Предприятие сможет проанализировать свою деловую активность, определить сильные стороны. Стратегия, которую выберет предприятие, будет зависеть от плана, нацеленного на то, как защититься от противника. Стратегия предприятия должна быть нацелена на захват доли рынка в кратчайшие сроки. Решающим фактором является то, как будут воспринимать клиенты предприятие и его продукцию по сравнению с продукцией конкурента.

В этом подразделе необходимо описать то, как предприятие будет сообщать о продукции и комплексе услуг, на каком уровне – местном, национальном или международном – будет продаваться продукция. Будет ли оно использовать радио, телевидение. Следует определить, стоит ли проводить семинары или принимать участие в торговых выставках. Также предприятие может использовать маркетинг с помощью средств телекоммуникаций или внешних торговых представителей, воспользоваться услугами агентства по связям с общественностью. Часто для рекламы рассылают брошюры и рекламные листки. Возможны и другие творческие способы для продвижения продукции.


2.4 Производственный план

План производства должен показать оптимальный объем производства; потребность в зданиях и оборудовании, технологиях и ноу-хау; источники поставок основных материалов; возможности использования субподрядчиков или кооперации. При написании этого раздела конкретные технологические операции следует описывать простым языком без применения технологического жаргона.

Главная задача плана производства – доказать партнерам, что предприятие в состоянии реально продавать нужное количество товаров требуемого качества в нужные сроки. В этом разделе особое внимание необходимо уделить поставщикам продукции. Поставщики становятся чрезвычайно важными при высокой концентрации в отрасли или доминировании в ней нескольких фирм.

При написании раздела «План производства» необходимо показать производственную мощность предприятия. Производственная мощность предприятия, цеха, участка – это способность закрепленных за ними средств труда (технологической совокупности машин, оборудования и производственных площадей) к максимальному выпуску продукции за год (сутки, смену) в соответствии с установленной специализацией, кооперированием производства и режимом работы.

Производственная мощность предприятия, цеха, участка рассчитывается, как правило, в тех же натуральных (условно-нату-ральных) единицах, в которых планируется объем выпуска продукции, а иногда в станкочасах и, как исключение, в стоимостном выражении. Разница между производственной мощностью и производственной программой (объемом производства) представляет резервы предприятия, т. е. производственная программа показывает степень использования производственной мощности. Пропускная способность предприятия характеризует максимальный выпуск продукции применительно к работе оборудования, станка, агрегата, поточной линии, группы станков, но только не участка, цеха, самого предприятия. Пропускная способность оборудования исчисляется за декаду, сутки, смену, час, а производственная мощность структурных единиц производства – за год, в некоторых случаях за квартал, месяц.

При написании плана производства для достоверного описания производственного цикла необходимо привлечь специалистов по технологии производства. Если существуют фотографии производственного процесса, то рекомендуется приложить их к бизнес-плану: это позволит инвестору наглядно увидеть весь технологический цикл. Необходимо подробно раскрыть виды уже выпускаемой и готовящейся к выпуску продукции, номенклатуру и ассортимент каждой единицы продукции. В данном разделе не следует употреблять производственные термины, так как они могут быть непонятны инвестору.

В разделе бизнес-плана «План производства» делают расчеты.

Дополнительно можно представить иллюстративный материал, демонстрирующий продукцию.

Вариантов написания этого раздела большое количество. В зависимости от ситуации выбирают более удобный и понятный.

Основной целью составления производственного плана является доказательство потенциальным партнерам способности предприятия (фирмы) качественно и в срок производить товар (услугу), т. е. эффективности предприятия (фирмы). Было бы ошибкой полагать, что инвесторы на слово поверят обещаниям, даже документированным, возврата денег с прибылью. На самом деле любой серьезный инвестор лично изучает и оценивает организацию производства на предприятии (фирме), управленческие методы и управленческий персонал.

Но степень интереса стороннего вкладчика несоизмерима с интересом собственника предприятия (фирмы). Поэтому роль производственного плана в бизнес-плане зависит от ориентации последнего либо на внешних инвесторов, либо на внутренние потребности. В зависимости от этого производственный план может быть схематичным или развернутым.

Степень детализации производственного плана связана также с характером производства: чем выше технологическая сложность производственных процессов, тем подробнее производственный план.

Обычно производственный план включает разделы с описанием технологии производства, ресурсов предприятия (фирмы) и менеджмента.


2.5 Организационный план

План менеджмента считается наиболее важным разделом, так как от качества управления будет зависеть успех реализации бизнес-плана. В этом разделе указывают основной руководящий состав; организационную структуру, в которой определяется взаимосвязь всех подразделений; системы вознаграждения и обучения на предприятии; организационную культуру фирмы. Также в этом разделе определяют:

1) количественный состав работников организации;

2) должностные и квалификационные обязанности сотрудников организации;

3) систему оплаты и стимулирования труда всех работников организации;

4) годовой фонд оплаты труда и среднемесячный заработок на одного работника предприятия.

Управленческий коллектив является очень существенным фактором. Потенциальный инвестор придает огромное значение управленческой команде, принимающей жизненно важные текущие решения. Успех или неудача предприятия будут зависеть от наличия опыта, зрелости и здравого смысла у руководителя предприятия, партнеров, совета директоров и управленческого персонала.

В любом управленческом коллективе необходимо обеспечить равновесие, дающее возможность реализовать в организации четыре важных элемента: планирование; организаторские способности; контроль; управление. Жизненно важно гармоническое сочетание в управленческой команде поведенческих, технических и концептуальных способностей, которые проявляются при организации производства, поставках продукции или предоставлении услуг. Управленческая команда должна изначально иметь или развивать в себе способности к маркетингу, финансовой деятельности и организации производства. Сила управленческой команды должна быть четко отражена в бизнес-плане. Фирма, имеющая формализованную структуру управления, имеет больше шансов заработать капитал и достичь своих целей за более короткий промежуток времени, причем с гораздо меньшими затратами.

При написании этого раздела бизнес-плана рекомендуется представить схемы управления с расшифровкой функциональных обязанностей каждого работника и иерархией управления.

Дополнительно в приложениях к бизнес-плану можно представить долж ностные инструкции основных работников предприятия:

- основной руководящий состав;

- организационная структура;

- система вознаграждения;

- система обучения;

- организационная культура фирмы.

Составление организационного плана требует от предпринимателя принятия ряда важных решений, которые смогут во многом определить дальнейшую судьбу предприятия. Состав руководящей группы и организационная структура должны способствовать созданию коллектива, преданного идее нового предприятия, разделяющего его цели, готового работать с полной отдачей.

Следует иметь в виду, что инвесторов будут интересовать, прежде всего, деловые качества членов руководства. Каждый кандидат на руководящую должность должен быть готов отдавать делу все свое время, не рассчитывая на высокое вознаграждение. Для истинного предпринимателя недопустимо думать о личном обогащении, когда предприятие еще не встало на ноги. Всякая попытка назначить себе высокую заработную плату будет оцениваться инвесторами как предательство интересов фирмы.

Организационная схема новых предприятий обычно бывает несложной, нередко все управленческие функции выполняет сам предприниматель. По мере роста предприятия объем работы увеличивается, организационная структура усложняется. Чтобы выстоять в конку рентной борьбе, необходимо ее тщательно продумать, пра-вильно рас пределить обязанности между исполнителями и соста-вить четкие должностные инструкции.


2.6 Организационный план

Финансовый план, как никакой другой раздел бизнес-плана, важен не только для потенциальных инвесторов, но и для внутреннего использования, поэтому следует относиться с особой тщательностью к его составлению и постоянно его обновлять. Финансовые аспекты требуют особых знаний, прежде всего знаний бухгалтерского учета и анализа, поэтому для его под готовки, если предприятие (фирма) настолько мало, что у него (нее) нет своего бухгалтера (финансовой службы) или он (она) недостаточно квалифицирован, часто приглашаются специалисты из фирм по бухгалтерскому учету и финансовому менеджменту.

Финансовый план должен дать предпринимателю полную картину:

1) откуда, когда предприятие должно получать деньги;

2) на что эти деньги будут потрачены;

3) как соотносится потребность в деньгах с наличностью;

4) каким будет финансовое положение предприятия к концу года.

Потенциальному инвестору финансовый план должен дать ответ на вопросы:

1) сможет ли предприниматель выполнить взятые на себя обязательства;

2) сумеет ли он так распорядиться порученными средствами, чтобы либо вовремя вернуть долги, либо обеспечить хорошую прибыль на вложенный капитал.

Как часть бизнес-плана финансовый план включает следующие 4 раздела:

1) план доходов и расходов;

2) план по денежным поступлениям и выплатам;

3) балансовый план;

4) сводка по источникам и использованию средств.

Как правило, инвесторы требуют, чтобы финансовый план составлялся на три года вперед, причем, чтобы данные по первому году давались в месячной разбивке.

Составление финансового плана начинается с прогнозирования продаж (реализации продукции, работ, услуг). Основой для разработки такого прогноза служит план маркетинга.

План доходов и расходов должен включать расчет следующих показателей:

1) доходов от продаж (выручка от реализации продукции, работ,

ус луг);

2) себестоимости реализованной продукции (затраты на производство);

3) прибыли от реализации продукции (работ, услуг);

4) прибыли от прочей реализации;

5) доходов и расходов от внереализационных операций;

6) валовой прибыли или убытков;

7) налогов из прибыли (доходов);

8) чистой прибыли (оставшейся после уплаты налогов).

В плане необходимо предусмотреть все возможные статьи расходов и правильно спланировать их динамику по месяцам. Особое внимание должно быть уделено расчету себестоимости реализованной продукции (работ, услуг).


2.7 Оценка и страхование риска

Любой бизнес связан с риском. Для снижения степени риска разрабатывается бизнес-план. В бизнес-плане должны быть рассмотрены возможные ситуации, устраняющие или позволяющие избежать негативных моментов, связанных с риском, и как одна из крайних мер – банкротство предприятия. Выявление инвесторами негативных факторов, не отраженных в бизнес-плане, может серьезно подорвать доверие к предпринимателю.

В связи с этим, указывая или обсуждая рисковые ситуации и моменты бизнеса, предприниматель демонстрирует свое профессиональное мастерство, умение менеджера справиться с ситуацией и уменьшить (или избежать) риск.

В бизнес-плане следует описать главные проблемы и риск (форс-мажорные обстоятельства), с которыми может столкнуться предприниматель. К числу рисков, заслуживающих обсуждения, относятся следующие:

1) снижение цены конкурентами на продукцию, объекты, услуга аналогичной номенклатуры (ассортимента);

2) любые потенциально неблагоприятные тенденция в промышленности (например, строительных материалов);

3) значительное превышение затрат на реконструкцию или эксплуатацию объектов;

4) срыв срока достижения запланированного объема продукции на вводимых объектах;

5) увеличение нормативных сроков поставки материалов, деталей или сырья;

6) затруднения в получении необходимых банковских кредитов, увеличение процента ссудного капитала;

7) просчеты в области маркетинга и в производственной политике;

8) ошибки в подборе руководящих кадров;

9) отсутствие или нехватка квалифицированной рабочей силы;

10) увеличение уровня налогов и отчислений на социальное обес-печение.

Возможны и другие причины, которые не указаны здесь, но которые могут возникнуть и привести к рискованным ситуациям.

Для предпринимателя очень важно уметь предвидеть подобные трудности и заранее выработать стратегии их преодоления. Даже если ни один из факторов не представляет реальной угрозы для предприятия, в бизнес-плане необходимо все же на них сослаться и обосновать, почему по этому поводу не стоит беспокоиться.

Целесообразно заранее выработать стратегию своего поведения на случаи внезапного возникновения угрозы со стороны какого-либо из рассмотренных факторов.

Наличие альтернативных программ и стратегий будет свидетельствовать о том, что предприниматель знает о возможных трудностях и заранее к ним готов.


















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате рассмотрения темы реферата сделаны следующие выводы.

Бизнес-план – это документ, описывающий все основные аспекты будущего фирмы или новой деятельности и содержащий анализ проблем, с которыми она может столкнуться, а так-же способы их решения. Бизнес-план может быть разработан как для нового, только создающегося предприятия, так и для уже существующих организаций на очередном этапе их развития.

Бизнес-план – это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.

Состав, структура и объем бизнес-плана определяются спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления.

Обычно оформление бизнес-плана начинается с подготовки титульного листа. Он должен сразу обеспечить информацию о том, где, когда и кем составлен данный документ. Здесь же указывается название проекта, которое должно кратко и четко формулировать идею, заложенную в бизнес-плане.

Вторая страница плана обычно содержит оглавление, которое должно отражать его структуру – номенклатуру разделов или параграфов. Затем идет введение, в котором указывают сведения о предприятии – инициаторе проекта, общие и конкретные цели проекта (какая продукция намечается к выпуску, ее конкурентоспособность, объем намечаемых инвестиционных затрат и т.п.). Если в бизнес-плане раскрываются коммерческие секреты проектоустроителя, то рекомендуется включить в данный раздел бизнес-плана меморандум о конфиденциальности.

Объем раздела «резюме» не должен превышать нескольких страниц. В этом разделе указывается все главное, что должно быть понято и оценено потенциальным инвестором, то есть, информация, дающая представление о фирме и обеспечивающая необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность. В приоритетном порядке указываются основные преимущества нового проекта с точки зрения уровня производства и качества намечаемой к выпуску продукции. Составители плана должны кратко и четко сформулировать основные цели проекта, его конкретные задачи, а также результаты, которые ожидаются от реализации. Таким образом, в разделе должны быть освещены основные цели фирмы, ее стратегия, разработанные для ее достижения конкретные мероприятия.

В разделе «Виды товаров и услуг» (другие авторы называют этот раздел «Описание предприятия и отрасли») описывается текущее состояние отрасли, место и положение фирмы на рынке. Подготовке раздела предшествует значительная предварительная работа по анализу перспектив развития производства планируемой продукции. В рамках данного раздела необходимо подробно представить предлагаемые товары и услуги, указать их основные преимущества в глазах потребителя, а также имеющиеся недостатки и меры по их преодолению. Особо следует подчеркнуть разницу между тем, что представлено на рынке в настоящее время, и тем, что собирается в будущем предложить фирма, так как выход на рынок и рост объемов продаж напрямую зависит от уникальных свойств представленного в бизнес-плане продукта.

Одним из ключевых является раздел «Описание инвестиционного проекта» («Сущность инвестиционного проекта»), в котором следует раскрыть основные цели проекта, его достоинства, предпосылки к осуществлению, характер и объем планируемой продукции, ее конкурентоспособность. Здесь же указывают основные стадии развития проекта – от предварительных исследований до окончания эксплуатации проекта.

Цель раздела «Рыночные исследования и анализ сбыта» («Оценка рынка сбыта и конкурентов») - предоставить инвестору достаточные фактические материалы, чтобы убедить его в конкурентоспособности рассматриваемого проекта, а также помочь определить, кто будет покупать планируемую к выпуску продукцию и какова ее ниша на рынке.

В разделе бизнес-плана, посвященном маркетингу («План маркетинга»), освещаются способы достижения намечаемых объемов продаж    и    доведения    выпускаемой    продукции    до    потребителя.

Необходимо, чтобы в плане была указана общая стратегия маркетинга, принятая на фирме, схема ценообразования и реализации товара, а также методы стимулирования роста объемов продаж. Важно провести оценку возможности просчетов и ошибок, их «стоимость». Большое значение имеют также организация предпродажной подготовки и послепродажного обслуживания клиентов, реклама выпускаемых товаров, формирование общественного мнения о товарах и фирме.

Раздел «План производства» включается в бизнес-план инвестиционных проектов, связанных с производством товаров. Главная задача этого раздела - убедить потенциальных инвесторов и партнеров, что фирма будет в состоянии производить необходимое количество товара требуемого качества в нужные сроки.

В разделе «Оценка риска и страхование» проводится оценка неопределенности и риска того, что цели инвестиционного проекта не будут достигнуты, освещаются проблемы, которые могут возникнуть у фирмы в процессе реализации проекта и основные методы защиты от потенциальных трудностей. В данном разделе целесообразно отразить перечень возможных рисков, вероятность их возникновения и ожидаемого ущерба от этого, организационные меры по предотвращению и нейтрализации рисков, способы страхования от рисков.

Раздел бизнес-плана, касающийся финансового плана, необходимо посвятить оценке потенциала фирмы и планированию ее финансовой деятельности с целью достижения жизнеспособности компании и эффективного использования имеющихся денежных средств. Это позволяет проводить анализ инвестиционных затрат, ожидаемых объемов выручки и издержек производства, проводить оценку потребности в финансовых средствах на каждом шаге реализации проекта.

Организационный план содержит краткую характеристику организационной структуры компании – функции и задачи структурных подразделений, порядок взаимодействия служб и исполнителей, организация контроля над реализацией проекта. Отражаются сведения о персонале, информация о правовом обеспечении деятельности фирмы.

В конце бизнес-плана делаются выводы и предложения – краткий, но достаточно информативный итог оценки сущности, целей, задач и возможных результатов реализации инвестиционного проекта. Желательно дополнить бизнес-план справочной информацией: полное наименование предприятия или фирмы, юридический адрес, номера контактных телефонов, телекс, факс, а также названия организаций и телефоны, по которым читатель плана сможет получить в случае необходимости дополнительную информацию.

Как видно, бизнес-план является сложным по структуре документом. Его параграфы и разделы должны охватывать все аспекты деятельности предприятия. Состав разделов может видоизменяться в зависимости от типа решаемой задачи.


















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алиев, В.С. Бизнес-планирование с использованием программы Project Expert (полный курс): Учебное пособие / В.С. Алиев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c.

2. Алиев, В.С. Бизнес-планирование с использованием программы Project Expert (полный курс): Учебное пособие / В.С. Алиев, Д.В. Чистов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 352 c.

3. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2013. - 256 c.

4. Виноградова, М.В. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: Учебное пособие / М.В. Виноградова. - М.: Дашков и К, 2013. - 280 c.

5. Горбунов, В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 248 c.

6. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и К, 2013. - 432 c.

7. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и К, 2016. - 432 c.

































ОТВЕТ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2

Инвестор формирует композиционные портфели на основе эффективного портфеля А, для которого вычислена значения E(rА) = 0,16 и õА = 0,08. Может ли сложиться ситуация, при которой доходность безрискового средства rf = 0,2, то есть превзойдет E(rА)?

Ответ: не может, поскольку величины E(rА), õА, rf не меняются при формировании композиционных ссудных портфелей, сформированных на базе эффективного портфеля A. Если инвестор формирует портфель, состоящий из эффективного портфеля A (с ожидаемой доходностью E(rА) и стандартным отклонением õА) и безрискового финансового средства f с доходностью rf, то в силу зависимости он будет выбирать такие композиционные портфели, для которых соотношение ожидаемой доходности и стандартного отклонения соответствуют f-rA.

Если E(r ) rf, то, увеличивая долю заемных средств, инвестор в состоянии непрерывно повышать ожидаемую доходность портфеля при одновременном увеличении риска инвестирования в подобные портфели.


ОТВЕТ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2

Справедливо ли утверждение, что при соблюдении начальных условий модели САРМ каждый инвестор будет стремиться создавать рисковую часть композиционных портфелей на основе рыночного портфеля М?

Ответ: можно, инвесторы, имея выбор между двумя идентичными портфелями (с одним и тем же уровнем риска) всегда выберут тот портфель, который обеспечивает более высокую доходность.

С учетом допущений, в модели CAPM предполагается, что при равновесии финансовых рынков все инвесторы будут стремиться принимать такое инвестиционное решение, которое обеспечивает каждому из них формирование рыночного портфеля M. CAPM – это модель, где ожидаемые доходности всех ценных бумаг устанавливаются таким образом, чтобы предложение денег, предназначенных для инвестирования (покупки ценных бумаг), равнялось спросу на ценные бумаги со стороны инвесторов.




33




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!